НОВОСТИ
06.10.2024 11:00
ЭКСКЛЮЗИВЫ
САМООБОРОНКА
Совместно с:
20.08.2014
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБОРОННЫХ РАСХОДОВ МОЖЕТ ПОДОРВАТЬ РОССИЙСКИЙ БЮДЖЕТ
В середине июля премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что американские санкции могут вернуть Россию и страны НАТО в состояние холодной войны. Премьер подчеркнул, что большой урон отечественной экономике эти санкции нанести не могут, но из-за них страна вынуждена перестраивать экономические модели развития и переходить на импортозамещающие технологии. Однако остается открытым вопрос, насколько Российская армия зависима от импорта и возможно ли без угрозы для обороноспособности страны выйти из сложившейся ситуации.
Напомним, что заявление российского премьер-министра прозвучало в ответ на решение расширить пакет санкций против России. В середине июля под санкционный прицел США попали несколько российских военных чиновников и большинство крупных компаний российского оборонно-промышленного комплекса, том числе корпорация «Алмаз-Антей», концерн «Калашников», Ижмаш, «Базальт», Уралвагонзавод, концерн «Радиоэлектронные технологии», «Созвездие», Конструкторское бюро приборостроения и НПО машиностроения. После резонансной авиакатастрофы на востоке Украины появилась вероятность полного разрыва отношений в военной сфере и с Евросоюзом. Даже канцлер Германии Ангела Меркель, которая долгое время считала, что нет необходимости форсировать санкции в отношении России, неожиданно резко призвала французское правительство прекратить экспорт вертолетоносцев Mistral в Россию. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон был еще более категоричен, он хочет, чтобы Евросоюз ввел против России новые санкции и предложил максимально затруднить импорт российских вооружений.
Нужно отметить, что в связи с обострением ситуации на Украине Россия уже лишилась практически всех крупных поставок продукции военного назначения. Германия отказалась от поставки в РФ боевого тренажерного комплекса с использованием новых автоматизированных средств и лазерных имитаторов стрельбы и поражения целей. Великобритания остановила действие лицензий на производство на территории России снайперских винтовок, патронов, различных типов боеприпасов, а также запчастей для самолетов и вертолетов. Шведский автомобильный концерн Volvo заморозил совместный проект с российским Уралвагонзаводом по созданию двигателя для концепта тяжелой колесной боевой машины пехоты «Атом».
ОТКАЗ ОТ ПРОДАЖИ MISTRAL СТАНЕТ СИГНАЛОМ О ПОЛНОМ ОКОНЧАНИИ СОТРУДНИЧЕСТВА С ЗАПАДОМ
Mistral остается последним крупным проектом, который хоть как-то объединяет российскую и западную оборонную промышленности. Скорее всего, Франция давно бы отказалась от выполнения договора, но в этом случае производителей ждут жесткие санкции. Представители французских компаний DCNS и STX, которые занимаются строительством кораблей, выразили серьезную озабоченность срывом сделки по постройке Mistral, где сумма неустойки может превысить миллиард евро.
Напомним, что по планам российского ВМФ корабли должны были войти в состав флота в 2015 году. Между тем целесообразность договора на покупку двух французских вертолетоносцев типа Mistral на сумму порядка 1,2 млрд евро с самого начала вызывала множество вопросов. Эксперты утверждали, что эти корабли не несут на себе никакой уникальной техники или вооружения, которого бы страна не могла самостоятельно производить, и что у Российской армии нет сфер применения кораблей этого типа. Также неожиданно выяснилось: вертолетоносцы выходят из строя при низких температурах, что делает их практически непригодными для использования в российских климатических условиях. Наконец, для создания системы жизнедеятельности, береговой инфраструктуры для этих кораблей необходимо дополнительно потратить деньги, сопоставимые с их стоимостью.
История закупок иностранного вооружения в России не так продолжительна, а крупные контракты вообще можно пересчитать по пальцам. Закупки иностранного вооружения начались во время пребывания Анатолия Сердюкова на посту министра обороны. Тогда было заявлено, что импорт и международная кооперация считаются полезными, поскольку позволяют ознакомиться с передовыми иностранными технологиями и повысить качество российской техники.
Однако дальше был принят целый ряд решений, оказавшихся откровенно сомнительными. Например, о поставке и производстве бронемашин Iveco LMVM65, которые в России получили название «Рысь». Первый контракт на производство в России 1775 бронемашин, обошедшихся бюджету России в 1,5 млрд долларов, был подписан в 2011 году. Эксперты утверждали, что Iveco непригодны для наших условий и куда более подходящим вариантом является их более дешевый российский аналог – внедорожник нижегородского производства «Тигр». Однако в Минобороны настойчиво уверяли, что этот контракт позволит России заполучить самые передовые военные технологии. В итоге же было налажено всего лишь примитивное сборочное производство безо всяких признаков технологического сотрудничества.
Иногда случалось, что удавалось совершать и хорошие покупки. Первой полноценной и действительно удачной массовой закупкой готовой иностранной продукции военного назначения стал контракт на поставку беспилотных летательных аппаратов BirdEye 400 и SearcherMkII в 2009–2010 годах у израильской компании Israel Aerospace Industries.
Хорошо работают и несколько других взаимовыгодных контрактов в военной сфере. Неплохой кооперации достигли российские авиастроители и французские и израильские производители авионики. Истребители Су-27 и МиГ-29 доукомплектовываются импортной электронной начинкой, в частности навигационными и оптико-электронными системами. В 2010 году Рособоронэкспорт и французская компания Thales подписали контракт, предусматривающий передачу России технологий производства приборов ночного видения для бронетехники. В итоге тепловизоры собираются на Вологодском оптико-механическом заводе.
Фото: Алексей Даничев. РИА «Новости»
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ВОЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ МОГЛО ОБЕЗОРУЖИТЬ РОССИЙСКУЮ АРМИЮ
В настоящее время производство широкого ряда вооружений и военной техники в России невозможно без использования комплектующих зарубежного производства. Об их полном отсутствии можно говорить лишь в ограниченном числе систем, имеющих стратегическое значение.
Как рассказал «Совершенно секретно» эксперт по беспилотным системам, главный редактор профильного интернет-портала UAV.Ru Денис Федутинов, при создании БПЛА российские производители, например, испытывают трудности как в элементной базе, так и в отдельных подсистемах.
Однако и до введения санкций эксперты неоднократно заявляли, что закупка вооружений за рубежом способна решить лишь некоторые локальные задачи, стоящие перед российским Минобороны. Отмечалось, что импорт поможет преодолеть техническое отставание российских вооружений, но должен стать для России лишь временной мерой, одновременно с которой необходимо переходить к созданию собственных аналогов. Злоупотребление импортом военных технологий поставит Россию в зависимость от иностранных государств, и это в будущем скажется на боеспособности армии. Большинство экспертов сходятся во мнении, что военно-техническое сотрудничество в том виде, в котором оно существовало до санкций, вело к деградации отечественного ОПК.В таких условиях к 2020 году половина всей состоящей на вооружении военной техники имела бы импортные комплектующие.
Уже сегодня российский оборонный комплекс в некоторых отраслях находится в серьезной зависимости от зарубежных производителей. В первую очередь речь идет о технологиях и комплектующих, например электронных компонентах. Особенно существенна доля иностранного участия в российском военном авиастроении. На фоне изменившейся геополитической обстановки в связи с ситуацией на Украине и участившихся шпионских скандалов, связанных с иностранной электронной техникой, можно говорить о нарастании угрозы для обороны России. Неслучайно в январе прошлого года Минобороны расставило приоритеты по поводу закупок вооружения, сделав ставку на отечественного производителя, при этом решив ограничивать доступ к гособоронзаказу иностранных производителей.
Нужно отметить, что об импортозамещении в России говорят уже не первый год, еще в 2010 году была утверждена госпрограмма перевооружения, предполагавшая полный отказ от импортных комплектующих. Причиной эксперты называли то, что, несмотря на декларируемое многие годы тесное военное сотрудничество России и Запада, американцы жестко блокировали доступ к своим разработкам. Европейцы тоже крайне осторожно подходят к передаче технологий в Россию, но они скорее преследуют экономические цели, не желая давать фору потенциальным конкурентам. Так что по большому счету нынешнее официально объявленное эмбарго – лишь констатация реального положения дел.
Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев считает, что у России слишком мало контрактов в военной сфере с западными компаниями, чтобы разрыв отношений сильно повлиял на обороноспособность страны.
РОССИЙСКАЯ ОБОРОНКА СИЛЬНО ЗАВИСИМА ОТ УКРАИНЫ
При этом нужно отметить, что основной удар по оборонной отрасли России могут нанести не западные страны, а разрыв с Украиной, с которой в последние годы в ОПК была налажена мощная кооперация. Так, в 2013 году в военно-техническом сотрудничестве с Россией принимали участие 89 украинских предприятий.
Самым болезненным может стать разрыв отношений в ракетостроительной отрасли. Например, межконтинентальные баллистические ракеты РС-20 (по классификации НАТО – «Сатана») были разработаны еще в советское время днепропетровским КБ «Южное» и производились на украинском заводе «Южмаш». До недавнего времени Украина предоставляла услуги по их обслуживанию: выполняла гарантийный надзор, продлевала сроки службы, а также снабжала запчастями. Смикшировать ситуацию может то, что в последнее время в РВСН делают ставки на собственные разработки – твердотопливные МБР «Тополь-М» (на вооружении с 1997 года) и РС-24 «Ярс» (на вооружении с 2009-го), которые идут на замену «Сатане». Еще одна отечественная разработка – ракетный комплекс четвертого поколения РС-36М2 «Воевода», который уже начал поступать на вооружение.
Кстати, на отказе от сотрудничества с Россией в обслуживании МБР давно настаивают США, которые неоднократно давали понять, что готовы предоставить Украине определенную военно-техническую помощь в обмен на приостановление кооперации с Россией в обслуживании ее ядерного арсенала, и обещали включить Украину в программу создания ракет для системы ПРО США.
В сфере ракетостроения Россия также зависит от комплектующих таких предприятий, как харьковский «Хартрон», который выпускает системы управления для баллистических ракет, а также киевский завод «Арсенал», производящий головки самонаведения для боевых ракет. В случае прекращения поставок с этих предприятий оказывается под угрозой пункт программы перевооружения России по созданию новых ракет и вооружений для новых истребителей.
Достаточно плотно Россия и Украина сотрудничают в области производства двигателей для различных видов вооружения. Например, запорожское предприятие «Мотор Сич» производит двигатели для крылатых ракет (к примеру, Р95–300 для ракет Х-59 и Х-55). Также в рамках кооперации с российской «Объединенной двигателестроительной корпорацией» «Мотор Сич» поставляет вертолетные двигатели ТВЗ-117 и ВК-2500, которыми оснащаются практически все вертолеты Ми и Ка, в том числе боевые. Львовский завод «Лорта» поставлял в Россию комплектующие для военных вертолетов и систем ПВО. На территории России также налажена сборка этих двигателей, но пока собирать их удается в очень незначительных объемах.
Также Украина поставляет в РФ комплектующие для военно-транспортных самолетов Ил-76, Ил-476, Ил-90. В производстве этих самолетов задействовано около 20 украинских предприятий, которые поставляют порядка 30 наименований изделий. Наибольшая доля приходится на Харьковский машиностроительный завод ФЭД, который делает привод-генератор для двигателей на Ил-76. Кроме того, у Украины есть контракты на поставки машинокомплектов для самолетов Ан-140 по заказу Минобороны и Ан-148 для ФСБ, которые выполняет ГП «Антонов». При этом как минимум две перспективные программы в области самолетостроения рискуют остаться навсегда замороженными из-за российско-украинского конфликта. Речь о модернизации транспортников Ан-124 «Руслан» и создании военно-транспортного Ан-70.
Без украинских двигателей будет сложно обойтись и некоторым российским военным кораблям. Крупнейший производитель и разработчик судовых двигателей в СНГ – николаевское предприятие «Зоря – Машпроект», которое специализируется на газотурбинных двигателях. Моторы этого предприятия устанавливаются на большинстве российских фрегатов, эсминцев и десантных кораблей. На то, чтобы создать замену украинской продукции, уйдет не один год, на данный момент эти планы находятся лишь на стадии разработки технического задания. Под угрозой срыва контракт с черкасским заводом «Фотоприбор», который участвует в кооперации с Россией по созданию самоходного противотанкового ракетного комплекса 9К123 «Хризантема».
Но уже сегодня становится понятно, что каким бы критичным ни казалось положение в нынешней ситуации, оно не станет смертельным для российской оборонной промышленности. Без сомнения, сегодня есть возможность найти альтернативу, но это приведет к серьезному увеличению расходов на оборону и национальную безопасность. Но, видимо, государство уже решило пойти на эти жертвы. На состоявшемся в июле заседании комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами было официально признано, что существуют проблемы импортозамещения по ряду направлений в российском ОПК. Было объявлено, что на их решение будут выделены средства. По итогам 2013 года расходы Минобороны составили 68 млрд долларов, и Россия вышла на третье место в мире по затратам на оборону, обогнав Великобританию и Японию. В текущем году запланирован рост расходов еще на 13 % – до 78 млрд. В пределах бюджетной трехлетки (2014–2016 годы), утвержденной Госдумой, расходы России на оборону вырастут до 98 млрд долларов, с 2 до 4 % ВВП (и это при том, что большинство членов НАТО тратят на оборону около 2 % ВВП). Это уже серьезная нагрузка на экономику страны.
Однако эксперты опасаются, что даже такое щедрое вкачивание денег в ОПК может не дать желаемого результата. Эксперты критически относятся к перегреву деньгами оборонной промышленности, так как складывается парадоксальная ситуация: целый ряд предприятий ОПК, получив большие деньги из бюджета, либо просто не в состоянии их освоить, либо тратят ресурс впустую, не давая на выходе полезной продукции.
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
Комментарии