НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95111
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26285
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26629
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29364
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27577
sovsekretnoru
Третья русско-японская?

Третья русско-японская?

Третья русско-японская?

ФОТО: WWW.WEARETHEMIGHTY.COM

Автор: Виктория ФОМЕНКО
10.10.2020

Токио решил помочь Вашингтону в создании системы противоракетной обороны (ПРО), направленной против общих противников. Под ними, понятное дело, подразумеваются, во-первых, Пекин, а во-вторых – дружественная ему Москва. Для России видится логичным встать на сторону Китая. Однако действительно ли это является лучшим выходом, как в геополитическом, так и в военном плане?

Япония заявила о намерении присоединиться к американцам в деле создания системы противоракетной обороны, которая будет опираться на спутниковую сеть нового поколения. Правительство Страны восходящего солнца согласно софинансировать проект, а японские компании готовы предоставить партнерам из США технологии по миниатюризации электронных компонентов и высокочувствительных сенсоров.

И все это – из страха перед китайской военной мощью.

ПРО ОБВЕТШАЛО

До сих пор Япония использовала для прикрытия своей территории двухуровневую ПРО. Внешний периметр обороны обеспечивают эсминцы, оснащенные комплексами «Иджис» (Aegis) и ракетами-перехватчиками SM-3. Их задача – сбивать баллистические ракеты на среднем участке траектории. Если же цель ускользнула, в дело вступают ЗРК Patriot PAC-3. Они способны перехватывать ракеты на заключительном этапе полета, обеспечивая оборону объектов в районах своего позиционирования.

Американская ПРО имеет еще и третий компонент – средства заатмосферного перехвата боеголовок THAAD (Terminal High Altitude Area Defense). Однако японское руководство долгое время считало достаточной двухкомпонентную ПРО, а теперь, похоже, просто не видит смысла тратить на THAAD сотни миллиардов долларов. Причина такого скепсиса – появление у РФ и, особенно у Китая (именно Поднебесную Токио считает наиболее вероятным и опасным противником) гиперзвукового оружия и ракет, способных маневрировать на всех участках полета.

Новые ракеты делают что двух, что трехкомпонентную ПРО в ее нынешнем формате крайней ненадежной. В 2017 году Токио отказался от покупки комплексов THAAD, а в июне нынешнего года аналогичное решение было принято в отношении двух наземных комплексов Aegis Ashore, которые рассматривались, как более бюджетная альтернатива THAAD и более мощные и простые в эксплуатации системы, чем корабельные варианты «Иджис».

Примечательно, что формальная причина отказа состоит в том, что, несмотря на все доработки, отработавшие двигатели-ускорители противоракет будут падать на жилые кварталы и могут причинить вред их жителям. Учитывая, что речь идет о системе, которая в идеале должна предотвратить нанесение ядерного удара по этим самым кварталам – объяснение максимально нелепое.

Самым слабым звеном ныне существующей ПРО считается система раннего предупреждения о ракетной атаке. Япония полагается на данные американской стороны, а та использует наземные радары и спутники, летающие на высоте около 36 тыс. км. Система создавалась для парирования угроз времен холодной войны и вполне могла предупредить пуски старых советских ракет, но для противодействия новым изделиям российского и китайского оборонпрома эти средства уже не сильно подходят.

«ОРБИТАЛЬНОЕ ПОКРЫВАЛО»

Выход американские и японские специалисты видят в создании «орбитального покрывала» – группировки из тысячи небольших спутников, которые будут обращаться вокруг Земли на высоте от 300 до 1000 км. Примерно две сотни из них будут оснащены инфракрасными датчиками, которые смогут отслеживать пуски ракет; остальные понадобятся для поддержания непрерывной связи между спутниками-наблюдателями и наземными центрами управления.

Предполагается, что система возьмет под плотный контроль территории России и Китая и сможет в режиме реального времени передавать информацию обо всех ракетных стартах. Еще одним достоинством системы должно стать то, что из-за малого размера спутников и их большого числа созданная на их основе сеть будет трудноуязвима для современного орбитального оружия – спутников-убийц и противоспутниковых ракет. Уничтожение одного или нескольких аппаратов легко компенсируется за счет других.

Для понимания масштаба проекта достаточно отметить, что в настоящее время КНР располагает всего 109 спутниками военного назначения, Россия – 106, США имеют 128 аппаратов, а Япония – всего 14.

По данным открытых источников, стоимость проекта составит около $9 млрд, что откровенно немного для такой амбициозной программы. А развернуть группировку предполагается уже к середине 20-х годов этого столетия. Первые 30 спутников должны быть выведены на орбиту в 2022 году.

Как нетрудно заметить, сроки у программы сжатые, бюджет небольшой, а предполагаемые к использованию технологии уже доступны.

ВЕРБАЛЬНАЯ АРТПОДГОТОВКА

При этом японское руководство даже не пытается скрывать свои намерения. 9 сентября министр обороны Японии Таро Коно заявил, что именно Китай является для Токио главной угрозой.

«Будучи министром обороны, я могу сказать, что Китай стал угрозой безопасности Японии. У них есть возможности, и есть намерение, мы должны очень внимательно следить за их поведением <…> Сейчас мы видим их намерение изменить статус-кво с применением силы. Мы очень обеспокоены намерениями Китая, что они хотят сделать», – заявил глава японского оборонного ведомства в ходе онлайн-дискуссии в Центре стратегических и международных исследований (CSIS).

Примечательно, что еще недавно японские руководители обосновывали свои военные программы боязнью ракетного удара со стороны Северной Кореи, которая, предположительно, имеет несколько десятков ядерных боеголовок и пару сотен баллистических ракет средней дальности «Нодон». Однако теперь в Токио прямым текстом говорят, что готовятся к войне с КНР.

Причиной смены риторики стал агрессивный рост оборонных расходов Китая: в 2019 году Пекин увеличил свои военные траты на 7,5%, а в нынешнем – еще на 6,6%, доведя их почти до $178,8 млрд. Для сравнения, военный бюджет США на текущий год составляет $738 млрд, Японии – $48,5 млрд. Военные расходы России оцениваются в пределах от $47 млрд до $61,4 млрд. Иными словами, Япония в принципе не может выиграть гонку вооружений у Пекина, опираясь на одни только свои силы.

Пекин в настоящее время располагает примерно двумя тысячами ракет средней дальности, которые могут дотянуться до японских островов, и несколькими сотнями ядерных боеголовок. Такого арсенала уже сейчас достаточно, чтобы заставить Токио дважды подумать, прежде чем идти на конфликт с КНР. При этом Поднебесная продолжает наращивать флот, развивать авиацию и ракетный арсенал. И, как выразился Таро Коно, если раньше действия Китая с японской стороны выглядели «вызывающими озабоченность», то теперь Страна восходящего солнца воспринимает их как угрозу.

Рост военного могущества КНР вызывает раздражение и страх не только у японского руководства. Президент США Дональд Трамп затеял экономическую войну против Китая в первую очередь для того, чтобы не допустить превращения «сверхдержавы номер два» в «сверхдержаву номер один». В окружении главного политического противника Трампа, демократа Джо Байдена, полагают, что Штаты должны иметь возможности для стремительного уничтожения китайской морской мощи.

«Американские вооруженные силы и их партнеры должны рассмотреть возможность развития такого потенциала, чтобы, например, потопить весь китайский военно-морской флот в течение 72 часов во имя сдерживания Пекина», – заявляла по этому поводу бывшая замглавы Пентагона по вопросам политики Мишель Флурнуа, которой прочат пост министра обороны США в случае победы демократов на следующих выборах.

Впрочем, если ноябрьские выборы выиграет Трамп, в данном плане это тоже мало что изменит. Трампу в наследство от предыдущих американских лидеров достался крайне сильно потрепанный флот. Американские авианосцы годами стоят в ремонте и на техобслуживании, так что целые регионы планеты, в частности – Атлантический океан, на много месяцев оказываются без патрулирования; а огромные десантные корабли умудряются дотла сгореть в портах. Понятно, что такое положение дел не может продолжаться до бесконечности. Катастрофы вроде гибели в августе нынешнего года вертолетонесущего УДК «Боном Ричард» (USS Bonhomme Richard), о которой газета «Совершенно секретно» писала в статье «Колокол звонит по флоту США» (№ 14 (449), июль 2020 года), в конце концов, заставят Пентагон обратить внимание на эту проблему и всерьез заняться ее решением.

Собственно, Белый дом уже движется в этом направлении. За время своего первого президентского срока Трамп не начал ни одной новой войны (за что его уже предложили наградить Нобелевской премией мира). Попутно он активизировал вывод американских войск из Афганистана и отказался от интервенции в Сирию. При этом в декабре 2019 года он учредил командование Космических войск США (The United States Space Force, USSF). Так же в последние годы Пентагон занялся усилением авиагруппы, дислоцированной на Аляске – глубоко второстепенном регионе для американских военных в последние 20 лет. Налицо постепенная смена военной парадигмы и подготовка к войнам следующей эпохи (читайте статью «Золотая Орда» на подходе», «Совершенно секретно», № 13 (448), июль 2020 года).

НОВАЯ ПАРТИЯ: РАССТАНОВКА ФИГУР

Трансформация привычного и известного нам со времен холодной войны расклада геополитических сил очевидна еще далеко не всем. Политики по инерции проводят саммиты НАТО, российские эксперты рассуждают об угрозе со стороны коллективного Запада.

Однако реальность такова, что единого Запада больше нет. Как метко выразился еще в ноябре прошлого года Президент Франции Эммануэль Макрон, «у НАТО умер мозг». Глубочайший экономический и политический раскол (тектонический по своей глубине) отделил Европу от Соединенных Штатов, оторвал Великобританию от ЕС и на корню убил евроатлантическую солидарность. По факту, мир сейчас находится в периоде становления двух самостоятельных «западов»: американского и европейского.

Логично, что в новой конфигурации Япония, находящаяся далеко на востоке, будет играть большую роль в качестве американского партнера. Особенно в том, что касается сдерживания Китая. Европа же – напротив, уже не союзник американцам в китайском вопросе.

Даже Россия уже не воспринимается американскими элитами так однозначно, как еще 10 лет назад. В июле 2018 года легенда американской дипломатии, экс-глава Госдепартамента Генри Киссинджер посоветовал Трампу начать налаживать отношения с Москвой, чтобы в будущем совместно противостоять КНР. В марте 2019 года он повторил свои аргументы в интервью «Российской газете».

Киссинджер в 60-е–70-е годы прошлого века являлся одним из архитекторов американо-китайского сотрудничества, которое позволило Вашингтону склонить на свою сторону фактического лидера Поднебесной Дэна Сяопина и в конечном итоге выиграть холодную войну у СССР. Он же изобрел почти математическую формулу, что в треугольнике «Москва – Пекин – Вашингтон» в наиболее выигрышном положении оказывается тот, чьи отношения с другими «углами» лучше, чем у тех между собой.

Киссинджер – предельно дальновидный и опытный специалист по международным вопросам, можно сказать почти гений и гроссмейстер геополитики, а потому вещи, которые ему очевидны здесь и сейчас, дойдут до американского истеблишмента в лучшем случае лет через десять. Однако рано или поздно дойдут, потому что такова объективная реальность.

ВЗГЛЯД С РУССКОЙ КОЛОКОЛЬНИ

Для США и КНР схватка за мировую гегемонию выглядит неизбежной. У Японии, в силу ее географического положения, шансов отвертеться от участия в намечающемся противостоянии тоже немного. Но вот у России резонов участвовать в очередном переделе мира, на самом деле, почти нет.

 Фото_24_18.jpg

ФОТО: LARSKARLSSON.COM

Причина – в первую очередь в слабости нашей экономики. Как ни странно, это тот самый случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Экономика РФ не входит даже в десятку крупнейших в мире. А значит, даже оказавшись на стороне победителя, Москва не сможет полноценно воспользоваться плодами этой победы.

При этом, хотя военные траты РФ и больше японских, Дальний Восток – лишь один из возможных театров военных действий, где России необходимо поддерживать определенный уровень могущества. Традиционно большая часть нашей армии находится в европейской части страны, а Тихоокеанский флот – только один из четырех, которые, к тому же, расположены в изолированных друг от друга акваториях.

У Японии подобных проблем нет: все $48 млрд, выделяемых на оборону, концентрированно идут на укрепление мощи в одном регионе.

По меткому выражению одного из американских обозревателей, Россия сейчас – гном-оружейник, который кует фантастическое оружие для китайского гиганта. Иными словами, вступать в конфликт самостоятельно или на пару с КНР – для России означает напрашиваться на очень большие неприятности.

С другой стороны, вряд ли Москва согласится сидеть сложа руки и смотреть, как американо-японский альянс разворачивает группировку из тысячи спутников, которые буквально будут ходить по головам наших Воздушно-космических сил (ВКС) и Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). И тут все очень близко к поговорке о том, что не так страшен черт, как его малюют.

Предлагаемая американскими специалистами система является калькой с коммерческого проекта Starlink, затеянного самым раскрученным из мировых предпринимателей, связанных с высокими технологиями – Илоном Маском. Поэтому орбитальным вундерваффе она выглядит только на бумаге. Дело в том, что Маск, разрабатывая свой проект, заботился исключительно о том, чтобы обеспечить работоспособность системы и ее коммерческую эффективность. Перед ним не стояло задачи защитить спутники от оружия вероятных противников, тогда как перед создателями новой системы ПРО она неизбежно встанет.

В самом деле: сбивать микроспутники при помощи противоспутниковых ракет – слишком дорогое удовольствие. Но вот с российскими спутниками-убийцами ситуация уже сложнее: если они, как считают западные эксперты, несут лазерное оружие, натравить их на небольшие аппараты вполне можно. Однако в России есть и более дешевые средства борьбы с непрошеными гостями. Еще в 2013 году Министерство обороны РФ заказало лазерный телескоп «Стажер-2», умеющий находить космические объекты на удалении до 36 тыс. км и определять расстояние до них с точностью до сантиметра (!) В августе нынешнего года на форуме «Армия-2020» был подписан контракт на поставку третьей установки этого типа.

В 2018 году сообщалось, что российским специалистам удалось завершить проект, начатый еще в СССР – создать противоспутниковый лазер на базе самолета А-60, а в 2019 году стало известно, что на боевое дежурство заступил лазерный комплекс «Пересвет», способный, как минимум, повреждать оптические датчики космических аппаратов.

Иными словами, при большой необходимости российские военные смогут начать превентивно жечь американские спутники-наблюдатели, не позволяя сформировать работающую сеть слежения. Небольшие размеры американских аппаратов, а соответственно, и отсутствие защиты, и низкие орбиты в этом случае превратятся из преимущества в фатальный недостаток. Запретить же «пулять из лазеров» в космос над своей территорией нам в принципе никто не может.

Пожалуй, это и будет самым оптимальным вариантом: бескомпромиссно чистить небо над своей территорией и не позволять втянуть себя в ненужные альянсы и военные союзы.


Автор:  Виктория ФОМЕНКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку