НОВОСТИ
Парламент Абхазии проголосовал против захода российских строительных олигархов на территорию страны
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
А почем нынче панки?

А почем нынче панки?

А почем нынче панки?
Автор: Константин КУРБАТОВ
Совместно с:
08.04.2014

Кто помог группе Pussy riot заработать миллионы

Пятого февраля в нью-йоркском Burclays Center («Барклай-Центр»), принадлежащем Михаилу Прохорову, прошел концерт, организованный правозащитной организацией Amnesty International («Эмнести Интернешнл»). Если верить афишам, то главными гостями мероприятия стали бывшие участницы панк-группы Pussy Riot. Спеть, правда, организаторы девушкам не разрешили, вместо этого посоветовав Надежде Толоконниковой и Марии Алёхиной ограничиться кратким обращением без музыкального сопровождения. 
«Мы боролись за вашу и нашу свободу!» – прокричали они в зал со сцены. Нью-йоркская публика удивленно притихла.

Модельные хлопоты




О своих ближайших планах только что вышедшие на свободу участницы панк-коллектива поспешили сообщить сразу же после освобождения. «Ну что, где мои вискарь и телочки? Мне пацанчики, которые сидят не впервые уже, говорили, что так освобождаться нужно, чтобы по-человечьи», – написала в своем «Фейсбуке» 23 декабря Надежда Толоконникова. Запись потом объявили не слишком удачной шуткой, объяснив, что на самом деле бывшие «художницы-акционистки» собираются примкнуть к правозащитному движению. В многочисленных интервью и Надежда, и Мария с готовностью рассказывали о созданной ими общественной организации «Зона права» и о планах по развитию «культурного сектора в российской тюрьме».

Детали будущих проектов девушки обсуждать отказывались, уточнив лишь, что они полностью подготовились к новому для себя виду деятельности.
Компания Trends Brands for Friends, например, продающая в Москве «дизайнерские марки одежды 
и аксессуаров со всех уголков света», сделала Толоконникову «лицом фирмы». Взамен правозащитница в своем блоге настоятельно посоветовала своим поклонникам обратить внимание на прогрессивных продавцов. «Капиталистические мои друзья Трендс-Брендс круто снабжали меня одеждой на длительных свиданиях в колонии», – сообщила она, проиллюстрировав пост ссылкой на интернет-сайт компании.

Кроме этого, девушки снялись в нескольких фотосессиях для глянцевых журналов, поучаствовали в ток-шоу телеканала «Дождь», дали серию интервью для журнала «Сноб» и посетили выставку имени себя в галерее Марата Гельмана.

Судя по отчетам, регулярно появляющимся в «Фейсбуке» Надежды Толоконниковой, светская жизнь не помешала участницам группы наладить полноценную правозащитную деятельность. 


«Список продуктов, переданных осужденным ИК-2 14 января 2014 года: 1. Кофе растворимый – 2 кг. 2. Чай пакетированный – 6 упаковок 3. Сыр – 3 кг. 4. Лаваш – 2 шт. 5. Сгущенка – 20 упаковок. 6. Конфеты шоколадные – 3 кг. 7. Стиральный порошок – 6 кг. 8. Сигареты – 6 блоков 9. Кока-кола – 3 бутылки. Отдельно правозащитником Тарьей Поляковой были переданы трудовой кодекс с подробными комментариями, а также ряд книг по феминистской тематике», – сообщила она после поездки в Нижегородскую область. 


Впрочем, за полтора месяца, прошедшие после освобождения, участницы панк-группы провели в России не более двух недель. В самом начале января они съездили в Сингапур, почему-то получив местную премию Prudential Eye Awards. После этого стало известно, что в самое ближайшее время девушки намерены отправиться в Америку и Европу. 


«Мы едем для того, чтобы перенять европейский опыт тюрем», – туманно объяснила Надежда Толоконникова в интервью «Голосу Америки». Ее отец, Андрей Толоконников, в специальном блоге на сайте «Эха Москвы» счел нужным добавить, что участницы панк-группы вовсе не собираются ограничиваться изучением неустроенного быта российских колоний, а сам проект в скором времени станет глобальным. «База – это правозащитная организация «Зона права», направленная на защиту прав всех заключенных… – написал он 31 января. – И не только в России – в США, в Латинской Америке, Африке. Поле для деятельности огромное».


Скептикам господин Толоконников терпеливо разъяснил, что после «раскола» группы Pussy Riot его дочь отказалась «выходить из дела» и уже решила, как строить жизнь дальше. «Надя амбициозна и хотела сделать карьеру. Она говорила, что хочет быть, например, как Леди Гага. Мне это казалось бредом. Но теперь, когда Надя Толоконникова стала больше, чем Леди Гага, бредом это мне не кажется», – скромно заметил отец знаменитой дочери.



Трудовые подходы




6 февраля в Живом Журнале появилось отчаянное воззвание «анонимных участниц группы Pussy Riot». Авторы обращения, подписавшиеся как Кот, Гараджа, Фара, Шайба, Серафима и Шумахер, заявили, что Толоконникова и Алехина больше не имеют никакого отношения к панк-коллективу, но до сих пор продолжают использовать широко известную «торговую марку».
«Они настолько увлеклись проблемами в российских тюрьмах, что начисто забыли о стремлениях и идеалах нашей группы… и отказываются от каких-либо контактов с нами», – заявили бывшие коллеги свежеиспеченных правозащитниц.

По мнению участницы «акции» в храме Христа Спасителя Екатерины Самуцевич, получившей условный срок, причиной раскола стали деньги. 
О многочисленных попытках коммерциализировать получивший скандальную известность бренд за последние три года говорили не раз. Но бывшие участницы панк-коллектива, как и члены их многочисленной группы поддержки, наотрез отказывались обсуждать эту тему. Правда, в одной из дискуссий в том же «Фейсбуке» отец Надежды, Андрей Толоконников, выполняющий обязанности неформального пресс-секретаря, как всегда откровенно заметил, что информация о распаде Pussy Riot никак не повлияет на капитализацию проекта.
«Отказ от бренда разве мешает коммерции вокруг самого ИХ ФАКТА? Бренд – это право продавать шариковые ручки и носки. А имя – с разрешения, как часть ИХ деятельности можно, я думаю, эксплуатировать. Ведь и бренд сейчас иной – это не Pussy Riot, а «Надя и Мария». И они отказались от бренда как от порабощающей машины зарабатывания и только зарабатывания. Но не вообще же от денег», – терпеливо разъяснил он оппонентам.


Какую сумму удалось заработать участницам и участникам проекта за последние три года, точно знают только они сами. По самым осторожным подсчетам, она уже давно исчисляется цифрами с шестью нулями, а количество разнообразных фондов, созданных в поддержку Pussy Riot по всему миру, перевалило за три десятка. 


В марте 2012 года адвокаты Марк Фейгин и Николай Полозов объявили на сайте freepussyriot.org о начале сбора средств для специально созданного «Фонда юридической защиты Pussy Riot». Деньги предлагалось перечислять на долларовый счет Марка Фейгина в Москве, а распоряжаться ими, кроме собственно защитников, мог и муж Надежды Толоконниковой Петр Верзилов.


Несколько дней спустя о начале сбора денег объявил и Александр Гольдфарб, получивший в свое время широкую известность из-за дела Александра Литвиненко. В свое время бывший ученый, эмигрировавший в США еще в 1970-х, представлял в России интересы фонда Джорджа Сороса «Открытое общество» и входил в «ближний круг» Бориса Березовского. По признанию самого господина Гольдфарба, чуть более чем за полгода ему удалось собрать 44 421 доллар. Деньги были поделены между родственниками и адвокатами участниц группы.


В августе того же года о создании международного The Pussy Riot International Support Fund объявила и американская некоммерческая организация The Voice Project. Согласно уставным документам, главной целью TVP является «осуществление социального прогресса с песней», и до появления Pussy Riot основатели проекта Хантер Хини и его гражданская жена Анна Гэбриел занимались исключительно проблемами африканских государств, организуя концерты западных музыкантов в Уганде, Конго и Центрально-африканской республике.

Сбором денег The Voice Project занимался вплоть до 1 января 2014 года, когда фонд было решено закрыть из-за выхода «подопечных» на свободу. Согласно финансовому отчету, за это время активисты собрали 121 376 долларов и 55 центов. Из этой суммы лишь 16 тысяч было перечислено всем «членам группы Pussy Riot», а почти 94 000 переданы непосредственно «заключенным и членам их семей». 
Подобные фонды были созданы в нескольких скандинавских странах, Голландии, Польше, Чехии, Эстонии, Литве и других государствах.
Кроме этого, свою лепту внесли и признанные мировые звезды. Вдова Джона Леннона Йоко Оно, например, вручила в Нью-Йорке мужу Надежды Толоконниковой Петру Верзилову премию мира Lennon Ono Grant for Peace. В денежном выражении эта премия оценивается в 50 000 долларов.
Исландская певица Бьорк за счет продажи футболок с надписью Free Pussy Riot на своем сайте выручила для девушек 3500 долларов. В ноябре 2012 года менеджер рок-звезды Дерек Биркетт заявил, что уже передал участницам панк-группы ряд деловых предложений. 


«Они сейчас обдумывают возможности коммерциализации названия и самой идеи группы», – заявил он журналистам.

Одновременно с исландской коллегой продажу футболок с логотипом панк-группы организовала и Мадонна. Правда, эта инициатива чуть было не привела к самому первому расколу в девичьем коллективе. На официальном сайте певицы и во время концертов футболки с изображением женщины в маске и с гитарой можно было приобрести всего лишь за 19,95 доллара. По утверждению менеджеров «звезды», вся выручка перечислялась «пострадавшим членам группы». 


Екатерина Самуцевич тогда удивленно заметила, что ничего не знает о подобном договоре. «Никто ничего не согласовывал ни со мной, ни с Надей или Машей», – сообщила она агентству Reuters, пояснив, что не получила от продаж футболок «ни одной копейки».

В ответ официальный пресс-секретарь Мадонны Лиз Розенберг заявила, что располагает всеми необходимыми разрешениями, полученными непосредственно от членов группы, а сотрудники певицы «поддерживают непосредственные контакты как с заключенными, так и находящимися на свободе участниками Pussy Riot».

Кроме этого, футболки, кружки, значки и наклейки с символикой группы появились на крупнейших международных интернет-порталах. Так, только на сайте ebay.com сейчас числится 417 подобных предложений. На сайте amazon.com продукцию с логотипами Pussy Riot предлагают 239 продавцов.

Имеют ли они непосредственное отношение к бывшим участницам панк-группы, установить невозможно, тем не менее финансовые перспективы девичьего проекта аналитики оценивают весьма высоко. 


«В ближайшие два года этот бренд может приносить более 3 миллионов долларов в год, из которых 2–2,5 миллиона составит чистая прибыль», – считает сотрудник международной консалтинговой фирмы Prophet Brand Strategy Кэвин Дрост. По его словам, в числе источников дохода – платные лекции, продажа прав на книги и фильмы, договоры об изготовлении одежды с логотипами группы и выступления.


Розовые надежды




Уже после освобождения участниц панк-группы на сайте freepussyriot.org появился внушительный список организаций, оказывавших посильную помощь в сборе денег. В этом перечне, помимо «Эмнести Интернешнл», «Ходорковский центр» и прочих объединений, особое место занимают группы, выступающие в поддержку прав сексуальных меньшинств. В их числе крупнейшая в США ЛГБТ организация Queer Nation, объединение гомосексуалистов, лесбиянок, трансгендеров и бисексуалов Russia LGBТ Network и многие другие.

Сами девушки никогда особо не скрывали, что поддерживают тесные отношения с «нетрадиционным» сообществом. Правда, о том, что именно эти группы сыграли ключевую роль в организации на Западе кампании в их поддержку, Надежда Толоконникова и Мария Алёхина старались не говорить.


Первый масштабный концерт, сборы с которого были целиком перечислены участницам группы, прошел в Сан-Франциско 27 апреля 2012 года. После этого подобные мероприятия состоялись в других городах США, а также в Великобритании, США, Германии, Японии и Австралии. Одна за другой начали выходить и книги, посвященные осужденным. По странному совпадению, почти все они были изданы организациями, близкими к ЛГБТ-движению. 

В конце декабря 2012 года, например, нью-йоркское издательство The Feminist Press, специализирующееся на защите прав лесбиянок, выпустило книгу «Pussy Riot! A Punk Prayer for Freedom». Издание до сих пор продается в крупнейших интернет-магазинах США, правда, интерес к участницам группы заметно поостыл, так что цену на книжку пришлось снизить до 2 долларов и 99 центов за экземпляр.


Впрочем, главное событие в длинной череде PR-акций, организованных ЛГБТ-сообществом, произошло уже после того, как участницы группы вышли на свободу. 


В начале января 2014 года в США в издательстве Riverhead Trade вышла увесистая книжка под длинным названием «Words Will Break Cement: The Passion of Pussy Riot» («Слова разрушат цемент: Страсти «Пусси Райт»). В аннотации сказано, что издание посвящено «героической истории» панк-группы, «воскресившей силу правды в обществе, построенном на лжи». В срочном порядке написала книжку журналистка Маша Гессен, известная в России в основном как активистка ЛГБТ-движения, агрессивно отстаивающая права лесбийских семей.

Спешить и правда пришлось: в конце декабря 2013 года девушки вышли на свободу, и выгодная тема могла уйти.

Уже через несколько дней после появления книги она заняла первое место в разделе «Панк» интернет-магазина Amazon.com, а госпожа Гессен приняла участие в целой серии мероприятий, организованных ЛГБТ-группами в США, например, в шоу под названием «фестиваль PROPAGANDA» в нью-йоркском институте Cooper Union.
Специальные «золотые билеты» на фестиваль, обеспечивающие посещение всех лекций и семинаров, продавались по 1000 долларов, а всю выручку организаторы обещали перечислить в фонд организации Spectrum Human Rights Alliance, занимающейся защитой прав сексуальных меньшинств в странах Восточной Европы и в России. В свое время, кстати, активисты организации начали сбор средств в поддержку Pussy Riot. Какую именно сумму удалось собрать, до сих пор неизвестно.



Музыкальная пауза




До сих пор неизвестно, сколько денег было потрачено на организацию «зарубежных гастролей» Надежды Толоконниковой и Марии Алёхиной. Деловой частью поездки участниц панк-группы занимался владелец продюсерской компании GreenWave Александр Чепарухин.


Промоутерскую фирму он создал еще в 1991 году и, помимо гастролей зарубежных музыкантов, организовал несколько музыкальных фестивалей в разных регионах России. Последние годы, правда, господин Чепарухин посвятил почти исключительно Пермскому краю, где в это время бурную деятельность развернул московский галерист Марат Гельман. Продюсер, со своей стороны, запустил в крае целую серию музыкальных фестивалей – «Движение», «Музыка свободы» и «Гогольфест».

После того как пост губернатора области покинул Олег Чиркунов, объявивший на днях об окончательном переезде во Францию, и продюсер, и галерист были вынуждены покинуть Пермь. 


Все внимание «дуэт» решил сосредоточить на участницах панк-группы Pussy Riot. Александр Чепарухин лично сопровождал девушек в недавних зарубежных поездках, регулярно отчитываясь в своем «Фейсбуке» о встречах со звездами мировой эстрады. 


О его дальнейших планах, как всегда откровенно, рассказал отец Надежды, Андрей Толоконников. Комментируя очередную дискуссию, разгоревшуюся в соцсетях после объявления о начале «зарубежных гастролей» группы, он оптимистично заявил, что все финансовые проблемы бывших участниц панк-коллектива отныне будет решать именно Александр Чепарухин.
«Это особа, «приближенная к императору». Большой Продюсер, – счел нужным пояснить Толоконников. – Его работа была организовать БУМ во время суда, и он, как я думаю, с ней справился. Но это была не коммерция… Он продюсер в данном случае по «связям». Он лично знает всех звезд рока».

Похоже, что здесь пожелания девушек из Pussy Riot и «большого продюсера» полностью совпали. Надежда и Мария получили возможность сами контролировать зарабатываемые деньги, а у главы музыкальной фирмы появился наконец новый повод для встреч с ведущими западными исполнителями.
Похоже, что многие из тех, с кем удалось пообщаться участницам панк-группы, вскоре объявят о новом гастрольном туре по России. Его организатором, разумеется, выступит компания GreenWave.

 

 


Автор:  Константин КУРБАТОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку