На Урале выпустили памятку для распознания вербовщика из ИГИЛ
«Совершенно секретно»: Специалисты кафедры теологии Уральского государственного горного университета подготовили памятку под названием «Как понять, что тебя вербуют в ИГИЛ». В документе говорится о том, кто в первую очередь становится жертвами вербовки, какими методами психологического воздействия пользуются вербовщики и как их вовремя распознать. Корреспондент «Совершенно секретно» побеседовал с одним из авторов памятки.
«На территории России ИГИЛ завербовал уже порядка 2,5 тысячи человек, – отметил в разговоре с корреспондентом «Совершенно секретно» один из авторов документа, заведующий кафедрой теологии УГГУ Алексей Старостин. – Террористы одинаково успешно действуют как в интернете, так и в местах компактного проживания мусульман. По масштабу угрозы «Исламское государство» я, как историк, могу сравнить разве что с фашистами».
По словам Алексея Старостина, технология вербовки в ИГИЛ (запрещённого в РФ) построена на тех же принципах, что и заманивание в тоталитарные секты. В группу риска попадают в первую очередь те, кто пережил потерю близкого человека или оказался в трудной жизненной ситуации. Не меньший интерес для вербовщика представляют маргиналы, оказавшиеся на социальном дне и считающие, что они достойны большего. Хорошо поддаются вербовке и романтики-интеллектуалы, ищущие смысл жизни и мечтающие повторить путь Че Гевары – по крайней мере, первую его часть.
Профессионально обученные аналитики ищут подходящие для вербовки объекты в соцсетях, на сайтах знакомств, в группах по интересам – например, среди жертв коллекторов, брошенных девушек или поклонников компьютерных шутеров. Чтобы попасть в поле зрения вербовщика, иногда бывает достаточно оставить в соцсети комментарий, что «всё достало», «все мужики сволочи» или «в нашей жизни нормальному человеку наверх не пробиться».
Дальше на арену выходит новое действующее лицо. Психологи, специализирующиеся на тоталитарных сектах, называют такого человека «мотиватором». «В какой-то момент у вас появляется новый знакомый, – рассказывает «Совершенно секретно» психолог Илья Векслер. – Это может произойти и в Сети, и в реальной жизни – в данном случае это неважно. Вы быстро поймёте, что этот человек близок вам по духу: у него те же интересы, тот же взгляд на мир, он любит то же самое, что и вы… Он сделает так, что общение с ним будет доставлять вам удовольствие и быстро попадёт в ваш ближний круг. Мотиватор станет для вас именно тем человеком, которого вам больше всего не хватало. Для брошенной женщины он станет «жилеткой», а потом и любовником, для замкнутого интеллектуала – «настоящим другом», для человека, испытывающего финансовые проблемы, – щедрым братом. Для того чтобы наладить прочную связь с жертвой, профессионалу хватит пары недель».
Попав в круг доверия, мотиватор начинает обрубать все социальные связи жертвы. Если человек был замкнутым и необщительным, мотиватор сделает так, что он потеряет последних знакомых. Если вербуемый испытывал проблемы в семье, мотиватор доведёт ситуацию до развода. «На этом этапе задача мотиватора – сконцентрировать внимание жертвы на её проблемах, создать ситуацию полной безысходности», – говорит Илья Векслер.
Когда жертва начинает испытывать состояние эмоциональной опустошённости, впадает в депрессию, мотиватор тут же знакомит её с «правильными» людьми, которые могут решить все проблемы. Вербовщики ведут с попавшим в их сети многочасовые беседы о том, как можно изменить свою жизнь и начать жить «правильно». При этом всячески подчёркивается уникальность личности жертвы, её ценность и значимость. «Это и есть конечный этап вербовки, – объясняет Илья Векслер. – Тут используется весь арсенал психологических приёмов: гипнотические техники, нейролингвистическое программирование (НЛП), манипуляции. Иногда применяются и психотропные средства. Главное – чтобы человек наконец-то почувствовал себя среди «своих», испытал эмоциональный подъём. Возникает очень прочный раппорт – связь между жертвой и манипулятором. Когда он достигнут, жертву можно убедить в чём угодно. Историки, наверное, вспомнят, что примерно так же на Ближнем Востоке готовили ассасинов – воинов, которые, не задумываясь, могли пожертвовать жизнью ради своего хозяина».
После того как жертва принимает «правильный» ислам, её стараются как можно быстрее отправить в Сирию или использовать при проведении теракта в России. Обычно билет покупается на ближайшую дату, чтобы времени на раздумья не оставалось. Как правило, представители низшего звена террористов живут недолго и используются в качестве «пушечного мяса».
По словам Алексея Старостина, террористы стараются привлечь на свою сторону в основном молодёжь – людей в возрасте от 18 до 35 лет. Поэтому размещение в интернете материалов о том, как действуют вербовщики, – очень важная задача. «Мы проанализировали нашу памятку с экспертами – представителями научного сообщества, исламского духовенства, правоохранительных органов. Все признают, что подобную информацию необходимо тиражировать, – говорит Алексей Старостин. – По-видимому, в дальнейшем мы разработаем отдельную брошюру для распространения в местах компактного проживания мусульман и текст для размещения в интернете».
Алексей ЧЕРЕПАНОВ, специально для «Совершенно секретно»
Комментарии