НОВОСТИ
Сирия расторгла инвестиционное соглашение с Россией о порте Тартус
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
СИРИЙСКИЙ «ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ»

СИРИЙСКИЙ «ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ»

СИРИЙСКИЙ «ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ»
Автор: Сергей БАЛМАСОВ
06.12.2024

Россия столкнулась с очередной неприятностью. 1 декабря союзник Москвы, сирийский президент Башар Асад лишился Алеппо, финансово-промышленной столицы своей страны, взятой боевиками.

КАТАСТРОФА В АЛЕППО

Напомним, что летом 2012 года джихадисты уже захватывали Алеппо, но в декабре 2016-го сдали его войскам Сирии, России и Ирана. Далее союзники оттеснили оппозицию на сирийский север, в приграничную с Турцией провинцию Идлиб, после чего, по сути, договорились с Анкарой «заморозить конфликт». 
Получилось, правда, не очень. Окопавшиеся в Идлибе оппозиционеры, находясь под опекой Турции, не прекратили бороться против Асада. В свою очередь, сирийские власти также пытались восстановить контроль над отпавшей провинцией. 
Прежде гаранты мирного соглашения, включая Россию, вмешивались в ситуацию. Но на этот раз они попросту не успели – оппозиция захватила Алеппо всего за три дня, а затем, воспользовавшись замешательством сирийской армии, боевики вторглись в другую важную провинцию – Хама. Над Сирией нависла угроза возобновления полноценной гражданской войны.

Хама.webp

Территория Сирии захваченая силами оппозиции среди которых представители исламистских террористических группировок (выделена зеленым)

Ситуация для Асада тяжёлая: боеспособных войск у него немного, а их боевой дух оставляет желать лучшего. И одновременно с написанием этого материала появляются сообщения, что отряды боевиков входят в Хаму, а если «загорится» и в других сирийских районах, пожар там может оказаться тушить некому.
Вероятность новых мятежей высока, поскольку проблемных мест в Сирии много. Пожалуй, единственный на данный момент полностью безопасный город на подконтрольной Асаду территории – Тартус, где находится российская военно-морская база. 

РОССИЯ И СИРИЯ

Говоря о неудачах Асада, заметим, что Сирия – одна из немногих стран, где Россия располагает аж двумя военными базами – морской в Тартусе и воздушной в Хмеймиме. Находятся они неподалеку от Суэцкого канала, важного мирового торгового маршрута. Через него в Евросоюз поступают многие товары, включая сжиженные газ и нефть. Соответственно, из Сирии Россия способна всерьез угрожать жизненно-важным поставкам Западу всего необходимого.
Наши связи с Асадом, кроме всего прочего, определяет и известная фраза «мы в ответе за тех, кого приручили». Вмешавшись в сирийскую гражданскую войну в 2015 году, Москва спасла сирийский режим от физического уничтожения, позволив Асаду отбить многие ранее потерянные территории. 

Сирия Иран Россия.webp

Но с началом украинского конфликта Москва вывела значительную часть своих сил из Сирии, чем тут же воспользовались противники Асада. 

ЧТО ПРОИСХОДИТ В СИРИИ

Ещё одна причина нынешнего успеха оппозиции – общее ухудшение ситуации на подконтрольных Асаду территориях. Прокатившаяся по Сирии с 2011 года гражданская война разрушила её экономику, уничтожив многие предприятия, а нефтегазовые месторождения, дававшие заметную часть доходов страны, остались под контролем оппозиции, преимущественно состоящей из этнических курдов. За их спинами стоят американцы, разместившие на северо-востоке Сирии военные базы. 
В результате всего этого уровень жизни в стране рухнул ниже многих беднейших стран Африки: если в 2009 году среднемесячная заработная плата в стране составляла 364 доллара (67-е место в мире), то теперь – 86 долларов (156-е место в мире). Ситуация усугубляется ростом стоимости продовольствия и топлива – для простых сирийцев они становятся всё менее доступны. 

Недовольство жителей страны подогревают действия властей и силовиков Асада. Сирийцы все чаще обвиняют их в игнорировании своих нужд, запугивании и репрессиях. Поэтому неудивительно, что с августа 2023 года значительная часть Сирии охвачена антиправительственными выступлениями, их участники требуют от Асада договориться с оппозицией о передаче власти.
О серьёзности происходящего говорит, например, то, что протесты охватили даже южную провинцию Сувейда, сыгравшую значительную роль в разгроме исламистов в гражданской войне. Тем не менее Асад всё также предпочитает подавлять недовольство силой, подобно тому, как он уже делал это раньше, до 2011 года, что во многом и вызвало массовые мятежи.
Недовольство властями сыграло не последнюю роль и в падении Алеппо и прорыве джихадистов в Хаму, и способность Асада справиться с надвигающейся катастрофой своими силами начинает вызывать глубокие сомнения.

Сирия 4 исламисты.webp

«Неприятности режиму Асада предсказывались давно, - говорит «Совершенно секретно» независимый эксперт по Ближнему Востоку Кирилл Семенов, - И если бы не случилось падения Алеппо, то неприятности эти произошли бы в другом месте. В последние годы страна скатывалась в беспросветное болото, выхода из которого не видно. Ситуация в стране ухудшилась до критического уровня. По сути, Сирия дошла до состояния классического «failed state» (несостоявшегося или развалившегося государства – Прим. ред.). В результате многие сирийцы выживают за счёт денежных переводов своих заграничных родственников. Это не может не отражаться и на состоянии сирийской армии. И по щелчку пальцев вернуть её боеспособность невозможно, как и вдруг наладить разваливающуюся экономику. Дело в том, что официальное сирийское правительство блокирует поиск мирных решений проблемы и диалог с оппозицией, предпочитая по-прежнему разговаривать с недовольными при помощи грубой силы. Причём Сирия, которую вернули в Лигу арабских государств именно с требованием выполнить обязательства по налаживанию мира, этих обязательств не выполнила. Одновременно сирийский режим пытается создать проблемы соседним странам, наводняя их наркотиками – каптагоном. А Асад винит во всех своих бедах внешние силы, иностранные спецслужбы, Турцию и так далее», - указывает эксперт. 

РОЛЬ ТУРЦИИ

Турецкий фактор – одна из основных среди причин почти молниеносного захвата Алеппо. Противники Асада активно применяли беспилотники, в том числе и турецкого производства, что во многом и вызвало паническое бегство сирийских солдат с массовым оставлением бронетехники.


Интересы Анкары в Сирии понятны. Она развивает примененную Россией на Украине стратегию. Речь идёт о получении контроля над определенными территориями с помощью ополченцев, официально не принадлежащих к государственным силовым структурам, но тесно связанным с турецкими спецслужбами. И поэтому реально предъявить Турции относительно нападения на Сирию нечего. 
Турки контролировали сирийскую землю почти 500 лет и лишились её в результате проигрыша в Первой мировой войне, потому Турция считает Сирию временно отпавшей территорией и стремится её вернуть. Кроме того, в Сирии проживают сотни тысяч туркоманов – этнических турок, не забывших про историческую Родину. 

Удобный случай вернуть эту страну Анкаре уже представлялся всё в том же 2011 году, когда Сирию сотрясли протесты «Арабской весны». Турецкое руководство и тогда активно поддержало противников Асада. 

РОЛЬ ИРАНА

Важную роль в произошедших событиях играет также Иран. Тегеран в своё время сильно помог Асаду в гражданской войне – деньгами, топливом, оружием и военной силой. Дело в том, что Сирия – один из важнейших элементов выстраивания иранского влияния на Ближнем Востоке: через сирийскую территорию Тегеран, к примеру, снабжает шиитскую группировку «Хизбалла» в Ливане, а «Хизбалла», не оставаясь в долгу, здорово помогла Асаду громить оппозицию. И одной из причин падения Алеппо стал как раз уход «Хизбаллы» из Сирии на помощь своим ливанским собратьям, борющимся против израильтян. 

Сирия Джулани.webp

Один из лидеров сирийских повстанцев — террорист «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) Абу Мухаммад аль-Джулани, за информацию о котором США назначили награду в 10 миллионов долларов

Кроме того, Тегеран рассматривает Сирию как плацдарм для атаки на недружественный ему Израиль и стягивает туда боевиков шиитских формирований. В свою очередь, по ним активно бьёт Тель-Авив – израильская авиация вовсю «обрабатывала» бросившиеся на помощь Асаду после потери Алеппо формирования иракских шиитов. 
В результате выходит так, что нынешние успехи сирийской оппозиции являются продуктом совместных усилий Израиля и Турции. И несмотря на обострение в Палестине, Анкара и Тель-Авив великолепно взаимодействуют в Сирии, пытаясь выдавить оттуда Иран, которому сложно противостоять одновременно двум сильным противникам (к тому же Тегеран находится под санкциями, что тоже осложняет предоставление полноценной помощи Дамаску).

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Разумеется, Асада может снова попытаться спасти Россия. Правда, возникает вопрос: а нужен ли нам этот сирийский «чемодан без ручки»? Ведь свою задачу Москва, кажется, выполнила, уже однажды оказав Асаду военную помощь и прогнав через боевые действия в Сирии большое количество офицеров, многие из которых сейчас используют тот боевой опыт в украинском конфликте. Да и не может Россия вечно кормить Башара Асада как ребёнка с ложечки и бесконечно решать все сирийские проблемы, тем более сейчас, когда основным является украинское направление, от которого Москву, судя по всему, пытаются отвлечь. «Неприятность» с Алеппо по «странному» совпадению случилась весьма скоро после испытания Москвой на Украине ракеты средней дальности «Орешник», и более чем вероятно, что на испытание «Орешника» нам как раз и ответили захватом Алеппо, фактически пригрозив «снять с Асада шкуру». 

А чтобы этого не произошло, вроде бы напрашивается проведение очередного дорогостоящего во всех смыслах спасения сирийского президента, вполне способного притормозить российские действия по Украине. Но помогать Асаду с прежним размахом мы уже не в состоянии. 
Другими словами, перед Россией встаёт дилемма, сложный выбор: как поступить с «сирийским чемоданом» и как ответить на вечный вопрос «что делать?». Проблемы эти могут стать ещё острее в случае утраты сирийскими властями в ближайшее время контроля и над другими территориями, включая Хаму. Особенно, если после этого почуявшие слабость Асада Израиль и Турция захотят всерьёз решить сирийскую проблему.

Сирия 3.webp

Башар Асад среди сирийских военных, которые продолжают оставаться верны своему президенту

Напрашивается вариант – дать возможность спасать Сирию Ирану. Тегеран, в отличие от Москвы, не вовлечён в действительно серьёзный конфликт вроде украинского. К тому же Иран во многом уже «подобрал» Сирию экономически, в плане военном и политическом. 
Однако передать всё Тегерану означает резко снизить степень своего влияния на Дамаск. Устранившись от судьбы своего «питомца», Россия автоматически многое потеряет в политическом смысле и рискует утратить свои военные объекты в этой стране. 
Поэтому без последствий «слить» Асада мы не можем. Тем более что уход оттуда так или иначе будет считаться техническим поражением и отразится на нашем международном авторитете, чего нам допустить ох как не хочется. 

Вопрос – что будет дальше. Кирилл Семёнов считает, что «пока Сирию всё же не следует списывать с боевых счетов: режим Асада ещё довольно устойчив, у него есть и людские ресурсы, и технические. Часть солдат, особенно алавиты, мотивированы сражаться с учетом наличия джихадистского фактора и враждебного отношения к ним ряда оппозиционеров. Соответственно, быстрого падения режима Асада вряд ли стоит ожидать. Разумеется, Асад ожидает получения иностранной помощи, прежде всего иранской, но серьезных ресурсов с учётом многочисленности его «фронтов» против Израиля у Тегерана нет. Пропорционально вмешательству Ирана происходит и ответная реакция на это Израиля. В любом случае, пока для Сирии просматриваются в основном негативные сценарии, один другого хуже, с перспективой дальнейшей утраты территорий или активизации гражданской войны», - уверен эксперт.

Фото: Автор "Совершенно Секретно" Сергей Балмасов на приёме у пока ещё (на  момент выхода статьи - примечание редакции) президента Сирии Башара Асада (из архива автора). 

президент асад и автор статьи




Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку