НОВОСТИ
«Вашу шпагу, Граф!» – арестован мэр Долгопрудного Юдин
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Быстрые и смертельно опасные

Быстрые и смертельно опасные

Быстрые и смертельно опасные

ФОТО: ДОНАТ СОРОКИН/ТАСС

Автор: Влад ШЛЕПЧЕНКО
21.09.2021

Российские города заполонил мобильный электрический транспорт, а новостные ленты СМИ – сообщения об авариях с их участием. Не проходит и дня, чтобы в новостных сводках не появилась информация о новых инцидентах.

Так, 30 августа текущего года в Москве девушка на электросамокате сбила двухлетнего малыша на смотровой площадке Воробьёвых гор. Днем ранее в Нижнем Новгороде уже ребенок на самокате сбил женщину, которая при падении сломала палец. Пострадавшей оказалась хирург-онколог, специализирующаяся на лечении опухолей мозга у детей.

Еще более вопиющий случай произошел 22 августа в Сочи: там взрослая особь мужского пола (по крайней мере, в биологическом смысле) наехала на девочку, которой еще не исполнилось двух лет. Малышка гуляла с родителями на улице, и те даже не успели среагировать на появившегося рядом любителя быстрой езды. Самокатчик останавливаться не стал, а наоборот – врубил скорость и попытался скрыться. К счастью, отец девочки погнался за ним и уже через два квартала поймал, чтобы сдать полиции. «Гонщик» оказался местным жителем 44 лет от роду. Ребенка госпитализировали с переломами костей лицевой части черепа.

А 2 сентября в столице подросток на самокате сбил беременную женщину. 32-летняя пострадавшая отправлена в больницу с подозрением на черепно-мозговую травму.

Таких историй в новостных лентах уже десятки, если не сотни. Некоторые из них похожи на анекдоты (в Астрахани, например, двое самокатчиков столкнулись лоб в лоб на совершенно пустой дороге, просто потому, что одновременно отвлеклись); в других случаях – инциденты заканчиваются трагедиями, вплоть до летальных исходов.

Эксперты отмечают, что в последнее время число аварий с участием электросамокатов, сигвеев и моноколес растет в геометрической прогрессии. Это подтверждает официальная статистика: по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за 9 месяцев прошлого года число таких аварий выросло на 166%. Полиция зарегистрировала 266 аварий, в которых погибли четыре человека, а еще 279 получили травмы. За первую половину 2021 года зафиксировано еще 180 ДТП с электросамокатами. Жертвами этих инцидентов стали 5 человек, еще 190 пострадали.

При этом на Москву пришлась относительно небольшая часть таких аварий: всего 55, по состоянию на начало августа. Иными словами, проблема самокатчиков является отнюдь не только столичной. Она общероссийская.

РЕВОЛЮЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ

Конечно, во многом ситуацию спровоцировало то, что самокаты оказались очень удобным городским транспортом. Они идеально вписались в нишу между автомобилями (которые власти многих городов сейчас всеми силами вытесняют с улиц, особенно в мегаполисах) и передвижением на своих двоих. По совокупности характеристик электросамокаты оказались намного удобнее для большинства горожан, чем велосипеды, сигвеи, моноколеса и прочие средства индивидуальной мобильности.

 Фото_17_30.JPG

Самокат позволяет с максимальной скоростью и минимальными усилиями преодолевать небольшие расстояния. При этом у человека отпадает необходимость зависеть от общественного транспорта и находиться в постоянном стрессе из-за автомобильных пробок, угроз эвакуации, штрафов, необходимости платить за парковку. Некоторые урбанисты считают, что Россия уже доросла до революции индивидуальной мобильности. Стремительное же проникновение микротранспорта в российскую глубинку сделали возможным относительно невысокие цены на самокаты – и современные бизнес-схемы, в первую очередь мода на каршеринг.

Буквально за несколько лет в стране сложился новый огромный рынок. По подсчетам доцента кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергея Тинькова, в 2019 году услуги по прокату самокатов предоставляли 6–7 компаний; в нынешнем же году их стало уже 16–18, включая такого крупного игрока, как «Яндекс». Естественно: там, где бизнес встречает платежеспособный спрос, а массы людей находят средство, удовлетворяющее их потребности, начинается бум. Ситуация не нова: так было с мобильными телефонами, затем со смартфонами, а ранее – с персональными компьютерами, автомобилями и различной бытовой техникой.

Вот только ни многие граждане, ни – в особенности – российские города оказались не готовы к очередному витку технического прогресса. Да и сам электросамокат, при всем удобстве, оказался штукой весьма коварной.

РЕЦЕПТ БЕДЫ

Большинство из нас воспринимает такой транспорт как самокат из детства, только с моторчиком: штука прикольная, но гораздо более медленная и простая, нежели велосипед.

Беда в том, что восприятие это абсолютно неправильное. Современные электросамокаты способны разгоняться до 100 км/ч. Взрослому человеку не нужно объяснять, что небольшой камень под колесом, одно неловкое движение – и летальный исход при падении на такой скорости практически обеспечен. Но и при меньших скоростях тяжелые последствия неизбежны: авария на 60 км/ч приведет к получению таких же травм, как и падение с четвертого этажа, а «полет» с самоката на скорости в 40 км/ч будет эквивалентен падению с семиметровой высоты.

В стандартах промышленной безопасности смертельно опасной высотой принято считать три метра. Это не значит, что все упавшие с нее люди непременно погибают. Нет. Но такой шанс достаточно высок, чтобы с этой опасностью стоило считаться. По статистике, при падении с высоты в 2–4 метра гибнут около 8% людей, а при падении с 4–6 метров – уже 22%.

Огромную роль играет не только кинетическая энергия, которую перед ударом о землю или преграду набирает человеческое тело, но и характер удара. И в этом плане скоростной самокат – очень плохая вещь. Дело в том, что в отличие от велосипеда с его наклонной посадкой и большим передним колесом, траектория падения с самоката очень короткая. Человек просто не успевает среагировать и сгруппироваться. Медицинская статистика показывает, что большинство серьезных травм у самокатчиков – повреждения костей лица и головы, тогда как у велосипедистов – в основном переломы рук. По своей механике самокатные падения очень похожи на падения при гололеде, только не назад головой, а вперед.

Еще сильнее ухудшает ситуацию маленькое переднее колесо и высоко расположенный центр массы самокатчика. Из-за такой конфигурации попытка резко повернуть руль на большой скорости создает мощный опрокидывающий эффект, который и отправляет ездока по кратчайшей траектории лицом в асфальт. То есть, конструктивно самокат плохо приспособлен для активного маневрирования. А ведь именно это требуется от скоростного транспорта в городской среде.

На этот фактор накладывается отношение людей к микротранспорту как несерьезной игрушке, и прямо таки патологическая ненависть наших соотечественников к средствам индивидуальной защиты (будь то прививки или велосипедные-мотоциклетные-самокатные шлемы, вкупе с наколенниками и налокотниками).

ОТОЙДИТЕ ЗА ПОРЕБРИК!

Все эти компоненты замешиваются в котле очень агрессивной среды, каковой, увы, являются наши города. И дело тут не в пресловутом отсутствии велосипедных (самокатных) дорожек и выделенных полос на городских трассах, хотя и это справедливо. Проблема шире, и связана она с системными архитектурными решениями. Прежде всего – с чудовищным засильем бордюров.

Есть гипотеза, что проклятые поребрики устанавливаются на каждом шагу из-за того, что тротуары в России, как правило, принято располагать ниже уровня клумб, зеленых зон и вообще земляных объектов инфраструктуры. И вот, чтобы земля не расползалась на асфальт, коммунальщики и ставят эти бесконечные бетонные ограждения.

Как бы там ни было, результат налицо: все городское пространство у нас порезано на мелкие лоскуты, а горожане живут в натуральном лабиринте из опасных бетонных выступов. Пока по этому ландшафту приходится ходить на своих двоих, максимум – катать коляску с ребенком, негативные последствия не идут дальше ежедневного неудобства и моральной фрустрации (жизнь инвалидов-колясочников в российских городах – отдельная и очень печальная история). Но передвижение по этому ландшафту на колесах с приличной скоростью максимально повышает ставки. И для тех, кто едет, и для тех, кто идет мимо.

Но и это не все. Ситуация усугубляется тотальным отсутствием уважения наших граждан друг к другу. Велосипедисты, мчащиеся по заполненным людьми тротуарам, равно как и пешеходы, вразвалку гуляющие по велосипедным дорожкам – в наших реалиях норма, а не эксцесс. Владельцы самокатов в этом плане выделяются исключительной беспечностью, а нередко и откровенной наглостью. Думать о безопасности окружающих в нашем обществе не принято от слова совсем. Мысль о собственной ответственности «в случае чего» (как уголовной, так и финансовой) тоже приходит в голову очень немногим. Любители колес руководствуются принципом «пешеход – не столб, когда надо – отойдет»; пешеходы же, завидев очередного ездока, проникаются праведной верой: «не трамвай, объедет». То, что дело обстоит именно так, подтверждает статистика МВД: 80% аварий с участием самокатчиков происходит на пешеходных переходах, во дворах жилых домов и при выезде из них.

Отдельная часть проблемы – граждане, относящиеся к категории «хитрых идиотов». Поскольку электросамокаты сейчас как бы не подпадают ни под одну категорию транспортных средств (в реальности это не совсем так), особо умные товарищи стали использовать их как замену машинам в случаях, когда нужно возвращаться домой подшофе. Естественно, любители быстрой езды в состоянии, когда легкого, а когда и тяжелого опьянения оказываются не только завсегдатаями своих баров, но и сводок ГИБДД.

ДОЕЗДИЛИСЬ

К моменту написания материала проблема дозрела до такого состояния, что ее начали пытаться решать на местах обычные граждане. В Москве группа молодых людей решила бороться с ней путем масштабной порчи каршерингового самокатного парка. В ночь на 31 августа три товарища вооружились банкой солидола и испортили приборные панели у 400 самокатов в центре города, на Крымском валу и Ленинском проспекте.

 Фото_17_31.JPG

ФОТО: АНТОН НОВОДЕРЕЖКИН/ТАСС

Понятно, что подобный луддизм не только бесполезен, но и вреден, прежде всего, для самих участников акции. Тем не менее, ситуация эта более чем симптоматична: народ фактически берется за вилы и топоры, то есть, в современных условиях – за банку солидола, когда нет возможности решить проблему в простом и понятном правовом поле.

При этом нельзя сказать, что власти ничего не делают. Летом в Санкт-Петербурге и ряде других городов были введены ограничения на работу шеринговых компаний. В Москве работа в этом направлении началась еще в 2019 году. Сначала столичные власти распорядились ограничить скорость прокатных самокатов до 25 км/ч, а летом текущего года приняли решение создать так называемые «медленные зоны», где самокаты должны автоматически замедляться до 15 км/ч.

В Санкт-Петербурге для 20 улиц в центре города решили установить еще более жесткое ограничение: 10 км/ч. Однако, контроль за скоростью мобильного транспорта решает только часть проблемы, притом не самую важную.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В идеале – конечно, перестраивать наши города, чтобы они становились все более приятным и безопасным местом для жизни. Менять планировку, убирать тысячи километров бордюров и заборов, поднимать тротуары выше уровня клумб и газонов (по крайней мере, того, что у нас принято так называть). Обустраивать нормальную ливневую канализацию, прокладывать велосипедные дорожки. Притом делать это не только в «витринной» части городов, а буквально из конца в конец, чтобы человек, сев на велосипед или встав на электросамокат, мог доехать из спального района до офиса в центре, ни разу не напугав зазевавшегося пешехода.

 Фото_17_32.JPG

ФОТО: СЕРГЕЙ КАРПУХИН/ТАСС

Понятно, что на перестройку городов требуются огромные деньги и немало времени. А проблему нужно решать здесь и сейчас. Пока основные усилия властей направлены на то, чтобы заставить шеринговые компании ограничивать скорость самокатов. Но это не решает ключевой проблемы – отсутствия инфраструктуры, предназначенной специально для движения малого транспорта. Из-за этого самокатчики вынуждены либо гонять по тротуарам, лавируя между пешеходами, либо лезть под колеса машин, рискуя уже собственными жизнями.

В сентябре 2020 года Минтранс предлагал внести в ПДД поправки, ограничивающие скорость движения электросамокатов до 20 км/ч. Также предлагалось запретить ездить на них в пьяном виде и ввести возрастные ограничения на их использование. Однако эти поправки не приняты до сих пор, и будут ли приняты – непонятно.

Между тем, по мнению некоторых обозревателей, тот хаос, что устроили самокатчики, стал возможен из-за попустительства ГИБДД. В большинстве случаев гаишники никак не реагируют на самокаты, так как формально они не являются транспортным средством. На деле же электросамокаты попадают под определение мопедов, которое содержится в техрегламенте Таможенного союза и опирающемся на его нормы федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Отнесение электросамокатов к категории мопедов решает целый букет проблем, вызванных их появлением в наших городах. Во-первых, пользователи оказываются перед необходимостью иметь водительское удостоверение. Сейчас электросамокатами могут пользоваться даже дети. Во-вторых, обязательным становится использование защитных шлемов. Ну и самое важное: передвигаться самокатчикам придется по проезжей части, то есть проблема со сбитыми на тротуарах людьми будет решена если не полностью, то в значительной степени.

Возможность такого правоприменения уже подтверждена решением одного из тюменских судов. Вердикт был вынесен в отношении мужчины, которого гаишники остановили в момент, когда он ехал на мощном (350-ваттном) самокате. При этом транспортом ездок управлял одной рукой, а во второй держал банку пива. Судья признал его самокат транспортным средством на том основании, что он имел мощный двигатель (более 250 ватт) и два колеса. Правовые последствия этого решения были соответствующими: 30 тыс. рублей штрафа и лишение водительского удостоверения категорий «А» и «В».

То есть, в принципе возможность навести порядок на улицах есть – было бы желание. Но есть одно «но». Нетрудно заметить, что приравнивание электросамокатов к мопедам радикальным образом сокращает клиентскую базу шеринговых компаний: ведь после этого их услугами смогут пользоваться только граждане с правами. Уже одного этого может оказаться достаточно, чтобы вместо простого и логичного решения наши профильные ведомства продолжили ковырять в носу и разрабатывать невнятные поправки и дополнения к ПДД.


Автор:  Влад ШЛЕПЧЕНКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку