Пятница, 05 декабря 2025
НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
94862
128887
131282
Официальный Телеграм-Канал «Совершенно Секретно»
УВАЙС АХТАЕВ – ВАСЯ-ЦЕНТРОВОЙ ИЗ ЧЕЧНИ

УВАЙС АХТАЕВ – ВАСЯ-ЦЕНТРОВОЙ ИЗ ЧЕЧНИ

УВАЙС АХТАЕВ – ВАСЯ-ЦЕНТРОВОЙ ИЗ ЧЕЧНИ - Совершенно Секретно

Фото из коллекции С. Бицоева ("Новые известия")

03 октября 2025

В 1947 году на спортивных аренах СССР появился молодой баскетболист, гигант-центровой по имени Увайс Ахтаев ростом 236 см. Каким был этот диковинный великан, который на протяжении десяти лет считался на своей позиции одним из лучших в советском баскетболе?

Вспоминаем о «Гулливере по имени Вася» – специально для читателей «Совершенно Секретно».

ВИРТУОЗ ОРАНЖЕВОГО МЯЧА

Увайс Ахтаев родился в селе Вашендарой Шатоевского района Северо-Кавказской области РСФСР в декабре 1930 года, в возрасте 13 лет был депортирован в Казахстан. Семья Ахтаевых попала в город Ленгер Жамбульской области, где им, как и другим спецпереселенцам, пришлось хлебнуть «мудрой и справедливой национальной политики» вождя народов: голод, холод, тяжёлые бытовые условия.

увайс ахтаев

В спорт Ахтаев попал почти случайно. Родственники и друзья знаменитости рассказывали, что однажды его задержала милиция – подросток украл несколько шпал и тащил их на себе, собираясь дома превратить в дрова для обогрева нехитрого жилища. Милиционеры пожалели мальчика и отпустили восвояси, но не удивиться тому, что в 14 лет он был под два метра ростом и мог запросто тащить тяжеленные брусья, не могли:

- Паренек, не воруй больше, иначе в тюрьму загремишь. Займись лучше спортом, ты же богатырь! С такой силой далеко пойдёшь!

Ахтаев мудрого совета послушался и пошёл в спорт. Начал пробовать себя в разных дисциплинах: бокс, борьба, толкание ядра, метание диска, но себя в них не нашёл...

Неизвестно, как сложилась бы дальше его судьба, но фортуна улыбнулась Увайсу: на одном из спортивных состязаний его увидел тренер баскетбольного клуба «Буревестник» Исаак Капелевич. Он сразу понял, в каком виде спорта человека с такими уникальными данными может ждать блестящее будущее – баскетбол! И как покажет история, всё действительно сошлось – и рост, и сила! – к началу 50-х в мировом баскетболе уже начиналась эра гигантов.

Капелевич уговорил Ахтаева переехать в Алма-Ату, тогда столицу Казахской ССР. Помог ему собрать все необходимые документы. Ведь просто так человек со статусом «спецпереселенец», даже подросток, не имел права перемещаться по стране.

буревестник.webp
Баскетбольная команда "Буревестник" (г. Алма-Ата ) в начале 1950-х годов. 
Крайний справа -  У.  Ахтаев.
(фото из архива О. Гумашвили)

Так началось восхождение к славе и популярности знаменитого «Гулливера по имени Вася». В 16 лет Вася (это имя прочно закрепилось за ним) принял участие в своих первых соревнованиях: в августе 1947-го в составе сборной команды Алма-Аты Ахтаев приехал в Ленинград на Всесоюзную Спартакиаду институтов и техникумов физической культуры.

Вот что вспоминает о Васе Ахтаеве его одноклубник Владимир Мухаммеджанов:

защита.webp«С приходом Васи наша алматинская команда стала очень серьёзной проблемой для всех без исключения соперников. Для любой, даже самой высококлассной команды, встречи с нами превращались в муку. Тренеры и игроки соперников ломали голову, как нейтрализовать центрового "Буревестника". В том, что в Алма-Ате появилась мощная команда, долгие годы выступавшая в высшей лиге чемпионата СССР и являвшаяся серьёзным соперником для сильнейших клубов страны, несомненная заслуга Васи Ахтаева. Да и партнёры у Васи были достойные. В составе "Буревестника" играли Герман Шумейко, Евгений Седристый, Геннадий Копылов, Василий Долженков. И результат показывали неплохой. Баскетболисты столицы Казахстана заняли пятое место на первой Спартакиаде народов СССР, были чемпионами ДСО "Буревестник". В первенстве страны мы вошли в пятёрку лучших команд. В матчах с нами соперники постоянно нервничали, пытаясь как-то ослабить атакующие действия нашего гигантского центрового, а порой шли и на всякие ухищрения. Так, в 1953 году на стадионе "Спартак" во время встречи "Буревестника" с московским "Динамо" в рамках Кубка СССР произошёл курьёзный случай, наверное, единственный подобного рода в истории мирового баскетбола. Пытаясь нейтрализовать Васю, динамовцы, члены сборной Советского Союза Евгений Алексеев и Василий Колпаков, решили сравняться с нашим центровым в росте и переиграть его. Для этого более крепкий Колпаков посадил на плечо Алексеева, и таким тандемом они попытались перехватить мяч у Ахтаева. Естественно, из этой затеи ничего не вышло, и больше никто не пускался в такие авантюры. В игровом плане Увайс являлся лидером команды, он был техничным и разносторонним баскетболистом. Конечно, он использовал прежде всего свой рост, но, помимо этого, хорошо владел техникой броска, особенно удавались ему штрафные. Он также прекрасно играл в защите, ставя такую крышу, что пробить её было невозможно. Используя свое преимущество в воздухе, Увайс первым оказывался при отскоке от щита, и тут же следовала длинная, порой на всю площадку, передача партнёру, который атаковал незащищённое кольцо соперника. Хорошо владел таким приёмом, как "бросок кряжом", над которым он долго работал и шлифовал его. Практически этот приём, учитывая рост Васи, был его секретным оружием, так как такой бросок перекрыть совершенно невозможно. Он был очень добросовестным игроком, полностью выкладывался в каждой встрече и всегда стремился добиться победы. И конечно, его вклад в матчах был весомый. По существовавшим тогда правилам точный бросок с игры оценивался в 2 очка, со штрафного – очко (по правилам тех лет трёхочковых бросков не было – Прим. ред.), команда набирала за встречу порядка 45-50 очков. Средняя результативность Ахтаева была в пределах 24-28 очков, а это более 50% всех набранных. Так что, сами понимаете, что он значил для "Буревестника"!»

А вот что говорил о нём наставник сборной СССР, выдающийся тренер Александр Яковлевич Гомельский:

щит.webp«Вася был умный, смышлёный игрок, любящий, чувствующий, понимающий баскетбол. Он так и не стал заслуженным мастером спорта, но заслуг у него в советском баскетболе более чем достаточно. У него была прекрасная техника – техника владения мечом, техника паса, техника броска. А техника во все времена была и остается главным козырем в арсенале любого баскетболиста. Он был мягок в обращении с мячом, даже ласков с ним».

Александр Гомельский вспоминал, что он советовал тогдашнему старшему тренеру сборной СССР Степану Спандаряну взять Увайса в Мельбурн на Олимпийские Игры. По его мнению, пара наших сверхвысоких центровых Ахтаев-Круминьш могла бы успешно противостоять американцам.

Смог бы Ахтаев на равных бороться с лучшим игроком Олимпийской сборной США, её центровым, легендарным Биллом Расселом? Сейчас, разумеется, невозможно сказать, кто бы выиграл в этом противостоянии – это из области предположений. Рассел значительно уступал Ахтаеву в росте, хотя был достаточно высок для того времени – 205 см, зато превосходил Васю по прыгучести, подвижности, быстроте реакции и технике.

ПОЧЕМУ ЛЕГЕНДА НЕ СТАЛА ЗВЕЗДОЙ?

Увайс Ахтаев прожил недолгую, но яркую жизнь. Он не стал ни олимпийским чемпионом, ни чемпионом мира или Европы и даже не выиграл чемпионат СССР, но в историю советского баскетбола его имя вписано золотыми буквами: «Вася Ахтаев, игрок баскетбольного клуба «Буревестник», один из лучших центровых СССР того времени, с ростом 2 м 36 см, вес 160 кг, размер обуви 58 см».

А сколько подобных великанов в 50-е годы было в СССР?

строи.webpОказывается, что тогда в нашей стране был только один баскетболист, который мог бы потягаться с Васей в росте – Янис Круминьш из рижского СКА, 2 метра 18 сантиметров. Все остальные гиганты обычно были не выше 190 сантиметров. В сборной СССР, выступавшей на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году, самым высоким был Отар Коркия – 196 см.

Пик спортивной карьеры Гулливера Васи пришёлся как раз на 50-е годы ХХ столетия, но ни на Олимпиаду в Хельсинки (1952), ни на следующие Олимпийские игры Мельбурне (1956) Вася так и не поехал. Почему же Ахтаев остался за бортом?

Увайс Ахтаев был спецпереселенцем, представителем депортированного народа, и даже выезжать внутри страны на соревнования и турниры он мог лишь при наличии специального пропуска (согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1948 года за самовольный уход из места постоянного поселения без особого разрешения полагалось до 20 лет лагерей).

А уж выпускать таких людей за границу, тем более на Олимпийские игры, точно никто не собирался. Хотя версия об опасениях властей, что Ахтаев мог остаться «там» в качестве диссидента, вряд ли состоятельна: все, кто знал Увайса Ахтаева при жизни, в один голос утверждали, что Вася никогда бы не бросил свою мать, которую он искренне и горячо любил.

Вот что вспоминал Арминак Алачачян, близкий друг и одноклубник Увайса Ахтаева по «Буревестнику»:

«Приезжаем в какой-нибудь город – Увайс тут же достает школьную тетрадку и садится писать письмо своей маме, описывая все дорожные и спортивные новости. Для нас такие отношения казались непривычными, а он нуждался в постоянном с ней общении. Дело в том, что многие родственники Ахтаевых погибли во время ссылки в феврале 1944 года, и мать растила его практически одна. Поэтому Увайс был очень привязан к ней, жалел её и старался ничем не огорчать. Больше чем на 10 дней команда никуда не выезжала, но и за это время они успевали пару раз обменяться нежными посланиями».

вокзал.webp
Увайс Ахтаев (в центре) на ж/д вокзале. Конец 1950-х гг.
(фото из архива М. Гешаева)

Правдоподобнее другая версия. Личность Ахтаева вполне могла бы вызвать за границей понятный интерес у западных политиков, журналистов, правозащитников: кто вы, мистер Ахтаев? какой национальности? где живёте?

И не привыкший врать, честный и добродушный Ахтаев рассказал бы много лишнего.

ВСЕСИЛЬНЫЙ ЛИЛИПУТ ПРОТИВ ГУЛЛИВЕРА ВАСИ

Согласно легенде, один шанс попасть за границу у Ахтаева всё же был, и его готов был предоставить … всесильный Лаврентий Берия.

поезд.webp«Помню, что как-то Вася вернулся из Москвы и сразу же лег в туберкулезный диспансер. Все думали, что он простудился на столичном морозе и хочет подлечиться. Но причина оказалась серьёзнее. Вася сбежал от самого Лаврентия Павловича Берия», - вспоминал близкий друг Ахтаева Ваха Эсембаев, чемпион Казахстана по тяжёлой атлетике.

Как рассказывал позже Вася, его посадили в просторный чёрный лимузин и привезли в комплекс правительственных зданий. Провели в кабинет Берии, который якобы предложил великану:

- Ты, как и твой отец, как и весь твой народ, осуждены на вечное поселение советской властью, потому что вы враги народа. Просто так выпустить за границу мы тебя не можем. Надеюсь, ты понимаешь это?! Но есть один выход. Мы тебе выпишем новые документы на другую фамилию и другую национальность. И тогда ты сможешь поехать на любые международные соревнования и защищать честь нашей страны. Тебя будет ждать светлое будущее, карьерный рост и прочие блага, которые мы тебе гарантируем. Ну как, согласен?
- А можно мне с мамой посоветоваться, Лаврентий Павлович? - ответил Увайс фразой, которая пришла ему в голову в тот момент.
- Что?! Ты ещё советоваться решил? - Берия аж подскочил на стуле и позеленел от злости. - Пошёл вон из моего кабинета, сопляк!

Начальник личной охраны Берии предупредил на выходе из правительственного здания:

- Думать тебе до утра – завтра дашь ответ! И смотри не шути, иначе сам знаешь...

Для Увайса Ахтаева это была самая страшная ночь. До рассвета он не сомкнул глаз, а рано утром решил бежать в ставшую ему родной Алма-Ату. Сел на самолет и улетел. Прямо из аэропорта, не заезжая домой, рванул в туберкулезный диспансер. Попросил знакомых врачей положить его в закрытую карантинную зону.

Вскоре туда пришли сотрудники МГБ:

- Ахтаев у вас?
- Да, у нас. Можете проверить, но только через окно.
- Это почему же?! - удивились гэбэшники.
- Он в особой карантинной зоне. У него обнаружилось редкое, крайне опасное для обычных людей инфекционное заболевание, - развел руками врач. - Ему предстоит долгое лечение.
- Ничего, мы не торопимся, - желчно улыбнулся один из сотрудников МГБ. - Вы лечите, а мы будем наведываться.

И они наведывались – регулярно, методично…

Ахтаев провёл в диспансере немало времени и вышел оттуда, только услышав по радио об аресте Берии.

«Почему я должен отказываться от своего отца, от своей национальности?» - возмущался Вася.

Все друзья и близкие поддержали Васю.

Зачем нужно было рисковать своей жизнью и карьерой? Может быть, и не нужно. Но в те времена у высланных народов была другая мораль, другие понятия о чести и достоинстве...

СИЛА И СЛАБОСТЬ ГУЛЛИВЕРА ВАСИ

Вася обладал неимоверной силой, но был беззащитен и уязвим перед подлостью. «Дельцы» от спорта и их подопечные, чтобы нейтрализовать Увайса Ахтаева и добыть победу любой ценой, шли на самые разные ухищрения. В момент приёма мяча или броска щекотали Васю, кололи незаметно от судьи иголками, воровали спортивную одежду и кеды буквально перед матчем, чтобы центровой не мог выйти на игру. «Против Васи все средства хороши!» - под таким неписанным лозунгом применялись «маленькие баскетбольные хитрости».

тренировка.webp

«Васе приходилось очень нелегко – против него постоянно применяли самые грязные и подлые приёмы, чтобы выбить его из игры, - вспоминает Борис Королев, заслуженный и уважаемый тренер. - На чемпионате СССР, который проходил в Тбилиси, местный грузинский баскетболист применил гнусный прием – сдёрнул с Васи шорты. Понятное дело, что для любого мужчины, тем более кавказца, это было самым тяжёлым оскорблением и унижением. Причём на глазах у многотысячной публики...»

А цель была одна – спровоцировать Васю на ответную грубость с последующим удалением его с площадки.

Силу свою Вася применял очень редко, а если и применял, то только по делу. И тогда для обидчика всё могло закончиться плачевно. Однажды во время матча с тбилисским «Динамо» Васю долго выводил из себя опекавший его Абашидзе. И тогда Ахтаев «нечаянно» наступил ему на ногу. Абашидзе упал и потерял сознание от боли.

Иногда было достаточно грозного предупреждения. Одного судью, который, как считал Ахтаев, слишком придирался к нему, Вася внушительно предупредил:

- Ещё раз ни за что свистнешь, посажу на щит и будешь там сидеть! - и пальцем для убедительности показал, куда он его посадит.

Пожалуй, единственными, кто вёл честную спортивную борьбу и не позволял себе грязные трюки против Васи, были прибалтийские баскетболисты. Со всеми остальными было непросто.

ВАСЯ И ЕГО СИЛА

О том, какой силой обладал Вася, можно судить по воспоминаниям Вахи Эсембаева (заслуженный тренер СССР по тяжелой атлетике - прим. ред.):

улица.webp«Когда Вася появлялся в нашем зале тяжёлой атлетики, всё приходило в движение. Силачи и заслуженные мастера робели перед этой громадиной. Как-то он присел на скамейку возле меня, согнул руку в локте и говорит:
- А ну-ка, штангист, отожми, если сможешь!
- Не забывай, что я чемпион республики! - ответил я ему, абсолютно уверенный, что справлюсь без труда. К тому времени я уже дважды выиграл первенство Казахстана в супертяжёлом весе, поэтому спокойно взял его за руку и потянул на себя.
Вася даже не шелохнулся. Я решил попробовать двумя руками. Результат тот же. Наконец, упёрся ногами об пол и потянул всем туловищем. Бесполезно. Будто не рука, а бетонный столб. Сила невероятная.
В этой секции занимались два друга, Василий Савинчук и Николай Морозов, из Кустанайской области, станция Кушмурун. Оба чемпионы республики – один в лёгком весе, другой в тяжёлом.
У Коли была забава – станет плотно спиной к стенке и предлагает хотя бы на миллиметр сдвинуть его с места, но не просто так, а взяв за уши. Широко расставит ноги, прижмётся к стене и спрашивает: "Ну, кто сегодня смелый?". Как правило, спор был на деньги или ящик лимонада. Морозов был очень мощным, а уши у него были толстые, будто прилипшие к черепу – трудно ухватить. По крайней мере, выиграть никому ещё не удавалось.
Как-то Вася подошёл, обхватил Колины уши длинными, сильными пальцами и потянул на себя. Николай упёрся, дрожит от напряжения, но держится. Вася тянет медленно, будто тягач. Кажется, чуть-чуть оторвал его от стенки, и тут раздался неприятный, пугающий хруст. Мы быстро разняли их и прекратили дурацкий спор, иначе Морозов остался бы без ушей...»

Летом 1952 года в Ашхабаде проходила Спартакиада народов Средней Азии и Казахстана. Увайс Ахтаев и Ваха Эсембаев в составе сборной Казахстана отправились на это соревнование.

«Паровоз еле-еле тащился по жаркой пустынной местности, - вспоминал Эсембаев. - На одной из стоянок все вышли из раскалённых вагонов – купить что-нибудь попить, проветриться. В это время местная шпана незаметно пробралась в вагон и обокрала всю нашу делегацию. Кто-то из наших это заметил и крикнул: "Ребята грабят, держите воров!". Все бросились вдогонку. Шпана – в рассыпную. С теми, кого настигли, началась драка. И тут подоспел Вася. Он врезал главному "гопнику" так, что тот упал замертво. Так и остался лежать, пока милиция и «скорая» не приехали. Уносили его на носилках…
На обратном пути в купе, где ехала сборная Казахстана, вошли милиционеры и вернули часть похищенного:
- Эту кражу мы раскрыли благодаря дождевику вашего Васи. Когда барыги стали сбывать товар, то по рынку пошел слух, что продаётся дождевик гигантского размера, который можно перешить на несколько обычных. Так мы вышли на след грабителей и задержали их.»

А вот ещё один случай, который рассказал житель Назрани Батыр Марзиев:

«В середине 50-х годов я учился в городе Алма-Ате в местном техникуме пищевой промышленности. Я часто видел Васю в парке имени 28 Героев Панфиловцев. Там стояли бильярдные столы, и Вася приходил туда "погонять шары". Играл он очень сильно, и редко кому удавалось его победить. Единственный, кто мог с ним играть на равных, был один этнический кореец, проживавший в Алма-Ате. У Васи были огромные штаны с такими же огромными карманами, в которые, как казалось, можно мешок сахара поместить. Я как-то говорю: "Вася, ну-у-у у тебя и карманы! Туда человека можно затолкать!". Он улыбнулся и рассказал мне один случай.
Однажды Вася ехал в троллейбусе и почувствовал, как кто-то ловко залез ему в его огромный карман, намереваясь ограбить. Это был молодой вор-карманник. Вася не стал поднимать шум, а просто наложил свою огромную пятерню на руку карманника и стал медленно её сжимать, словно стальными тисками. Воришка судорожно задёргал рукой, пытаясь освободиться, но тиски неумолимо сжимались. Вскоре послышался хруст костей, на глазах карманника выступили слёзы от боли. Экзекуция продолжалась до тех пор, пока Вася сам не решил, что пора остановиться, чтобы окончательно не покалечить "урку". Разжав руку, Вася словно огромной лопатой дал затрещину карманнику, от которой тот отправился в полёт по салону троллейбуса...»

ЭПИЛОГ

Стрессы, тревога за свою жизнь и за жизнь близких – всё это подорвало здоровье великана. В 1957 году врачи обнаружили у него сахарный диабет и запретили ему выступать. В 1959 году он уже не играл, но всё равно приехал в Москву посмотреть матчи II Спартакиады Народов СССР. Сидя на лавочке, он грустно смотрел на игру баскетболистов и говорил своим друзьям и товарищам:

- Ничего, ребята, я ещё вернусь в баскетбол, обязательно вернусь. Мы ещё поиграем!

могила.webp
Могила Увайса Ахтаева
(фото из архива М. Гешаева)

Поиграть Васе больше не довелось: он уже был болен, ходил с палочкой. В 1962 году, спустя 18 лет после депортации, он вернулся на свою историческую родину – на Северный Кавказ, в город Грозный. Какое-то время работал тренером местной баскетбольной команды. Но болезнь прогрессировала...

Увайс Мажитович Ахтаев умер 12 июня 1978 года. Ему было 47 лет.


Фотографии из архивов М. Гешаева, О. Гумашвили, С. Бицоева ("Новые известия").


03 октября 2025
Вам понравилась эта публикация?

Комментарии

Оставить комментарий