НОВОСТИ
В результате ночной атаки БПЛА на Подмосковье есть погибшие и пострадавшие
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Бывший гендиректор «Оренбургских авиалиний» нажился на пострадавших туристах

Бывший гендиректор «Оренбургских авиалиний» нажился на пострадавших туристах

бывший гендиректор «оренбургских авиалиний» нажился на пострадавших туристах 09.09.2014

Как человек с более чем тридцатилетним руководящим стажем смог заложить под свою компанию «туристическую мину», сработавшую в минувшем августе...

Несколько недель назад большое внимание привлек к себе скандал вокруг отказа авиакомпании «Оренбургские линии» возить туристов нескольких крупных туроператоров. Десятки сорванных рейсов, тысячи негодующих клиентов, и, как апогей, банкротство казавшихся непотопляемыми титанов туристического рынка. Солидные и авторитетные туроператоры попадали, словно костяшки домино, напоследок обвинив во всех своих бедах авиакомпанию. Чтобы разобраться в сути произошедшего и понять, какую роль сыграли в нем «Оренбургские авиалинии», придется немного углубиться в историю компании и ее взаимоотношений с туристическим сектором.
 
Финансовая пирамида
 
Оренбургский объединенный авиаотряд был создан в далеком 1932 году и считается одним из старейших авиатранспортных предприятий страны. Сегодня 25 «боингов» компании¸ после реорганизации получившей название «Оренбургские авиалинии», возят туристов по всей России, а также в разные государства Европы, Азии и даже Африки. Однако в последние годы у нее возникли проблемы — туроператоры принялись затягивать оплату чартеров. Когда сумма долга достигла астрономических значений (о его порядке можно судить хотя бы по тому факту, что сейчас в оренбургском арбитраже лежит иск к «Идеал-туру» почти на пять миллиардов рублей), «Оренбургские линии» поставили ультиматум: или платите, или никуда не летим. 
 
Денег у должников не нашлось, отмена рейсов привела к коллапсу туристического рынка, в ходе которого в неизвестном направлении исчезли огромные суммы, уплаченные клиентами турфирм, но так и не появившиеся на счетах авиакомпании. По мнению экспертов, туроператоры выстроили настоящую пирамиду по продаже друг другу посадочных мест, запутывая отчетность и выводя на сторону активы. А следы создателей этой пирамидальной аферы ведут прямиком в кабинет бывшего руководителя «Оренбургских авиалиний» – Бориса Александровича Портникова. Именно он в свое время санкционировал тесное сотрудничество перевозчика с туроператорами, фактически передав компанию под их контроль. 
 
Так, известно, что задолго до перехода «Оренбургских авиалиний» в группу «Аэрофлот» Портников активно заключал договора о сотрудничестве с крупным иностранным туроператором — PGS International Limited, дочкой которого выступает российская «Пегас Туристик». На протяжении последних лет эта туркомпания была едва ли не основным партнером «Оренбургских авиалиний». В 2008-2010 годах Портников заключил с PGS International Limited несколько крупных договоров, даже не потрудившись вынести их на обсуждение совета директоров компании. А весной нынешнего года неожиданно выяснилось, что по тем самым старым договорам, заключенным единолично гендиректором «ОренАвиа», PGS International Limited осталась должна перевозчику почти полмиллиарда рублей. 
 
Как известно, в 2011 году авиакомпания вошла в состав крупнейшего российского перевозчика – «Аэрофлота». Топ-менеджмент авиационного гиганта принялся наводить порядок и, разобравшись в ситуации, поручил Портникову впредь включать во все чартерные сделки условие о предварительной оплате договоров. «Пегас» вместе со своими иностранными хозяевами предпочел отойти на второй план. 
 
Однако терять финансовые потоки Портникову не хотелось, рекомендацию команды «Аэрофлота», он, судя по результатам, просто проигнорировал, и место прошлого фаворита занял новый – «Идеал–тур». Но то ли его руководство не так хорошо ориентировалось в подспудных финансовых потоках, то ли до пирамиды оперативно добрались управленцы из «Аэрофлота», в общем, что-то пошло не так. Скорее всего, оставив пост генерального директора авиакомпании, Портников уже не мог плотно контролировать финансовые потоки и прикрывать своих туристических подельщиков. И пирамида, как в свои годы МММ — рухнула. 
 
Дальше события развивались известным всем образом – кризис поразил рынок туруслуг, «Идеал-тур» обанкротился, деньги пропали, а виновным во всем туроператоры попытались выставить «ОренАвиа», саму оставшуюся без денег за уже выполненные рейсы.
 
Господин академик
 
Присмотревшись к фигуре Портникова пристальней, становиться ясно, что свои методы работы он взял из уже известных общественности коррупционных и финансовых скандалов, потрясших общественную науку. С одной стороны – причем здесь бывший ген директор авиакомпании? Но давайте внимательно почитаем его биографию. 
 
Как следует из открытых источников, господин Портников – авиационный чиновник еще советской закалки. Оренбургское авиапредприятие он бессменно возглавлял больше 30 лет — с 1982 по 2013 год. При этом до 1994 года сам управлял воздушными судами, умеет пилотировать любые самолеты – от «кукурузника» Ан-2 до среднемагистрального Ту-154.
 
Официальные характеристики характеризуют Бориса Александровича с самой лучшей стороны – награжден государственными орденами, медалями, грамотами, заслуженный работник транспорта РФ, ветеран гражданской авиации России. Почетный работник газовой промышленности. Кандидат технических наук. Как такой человек мог разработать и внедрить схему аферы, сделавшей бы честь даже знаменитому пирамидостроителю 90-х Сергею Мавроди?
 
Ответ, что называется, лежит на поверхности. Среди многочисленных регалий Портникова значатся сразу два академических звания. Он академик Международной Академии информатизации и член-корреспондент Международной Академии экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ). Что же это за академии такие, и как простой кандидат наук смог занять в них столь почетные места?
 
Международная академия информатизации в прошлом была известна под именем Мосгорсправки. Серьезные ученые бегут от таких организаций, как черт от ладана, а доклады комиссии по лженауке, созданной в настоящей академии – РАН – полны абсурдными высказываниями «академиков» этой странной конторы. Уровень самой «информатизационной академии» и ее международного признания наглядно демонстрируют раздаваемые в ней «ученые степени». Так, первому вице-президенту Международной академии информатизации Эдуарду Евреинову в свое время было присвоено звание «Старейшина мира в области распределенной обработки информации».
 
Наверное, излишне говорить о том, что звания этой академии не признаются ВАК и не считаются официальными. Схема работы подобных заведений очень проста: человек платит вступительный взнос (в данном случае – в размере 50 долларов США) и становился членом организации, после чего имеющие такое же отношение к науке его новые «ученые коллеги» награждают соискателя званием член-кора, полного академика или хоть сразу мирового старейшины. Таким нехитрым путем в академию принимают политиков, космонавтов, иностранных граждан, словом – всех желающих.
 
Борису Портникову оказалось мало быть просто академиком. Поэтому он нашел еще одно подобное заведение, которое осчастливило его статусом своего члена-корреспондента. Очевидно, с одной стороны это грело его самолюбие, а с другой — наводило на мысли о новых, грандиозных аферах. Теперь становится понятным, как человек с более чем тридцатилетним руководящим стажем смог заложить под свою компанию «туристическую мину», сработавшую в минувшем августе. 
 
Первые опыты Портникова пришлись на начало 2000-х годов. В те времена он совмещал руководство оренбургским авиапредприятием с председательством в совете директоров страховой компании АФЕС, владея небольшим пакетом ее акций – всего 0,87%. В 2003 году, в ходе крайне подозрительной сделки, «Оренбургские авиалинии» продали своему директору Портникову крупный пакет в размере 20% акций АФЕС, директором которой тоже являлся Портников. Эксперты затруднились припомнить примеры сделок, в ходе которых директор государственного предприятия продает государственное имущество фактически самому себе. А вскоре после этого весь консолидированный пакет акций за хорошие деньги ушел другой известной страховой компании – «АВИКОС». 
 
Затем пришло время более масштабных комбинаций. Именно благодаря Портникову «Оренбургские авиалинии» попали в зависимость от нескольких крупных туроператоров. Именно Портников внедрил схемы, позволявшие заказывавшим чартеры компаниям не платить за них, накапливая миллиардные задолженности. Наверное, в эти минуты бывший начальник авиакомпании чувствовал себя настоящим академиком от бизнеса, наблюдая, как финансовые потоки перенаправляются со счетов авиакомпании на совершенно иные счета.
 
На заслуженный отдых
 
Заключив все необходимые соглашения и выстроив работу «Оренбургских авиалиний» в интересах своих партнеров из турфирм, господин Портников благополучно отправился на пенсию. Не подозревая об оставленном им сюрпризе, коллеги провожают бывшего начальника теплыми словами, а губернатор области Юрий Берг официально благодарит его «за многолетний плодотворный труд в гражданской авиации». Но всего год спустя мина, заложенная Портниковым и его соучастниками из турбизнеса, сработала, похоронив несколько компаний и чуть было не превратив «Оренбургские авиалинии» в главного виновника происходящего. 
 
Не только финансовые, но и репутационные потери могли оказаться очень тяжелыми, если бы не грамотные и профессиональные действия нового руководства авиаперевозчика. Сегодня ситуация уже взята под контроль, более того, «Оренбургские авиалинии» заручились поддержкой главы региона. Как говорят источники в обладминистрации, Юрий Берг уже заявил, что он в этом конфликте находится полностью на стороне авиакомпании.
 
Сегодня кризис вокруг «Оренбургских авиалиний» благополучно разрешился, атаки аферистов от турбизнеса успешно отбиты, а им самим вчинен крупный иск. Компания вводит новые маршруты и продолжает свою работу на благо десятков тысяч пассажиров. А что же господин Портников? По сведениям наших источников, бывший директор авиакомпании и фактический виновник всех ее проблем возглавляет оренбургское отделение своей любимой компании турфирмы «Пегас Туристик». 


Комментарии


  •   пятница, 25 августа 2024 в 02:13:42 #126547



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку