НОВОСТИ
Президент РФ Владимир Путин официально вступил в должность
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
96784
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
28113
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
28357
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
31113
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
29300
sovsekretnoru
ЖДАТЬ ЛИ ОБОСТРЕНИЯ В КОСОВО?

ЖДАТЬ ЛИ ОБОСТРЕНИЯ В КОСОВО?

ЖДАТЬ ЛИ ОБОСТРЕНИЯ В КОСОВО?

BOJAN SLAVKOVIC/AP/TASS

Автор: Андрей БЕРЕЦ
29.08.2022

Власти Косово намерены с 1 сентября ввести запрет на использование на территории непризнанного образования сербских автомобильных номеров. Первая подобная попытка, предпринятая в конце июля, уже вылилась в столкновения сербского населения Косово с местными органами правопорядка.

Произойдет ли новое обострение, и чем оно может закончиться, учитывая, что ведущие мировые державы, в первую очередь Россия и США, заявляют о решительной поддержке противоборствующих сторон.

Новый виток напряженности между Приштиной и Белградом начался в конце июля, когда правительство непризнанной республики объявило о введении с 1 августа запрета на использование сербских автомобильных номеров и документов на территории края. Для реализации этого постановления косовские силы правопорядка закрыли контрольно-пропускные пункты на въезд с сербской территории. Сербское население в северной части края ответило возведением баррикад, блокировавших движение по основным транспортным магистралям. В результате этого, между противоборствующими сторонами произошли стычки, в ряде городов звучали воздушные тревоги. Добиться снижения напряженности удалось за счет международных дипломатических усилий, благодаря которым удалось отсрочить введение запрета на сербские документы и автомобильные номера на месяц, до 1 сентября. Однако эксперты считают, что внешние силы приложили руку не только к этому временному урегулированию противоречий, но и к самой эскалации кризиса.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В 2011 году между представителями Косово и Сербии было подписано Соглашение о свободе передвижения, согласно которому власти непризнанной республики разрешают использование на своей территории сербских номерных знаков сроком на 5 лет. Кроме того, срок соглашения можно было продлить еще на 5 лет. Когда оба пятилетних срока истекли, на сербско-косовской границе вновь начались проблемы.

Фото_16_03.jpg 

Профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Екатерина Энтина в разговоре с «Совершенно секретно» указала на то, что всплеск напряженности, произошедший в конце июля в этой связи, не является чем-то новым и из ряда вон выходящим. «Первая эскалация по этой же причине произошла в сентябре 2021 года, когда технически истекал тот срок, который был обозначен в договоренностях Белграда и Приштины о прекращение циркуляции двойных документов. Неправомерность действий албанцев заключается в том, что во всех документах было прописано, что Белград и Приштина должны вместе в двустороннем порядке достигнуть договоренности о том, как должны обращаться эти документы, – сказала она. – Такое соглашение достигнуто не было. Когда в прошлом году была первая провокация в сентябре, было принято решение, что номера должны заклеиваться стикерами до какого-то постоянного решения. Решение должно было быть принято в апреле 2022 года, этого не произошло».

ПОЧЕМУ СЕЙЧАС?

На фоне тектонических сдвигов на международной политической арене возникновение новых или активизации тлеющих конфликтов неправильно было бы рассматривать вне глобального контекста. Особенно в регионе Балкан, где еще в ходе войн во время распада Югославии в 1990-е годы четко проявилась линия соперничества Россия – Запад. НАТО тогда бомбило Белград и в результате военных действий и последующих политических усилий сумело добиться полного распада Югославии и даже дальнейшего создания непризнанной Республики Косово. Ответ России выглядел тогда скорее символическим и запомнился такими знаковыми, но не сильно влияющими на ситуацию событиями, как разворот над Атлантикой самолета тогдашнего главы МИД РФ Евгения Примакова, отменившего таким образом свой визит в Вашингтон и марш-бросок российских десантников на аэродром Приштины, в результате которого был установлен контроль над воздушной гаванью.

На сегодняшний день баланс сил на Балканах выглядит примерно также, и ключевую роль в политических процессах региона, по словам экспертов, играет американо-британский тандем. Это позволяет Вашингтону и Лондону использовать Балканские страны для реализации своих глобальных интересов.

По мнению Энтиной, предпринятые косовскими властями меры можно расценивать как провокацию, предпринятую по рекомендации извне. Цель этой провокации – оказать давление на Россию, путем разжигания замороженного конфликта.

«Пока идет специальная военная операция на Украине, поддерживать все тлеющие конфликты в полуактивированном состоянии для западных стран очень выгодно. И Балканы, безусловно, в течение сентября-октября, до начала нового выборного цикла в США в таком полуподгоревшем состоянии, – сказала она. – Западу нужно, чтобы была болевая точка, ситуация, которая может оказаться болезненной для Москвы. Это шахматная доска, на которой Балканы не самая значимая фигура, но, тем не менее, имеет свое значение». Президент Сербии Александр Вучич тоже усмотрел связь между событиями в Косово и военным конфликтом на Украине. «Суть в том, что кое-кто в регионе думает, что когда появилась всеобщая истерия из-за войны на Украине, то можно осуществить свои цели», – заявил Вучич в эфире сербского телевидения в начале августа, явно указывая на косовские власти. Подчеркивая серьезность сложившейся ситуации, сербский лидер тогда заявил, что «едва удалось избежать самого серьезного сценария», а противоборствующие стороны «были на гране катастрофы».

Вероятно, при помощи ситуации в Косово внешние силы могут также оказывать давление на Белград, который решительно отказывается присоединяться к антироссийским санкциям.

МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕАКЦИЯ

Реакция международного сообщества на обострение на административной границе Сербии с Косово и Метохией не заставила себя ждать. И прозвучавшие заявления придали дополнительную актуальность словам Вучича о «катастрофе».

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 3 августа написал в «Твиттере» о том, что Международные силы безопасности в Косово (КФОР), действующие под эгидой НАТО готовы вмешаться, если стабильность в регионе окажется под угрозой. Вместе с тем в тот же день Вучич и Столтенберг провели телефонные переговоры, в ходе которых, как сообщили в пресс-службе сербского лидера, «собеседники согласились с необходимостью продолжения диалога Белграда и Приштины».

Россия в свою очередь четко выразила поддержку сербской стороне. «Мы, безусловно, абсолютно поддерживаем Сербию. Мы рядом с косовскими сербами. Мы считаем, что это [требования властей Косово] абсолютно необоснованные требования», – сказал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.

Посол РФ в Сербии Александр Боцан-Харченко 2 августа даже не исключил, что Сербия обратится к РФ за военной поддержкой в случае дальнейшего обострения ситуации. В Москве, правда, за день до этого уже обозначили, что напрямую в конфликт вмешиваться не намерены. По словам замглавы Комитета по международным делам Совета Федерации Владимира Джабарова, РФ помощь Сербии окажет, не вступая в конфликт.

Как ни трактуй эти заявления, а само по себе многократное упоминание возможности вооруженного конфликта и военных мер уже навеивает тревогу.

БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

После завершения острой фазы кризиса глава европейской дипломатии Жозеп Боррель пригласил Вучича и премьер-министра Косово Альбина Курти приехать в Брюссель на переговоры по урегулированию ситуации. Едва получив приглашение, сербский лидер сразу отреагировал на него скептически, указав на то, что он поедет в Брюссель, потому что ему «нетяжело», но от самих переговоров ничего не ждет. Как показала состоявшаяся 18 августа встреча, Президент Сербии как в воду глядел. Переговоры по признанию, как их непосредственных участников, так и посредника Борреля окончились провалом.

Как отметила Энтина, такой итог едва ли можно считать неожиданным. «Никаких практических надежд на эти переговоры изначально и не возлагалось. Даже Брюссель признавал, что встреча нужна для того, чтобы прояснить позиции сторон», – сказала она.

Аналитик обратила внимание на то, что выдвигаемые албанской стороной требования изначально неприемлемы для сербов. «Пункт первый – взаимное признание и возможность для Косово беспрепятственно вступить во все международные организации, признание актов насилия в отношении албанского населения, репарации со стороны Сербии, признание за албанским населением Сербии тех же прав, что и за сербами в Косово, – добавила эксперт. – Очевидно, что это не переговорная позиция и обсуждать тут нечего».

Фото_16_04.jpg 

Спецпредставитель Президента США по переговорам между Сербией и Косово Ричард Гренелл и Президент Сербии Александр Вучич (слева направо). Фото: Darko Vojinovic/AP/TASS

Сербы же в свою очередь не устают напоминать албанцам о том, что последние, согласно брюссельским соглашениям 2013 года приняли на себя обязательство по созданию Сообщества сербских муниципалитетов в крае. Это требование, по мнению Энтиной также едва ли можно считать реализуемым. «В сегодняшних условиях, с кем бы ни велись переговоры, речь о создании сообщества сербских муниципалитетов в Косово, которого требует Белград, вряд ли может идти, – сказала она. – Сейчас западное сообщество очень активно говорит о том, что любое сообщество сербских муниципалитетов приведет к восстановлению Республики Сербской, которого они очень боятся и не хотят. Тут понятно, что это слишком большое преувеличение, но этот дискурс появился, значит, он, так или иначе, есть уже в переговорной повестке. Таким образом, само создание этого сообщества едва ли возможно».

Таким образом, мы видим, что стартовые переговорные позиции сторон являются, если не взаимоисключающими, то точно заведомо неприемлемыми для оппонента. Может ли что-то привести к их сближению?

ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Оценивая перспективы урегулирования сербско-албанских противоречий также невозможно сбросить со счетов внешних игроков, под которыми в первую очередь подразумеваются Россия с одной стороны и США с ЕС с другой. И тут, как уже говорилось выше, наблюдается дисбаланс между возможностями сторон в регионе.

Фото_16_05.jpg 

Фото: Bojan Slavkovic/AP/TASS

Энтина отметила, что механизмы влияния РФ на ситуацию весьма ограничены. «Когда сербы по своему желанию на переговорах с Приштиной вышли из под крыла ООН под Евросоюз, они тем самым возможность нашего дипломатического вмешательства в этот процесс просто сами устранили. В этом смысле мы можем только дальше продолжать выражать поддержку тем решениям, которые будут приняты самим Белградом», – продолжила она.

Таким образом, успех урегулирования во многом зависит от того, насколько Вашингтон и Лондон смогут, а скорее даже захотят, повлиять на косовское руководство, чтобы склонить Приштину к компромиссу с Белградом. В этом смысле позитивным знаком для сербской стороны кажутся слова бывшего спецпредставителя Президента США по переговорам между Белградом и Приштиной Ричарда Гренелла, который заявил, что Вучич четко изложил свою позицию на переговорах и «был вдумчив в своем подходе». В продолжении Гренелл призвал Курти продемонстрировать такую же приверженность мирному урегулированию. За несколько недель до этого Гренелл и вовсе выступил с резкой критикой Курти, назвав того радикалом и фашистом.

Такие резкие заявления из уст официального лица, пусть уже и покинувшего свой пост, звучат как четкий сигнал, как сербам, так и косовским политическим элитам о том, что Курти в Вашингтоне не довольны.

Вторая возможность для сербов, как считает Энтина, заключается в отставке Курти. «Американцы в Косово поддерживают разные политические силы, в том числе оппонентов Курти. Они за последние недели также неоднократно заявляли, что Курти недоговороспособен, и он портит имидж Албании, как молодой европейской демократии, – констатировала эксперт. – Таким образом, второй шанс сербов на улучшение ситуации заключается в том, что внутренние албанские политические силы сместят Курти путем выражения вотума недоверия. Ничего экстраординарного в этом нет, ни одно косовское правительство за последние 17 лет не просуществовало полный цикл».

В случае отставки косовского премьера, в наиболее благоприятном для Сербии варианте может возобновиться диалог Белграда и Приштины по обмену территориями, считает профессор ВШЭ. Однако, по ее мнению, в наиболее вероятном сценарии Сербия будет вынуждена принять почти все условия непризнанного Косово.

В воскресенье Вучич выступил с обращением к нации, в котором призвал НАТО защитить сербское население Косово и предупредил, что если Альянс этого не сделает, то Белград защитит косовских сербов от гонений и погромов. В той же речи он подчеркнул, что Сербия в течение оставшихся до первого сентября дней будет заниматься поиском компромисса с косовским правительством.

Ранее 17 августа на совместной пресс-конференции со Столтенбергом Вучич заявлял, что Сербия не планирует проводить в Косово военную операцию. Хотя, как показывает практика, подобная риторика может указывать на совершенно противоположные намерения.

Если рассматривать этот кризис как спровоцированный извне, то вряд ли стоит ожидать перехода конфликта в горячую фазу. Инсценированная эскалация хороша как раз тем, что она управляема, а как только звучат выстрелы, начинается хаос.

Во многом развитие ситуации будет зависеть от того, до какой степени сербы будут готовы идти на компромиссы, а делать это им, судя по всему, придется. Как отметила Энтина, подчеркнутая переговороспособность была главной тактикой Белграда на протяжении 20 лет, однако этот подход не принес сербам практически никаких дивидендов.

Кроме того, ослабляет позиции сербской стороны и тот факт, что Россия, которая традиционно выступает союзницей и заступницей Сербии, сейчас сосредоточена на совсем другом направлении и вряд ли сможет отвлекать значительные ресурсы для защиты интересов Белграда.



Автор:  Андрей БЕРЕЦ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку