НОВОСТИ
06.10.2024 11:00
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ИДЕТ ВОЙНА ПРИРОДНАЯ
Совместно с:
07.10.2014
ЭКОЛОГИ ОБВИНЯЮТ ВОЕННЫХ В ГРУБЕЙШЕМ НАРУШЕНИИ ЗАКОНОВ
Российские экологи обвинили отечественных военных в «грубейшем нарушении законов» и назвали их поведение «позорным». Речь идет о недавних масштабных учениях «Восток-2014», в том числе на острове Врангеля, который является природным заповедником и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот факт стал очередным звеном в многолетней конфронтации между экологами и военными.
Президент Владимир Путин назвал стратегические командно-штабные учения «Восток-2014» крупнейшим мероприятием подобного рода в России. В этом мероприятии участвовали более 155 тысяч военнослужащих. Около 8 тысяч единиц вооружения и военной техники, в том числе более 4 тысяч боевых бронированных машин, 632 самолета и вертолета, 84 корабля. В небо взлетали крылатые ракеты сухопутного, морского и авиационного базирования. Ареной учений стала огромная территория от Анадыря до Владивостока, в том числе остров Сахалин, полуострова Камчатка и Чукотка, южная часть Приморья, морские полигоны региона…
ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ ДЕСАНТИРОВАЛИСЬ В ЗАПОВЕДНИКЕ
Одной из арен учений стал остров Врангеля в Чукотском автономном округе. В соответствии со сценарием маневров, ночью на парашютах там высадились около сотни вооруженных ребят из бригады морской пехоты Тихоокеанского флота (ТФ) и десантно-штурмовой бригады ВДВ, после чего провели там учебный бой. Довольные кураторы из Минобороны выложили видеоролик об этой акции на своем сайте, дабы все желающие могли насладиться виртуальной победой русского оружия. Однако российские экологи, вместо того чтобы аплодировать военным, возмутились их действиями. «Гринпис России» обратился в Главную военную прокуратуру, потребовав наказать инициаторов маневров. Если прокуратура подтвердит нарушение, к ним может быть применен штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей «с конфискацией орудий совершения правонарушения».
Руководитель программ по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) «Гринпис России» Михаил Крейндлин заявил: «Военные, как всегда, умолчали, что остров Врангеля является государственным природным заповедником, который, благодаря своей уникальности, единственный из российских ООПТ в Арктике включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Проведение военных учений на территории заповедника является грубейшим нарушением российского законодательства. На территории заповедника запрещено даже находиться без разрешения его администрации или Минприроды. Сложно представить, что все сто десантников, высадившихся на остров, имели такие разрешения».
Ну вообще-то получить такие «разрешения» или любые другие, если надо, для Минобороны не проблема. Так что иск, увы, с юридической стороны заведомо проигрышный. Но только с юридической. С моральной стороны дела действия военных весьма уязвимы. Еще в конце августа на острове Врангеля началось строительство пункта базирования Тихоокеанского флота ВМФ РФ.
Крейндлин констатирует: «Действия военных могут серьезно сказаться на популяции белых медведей, для которых остров Врангеля является крупнейшим в мире «родильным домом». Учебные боевые действия вкупе с масштабным строительством военной базы, развернувшимся на острове Врангеля, могут привести к утрате тех ценностей, благодаря которым он попал в список Всемирного наследия. Это прямое нарушение Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Россия взяла на себя обязательство по сохранению этого уникального уголка Арктики перед всем мировым сообществом».
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ОЛИГАРХИ И ВОЕННЫЕ ИДУТ ОБЩИМ ФРОНТОМ ПРОТИВ ЭКОЛОГОВ
Федеральное законодательство запрещает любую деятельность в заповедниках, кроме природоохранной, научной и просветительской. Однако на практике тот же остров Врангеля уже не раз за этот год становился ареной совсем других интересов. Так, и в августе, и в сентябре в зону острова заходило и подолгу стояло разведочное судно «Роснефти». И наверняка отнюдь не с целью помочь сохранению популяции белых медведей. По словам Крейндлина, «вторжение нефтяного бизнеса и военных в уникальный арктический заповедник красноречиво свидетельствует, как российские власти и приближенные к ним коммерческие компании относятся к требованиям законодательства и охране природы Севера».
В 2013 году «Роснефть» получила лицензионный участок «Северо-Врангелевский 1» для разведки и добычи нефти. Несмотря на наличие федерального закона об ООПТ, в этот участок вошли свыше 240 тысяч гектаров охранной зоны заповедника. На возмущенный запрос «Гринписа» чиновники Минприроды официально ответили, что не допустят промышленной деятельности в заповеднике. Однако никакие изменения в границы лицензионных участков до сих пор не внесены. Если на острове появится военная база ТФ, то со статусом заповедника острову Врангеля, по крайней мере его части, придется распрощаться. К превеликому удовольствию нефтяных олигархов.
Такой трогательный союз крупного капитала и военных против экологов складывается в Арктике уже не в первый раз. В прошлом году, когда гринписовцы протестовали против действий Газпрома, против них были подняты военные вертолеты. Напомним, тогда активисты «Гринпис» из разных стран поднялись на первую в мире морскую ледостойкую нефтяную платформу «Приразломная» в Баренцевом море, строительство которой ведет Газпром. Активисты закрепились на ее бортах при помощи альпинистского снаряжения и растянули баннеры, призывающие остановить нефтяное бурение Арктического шельфа.
Как заявил исполнительный директор «Гринпис Интернэшнл» Куми Найду, принимавшего участие в акции, «мы действуем от лица миллионов людей, которые присоединились к глобальному движению за сохранение Арктики». Действительно, под письмом в защиту Арктики подписалось четыре миллиона человек! Однако такая поддержка не помешала арестовать 30 участников акции и возбудить против них уголовное дело по статье «Хулиганство». А глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов заявил, что «не уважает «Гринпис» за его хамские, экстремистские методы».
АРКТИКА СТАЛА ГЛАВНОЙ АРЕНОЙ БОРЬБЫ МЕЖДУ ЭКОЛОГАМИ И ВОЕННЫМИ
Борется «Гринпис» и против планов той же «Роснефти» вместе с американской корпорацией ExxonMobil освоить нефтяное месторождение в Карском море – прямо рядом, кстати, с архипелагом Новая Земля, давно превращенным военными в полигон для подземных ядерных испытаний.
Руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров отмечает: «Добывать нефть с глубины около 100 метров, когда море покрыто льдом до 9 месяцев в году, в условиях штормов и айсбергов, по соседству с заповедными территориями – эти планы выглядят поистине безумной затеей. В таких условиях любая ошибка может обернуться бедствием».
По мнению экологов, интересы госкорпораций типа Газпрома или «Роснефти» гораздо менее важны, чем интересы страны и всей Земли. А последние заключаются в том, чтобы Арктика оставалась резервуаром чистой пресной воды и нормальной экологии, потому что это впрямую влияет на климатические условия на планете. Небольшие объемы нефти, которые возможно добыть среди льдов Арктики, не стоят огромных рисков для природы. Поэтому «Гринпис» борется против добычи нефти на Арктическом шельфе – и не только в отношении российских компаний. Активисты провели акции и против планов норвежской Statoil начать бурение в Баренцевом море, и против проекта британско-голландской Shell по нефтедобыче на шельфе Аляски, и против намерения начать добывать газ близ берегов Гренландии.
Там, в море Баффина, британская компания Cairn Energy обнаружила газовое месторождение. А ведь море Баффина – место обитания большинства популяций нарвалов, голубых китов, белых медведей, тюленей, акул, многих перелетных птиц. Один из участников акции протеста, заблокировавших работу буровой платформы, Сим Маккенна, пояснил свои мотивы: «Компании должны оставить Арктику в покое и вместо этого работать над развитием экологически безопасных источников энергии. Нам пора покончить с зависимостью от ископаемого топлива. Нефтяная лихорадка в Арктике поставит под угрозу хрупкую экосистему Арктического шельфа. Мы требуем полного запрета на добычу нефти и газа на нем».
«ГРИНПИС» ОБВИНЯЮТ В РАБОТЕ И НА ЗАПАДНЫЕ, И НА РОССИЙСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ
В среде отечественной «патриотической» общественности активно распространяется версия, что «Гринпис» – это детище западных спецслужб, направленное против России. Например, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин заявляет: «Мнение тех, кто считает акцию «Гринпис» проявлением заговора против России, справедливо. Запад абсолютно враждебен России. Когда такая прозападная организация, как «Гринпис», пытается остановить работу буровой в Арктике, это делается исключительно в интересах транснациональных западных корпораций. Поэтому этот агрессивный и враждебный выпад надо рассматривать самым жестким образом».
Как ни парадоксально, но в том же, только с обратным знаком, обвиняют гринписовцев и западные военные политики. Генеральный секретарь военного блока НАТО Андерс Фог Расмуссен (Примечание редакции: 30 сентября 2014 года Андерс Фог Расмуссен покинул кресло генерального секретаря НАТО, его заменит 55-летний бывший премьер Норвегии Йенс Столтенберг) заявил, что Кремль занимается тайным финансированием кампании экологов против добычи сланцевого газа в Европе, чтобы, дескать, сохранить ее сырьевую зависимость от России. В «Гринпис» отреагировали в своем неформальном духе: «Мысль о том, что мы марионетки Путина, настолько нелепа, что мы изумляемся, что они там курят в штаб-квартире НАТО».
Экологические активисты «Гринпис» действительно выступают против его добычи. Например, сейчас идут активные акции протеста в Болгарии против планов по добыче угольного газа в Добрудже американской компанией Park Place Energy Corp. В сентябре аналогичные протесты были у здания правительства Литвы, которая хотела заключить договор о добыче сланцевого газа с американской корпорацией Chevron.
По словам одной из организаторов общественного протеста Ирины Юдиной, «сомнительная экономическая польза не может перевесить отрицательное воздействие технологии гидравлического бурения на природу и человека. При применении нынешних технологий экологическая катастрофа неизбежна. Лишь в 2013 году в мире произошли 7500 инцидентов, связанных с разрывов гидравлических пород, когда были загрязнены водные слои, а нанесенный природе и жителям ущерб не подлежит возмещению. Вредоносные технологии гидравлического бурения необходимо запретить не только в Литве, но и во всем мире».
ХХ ВЕК «ОДАРИЛ» МИР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНОЙ
Немало примеров и непосредственно антивоенных выступлений со стороны европейских экологов. Например, в Чехии активисты «Гринпис» выступали против строительства американского противоракетного радара. И не просто выступали. На протяжении нескольких месяцев активисты из Германии, Австрии, Бельгии, США, Словакии и Чехии блокировали часть территории военной базы, развернув там свой палаточный лагерь. Лагерь был объявлен новым независимым государством – Peaceland – со своим флагом, гербом и суверенитетом…
В общем, для любых военных экологи – агенты враждебных спецслужб, хоть Запада, хоть России. Оно и понятно. Ведь противостояние между этими двумя лагерями – милитаристским и пацифистским – особенно обострилось в ХХ веке, когда возникли понятия «экологическая война» и «экоцид»: военные действия, преднамеренно уничтожающие среду. Например, в 1938 году китайцы, чтобы сорвать японское наступление, взорвали плотину Хуаньхоу на Желтой реке. Начавшееся наводнение привело к затоплению 11 городов и 4 тысяч деревень на площади в несколько миллионов гектаров.
Но по-настоящему экологическую войну развернула в 1960-х годах армия США – во Вьетнаме, Кампучии и Лаосе. Среди ее методов было, например, искусственное образование ливневых осадков, чтобы затруднить передвижение вьетнамской армии и партизан. Американские военные вызывали кислотные дожди, применяя обработку облаков химикатами. В течение семи лет янки совершили с этой целью более 2600 вылетов на самолетах. В результате общее количество осадков в регионе увеличилось на 80 % (!).
Проводилась там и операция «Римский плуг» – полное уничтожение растительности. В ее ходе армия США использовала двести тяжелых, 33-тонных бульдозеров для снятия поверхностного слоя, после чего почва становилась непригодной для земледелия. Ежедневно уничтожалось до 400 гектаров леса, для возрождения которого теперь потребуется несколько сотен лет. И это еще не все. США применяли «косилки маргариток» – авиабомбы сверхкрупного калибра. Разрываясь в метре над поверхностью, они не создавали воронок, но растительность буквально сдиралась в радиусе 60–70 м.
США УНИЧТОЖИЛИ ПОЧТИ ВСЮ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ВЬЕТНАМА
Но самой массированной и разрушительной была операция по распылению отравляющих веществ. Только на одной территории Южного Вьетнама американская армия распылила 72 млн литров дефолиантов для уничтожения лесов, в том числе 44 млн литров, содержащих ядовитое вещество диоксин. Целью было уничтожение джунглей, что облегчало обнаружение подразделений вьетнамской армии и партизан. Кроме лесных массивов, обрабатывались поля, сады и каучуковые плантации. Для лучшего распыления химикатов к ним добавлялись керосин либо дизельное топливо.
Кроме того, шли массированные бомбардировки джунглей. В 1965–1973 годах только в Южном Вьетнаме было сброшено 17 миллионов авиационных бомб и взорвано 217 миллионов артиллерийских снарядов. Масштабное применение американскими войсками химикатов привело к тяжелым последствиям. Практически полностью были уничтожены мангровые леса (500 тысяч гектаров), 70 % каучуковых плантаций, 60 % (около 1 млн гектаров) джунглей и 30 % равнинных лесов.
Из 150 видов птиц осталось лишь 18, почти полностью исчезли земноводные и насекомые, сократилось число рыб в реках, отравлены растения. В пораженных районах остались лишь несколько видов деревьев и колючих трав, не пригодных в корм скоту. Зато появились клещи – разносчики опасных болезней, а вместо безвредных комаров-эндемиков – комары – разносчики малярии.
Если США испытывали экологическое оружие в Юго-Восточной Азии, то в нашей стране жертвами были собственные мирные жители. Например, при испытании ядерного оружия на Тоцком полигоне. Тогда, в 1954 году, там была взорвана атомная бомба мощностью в 40 килотонн. Помимо нескольких десятков тысяч военных, ее «зрителями» стали жители почти 500 населенных пунктов Оренбургской области.
По свидетельствам очевидцев, жители многих поселков и деревень ничего не знали ни об испытании, ни об опасности и средствах защиты от нее. Более того, в течение всех 60 лет после этого там, на землях с повышенным содержанием цезия-137, стронция-90 и плутония-240, сажали злаковые культуры, пасли скот, проводили сенокосы. Российское законодательство так и не признало за жителями право на получение компенсации ущерба здоровью.
Аналогичную «заботу» российские власти проявляют и при запуске стратегических ракет с космодрома «Свободный» в Амурской области. По словам президента Союза «За химическую безопасность» Льва Фёдорова, миллионы россиян получили отравления от орошения территории токсичным ракетным топливом, в народе именуемым гептилом. Знающие люди утверждают, что оно в шесть раз токсичнее синильной кислоты. Можно считать, что на протяжении десятков лет использования гептила в качестве ракетного топлива в России идет необъявленная химическая война.
Мины замедленного действия разбросаны по стране в сотнях мест, что затронуло миллионы людей. Увы, власть предпочитает молчать об этом… Еще одна болевая точка во взаимоотношениях военных и экологов – это радиоизотопные энергетические установки, случайно затопленные в Охотском море у побережья Сахалина. Масса каждой – более 2,5 тонны, а радиоактивность – 1,5 млн кюри. В случае разрушения их защитного корпуса произойдет выброс радиоактивного стронция-90, что повлечет за собой необратимые экологические последствия для всего Охотского моря.
НОВОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ЕЩЕ РАЗРУШИТЕЛЬНЕЕ ЯДЕРНОГО
Увы, военная наука не стоит на месте. Экологические ужасы Вьетнамской войны скоро будут выглядеть дракой на дубинках – ничтожной по своему разрушительному воздействию с тяжелой артиллерией. Доктор военных наук Владимир Думенко считает: «Новые разрушительные средства дадут результаты, оставляющие далеко позади все прочие виды оружия массового поражения. На природные условия можно воздействовать дистанционно, на значительном удалении от места, на которое направлен удар, что создает благоприятные возможности для ведения тайной войны.
Сегодня уже создан целый ряд способов активного воздействия на окружающую среду в военных целях. Например, искусственное разрушение слоя озона, рассеивание и образование облаков и туманов, инициирование землетрясений, создание приливных волн типа цунами, воздействие на тропические циклоны, использование атмосферных течений для переноса радиоактивных и других веществ, создание зон возмущений в ионосфере. Каждый из них несет в себе опасность для целых государств».
Согласно расчетам американских ученых, снижение среднегодовой температуры всего на один градус, сопровождаемое увеличением осадков на 12,5 %, приведет к такому повышению количества заболеваний среди населения, что экономические потери могут составить более 100 млрд долларов, а урожайность пшеницы снизится на 15–35 %. Уже возможна ситуация, когда одна из сторон вооруженного конфликта будет шантажировать противника созданием засух или наводнений, в результате чего окажется реальной угроза голода.
В настоящее время можно выделить уже целых пять видов экологического оружия.
Во-первых, это метеорологическое оружие, которое воздействует на атмосферные процессы, создает зоны возмущений в ионосфере, пожары и огненные бури, разрушает слой озона, изменяет газовый состав воздуха.
Во-вторых, гидросферное оружие, изменяющее химические, физические и электрические свойства океана, способное создавать цунами, наводнения и тайфуны.
В-третьих, уже разрабатывается литосферное оружие, которое сможет инициировать землетрясения и извержение вулканов.
В-четвертых, можно говорить о климатическом оружии, способном изменять температурные режимы, разрушать почвенный и растительный покров Земли.
В-пятых, уже появились данные о биологическом оружии, применение которого позволяет воздействовать на сам генотип человека.
Председатель правления Экологического правозащитного центра «Беллона» Александр Никитин констатирует: «Отношения военных и экологии в малой степени регулируются законами. Даже закон об использовании атомной энергии не распространяется на использование атомной энергии в военных целях. В законе записано, что должны быть разработаны нормативные акты, но их пока не существует, и неизвестно, когда они появятся.
Эти отношения отданы на усмотрение ведомств. То есть, когда военные протестуют против вторжения журналистов в вопросы экологии, они защищают свою «территорию», где закона вообще не существует, прикрываясь «военной тайной». Экологическая тема для власти неудобна, поскольку требует от нее работы. Логика властей простая: проблемы с окружающей средой серьезны, денег на их решение нет, так зачем выпячивать тему?»
Автор: Игорь ДМИТРИЕВ
Совместно с:
Комментарии