НОВОСТИ
17.09.2024 09:39
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Э-ЭЙ, РУХНЕМ!
Совместно с:
07.10.2014
ПО КОМУ БОЛЬНЕЕ ВСЕГО УДАРИТ ПОЛИТИКА ЗАТЯГИВАНИЯ ПОЯСОВ
В правительстве обсудили экономические прогнозы. Поводом стало предупреждение Всемирного банка (ВБ) о возможной рецессии в России уже в следующем году. В таких условиях исполнять социальные обязательства становится затруднительно. А надо ведь еще и оборону крепить, и импортозамещение налаживать… Вектор действий правительства в этих условиях уже просматривается – мы будем платить больше, а получать меньше. Выиграют опять богатые.
Базовый прогноз роста российского ВВП в 2015 году ВБ снизил до 0,3%. И это в том случае, если все останется как есть. Даже при умеренном расширении санкций, которые вполне вероятны, прогноз ВБ предполагает рецессию в 0,9% ВВП и инфляцию в 10% уже в том же 2015 году.
Неудивительно, что после вступительного слова Медведева с призывом к открытости обсуждений экономических вопросов совещание продолжалось в закрытом режиме, причем даже без традиционных комментариев его участников по итогам заседания. Ведь в правительстве уже подготовлен бюджет на 2015–2017 годы, основанный на гораздо более оптимистичных прогнозах.
При этом, по данным СМИ, у премьер-министра рассматривались самые жесткие сценарии ЦБ – вплоть до прекращения работы SWIFT в России, падения средней цены нефти в 2015 году до 100 долларов, в 2016-м – до 91 доллара за баррель, а в 2017-м – до 87 долларов. Базовый сценарий прогноза ЦБ строится на цене нефти 102,5–105 долларов. Отметим, что на момент обсуждения нефть уже стоила менее 100 долларов за баррель.
По данным источников, прогноз ЦБ оптимистичнее, чем у Всемирного банка: по его мнению, умеренная эскалация санкций приведет к снижению роста ВВП в 2015 году до 0,9% с отскоком до 1,51,9% в год в 2016–2017 годах, а вариант со снижением цен на нефть приведет к сокращению темпов роста ВВП в 2015–2017 годах с 0,5% до 0,3%. То есть никакой рецессии.
От того, чья точка зрения победит, зависит и толщина кошелька простых обывателей. Потому что оптимистичный ЦБ настаивает на том, что надо сосредоточиться на снижении инфляции – он уверен, что ее можно снизить до 4,5–5% в год к 2015 году. ЦБ считает возможным сохранение стабильности в банковском секторе при сохранении жесткой денежно-кредитной политики даже при более жестком падении нефтяных цен, до 80 долларов за баррель. Это означает дорогие кредиты, в том числе для промышленности, продолжающиеся банкротства, никаких включений «печатного станка», остановка роста зарплат, прежде всего в частном секторе, – и все это при росте цен на импорт, в первую очередь за счет отказа ЦБ от поддержки рубля.
Иное мнение у Минфина. По его мнению, текущие проблемы бюджета маскируются ростом рублевых доходов при ослаблении рубля. Резкое ослабление одновременно нефтяных цен и рубля для экономики будет опасным, предупреждает Минфин и требует сокращать госрасходы.
Ситуацию осложняют и требования монополий: тарифы РЖД, Газпрома и энергосектора существенно меняют не только пара-метры инфляции, заложенные в прогноз, но и ряд расходов бюджета, и в конечном счете сам прогноз. Например, подтверждение роста на 10% вместо плановых 7,5% индексации тарифов РЖД на 2015 год явно потребует от Минэкономразвития коррекции прогнозов промпроизводства – ведь у нас большая часть грузов перевозится именно железнодорожным транспортом.
Значит, сокращать госрасходы нужно будет за счет чего-то другого. Но за счет чего?
«Около трети всего федерального бюджета расходуется именно на пенсии. Таким образом, ежегодного пенсионного бюджета может хватить на проведение четырех-пяти олимпиад; расходы на пенсионные выплаты в 4,5 раза превышают расходы государства на ВПК», – напоминает Евгений Шулятьев, начальник отдела государственного заказа, финансового планирования и отчетности Федерального агентства по делам молодежи.
ОДА ТРУДУ
Недавно Дмитрий Медведев не поддержал предложение Министерства финансов отменить выплату фиксированной части пенсии работающим пенсионерам. Напомним, что ведомство предлагало тем, кто будет выходить на пенсию в 2015 году и позже, но продолжит работать, отменить выплату фиксированной части пенсии. Это предложение раскритиковала вице-премьер Ольга Голодец, назвав его «непрофессиональным» и «антиконституционным». В Минфине же считают, что невыплата фиксированной части – альтернатива повышению пенсионного возраста и может стимулировать людей откладывать назначение пенсии. Эксперты отмечают, что эта мера скорее будет стимулировать черный рынок труда.
На самом деле вся пенсионная реформа, построенная на идее добровольной отсрочки выхода на пенсию, в реальности в ближайшие годы будет только стимулировать как можно более ранний уход на пенсию. Дело даже в невнятной «балльной» формуле, благодаря которой теперь никто не знает размера своей будущей пенсии. Дело в повышении минимального стажа, необходимого для получения пенсии, с 5 до 15 лет.
Повышение будет идти с 2015 года, каждые полгода. Но именно сейчас на пенсию начинает выходить поколение, которое в 1990-х годах потеряло работу по специальности и вынуждено было идти на условия новоявленных коммерческих структур. А они записи в трудовые книжки стали делать только с 2000 года. Да и то не все: в торговле и строительстве, в региональном малом бизнесе до сих пор широко практикуется работа по разовым договорам, без оформления в штат. А то и вовсе без оформления.
Наказывать за это самих работников бессмысленно и жестоко: это в Москве работы полно, а что делать людям в моногородах с закрывшимися заводами? Тем не менее это сделано. И теперь тем, у кого за 1990-е годы отсутствуют записи в трудовой, выгоднее выйти на пенсию сейчас, пока минимальный стаж невысок. Однако основное дело сделано: теперь можно хорошо сэкономить на пенсиях, анонсируя при этом их постоянное увеличение. Просто потому, что заявленные цифры будет получать тот самый пресловутый «сварщик Пенсионного фонда», якобы отработавший 40 лет за зарплату 80 тыс. рублей.
Фото: Ростислав Кошелев. РИА «Новости»
«ДЕЛИТЬСЯ НАДО!»
Этот давний призыв покойного экс-министра финансов Александра Лившица сегодня снова актуален. Все чаще можно увидеть в прессе рассуждения маститых экспертов о том, что российские граждане платят самые низкие налоги, причем богатые платят меньше всех. Это не совсем так.
Средняя налоговая нагрузка на фонд заработной платы составляет 42%. То есть на каждые 100 рублей, полученные работником, приходится 42 рубля, отданные государству, – подоходный налог и страховые взносы. Это средний по миру показатель. Налоговая нагрузка на бизнес и того больше. Между тем, как отмечал Григорий Томчин, глава Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, чисто эмпирически экономисты давно уже вывели, что комфортный уровень налогообложения – до 35%. Выше уже начинаются попытки уклониться от налогов.
А вот богатые действительно платят меньше. Во-первых, потому, что большинство из них не работники, а акционеры. Соответственно, получают они не зарплату, а дивиденды. А на дивиденды у нас налог 9%, в то время как подоходный – 13%. И никаких тебе страховых взносов в Пенсионный и прочие фонды. И это еще в лучшем случае: чаще всего богатые давно создали трасты, которые и являются юридически владельцами всех их «заводов и пароходов». А трасты эти расположены в офшорах.
Во-вторых, дивиденды богатые получают, как правило, с компаний, зарегистрированных в странах с низким налогообложением. Так что налог на прибыль предприятий у них тоже ниже, нежели у малого и среднего бизнеса.
Казалось бы, поиски дополнительных доходов бюджета должны идти по пути выравнивания уровня налогообложения. Рецепты известны: борьба с офшорами (благо, в свете санкционной войны они уже просто опасны), прогрессивная шкала налогообложения, когда богатые платят больше, а самые бедные не платят совсем (в Германии, к примеру, годовой доход до 10 тыс. евро не облагается налогом), прямой или косвенный налог на роскошь. Но это в теории. А на практике получается как всегда.
ДОМ, МИЛЫЙ ДОМ. И ДОРОГОЙ К ТОМУ ЖЕ
Госдума приняла во втором решающем чтении законопроект о предоставлении местным властям права с 2015 года переходить к взиманию налога на недвижимость физлиц с рыночной цены жилья. Вернее, речь идет о налоге на имущество граждан, включая недвижимое имущество. На последнем этапе подготовки новаций федеральный центр передал в регионы право варьировать размеры нового платежа в максимально широких пределах. Социально незащищенные слои собственников Госдума защитила сохранением льгот на федеральном уровне. Однако для остальных граждан ежегодный платеж за имущество вырастет минимум втрое, подсчитали эксперты.
Впрочем, льготы тоже весьма условны. К примеру, ветераны, инвалиды и другие льготники, сегодня полностью освобожденные от уплаты налога, теперь смогут освободить от него только один объект недвижимости. Это значит, что, освободив, к примеру, от налога квартиру, придется платить «по полной» за гараж, дачу и тем более – квартиру, отданную детям, в которой осталась доля. И это еще улучшение – в первой версии изменений вместо нынешнего полного освобождения от уплаты налога Минфин предложил ветеранам, инвалидам, пенсионерам и другим льготникам лишь вычет в размере 30 кв. м из облагаемой площади жилья.
Впрочем, социальная справедливость здесь соблюдена: освобождение от налога не коснется коммерческой недвижимости и жилья дороже 300 млн рублей. Этой оговоркой власти хотят ликвидировать ситуацию, когда, к примеру, в Москве более 5 млн кв. м торгово-офисных площадей (18% всех площадей) оформлены на пенсионеров, освобожденных от налога, отмечают эксперты.
Всем остальным собственникам жилья предлагается налоговый вычет: минимум 20 кв. м на человека – для квартир, 10 кв. м – для комнат, и 50 кв. м – для индивидуальных домов. Стоит отметить, что вычет касается собственников жилья, а не тех, кто в нем зарегистрирован. Поэтому если, к примеру, в квартире площадью 80 кв. м проживают муж, жена и двое детей, но при этом собственником ее является только муж, от налога будут освобождены только 20 кв. м, а за остальные 60 кв. м придется платить налог – до 0,3% от кадастровой стоимости. Кстати, налог возьмут и с недостроенного жилья.
Столько же придется платить за гараж или машино-место. За иные строения (дача, сарай, садовый домик, баня и прочие капитальные строения) придется заплатить уже до 0,5%. За недвижимость стоимостью свыше 300 млн рублей и крупные офисные и торговые центры ставка поднимается уже до 2%.
Конкретные размеры ставок и вычетов определят местные власти (в случае Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – региональные). Новый платеж они смогут вводить, начиная уже с 2015 года, но не позже 2020-го. Регионы, считающие себя готовыми к переходу на кадастр с 2015 года, должны оформить эти решения уже до 20 ноября этого года.
Как сказал глава Департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников, столичные власти уже готовят соответствующий городской закон. Размер ставки, по его словам, «пока не определен и обсуждается с учетом особенностей Москвы». По данным Решетникова, налог за типовую московскую квартиру площадью 54 кв. м при кадастровой стоимости 160 тыс. рублей за 1 кв. м и ставке 0,1% составит 5,4 тыс. рублей.
Как пояснил представивший в Госдуме поправки глава бюджетного комитета Андрей Макаров, для отдельных видов жилья нагрузка не вырастет, а сократится – площадь 60% сельских домов в России не превышает 50 кв. м, и платить налог за них вообще не придется. Если налоговая база вырастет в 100 раз, то и сумма налога в итоге все равно вырастет, возражают эксперты. В условиях сохранения всех льгот и введения вычетов, сдерживающих рост нагрузки на жилье экономкласса, местным властям для увеличения доходов придется заметно повышать налоги на жилье с рыночной ценой выше средней. Но в той же Москве любая развалюха на Малой Бронной будет стоить по кадастру столько, что пенсионерам просто не под силу будет выплачивать такой налог.
Правда, во избежание социального взрыва каждый год сумма налога в платежке будет возрастать лишь на 20%. Да и риелторы подсказывают лазейку: кадастровая цена не может быть выше рыночной, поэтому, если в документах купли-продажи поставить заниженную стоимость, то можно будет снизить сумму налога. Но это опять актуально для новостроек премиум-класса. А что делать тем же старикам, живущим в центре Москвы? Или, к примеру, в деревне на Рублевке, где им и так несладко в окружении дворцов? Значит, начнется вымывание бедных, а затем и среднего класса из дорогих локаций – а там и до появления гетто рукой подать.
Что касается коммерческой недвижимости, то правительство Московской области уже одобрило проект постановления «О внесении изменения в закон Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области», согласно которому налог на имущество торговых площадей от 1 тыс. кв. м будет считаться по кадастровой стоимости.
«По 254 объектам недвижимости ожидается прогнозное увеличение налоговых поступлений относительно предыдущего года на 275 млн рублей», – сказал министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев в ходе заседания.
Однако это означает, что ровно на столько как минимум поднимутся цены в этих торговых центрах – а значит, за все опять заплатят покупатели.
ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПЛАТИТ
Налога с продаж, о котором так много говорили в последние месяцы, решили не вводить. Зато регионам разрешат уже со следующего года собирать дополнительные сборы – с ресторанов, магазинов, отелей, а также с таксистов и туристов. Об этом на Сочинском инвестиционном форуме заявил Дмитрий Медведев.
За счет новых сборов регионы, по подсчетам Минфина, могут дополнительно получить в год 50–70 млрд рублей. При этом эффект от введения налога с продаж оценивался в 200 млрд рублей. В правительстве считают, что новые сборы могут быть введены уже со следующего года. Но их размер пока не определен. Ранее от регионов, имеющих большой туристический потенциал, а это Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург, поступали предложения о введении туристического налога. Варианты его размера сильно отличались друг от друга: от фиксированного сбора в 2–3 евро с гостя до нескольких процентов от стоимости путевки.
Право устанавливать ставки, судя по всему, дадут регионам, а на федеральном уровне будет определяться лишь их верхняя граница. Действующий Налоговый кодекс позволяет взимать разовые сборы за предоставление госуслуг, разовые платежи взимаются также за охоту и рыбалку.
По мнению экспертов, новые сборы не помогут удаленным регионам серьезно пополнить бюджет, а вот нагрузка на малый бизнес вырастет. Партнер международной аудиторско-консалтинговой группы BDO в России Елена Хромова считает, что если сборы утвердят, они лягут тяжелым бременем на мелких торговцев, таксистов, то есть на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, сейчас и ритейлеры, и таксисты обязаны лицензировать свою деятельность, покупать патенты, платить налоги.
Сборы, которые предлагает правительство, фактически приведут к двойному налогообложению за один и тот же вид деятельности. Но в любом случае за налоговые новации в конечном счете заплатит потребитель, отмечают эксперты.
Вместо объявленной борьбы с офшорами губят малый бизнес, сердится вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.
«Бесконечные разговоры о деофшоризации вылились в минфиновский законопроект, который много обсуждался и продолжает обсуждаться в публичном поле. Документ предполагает «покосить налоговую травку» с иностранных активов тех налоговых резидентов РФ, кто прямо или косвенно является контролирующим лицом более 10% иностранной компании, – говорит он. – За этой шумихой практически все упустили из виду стремительно принятый закон, который если не разрушает, то существенно изменяет два налоговых режима, придуманных специально для малого бизнеса, – упрощенку и вмененку. Организациям, находящимся на спецрежимах, теперь вменено в обязанность уплачивать налог на недвижимое имущество, у которого появилась кадастровая стоимость и размеры которого превышают определенную величину – квадратуру, устанавливаемую регионами. Это административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения с офисами, общепитом и бытовкой».
Впрочем, возможно власти возьмутся бороться с офшорами по-другому: недавно советник Президента РФ Сергей Глазьев предложил ввести налог на вывоз капитала. Профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев считает, что это может стать началом «антиолигархической чистки», однако отмечает, что обложить налогом можно будет только официально выводимый капитал, а финансовые потоки в офшоры – вряд ли. Получается, опять пострадают те, кто, к примеру, решил купить себе дачу в Болгарии, а не те, кто руководит офшорной компанией из офшорного же траста.
Впрочем, на развитие отечественной промышленности скинутся программисты: российских и зарубежных производителей программного обеспечения в РФ могут в ближайшее время обложить новым налогом. Идея ввести налог с продаж для IT-компаний, реализующих товар в России, поддержана на самом высоком уровне: ее одобрил Президент России Владимир Путин.
Автор предложения, глава Минсвязи Николай Никифоров, говорит, что ставка налога составит 5–10%, а собранные средства пойдут в Фонд по поддержке разработок отечественных программ. Он считает неправильным, что лицензии на программное обеспечение облагаются по нулевой ставке НДС, которая для других товаров составляет 18%. Ранее уже сообщалось, что представители РЖД, Росатома и Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ) приняли решение о совместной разработке российской операционной системы под названием «Синергия». Программисты мрачно шутят по поводу возможных итогов этой деятельности. А покупателям стоит готовится к тому, что программы, установленные на их компьютеры, подорожают.
А что вы хотели – еще в июле министр финансов России Антон Силуанов заявил о сложной ситуации в экономике и анонсировал «непростые и непопулярные решения» в налоговой сфере. Теперь, когда нефть дешевеет, рубль тоже, а рецессия становится пугающей реальностью, такие решения практически неизбежны.
Автор: Татьяна РЫБАКОВА
Совместно с:
Комментарии