НОВОСТИ
Экс-следователя Тамбиева приговорили к 16 годам за рекордную взятку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Россия – 2022: глобальный хаос или свой особый путь?

Россия – 2022: глобальный хаос или свой особый путь?

Россия – 2022: глобальный хаос или свой особый путь?

СЕРГЕЙ МАЛЬГАВКО/ТАСС

Автор: Ольга СОТИНА
30.05.2022

Председатель Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и госстроительству, сенатор Андрей Клишас заявил о полном провале программы импортозамещения в России. «Кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах», – возмутился в своем Telegram-канале автор закона об иноагентах и закона о фейках. Данное высказывание появилось в ответ на пост председателя Национального антикоррупционного комитета и члена СПЧ Кирилла Кабанова, обвинившего «некоторых руководителей» в стремлении «пересадить» российскую промышленность и экономику на «новую, теперь китайскую «иглу», сменив логистику закупок и инвесторов, вместо того, чтобы добиваться экономической независимости. Точку зрения Кремля по этому вопросу, по традиции, высказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который в корне не согласился со словами сенатора Клишаса о провале импортозамещения и отметил, что невыполненные планы вызваны «авральными условиями», в которых предстоит работать и дальше.

Резюмируя вышесказанное, становится очевидным, что в попытке свалить всю вину за происходящее друг на друга и на обстоятельства непреодолимой силы, высокие чиновники пытаются заранее снять с себя ответственность за грядущие глобальные проблемы. А они, судя по всему, уже не за горами.

Так, согласно обновленному прогнозу Минэкономразвития, в этом году падение реальных доходов россиян может достигнуть 6,8%, безработица вырастет до 6,7%, а инфляция составит 17,5%.

Кроме этого, помощник Президента РФ Максим Орешкин анонсировал глобальный мировой голод уже к концу 2022 года. Правда, в рамках своего выступления на марафоне «Новые горизонты» чиновник заявил, что нашей стране эта проблема не грозит, поскольку, по его словам, «готовиться Россия активно к глобальному голоду начала еще в конце прошлого года». Как именно, Орешкин не уточнил.

ОЙ, ВСЕ ПРОПАЛО?

Не смотря на такое оптимистичное заявление чиновника, предсказать, как, на самом деле, будет складываться ситуация в пищевой промышленности, очень сложно. Аграрии опасаются, что сельское хозяйство без посевного материала, без инвестиций и без доступных кредитов окажется в серьезном кризисе, который ударит и по сфере занятости.

«Заморозка деятельности иностранных корпораций затронет рынок труда. Десятки, а может, и сотни тысяч рабочих мест либо уходят в простой, либо совсем исчезают. Да, конечно, парализован скорее автопром, который остался без комплектующих, но кризис затронет и пищевую промышленность, – считает председатель Межрегионального профсоюза «Новопроф» Иван Милых. – Например, в сфере молочки больше половины рынка занимают крупные транснациональные компании. При этом мы наблюдаем срыв поставок современного оборудования. Очевидно и отсутствие запчастей для починки линий, их обслуживания, поскольку нет собственных цехов для разработки деталей, как было на советских заводах в свое время».

Эксперты уверены, что имитация бурной деятельности по спасению России, которая чаще всего выливается в поддержку аффилированных компаний и госконтракты для элит, уже очень скоро для многих регионов может обернуться голодом, причем, конкретным.

«Мы видим отсутствие техники, запчастей, средств защиты растений. Материалы высокого качества — почти все зарубежные, увы. Растут расходы на горючку. На прежних зарплатах держать хороших специалистов мы не сможем, – рассказывает эксперт по экономической политике и инвестициям Иван Чумаков. – Пока мы наблюдаем только государственные запреты, но те убивают частную инициативу, и аграрии просто не будут сажать. Тем более что в подобные кризисные времена крупные корпорации всегда скупают мелкий бизнес. А нам нужны фермеры!»

Понимаю, что обычному городскому жителю, по большому счету, наплевать, откуда продукты попадают на прилавки магазинов. Тем не менее, позволю себе привести небольшую, но очень важную статистику от Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) для того, чтобы ощутить масштаб возможного кризиса.

Итак, по данным АККОР, в прошлом году фермеры произвели 58,5% зерновых, около 67% семян подсолнечника, 80% овощей, порядка 87% картофеля, 60% молока и 27,3% мяса от общего объема по стране. А теперь представьте, что показатели снизятся на половину или того больше. Что мы тогда увидим на прилавке? А на ценнике?

Ну, это так, занимательная математика для думающих. А что же сами фермеры?

А фермеры в России массово жалуются на административную, контрольно-надзорную нагрузку и саботаж региональных чиновников, на проблемы с доступом к рынкам сбыта и реализации своей продукции, на снижение доходности и трудности с получением заемных средств по льготной ставке.

«Я ТЕБЯ ОШТРАФУЮ!»

История подмосковного фермера Николая Бураги, рассказанная им самим на страницах Интернета, весьма показательна, потому что похожа на тысячи других историй, и отображает реальную ситуацию, в которой сегодня оказались российские крестьяне. По словам Николая, в свое время заняться фермерством он решил благодаря … телевизору, с экрана которого очень много говорили о специальных мерах государственной поддержки для начинающих предпринимателей и обещали самые радужные перспективы. Обещания, как это часто бывает, оказались пустыми.

«Когда я все это начал, я не думал, что все так плохо. Потому что по телевизору показывали, что есть разные государственные программы, которые помогают бизнесу. Я тоже так подумал, но ничего такого не было абсолютно. Мне, несмотря на то, что я зарегистрирован официально, плачу налоги, никто ни одного рубля не дал, – рассказывает Николай. – Пришлось продать дом, машину, землю, взять кредит в банке, заложить квартиру, чтобы достичь того, что в данный момент у меня есть».

Кстати, взять в банке кредит напрямую фермер не смог, оформил через агентство, которому тоже пришлось заплатить процент. Но пройдя и через эти трудности, Николай выстоял. Сегодня он выращивает экологически чистое мясо шиншиллы и курицы. Причем, на комбикормах собственного производства, который изготавливает из натуральных продуктов.

«Я ездил по рынкам и искал покупателей, которые будут у нас брать продукцию. Потратил много времени. Вроде, нашел. Обрадовался, – продолжает Николай. – Но на рынках продукцию принимают только с ветеринарными справками. Я обратился в ветеринарную службу. Отнес им помет, они сделали экспертизу за 2800 рублей. Моя птица здорова. Но, оказывается, я не имею права продавать ее тушкой. Только живьем».

Согласно требованиям Роспотребнадзора, для того, чтобы продавать птицу тушками, фермер должен отвезти ее на убой в специализированный центр. Оказалось, что ближайший такой пункт находится в 170 километрах от хозяйства Николая.

«Но партии я забиваю небольшие: по 10, 20, 30 штук. В зависимости от заказа с рынка. И получается, что из-за 10 штук я должен проделать такой путь. К тому же, это все платно, – жалуется фермер. – Да, я понимаю, что забивать птицу надо в специальных условиях, чтобы мясо было чистым. Я согласен. У нас есть такое место. Я пригласил ветеринара, чтобы он пришел и посмотрел». Ветеринар откликнулся на приглашение. Но, как вы думаете, что он сделал, когда в сложившейся нелегкой для страны ситуации с высоких правительственных трибун чиновники во всеуслышание обещают оказывать всяческую помощь крестьянам и фермерам, чтобы не довести страну до голода? Ветеринар сказал Николаю: «Сейчас я буду тебя штрафовать!»

ТУПИК ИЛИ ВЫХОД ЕСТЬ?

И с похожими проблемами фермеры сталкиваются повсеместно. У многих просто опускаются руки, и они уходят в тень, продолжая работать в качестве физлиц.

Однако, по мнению специалистов, решить накопившиеся проблемы малых фермерских хозяйств все же возможно. Например, путем создания кооперативов.

«Делается специальная кооперативная контора, в которой фермер участвует, сдает сюда свое мясо, молоко или картошку. Там все это официально пакуют, фасуют. Ну, какой покупатель будет брать, например, молоко с фляги? И потом, если я фермер, я сам поеду за десятки километров продавать что ли? Мне некогда, мне надо работать. Это не функция фермера – торговать, – рассказывает «Совершенно секретно» фермер, председатель Общероссийского общественного движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко. – Задача государства – создать такие условия, чтобы фермеры захотели создавать такие кооперативные производства. Хотя бы какие-то логистические центры, куда фермеры могли бы свозить свою продукцию, чтобы там ее проверили, упаковали, расфасовали по цвету, по весу и т.д. Машина загрузилась, увезла в город на торговлю. Фермер получил деньги, все очень довольны. Наверное, это проще, лучше и это же понятно, как сделать».

По словам эксперта, возрождение органов местного самоуправления и вовлечение как можно большего числа фермеров в такой экономический оборот может дать невероятный эффект.

«Для начала нужно отменить все препятствующие законы. Прежде всего, те, которые мешают развиваться личным подсобным хозяйствам: запрет на убой, сертификация семян… – возмущается Василий Мельниченко. – Не было такого у нас. Ну, нет у нас центров, чтобы я пришел и мне дали сертифицированные семена… Мы не можем соответствовать тем нормам, которые нам напридумывали сверху. С нами же никто не советовался. Люди же у нас отлучены от принятия решений».

Еще в 2014 году экспертная группа «Федерального сельсовета» разработала проект развития сельских территорий, основанный на «внедрении безубыточной модели развития фермерских хозяйств на основе кооперации», который, к слову, был одобрен президентом Путиным. И были даны соответствующие поручения губернаторам.

«Там были поручения губернаторам по развитию кооперации. Там были поручения президента главе Центробанка Набиуллиной довести кредитные ресурсы и кредитные услуги до каждого села и деревни, – рассказывает Василий Мельниченко. – Ведь мы просчитали, как эти деньги будут работать и приносить прибыль. Главное, мы просчитали, какие заказы мы сможем дать промышленности. Мы даже создали платформу, на которой можно было бы отслеживать весь цикл производства».

Глава «Федерального сельсовета» уверен, что если бы эти поручения начали исполняться еще 6 лет назад, даже в условиях, существующих на этот момент экономических санкций, на сегодняшний день мы бы имели куда более оптимистичную картину. Фермер призывает чиновников хотя бы сейчас не повторять прошлые ошибки и начать, наконец, уделять серьезное внимание людям, от которых напрямую зависит продовольственное благополучие нашей страны. «Именно развитие сельскохозяйственных территорий будет драйвером роста всей экономики России по причине не только обеспечения едой, но и мы же становимся основными заказчиками для промышленности. Если сегодня заводы простаивают и растет безработица, то при принятии программы, как мы ее назвали, «Укоренения народа на земле» мы сразу запускаем круглосуточную работу предприятий, – считает Василий Мельниченко. – Я понимаю, что сейчас мы вернемся на много лет назад. К сожалению, так вышло, что мы начнем восстанавливать старую экономику. Но я говорю так: знаете, если не получится телефон делать, ничего. Не печальтесь. Я лично могу всю Россию научить пасти коров. И вот как Ирландия – богатейшая страна, имея 7 миллионов голов крупного рогатого скота, Россия тоже станет богатой страной. Но надо завести коров хотя бы для начала».

«В ДЕРЕВНЮ, К ТЕТКЕ, В ГЛУШЬ.…»

Представляю, как возмутятся сейчас диванные эксперты! Дескать не для того мы дипломы в столицах получали, чтобы ехать в деревню коровам хвосты крутить. И, наверное, в чем-то будут правы. Такой аргумент был бы еще вполне актуален каких-нибудь 2–3 года назад. Но, надо себе признаться, что сегодня ситуация изменилась. 2020–2021 гг., отмеченные карантинными ограничениями, показали, как легко могут лишиться работы сотни тысяч человек одновременно. Оказалось, мегаполисы особо и не нуждаются в большом количестве офисных клерков, а удаленка, цифровизация и автоматизация вскоре лишат работы даже бухгалтеров. И что они тогда будут делать? Пойдут еду развозить? Или есть другие варианты?

Фото_10_03.jpg 

Фото: Евгений Софийчук/ТАСС

Несколько лет назад в Интернете стала появляться информация о том, как можно реанимировать умирающие деревни, маленькие города и даже целые регионы, в которых жизнь остановилась, когда местные предприятия обанкротились, а молодежь подалась в города на заработки. Проектов было много, но все они хорошо смотрелись только на бумаге. Однако кое-что все-таки удалось осуществить и на практике.

Так, бывший валютный дилер Глеб Тюрин придумал и создал негосударственный Институт гражданских и социальных инициатив и взялся за возрождение своей малой родины – архангельской провинции.

«Местная власть там живет на дотации сверху, делят их между райцентрами. А на периферию денег уже не хватает. Закрывают школу, потом – фельдшерско-акушерский пункт – все, деревня обречена. Из 4 тысяч деревень через 20 лет хорошо, если останется тысяча», – рассказывает изданию «Совершенно секретно» президент фонда «Инициатива» Глеб Тюрин.

А ведь до революции жители Приморья хозяйствовали крепко, крестьяне сами содержали дороги и деревни. И Тюрину удалось убедить разуверившихся во всем современных сельчан в том, что если самоорганизоваться и начать действовать сообща, то можно добиться много даже за небольшие деньги. В результате за 4 года население местных деревень воплотили 54 проекта стоимостью 1 миллион 750 тыс. рублей, которые дали экономический эффект почти в 30 миллионов.

«Например, в Коношском районе с советских времен летом не было воды. Стали искать выход. Вспомнили, что есть артезианская скважина, но надо построить водонапорную башню. Если идти обычным административным путем, то сооружение потянет на миллион рублей, а у муниципалитета таких денег нет. Но людям нечем поить скот и поливать огороды, – вспоминает Глеб Тюрин. – Тогда придумали собрать водонапорную башню из трех старых. Разработали проект. Район помог с инженерным обеспечением. Работали деревенские бесплатно. Закупили только новые трубы, разводные ключи — вся стройка обошлась в 50 тыс. рублей. И теперь вода здесь есть!» Теперь у Тюрина новая идея: начать развивать региональные территории за счет притока туда новых людей. Откуда? Из больших городов, конечно. На сегодняшний день, по словам Тюрина, людей, желающих перебраться в глубинку, достаточно. Причем, не только отдельными семьями, но и целыми компаниями, которые могут работать на удаленке и прилично экономить на аренде офисов.

«Давайте приведу пример. Тамбов. Последние годы многие московские компании открывали там свои офисы, потому что людям, которые перебирались в Тамбов, очень нравилось, что они могли купить там квартиру в разы дешевле, чем в Москве и не тянуть ипотеку всю жизнь. Понимаете? Работа у них, по сути дела, московская, зарплата у них – московская, а квартира у них – тамбовская, – рассказывает Глеб Тюрин. – Региональным властям это тоже оказалось выгодно, потому что они понимают, что опустение территорий – это, в первую очередь, проблема для них – у них будут сокращаться федеральные бюджетные поступления, субсидии, которые они сейчас получают. А приток большого количества новых людей в регион – это хороший стимул для развития местной экономики. В первую очередь, за счет развития строительного бизнеса, местного производства продуктов питания и товаров народного потребления. Сфера услуг тоже становится востребованной».

А что, экономика с активным участием в ней каждого человека, может, это и есть тот самый особый путь, на который, Россия, наконец, должна вырулить из тупика, в который ее занесло по чьей-то злой воле?


Автор:  Ольга СОТИНА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку