НОВОСТИ
Суд приговорил экс-владелицу банка БКФ Ольгу Миримскую к 19 годам колонии
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

В КРУГУ ДРУЗЕЙ

В КРУГУ ДРУЗЕЙ
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
25.11.2014
 
НА КАКИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ РОССИЯ ЕЩЕ МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ?
 
По завершении саммита «двадцатки» в Австралии позиции европейских стран под давлением Вашингтона и Брюсселя практически синхронизировались: готовится новый раунд антироссийских санкций, за бортом которых осталась лишь Сербия, пока не входящая в Евросоюз. Впрочем, у России остались партнеры в ЕС, которые, возможно, не станут слишком усердствовать в этом вопросе. Одни – из соображений выгоды, другие – по необходимости защитить и обеспечить свою страну. «Совершенно секретно» изучила ситуацию: очевидно, что в ближайшие месяцы в политике России будет преобладать азиатское направление.
 
Конец саммита ознаменовался просветом в сплошном, как кажется, единодушии стран Европы в вопросе антироссийских санкций. После окончания саммита «двадцатки» в Австралии, который ознаменовалось отъездом Владимира Путина с Зеленого континента до конца работы форума, утихли голоса сторонников России в вопросе нового раунда санкций. Может быть, они и проявят себя в декабре, а пока позицию европейских политиков афористично выразили жители Праги, забросав своего президента Милоша Земана яйцами во время публичного выступления.
 
«ХАНСКИЙ ШАНТАЖ»
 
На этом фоне неожиданную твердость проявила маленькая Сербия, с конца 2012 года ожидающая вступления в Евросоюз (пока страна считается кандидатом). Сначала посол этой страны в России, а затем и премьер-министр Вучич заявили, что страна не станет присоединяться к режиму санкций. Как заявил посол Терзич, «по многим причинам, в том числе и потому, что РФ и Сербия являются историческими союзниками». Впрочем, это, конечно, не основная причина, гораздо важнее то, что очень большая доля бизнеса в Сербии – это либо чисто российский бизнес, либо бизнес с Россией. В наши дни это значит больше, чем войны плечом к плечу или поддержка России (вдобавок не слишком удачная) при разделе бывшей Югославии. Кроме того, в Сербии явно рассчитывают очень скоро стать основными посредниками в поставках европейской сельхозпродукции на российский рынок, потеснив Казахстан и Белоруссию.
 
Таким образом, сербские политики прямо заявили комиссару ЕС по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнесу Хану о неприсоединении к режиму санкций. Хотя Хан очень четко и ясно для дипломата обозначил сербам цену упрямства: либо вы присоединяетесь к санкциям, либо процесс вступления в Союз продлится еще очень долго. Глава Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков очень метко обозвал происходящее «ханским шантажом». Чем обернется несгибаемая позиция для сербских политиков, угадать сложно.
 
Сербское общество вполне может пока что удовлетвориться временным ростом экономики страны на российских поставках. Однако некоторые эксперты «Совершенно секретно» не исключают и самых крайних мер, включая попытку организации в Белграде очередной «цветной революции»: сербское общество (именно сами сербы, а не политики), несмотря на всю декларируемую отдельными гражданами любовь к России, давно ориентировано на Евросоюз. Это факт, с которым трудно спорить и который нельзя не учитывать.
 
ЯЙЦОМ ПО ЛБУ
 
То, что политики в Европе обязаны учитывать интересы и взгляды большинства граждан (ну или очень активного и шумного меньшинства), показал и прискорбный инцидент с Президентом Чехии Милошем Земаном. Во время торжеств в честь 25-й годовщины свержения коммунизма в Восточной Европе Земан, а также приехавший с визитом Президент Германии Йоахим Гаук сполна испытали недовольство пророссийской позицией Земана. Незадолго до торжеств он дал большое интервью, где высказался в поддержку России, президента Путина, резко отозвался о Pussy Riot – этого, в принципе, хватило бы любому европейскому либералу, чтобы придать имя Земана анафеме. Что гораздо важнее, Земан считает любую экономическую помощь Украине «бессмысленной», а то, что происходит на юго-востоке, прямо называет гражданской войной, а не «конфликтом России и Украины».
 
Во время выступления Земана митинг неожиданно превратился в демонстрацию недовольства со стороны пражан: в главу государства полетели помидоры и яйца, толпа свистела, скандировала и показывала красные карточки (как в футболе). Земан не стал прятаться за охрану, а вступил в препирательства с толпой. Однако ни одно яйцо в него не попало, в отличие от Гаука, которому довелось впервые за долгие годы в политике получить яйцом по лбу. Глава Чехии извинился перед Президентом Германии, но своей позиции не изменил: он по-прежнему считает, что Россию нельзя выключать из общемировых политических процессов, например из противостояния с Исламским государством. Кроме того, глава Чехии пригласил Президента России на празднование годовщины освобождения концлагеря Освенцим в январе, что, кстати, могло бы напомнить чехам, что их отношения с Россией начались не сегодня и не в 1968-м, когда Москва приказала ввести в Прагу танки стран Варшавского пакта. Эти заявления сделаны Земаном уже после общественной обструкции. Позиция Гаука после получения яйцом в лоб никак не изменилась.
 
Как считает член Комитета по международным делам Госдумы Леонид Калашников, президента Милоша Земана можно назвать явным другом России в ЕС: «…Земан, хотя он и подвергся обструкции; могу назвать также Венгрию, которая недавно заявила о заинтересованности в достройке «Южного потока» (газопровод. – Ред.), французы яростно нуждаются в достройке «Мистралей» и других российских контрактах». Среди неявных, но тем не менее существующих друзей и сочувствующих России депутат числит многих европейских предпринимателей, которых он встречал на международных форумах и в поездках. «Тех сочувствующих, кто в кулуарах говорит о поддержке,– 70 % предпринимателей Евросоюза, – сказал Калашников «Совершенно секретно». – Но они придавлены своими политиками. Однако в 1921 году против России были все государства Европы, но мы нашли окно возможностей. Будем искать его и сейчас».
 
КОРАБЛИ НА ПРИКОЛЕ
 
Как изменилась позиция ряда стран в отношении России, показывает очередной поворот в истории с французскими вертолетоносцами «Мистраль». Практически сразу после саммита в Брисбене французский президент Франсуа Олланд заявил, что «сам примет решение». Дело в том, что, согласно подписанному еще в годы президентства Дмитрия Медведева контракту, первый «Мистраль» («Владивосток») должен был быть передан России как раз до конца 2014 года. Второй («Севастополь») – в 2015 году. Первый корабль, которому предназначается служить на Тихом океане, уже давно готов – с июня его обживал и обучался на нем российский экипаж. Второй, пока не достроенный, был спущен на воду. Стоимость контракта – порядка 1,2 млрд евро за корабль, и в случае если президент Олланд решит не отдавать корабли России, французам (компании DCNS и госбюджету) придется выплатить серьезную неустойку.
 
Пока что – после саммита – история с кораблями выглядит так, что французские политики, на которых в свою очередь давят США и ведущая роль в режиме санкций, пытаются играть на нервах президента Путина. Так, российский экипаж (около 500 моряков) перестали пускать на борт «Владивостока», намекнув, что они, мол, хотели угнать вертолетоносец из порта Сен-Назер. Впрочем, российский президент настолько закалил нервы в «бандитском Петербурге» в лихие 1990-е, что Олланду все же придется принимать решение, половинчатыми мерами тут не отделаться. Пока же отвагу Олланда оценили только в США: госсекретарь Керри назвал его поведение «очень смелым». Но похвалы не заменят колоссальную сумму неустойки, которая, если контракт не будет исполнен, ударит по бюджету страны. Бешенство собственных налогоплательщиков для французских политиков – более серьезная угроза, чем недовольство Путина, и более значимое препятствие, чем давление США.
 
Возможность вести политическую игру Олланду дает прежде всего неожиданный подарок со стороны Канады: эта страна вдруг решила диверсифицировать источники закупок средств для своего флота и береговой обороны, причем приняв целевую программу стоимостью 28 млрд евро. Канада намерена в том числе приобрести три корабля – корабль общевойсковой поддержки (для этой цели частично подходят «Мистрали». – Ред.), корабль дальнего патрулирования для Арктики и корабль ведения надводного боя. Как писала французская Le Monde, разговоры о том, чтобы Канада купила «Мистрали», дабы Франции «не пришлось передавать их России», ведутся политиками в открытую. По крайней мере, перед саммитом «двадцатки» Олланд был с визитом в Оттаве и в составе делегации журналисты газеты видели одного из вице-президентов кораблестроительного концерна DCNS.
 
«Что касается Олланда и вопроса «Мистралей», то, конечно, многое спутало предложение канадцев об их выкупе, но перекупить «Мистрали» не так просто: там часть работ выполнена нашими специалистами», – поясняет Леонид Калашников. То есть при перепродаже контракт станет дороже: необходимо будет не только перекрашивать, но и менять все системы боевого управления, связи, аппаратуру шифрования, многие другие узлы под стандарт НАТО. И вряд ли прижимистые канадцы станут переплачивать – цена на «Мистрали» и так завышена. «Решение по покупке «Мистралей» принималось, когда закладывалось возможное геополитическое сотрудничество с Францией, но сейчас все это рухнуло, и эти корабли нам не нужны. Так что пусть французы выплатят неустойку, деньги пригодятся нашему бюджету, а флот практически ничего не потеряет», – считает депутат. Так или иначе, но у Олланда по контракту есть три резерв­ных месяца на передачу каждого корабля, так что свою «тонкую политическую игру» Париж может продолжать до марта следующего года.
 
ПРЕЗИДЕНТ ЧЕХИИ ЗЕМАН НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ БОЛЬШОЙ ПОДДЕРЖКОЙ У ГРАЖДАН
Фото: Roman Vondrous/Zuma/ТАСС
 
ВЕНГРИИ НЕ ОСТАВИЛИ ВЫБОРА
 
Но есть сфера, где мнение Вашингтона и Брюсселя бессильно перед вопросами безопасности страны и ожидаемыми поступлениями в бюджет. Госсекретарь Венгрии по вопросам энергетики Андраш Арадски подтвердил обязательства страны по строительству своего участка газопровода «Южный поток» – его начнут строить в 2015-м и планируют закончить в 2017-м. По словам госсекретаря, у Венгрии нет выбора: европейский газовый проект Nabucco остановлен (и явно надолго), а страна должна получать газ. Основную часть «голубого топлива» Венгрия получает из России, а вот европейские соседи подводят: строительство реверсной внутриевропейской системы продвигается крайне медленно. Насколько этот вопрос болезненный для Венгрии, можно понять по тому, что еще в сентябре страна остановила реверс на Украину, объяснив это необходимостью наполнить свои подземные хранилища. При этом чиновники клятвенно пообещали – для успокоения соседей и в первую очередь Еврокомиссии, – что, если в декабре Киев начнет замерзать, снова включат реверсный вентиль.
 
Как рассказал чиновник агентству Reuters, Венгрия, Болгария, Словения и Австрия (это страны, заинтересованные в «Южном потоке») просили Еврокомиссию как-то совместить это масштабное строительство с законодательством и политикой ЕС, однако переговоры с брюссельскими чиновниками пока не принесли успеха. Впрочем, они могут его так и не принести – США продолжают давить на Европу, в том числе и на сторонников газопровода. Спецпосланнник США Амос Хохстайн конкретно обратился к этим странам с настойчивой «просьбой» пересмотреть свою позицию. Но политическое давление никак не заменит странам Южной Европы давление в газовых трубах: зависимость Восточной, Южной и Центральной Европы от российского газа по-прежнему остается важнейшим козырем Москвы.
 
Источники и эксперты «Совершенно секретно» полагают, что в ближайшее время Россия может рассчитывать только на своих азиатских партнеров. Однако политическая обстановка может и измениться: это продемонстрировали, например, французы, устроив некрасивую суету вокруг строящихся для ВМФ РФ «Мистралей». И некоторые приметы этого изменения уже видны. Так, китайская газовая корпорация отказалась авансировать строительство газопровода «Сила Сибири» – Газпрому придется брать деньги внутри страны, во внебюджетных фондах правительства. А США, напротив, заявляют о том, что Россию нельзя выводить из глобальной политики: американцы по-прежнему опасаются атомной программы КНДР и Ирана.
 
МНЕНИЕ
 
Вячеслав СМИРНОВ, директор Научно-исследовательского института политической социологии:
 
«Надо исходить из того, что друзей среди стран Евросоюза у России никогда не было. Лидеры стран ЕС – достаточно молодое поколение политиков (за исключением канцлера ФРГ Ангелы Меркель). Это поколение очень зависимо от общественного мнения своих сограждан и СМИ. Так что здесь надо смотреть, у кого с Россией налажены настолько выгодные экономические отношения, что их невыгодно портить, либо исходить из личных контактов, которые завел Владимир Путин в предыдущее десятилетие. Можно с уверенностью сказать, что у Путина прекрасные личные отношения с князем Монако Альбером II, но Монако – страна с маленьким удельным весом в ЕС и повлиять ни на что не может. Кроме него, есть Президент Чехии Милош Земан, но тут стоит учитывать, что чехи – население страны – не любят Россию очень давно. Помимо него, очень хорошие личные контакты у Путина с Сильвио Берлускони и бывшим канцлером Германии Шрёдером. Конечно, они продолжают влиять на политику своих стран, но этого влияния явно недостаточно. Хорошие отношения у России были с Австрией, но с началом крымского кризиса и Австрия сочла нужным подчиниться политике Брюсселя.
 
Других друзей в странах ЕС у нас нет, что не мешает российскому бизнесу активно вести там дела, вкладывать и хранить деньги. Как ни странно, но долгое время нашим партнером – не другом, конечно, – были США. В этой стране достаточно прагматичные политики, а американскому избирателю в подавляющем большинстве все равно, что происходит в очень далеких России или Украине, которые он, кстати, не сможет отличить друг от друга и не покажет на карте. В США Россия закупала очень многие промышленные товары и оборудование, те, что могут быть произведены только в развитых странах. Так что там более прагматичны, в том числе и республиканцы, у которых также есть свои интересы в России.
 
Но из-за возвращения Крыма, из-за ситуации с образованиями на юго-востоке Украины Россия поставила себя в положение врага США. Россия решила поменять европейское мироустройство без согласования с США и ЕС. Однако ситуация может измениться, причем поменять ее может любой кризис, где потребуется сотрудничество России. Например, какие-то ближневосточные дела, бомбардировки Сирии или нюансы взаимоотношений США с Китаем. Сейчас у России нет союзников в Европе. Я думаю, что надо подождать лет пять.
 
Что касается санкций, то мое мнение – они еще всерьез и не начинались. Пока никто не пытался изымать собственность России (например, в обеспечение иска акционеров ЮКОСа), не замораживали счета чиновников и бизнесменов. Пока все достаточно либерально. А болезненные экономические удары по России начнутся тогда, когда президент-республиканец в США отбудет первую половину первого срока (в конце 2018 года. – Ред.). Собственно это и показал саммит «двадцатки» в Австралии: все, что там говорили о Путине, о России, было направлено на свои же СМИ».
 

Автор:  Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку