БЕЗ КОНГО И БЕЗ ТАНТАЛА
ФОТО: TWITTER/KANTI_NATALI
20.03.2023
Западные политики и журналисты высказывают опасения, что следующей страной после Мали и Буркина-Фасо, которую в свою орбиту перетянет Россия в Африке, станет Демократическая Республика Конго (ДРК). Это государство находится в центральной части Чёрного континента.
Данные опасения вызывают проходящие там митинги и автопробеги под российским флагом. Их участники призывают Москву спасти ДРК от «грабящих» ее «повстанцев и наемников».
А грабить там есть что. Кроме общеизвестного африканского золота и «кровавых» алмазов, в ДРК имеется более лакомый кусок – одни из крупнейших в мире запасов редкоземельных металлов, кобальта и тантала. Без них невозможна работа радиоэлектронной промышленности, включая смартфоны, телефоны и прочее. А без этого, в свою очередь, немыслима жизнь современного человека.
Конго обладает крупными запасами урана и цветных металлов от меди до олова. А также промышленными объемами нефти и газа, на которые все чаще «засматривается» Запад. Но природные богатства приносят этой стране вместо процветания проклятие.
«БРАТВА» И СЫРЬЕ
За эти богатства и конкурируют с властями и между собой повстанцы. Среди уголовных банд и сепаратистов выделяются радикальные исламисты и самые настоящие людоеды, действующие под религиозными лозунгами.
Особый колорит конголезской войне придают иностранцы. Кроме наемников, нанимаемых зарубежными компаниями для «отжимания» мест добычи сырья, здесь орудуют и жители соседних африканских стран.
Среди них угандийцы из «Альянса демократических сил» (ADF), сплотившиеся вокруг запрещенного в России «Исламского государства». Причем исламские радикалы становятся все большей проблемой для ДРК. И такое несвойственное для центра тропической Африки явление, где мусульман очень мало, вызывает вопросы относительно причин его возникновения.
«Ислам активно распространяется на Востоке и Северо-Востоке ДРК, – рассказывает «Совершенно секретно» эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. – Там появились большие группы неофитов, возникших, в том числе под влиянием миротворцев (выполняющих операции под эгидой ООН. – Прим. ред.) из мусульманских стран и исламский прозелитизм (распространение вероучения. – Прим. ред.) в ДРК весьма успешен. Но это приводит к прямому конфликту с государственными структурами и официальными мусульманскими организациями данной страны, которые, по своим соображениям, выступают против этого. Поэтому база поддержки «Исламского государства» (организация запрещена на территории России. – Прим. ред.) в ДРК – местные новые мусульмане, конфликтующие со своими общинами и с государством. Среди них, видимо, и находят новых сторонников проникающие в ДРК группы джихадистов из Уганды».
Не менее экзотичными являются людоеды и рабовладельцы из «Армии спасения Господа», приходящие в ДРК из Южного Судана, Уганды. Они обращают в сексуальное рабство женщин захватываемых ими деревень и нередко поедают мужчин.
Но самыми опасными в ДРК считается «руандийская» группировка М23. Ее, по данным конголезского руководства, поддерживают Руанда и стоящая за ее спиной Франция. Это традиционный союзник Парижа, которого нанимают отстаивать французские интересы в Африке от ДРК до Мозамбика.
Об остроте проблемы говорит то, что на ежегодном заседании Африканского союза в столице Эфиопии Аддис-Абебе 17 февраля 2023 года Президент ДРК Феликс Чисекеди потребовал от своих коллег «безоговорочно осудить вмешательство Руанды».
Однако под предлогом того, что тон выступления Чисекеди был «агрессивен», африканские лидеры не поддержали его требования.
РОЛЬ КАТАРА
Одна из причин произошедшего (отказ от осуждения вмешательства Руанды в дела Конго другими африканскими странами. – Прим. ред.) – стремление Катара наказать Чисекеди за нежелание играть по его правилам и участвовать в переговорах с повстанцами 23 января 2023 года.
В последние годы Катар вложил колоссальные деньги в африканские страны и потому пользуется там огромным авторитетом. Причем, как утверждают «злые языки», на содержании Катара находятся и орудующие здесь повстанцы. Многие в ДРК обвиняют катарские спецслужбы в организации их разорительных набегов на его страну. Особенно это касается «мусульманских» группировок. Их якобы финансируют различные катарские «исламские» и «просветительские» фонды.
Конголезцы утверждают, что такие фонды заняты в стране обращением в ислам африканцев. И появление в Конго запрещенного в России «Исламского государства» является звеном одной и той же цепи. А его боевики служат инструментом давления на руководство ДРК с целью добиться выгодных уступок по землям и недрам.
ПРОБЛЕМНЫЕ СОСЕДИ
Секрет же поведения африканских соседей в отношении ДРК также понятен. Некоторые, имеют от орудующих там бандитов прямую выгоду. Прочие – косвенную, переправляя украденные из этой страны богатства. Третьи не желают ссориться со стоящими за той же Руандой французами и прочими западными державами.
Четвертым невыгодно усиление ДРК. Это самая большая по территории африканская страна после Алжира. И в случае ее стабилизации и решения насущных проблем при имеющихся у нее ресурсах, она станет мощнейшим на Чёрном континенте государством. А с учетом значимости конголезского сырья на международных рынках она способна даже полностью «переделать» мировую экономику. Но это в теории. А на практике пока там идет жестокая разорительная кровавая война за эти самые ресурсы.
Показательно, что миротворцы ООН, призванные разрешать подобные конфликты, демонстрируют неспособность навести там порядок. «Голубые каски» даже не могут использовать здесь свой единственный боевой вертолет, применение которого заметно бы затруднило действия местных повстанцев.
КАК ИЗ КИТАЯ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ ДРУГ
Другая причина неспособности ДРК противостоять террористам – отсутствие у этой страны внешних партнеров, на которых бы она могла опереться.
Одним из них мог быть Китай. Но власти ДРК испортили с Пекином отношения, заблокировав в январе 2023 года вывоз добытой меди и кобальта компании Sicomines. Цель – принудить ее пересмотреть контракт 2008 г., чтобы расширить конголезскую прибыль. Сейчас китайская доля в совместном предприятии по разработке сырья составляет 68 %, ДРК – 32 %.
По условиям договора Китай должен был вложить 6 млрд долларов не только в разработку данных месторождений, но и в постройку в ДРК инфраструктуры – от автодорог до больниц. Получив взамен освобождение от налогов.
Однако руководству ДРК этого показалось мало, и оно добивается пересмотра столь «бессовестной» согласно оценке ее министрами и чиновниками сделки.
На этом фоне свое присутствие в регионе усиливают и американцы, получившие в январе 2023 года газовое месторождение на озере Киву. Причем за контроль над ним ДРК борется со своей соседкой Руандой. Возможно, именно в этом и кроется причина поддержки Руандой так называемых «повстанцев», орудующих в ДРК.
Интересно, что в декабре 2022 года ФБР «слило» источники финансирования конголезских повстанцев из провинции Южное Киву с американской же территории, которую, возможно, и оказали подконтрольные этой же спецслужбе агенты. Речь шла о нескольких сотнях тысяч долларов. На эту ничтожную сумму не закупить даже легкую амуницию для сколько-нибудь серьезного и боеспособного отряда. Но зато ею можно пожертвовать, показав свою «расположенность» ДРК.
Ранее же Вашингтон угрожал президенту Чисекеди санкциями за «ущемление» бизнес-интересов израильского миллиардера Дэна Гертлера, от которого власти ДРК также требовали раскошелиться, если он желает здесь работать. Под американским давлением руководство ДРК пытается с ним договориться. Однако многим в Конго американский «диктат» не нравится.
ДРК ГОТОВИТСЯ СОКРУШИТЬ БАНДИТОВ
Одновременно конголезские власти пытаются противопоставить Америке другие внешние силы, одновременно желая разгромить терзающих эту страну повстанцев. Сейчас президент Чисекеди активно сколачивает для этого войска и улучшает их техническое оснащение. В частности, закупает ударные китайские беспилотники и нанимает ветеранов Французского иностранного легиона, румын и выходцев из других восточноевропейских стран. Однако этого явно недостаточно, чтобы сокрушить опытных многочисленных руандийцев и другие банды, освоившиеся в ДРК словно рыба в воде. И к тому же порой пользующихся поддержкой французских спецслужб и других их западных коллег.
Однако многие конголезцы разуверились в возможности достижения военной победы своими силами при нынешнем руководстве страны. Они жалуются, что, несмотря на колоссальные запасы полезных ископаемых за последние несколько лет государственный долг ДРК почти удвоился – с 5,5 до более чем 10 миллиардов долларов.
Причиной тому, по мнению жителей Конго, служит коррупция, процветающая в администрации их президента Феликса Чисекеди. Дескать, ему и не нужно наведение здесь порядка, поскольку в условиях царящей здесь кровавой анархии удобно «ловить рыбу в мутной воде» и округлять собственные карманы.
ВОЗМОЖНОЕ РУССКОЕ «СПАСЕНИЕ»
Но теперь многие ее жители намерены положить этому конец, желая призвать для обуздания бандитов русских. Причем конголезские власти в 2022 году даже усилили взаимодействие с Россией.
Так, французские источники с тревогой отмечают растущую активность посла ДРК в Москве Ивана Вангу Нгимби. По их данным, с момента своего прибытия в Россию в июне 2022 года он проживал в «ветхом пригородном здании», не являвшемся официальной резиденцией. Теперь же Вангу подыскивает более подходящее и более дорогостоящее для нее место в центре российской столицы.
Французы считают это свидетельством серьезности конголезских намерений в отношении России. Благодаря этому, Москва становится гораздо ближе к получению выгодных контрактов.
И в тот момент, когда Запад, кажется, может праздновать вытеснение из Конго Китая, появление в регионе России способно нарушить планы США и ЕС. Это заметно и по активизировавшимся визитам команды российского агентства по экспорту вооружений «Рособоронэкспорт» в ДРК и ответным посещениям Москвы их конголезскими коллегами.
По данным французов, руководство ДРК особенно интересует приобретение боевых вертолетов и бронетехники. Реализации этих контрактов западные разведки стремятся помешать. В частности, такие договоренности о военном сотрудничестве между Россией и Конго попробовал «перехватить» в ходе состоявшегося 1 марта 2023 года визита в ДРК французский президент Эмманюэль Макрон.
РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В ДРК
Также французы волнуются относительно создания в столице ДРК Киншасе Российско-Конголезской торгово-промышленной палаты, которая, по их данным, и продвигает в этой стране российские бизнес-проекты.
Заметим, что пока российский бизнес в ДРК представлен слабо. Однако создание совместной торгово-промышленной палаты открывает большие перспективы для исправления данной ситуации.
В первую очередь французские «соглядатаи» в этой стране усматривают возможное желание дочерней компании «Росспецсплава» Congo Russia Industry (Conrus) «получить активы» конголезско-германского партнерства Societe Miniere du Kivu (Сомикиву).
В частности, по данным французских источников, россиян может интересовать получение разрешения добывать ниобий в Луеше, на территории Рутшуру, отозванного у этой компании конголезскими властями в 2016 году.
По их данным, компания Conrus полагается на конголезца Валерия Тшимпака Катумбы. Ранее он работал координатором этой компании и жил в начале 2000-х годов в России и работал в посольстве Конго в российской столице. Этот человек подозревается французами в «лоббизме» в пользу Москвы.
Кроме того, по французским данным, к Ивану Вангу Нгимби в Москве уже обратились и несколько других российских компаний, желающих работать в ДРК в сферах горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и энергетики.
Желанию конголезцев работать с русскими способствует и выражаемая российскими компаниями готовность помочь ДРК решить топливную проблему. Так, с начала сентября 2022 года на заправках в столице Конго Киншасе ощущается нехватка топлива из-за повышения на него закупочных цен. Западные дипломаты пытаются объяснить это действиями России на Украине.
Сторонники же Москвы уверяют, что это происки Запада, поскольку традиционно их страна критично зависит от поставок горючего из Европы, и она-де сознательно желает «по старинке» нажиться на африканцах.
Важно заметить, что нефть в стране добывается с избытком и ее даже экспортировали на переработку через Судан. Но горючего здесь не хватает из-за отсутствия нефтеперерабатывающих заводов.
Чтобы решить проблему, Министерство национальной экономики ДРК инициировало переговоры с компанией Gemcorp относительно поставок этой стране топлива на 500 миллионов долларов и урегулирования вопросов об оплате. По данным французских источников, ссылающихся на данные газеты Financial Times, хотя Gemcorp и базируется в Лондоне, она тесно связана с Россией.
«ПОТЯНЕТ» ЛИ РОССИЯ ДРК?
Важно заметить, что ситуация в ДРК очень походит на махновщину времен Гражданской войны в России прошлого века, но с местным колоритом.
Задача эта крайне сложная – речь идет о гигантской по площади стране, сопоставимой с территорией всей Западной Европы. Большая ее часть неразвитая, покрытая джунглями без хороших дорог и аэродромов. Есть и немало труднодоступных горных районов.
Все это заметно затрудняет осуществление контроля над Конго и упрощает действия повстанцев. Однако Россию это не пугает. Ведь техническая возможность для такого вмешательства не потребует какой-то «сверхподготовки». Для этого хватит имеющихся пророссийских частных военизированных групп, уже действующих в ряде африканских стран – Мали, ЦАР, Буркина-Фасо и Судан.
Продолжающийся многие десятилетия кровавый кризис в ДРК настолько надоел конголезцам, что многие из них готовы активно поддержать российское присутствие. В том числе, чтобы «отплатить» западным компаниям. Они, по мнению конголезцев, «разрушают» местную экологию, угнетают коренное население и разоряют их страну.
В случае же реального прихода сюда России последствия могут быть непредсказуемы. Ведь это способно нанести мощный удар по мировой радиоэлектронной промышленности. Что будет действительно болезненно не только для Запада, но и отразится на всем мире.
Пойдет ли Россия на дополнительное «повышение ставок» в конфликте с Западом? С одной стороны, ее активизация в ДРК служит очевидным инструментом для достижения своих целей в украинском конфликте. Так, сохранение в Конго западных интересов в неприкосновенности можно попытаться «обменять» на снижение поддержки Западом Киева.
Но, с другой стороны, это может вызвать уже более гневную реакцию США и Евросоюза.
Автор: Сергей БАЛМАСОВ
Комментарии