НОВОСТИ
Более 5 млн человек эвакуировались из американского штата Флорида в ожидании сильнейшего урагана
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Если не убьют, то обхамят

Если не убьют, то обхамят

Если не убьют, то обхамят
Автор: Павел ДРОЗДОВ
01.07.2019

Все вы помните, что 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево при посадке сгорел Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот», погибли 40 пассажиров и один член экипажа. Сейчас, ретроспективно, становится очевидным, что авиакомпания долго шла к этой трагедии.

В «Аэрофлоте» сейчас подчеркивают, что это его первая авиакатастрофа с 2008 года. Тогда в Перми рухнул Boeing 737, унеся с собой жизни всех 88 человек на борту, вину привычно возложили на капитана воздушного судна. Но если посмотреть не на катастрофы, а на так называемые инциденты, которые в авиации также считаются ЧП, становится понятно, что дела у национального авиаперевозчика, мягко говоря, не радужны. Ведь «Аэрофлот» – это не одна компания, а целая группа; для обхода антимонопольных ограничений она также летает под брендами «Аврора», «Россия» и, прости Господи, «Победа». И с начала 2016 года, то есть за три с небольшим года, эта группа товарищей допустила 99 ЧП.

Часть из них, безусловно, никоим образом не является виной пилота или компании: так, в число происшествий вошли столкновение со стаей птиц на взлете или прекращение посадки и уход на второй круг из-за приблудной собаки на взлетно-посадочной полосе (ВПП). Но подавляющее большинство нештатных ситуаций заставляют задуматься.

– Это срабатывание аварийной сигнализации – вопросы к техническому состоянию судна, к настройке его систем.

– Это отказы двигателей – вопросы к техническому состоянию.

– Это выкаты за ВПП – вопросы к пилотам.

– Это неадекватные пассажиры, в том числе, угрожающие жизни и здоровью своих соседей – вопросы к наземным службам. Совсем недавно некий ранее судимый гражданин решил угнать рейс Сургут – Москва в Афганистан. Самолет пришлось сажать в Ханты-Мансийске, люди потеряли массу времени и нервов.

КТО КОМУ ХАМИТ?

Что делает в ответ «Аэрофлот»? Правильно – запрещает персоналу использование мобильных телефонов в своих офисах, чтобы никто не узнал о нарушениях. Забавно, что соответствующий приказ получил огласку как раз потому, что некий сотрудник сфотографировал его на камеру мобильника. «Это лишь свидетельствует о правильности нашего решения», – заявили тогда в авиакомпании, а заодно лишили опубликовавшего фотографию пассажира всех накопленных им привилегий. Так как он предположил, что гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, скажем так, не совсем умен.

Так что не стоит верить в программы лояльности «Аэрофлота». Улыбнетесь не той стороной рта бортпроводнице – и потеряете все накопленные мили. Это прописано в правилах: причиной для отзыва привилегий является «совершение Участником действий по отношению к работникам ПАО «Аэрофлот»…, выраженных… в негативной оценке… его качеств, поведения». Под это можно подвести все, что угодно. Хамить здесь дозволено только руководству и персоналу «Аэрофлота», причем это стало уже какой-то недоброй традицией, напоминающей манеру общения в советских гастрономах.

Когда-то «Аэрофлот» прославился, продав блогеру Артемию Лебедеву билет на рейс, регистрация на который уже закончилась. Опубликованная тогда Лебедевым картинка с приравниванием ряда сотрудников авиакомпании к женщинам пониженной социальной ответственности стала предметом бурных судебных разбирательств и отличной «рекламой» компании. Но ничего с тех пор не изменилось.

– Намеренное создание очереди на регистрацию, чтобы пассажиры опаздывали и покупали новые билеты.

– Еще раз то же самое: это не недоработка, это система вымогательства.

– Хамство и тыканье пассажирке эконом-класса за купленную в дьюти-фри куклу.

– Попытки отобрать телефон у пассажира, снимающего нарушения, допущенные сотрудниками компании.

– Многочасовые очереди за талонами на питание и гостиницу при отмене рейсов.

– Умышленное рассаживание вместе летящих пассажиров в «Победе» и, как выяснилось, в «Аэрофлоте».

Таких сообщений – сотни. Кстати, и после катастрофы в Москве, когда Шереметьево около суток не принимало транзитные рейсы, сотрудники авиакомпании устроили в региональных аэропортах грамотную «советскую» давку: гигантские очереди на перерегистрацию, один-два неторопливых сотрудника, телефоны не отвечают, онлайн-услуги недоступны, выйдешь из очереди – вообще потеряешь билет и право на перелет или компенсацию.

Но Савельеву плевать. Он контролирует отсутствие телефонов и сотрудников и вычисляет недовольных в соцсетях. Сильно занятой человек. У него нет времени подумать о том, что если бы «Аэрофлот» вел дела открыто, прозрачно, по закону, то не потребовалось бы вводить режим секретности, потому что нечего было бы скрывать. Впрочем, в этом случае остались бы живы и пассажиры мурманского рейса.

НЕБЕСНАЯ МОНОПОЛИЯ

Интересно, что при всем этом «Аэрофлот» в буквальном смысле считает российское небо своей собственностью. Именно эта компания в монопольном порядке собирает с иностранных перевозчиков так называемые роялти просто за право пролета над Сибирью. Более $600 млн ежегодно он получает только за то, что Ермак Тимофеевич и его последователи пешком прошли по сибирским тропам. Эта сумма, кстати, составляет около трети оборотов крупнейшего частного перевозчика, которым по иронии судьбы является «Сибирь», действительно базирующаяся за Уралом. Так что ни о какой честной конкуренции в нашем небе речи не идет. После краха «Трансаэро» в 2016 году у нас установилась самая настоящая монополия, при которой монополисту уже не имеет смысла улучшать качество своих услуг, работать с персоналом и так далее. Пассажир все равно придет к «Аэрофлоту» и его дочкам, потому что деваться ему на многих направлениях некуда. Российские авиакомпании владеют 582 единицами летной техники, из них на «Аэрофлот» с семейкой приходится 347 воздушных судов. Рынок? Конкуренция? Нет, нет не слышали. Недаром в конце 2018 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выпустила специальное предписание: «В связи с наличием большого количества обращений граждан по фактам резкого изменения цен на один и тот же рейс, класс обслуживания и дату вылета, группе «Аэрофлот» следует разработать и утвердить коммерческую (ценовую) политику».

Едва ли компания всерьез восприняла это «последнее китайское предупреждение». В самом деле, вот взятые буквально наугад заголовки последнего времени о взаимоотношениях Федеральной антимонопольной службы и семьи «Аэрофлот»:

– ФАС возбудила дело в отношении ПАО «Аэрофлот» и ООО «Москва Карго» по признакам заключения антиконкурентного соглашения.

– ФАС заподозрила «Аэрофлот» в завышении цен на перевозку грузов из Москвы в Магадан.

– ФАС оштрафует «Аэрофлот» за завышение стоимости билетов на маршруте Казань – Москва.

– Штраф за то, что Шереметьево обязалось не давать слоты другим авиакомпаниям за 30 минут до и после вылета или прилета рейсов «Аэрофлота» по тем же направлениям.

– ФАС оштрафовала авиакомпанию «Победа» за непредоставление информации о ценах авиаперевозок.

– ФАС обвинила «Победу» в навязывании пассажирам невыгодной цены провоза багажа.

– Авиакомпании «Аврора» и «Аэрофлот» получили штраф от антимонопольного органа.

– Дагестанское УФАС возбудило дело в отношении авиакомпании «Россия» из-за необоснованных тарифов эконом-класса на пассажирские перевозки.

Если посмотреть 2010–2015 годы, там будет ровно то же самое – предупреждения, штрафы, расследования. Монополисту все как с гуся вода, а выплаченные в качестве штрафов деньги с легкостью компенсируются за счет пассажиров.

Некоторое время назад, отвечая на обвинения «национального перевозчика» в монополизме, директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования НИИ гражданской авиации Александр Фридлянд сказал, что взамен «Аэрофлот» выполняет «важные социальные задачи» – например, «осваивает новую отечественную авиатехнику – самолеты компании «Сухой».

5 мая весь мир увидел цену этой «социальной функции». Но одновременно с пассажирами погибает почему-то не «Аэрофлот», а не имеющая ко всему этому отношения авиакомпания «ЮТэйр», буквально задавленная всероссийским гигантом.

САМОЛЕТ-СЮРПРИЗ

Репутация самолетов Sukhoi Superjet 100 после трагедии, понятно, упала очень низко. Самолет действительно далеко не идеальный, но все идет к тому, что виновными объявят пилотов (а не «Аэрофлот», который контролировал их навыки и выпустил на рейс). И очень интересно проанализировать отношение «Аэрофлота» к этим лайнерам. Ведь именно наша главная авиакомпания закупает их в промышленных количествах – никто, кроме российских перевозчиков, в Европе на них не летает, последними отказались ирландцы в феврале текущего года.

Фото_12_10.JPG

ФОТО: РОМАН ПИМЕНОВ/ИНТЕРПРЕСС/ТАСС

«Аэрофлот» – госкомпания (у России в ней более 50% акций), Объединенная авиастроительная корпорация, в которую входит «Сухой», – тоже. Поэтому решения о закупках здесь могут приниматься на уровне куда более высоком, чем гендиректора договаривающихся сторон. Осенью 2018 года на подписании соглашения о поставке еще 100 «Суперджетов» присутствовал лично Владимир Путин – словно проследить, чтобы Виталий Савельев никуда не убежал с церемонии.

С одной стороны, в «Аэрофлоте» «Суперджеты» не любят. С другой – если деньги потрачены, они должны как-то отрабатываться. И здесь происходит потрясающее. Люди не покупают билеты, если знают, что предстоит лететь на SSJ-100, причем эта тенденция была заметна и до катастрофы. Поэтому на собственном сайте и на сайтах-агрегаторах указываются зарубежные марки самолетов, а в последний момент «по техническим причинам» борт меняется!

Пишет Telegram-канал «Беспощадный пиарщик»:

«Вчера у меня должен был быть перелет аэрофлотом на Боинг 737–800. Аэрофлот за пару часов до вылета взял и поменял судно на сухой суперджет. Я отказалась лететь на нем. В возврате средств мне отказали, так как я транзитный пассажир. В общем, разочарована в аэрофлоте, пассажир выбирает специально модель самолета, на котором хочет лететь, а авиакомпания берет и меняет тебе самолёт на сухой суперджет. И я была свидетелем, как пассажиры не хотели на Сухой SSJ100, и это не только из-за произошедшей катастрофы, а вообще нет доверия к рос. авиации в целом, и это небеспочвенно».

Отработано это было очень давно:

«Аэрофлот: Афины-Москва, ноябрь. На рейс нас было человек 10. В билете заявлено Airbus, подходя к трапу поняла, что это Ту-154. Паника, лететь – не лететь. Когда эта кастрюля начала набирать скорость на взлет, шок читался в наших 20 глазах, т. к. дребезжало все так, что вот-вот отвалится. Жестко, но сели. С тех пор только Aegean (греческая авиакомпания. – Прим. ред.)»

Что получается? В 2017 году «Аэрофлот» признают «самой мощной компанией мира» с потрясающей формулировкой: «активно инвестирует в развитие бренда». Эх, лучше бы она инвестировала в уважение к клиентам и в их безопасность, тогда бы ее не оттесняли безвестные греки.

Вот еще радость в том же духе:

«Был куплен билет на рейс Аэрофлота, заранее, за 3 недели, специально выбирался не супердж, за сутки до вылета захожу на сайт и что вижу… аэрофлот меняет борт с боинга на супердж. Что делать… решила билет поменять, так доплата такая, что легче купить новый».

Может быть, конечно, сыграет свою роль свежий прецедент – в ночь на 19 мая «Суперджет» «Аэрофлота» не смог взлететь в Ульяновске из-за срабатывания сигнализации (возможно, ложного). Все 36 пассажиров отказались повторно взлетать на этом самолете. В итоге через несколько часов они улетели лайнером Airbus A320. И правильно сделали.

Действительно, сложно представить себе пассажира, который сознательно при выборе между надежной рабочей лошадкой Airbus A320 и Sukhoi Superjet 100 выбрал бы второй ещё до шереметьевской катастрофы, теперь же таких и вовсе не будет. Но поднимать в воздух «Суперджеты» надо, в них вложены деньги. Так что подмена самолетов, по всей видимости, будет продолжаться.

Ведь это абсолютно законно, «Аэрофлот» как компания, влияющая на принятие законов, разрешил себе подобное поведение: «Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, в том числе изменить или отменить посадку» (сразу представляешь себе такого «Летучего голландца», отменившего посадку и вечно скитающегося в облаках). Это соответствует и Приказу Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82, в котором перечисляются случаи вынужденного отказа пассажира от рейса (ст. 227), и замена борта в них не входит.

Да, подобные пункты есть и в зарубежных правилах, но ими стараются не пользоваться без крайней нужды – это вызвало бы серьезный удар по репутации авиакомпании. Да и наши небольшие перевозчики (а кроме «Аэрофлота» с его «дочками» все – небольшие) этим правом не злоупотребляют.

ЛЮБОВЬ К ЗАГРАНИЦЕ

Кстати, как вы думаете, почему «Аэрофлот» не хочет покупать «Суперджеты»? Из-за беспокойства о пассажирах? Мимо. Руководство авиакомпании предпочитает отдыхать на Лазурном берегу, у определенных менеджеров есть там недвижимость. А это – зона влияния Airbus, поддерживаемого всеми европейскими правительствами. Для продвижения своей продукции Европа не брезгует ничем – вспомните, как «Мерседес-Бенц» попался на взятках сотрудникам правительственных автоколонн России. Казалось бы, солидная марка – но не упускает случая подмаслить закупщиков. И уверяем вас, лоббисты боинга и аэробуса приезжают в Россию не с пустыми руками. К сожалению, взяткодателей из «Мерседеса» поймали за руку не мы, а европейские службы, но на автомобильном фронте там есть реальная конкуренция. Будут ли они ловить свою священную корову с крыльями – большой вопрос.

Поэтому причинами, по которым государственный авиаперевозчик предпочитает закупать иностранные самолеты и буквально закидывает СМИ «доказательствами» слабости «Сухого», следует заинтересоваться нашим компетентным органам.

ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ

И, наконец, то, что прозвучит несколько цинично в контексте печальных событий, но не сказать об этом нельзя.

Уважаемые читатели, если вы собираетесь погибнуть в авиакатастрофе, по возможности не делайте этого на «Аэрофлоте». 5 млн рублей «от имени «Аэрофлота» за каждого погибшего – это на самом деле выплаты с учетом денег страховщиков. Ощутимые по российским меркам деньги (квартира в «новой Москве»), но оскорбительные по мировым. В США выплата за каждого погибшего – не 5 миллионов, а около 3 миллионов, но не рублей, а долларов, причем большая часть этой суммы ложится как раз на авиакомпанию. Около 1 млн евро заплатили во Франции в 2000 году за каждого погибшего в авиакатастрофе в аэропорту имени Шарля де Голля. В относительно небогатой Испании компенсация составляет порядка 400 тыс. евро. Не потому ли количество авиапроисшествий в России существенно выше? В это трудно поверить, но компенсация родственникам вообще не является для «Аэрофлота» сколько-нибудь значимым расходом в масштабах общего оборота. То есть наказания для компании попросту нет. Вообще.

Разве что какой-нибудь штраф в бюджет, который позднее превратится в выгодный подряд для околокремлевских миллиардеров. Нам необходимо реальное, а не бумажное уменьшение доли «Аэрофлота» в небе. Необходимо справедливое разделение между всеми авиакомпаниями роялти за полеты иностранных перевозчиков или, что еще лучше, перечисление их в бюджет. Необходимы не комариные укусы ФАС, а одно масштабное административное дело с перспективами перехода в уголовное. Это уже происходит с губернаторами, где серия разоблачений началось именно с действий антимонопольщиков, теперь пора обратить внимание и на авиацию.

Газета «Совершенно секретно» обратилась за официальными комментариями в компанию «Аэрофлот» по фактам, которые изложены в статье, но на момент подписания номера ответа получено не было. Наше издание будет следить за развитием событий. 

Автор:  Павел ДРОЗДОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку