НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
КАДРОБАЛЕТ
Совместно с:
28.04.2015
КАК МИНОБОРОНЫ ИМИТИРУЕТ СОЗДАНИЕ КОНТРАКТНОЙ АРМИИ
В Минобороны заявляют: в прошлом году профессиональных военных в Российской армии впервые стало больше, чем призывников. Служба стала настолько популярной, что ведомство буквально вынуждено сдерживать желающих служить по контракту. Но парадокс: план призыва не сокращается на протяжении нескольких лет. Более того, в Госдуме со скоростью пулеметной очереди издают репрессивные законы, направленные на ужесточение санкций против уклонистов. Как в Минобороны научились ловко жонглировать статистикой, выдавая необученных призывников за контрактников-профессионалов, – в расследовании «Совершенно секретно».
Армейские чиновники говорят, что у них все идет по плану. В начале весенней призывной кампании начальник Главного управления кадров Минобороны Виктор Горемыкин заявил, что, по задумкам военных, в этом году должны быть укомплектованы 352 тыс. воинских должностей, замещаемых солдатами и сержантами по контракту, к 2017-му – 425 тыс. и 499 тыс. человек к 2020 году.
Дальше, в ближайшие семь лет, количество солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, планируют увеличить до 535 тыс. человек. Это составит больше половины штатной численности Российской армии, которая в последний раз менялась в 2008 году и сегодня составляет 1 млн человек. Руководство Минобороны утверждает, что для призывников останется минимум должностей, им доверят только самые простые специальности.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕРЖАНТОВ ПРОВАЛИЛАСЬ
В этом году военные в очередной раз заявили о стремлении сделать армию еще более профессиональной. Планируется, что в ближайшее время весь младший командный состав будет заменен на контрактников. Однако нужно напомнить, что во время военной реформы, проводимой Анатолием Сердюковым, когда к сержантским кадрам подходили особенно серьезно, на базе военных училищ были созданы курсы подготовки профессиональных сержантов, для обучения младших командиров были выделены солидные средства. Но в итоге идея с треском провалилась. Сегодня о том проекте в Минобороны предпочитают не вспоминать.
Дальше в планах военного ведомства – стопроцентное комплектование контрактниками подводного флота. Затем на профессиональную основу будут переводиться экипажи надводных кораблей. Сообщается, что уже в ближайшее время виды и рода войск, где используется технологичное вооружение, будут комплектоваться только контрактниками. Однако, при всей положительной направленности планируемых нововведений, необходимо напомнить, что все эти идеи как минимум не новы и, судя по всему, неисполнимы. Подобные заявления делались неоднократно и раньше. Сейчас, спустя несколько лет, как только об этих заявлениях забыли, их снова озвучивают, используя как способ для пиара.
Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова рассказала «Совершенно секретно», что Российская армия уже третий раз подступается к идее перехода на контракт. «Каждый раз попытки создать контрактную армию встречают различные препятствия. В середине двухтысячных были распространены липовые контракты, призывников буквально заставляли их подписывать. Более-менее цивилизованно переходили на контракт в 2012–2013 году, когда к подбору контрактников подходили вдумчиво, но это не давало необходимого количества. В нынешней ситуации особо показателен прошлогодний эпизод, когда во время учений в Ростовской области призывников массово принуждали заключать контракты».
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС ПОМОЖЕТ СОЗДАТЬ КОНТРАКТНУЮ АРМИЮ
Эксперты подчеркивают, что сегодня военным нужно максимально пользоваться моментом. В условиях экономического кризиса контрактная служба станет способом перебиться для потерявших работу и жителей депрессивных регионов России. Хотя денежное довольствие контрактника и незначительное (начинается с 17 тыс. рублей), но его выплаты стабильны. Кроме того, контрактникам обещают предоставить возможности для обучения, в перспективе обеспечить жильем, и это весьма сносный способ пережить лихие времена. Создается впечатление, что в Минобороны понимают сложившуюся ситуацию. Во всяком случае, предпринимаются шаги, чтобы подтолкнуть потенциальных рекрутов к военной службе. Давят на самое больное – используют жилищный вопрос.
В частности, заявляется, что теперь стать участником военной ипотеки еще проще, не через шесть лет службы, как раньше, а через пять. То есть теоретически право на поддержку государства в квартирном вопросе наступает после заключения второго контракта. Изменения закона коснулись контрактной службы в Вооруженных силах РФ иностранных граждан. Теперь служить в Российской армии на должностях рядового и сержантского состава может любой иностранец, владеющий русским языком и не нарушавший закон. По мнению экспертов, с самого начала заключение контрактов с иностранцами на прохождение службы было «декоративным». Во всяком случае, увеличения числа контрактников это не дало, но само их наличие важно для повышения привлекательности контрактной службы.
Летом прошлого года было принято решение, которое, возможно, в принципе переломит ситуацию с набором контрактников. Внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предоставляющий призывникам Российской армии право выбрать между годом службы по призыву или двумя годами по контракту. Заявлено, что изменения направлены на повышение привлекательности военной службы по контракту, но, по сути, это сделано для того, чтобы расширить плацдарм для набора контрактников. Поначалу эта идея касалась только студентов и людей с высшим образованием, затем была распространена и на остальных солдат. В начале этого года военные заявили, что призывники с высшим образованием, желающие отслужить вместо года срочной службы два года по контракту, массово пишут рапорта.
Валентина Мельникова считает, что механизм заключения таких контрактов пока не совсем понятен. «В Минобороны уверяют, что солдат не будут принуждать: они получат право выбрать, как им служить. Наверное, будут отбирать только тех, кто обладает дефицитной военно-учетной специальностью или близкой гражданской специальностью. Например, востребованы будут выпускники транспортных и технических институтов. На первый взгляд, эта инициатива не вызывает никаких опасений, более того, солдаты, подписавшие контракты, получат лучшую социальную защиту. Приоритетным, конечно, станет вопрос денежного довольствия. Если контракты будут подписывать ребята с высшим образованием, то у них появится возможность для стремительного служебного роста».
Однако, по утверждению ряда экспертов, такой метод отбора контрактников далек от оптимального и влечет за собой множество проблем. Видимый эффект для призывников от этого нововведения очевиден: большинство подпишут контракты из-за возможности получить щадящий режим службы, другие позарятся на более высокое денежное довольствие контрактника. Военное руководство получит возможность отрапортовать, что количество контрактников неуклонно растет. Однако, очевидно, что решение стать профессиональным военным в большинстве случаев нельзя будет назвать осознанным, а значит, большая часть из этих контрактников не задержится в армии на длительное время.
Однако суть профессиональной армии заключается не в том, чтобы фактически обманом заманить большее количество солдат, – необходимо стимулировать военнослужащих дольше добровольно оставаться на службе и давать им возможность совершенствоваться в военном деле. Если же силы и средства будут распыляться на набор призывников-контрактников, а через два года они будут уходить, то профессиональный уровень Российской армии не повысится. Зато, совершенно точно, увеличатся расходы на содержание, поскольку на подготовку контрактников армия тратит большие средства, нежели на призывников. При этом уровень подготовки двухгодичных контрактников ничем не будет отличаться от солдат срочной службы.
Военные обещают, что в контрактники будет проводиться строгий отбор, однако возникает парадоксальная ситуация: получается, любой призывник может служить в армии, но при этом не может стать контрактником. Кроме того, если солдат захотел стать контрактником, но ему отказали, у него пропадет всякая мотивация для службы. А у контрактника из бывших солдат срочной службы появляется юридическая лазейка уволиться даже раньше чем через год. Ведь если призывника нельзя уволить за недобросовестное выполнение служебных обязанностей, то контрактника запросто.
В общем, все нюансы этого решения пока неясны. Напомним, что подобная ситуация, когда солдат в контрактники массово и без разбора набирали в войска, уже имела место. Во время первой волны контрактизации в некоторых частях призывники, отслужившие по полгода, массово подписывали контракты, демонстрируя потрясающую коллективную сознательность. Но, как выяснялось позже, сам процесс происходил под беспрецедентным давлением командиров. Все это привело к тому, что спустя некоторое время такие части настигали массовые увольнения, и, как результат, подразделения оказывались неукомплектованными более чем наполовину. В конечном итоге именно из-за этого первая программа по переходу на Российской армии на контракт была полностью провалена.
В РОССИИ СОЗДАНЫ ПУНКТЫ ОТБОРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ, НО РАБОТАЮТ ОНИ НЕЭФФЕКТИВНО
Фото: Замир Усманов. ТАСС
КОНТРАКТНИКИ СЛУЖАТ НЕ БОЛЬШЕ ОДНОГО КОНТРАКТА
В настоящее время статистика Российской профессиональной армии неутешительна: практически пятая часть заключивших контракт солдат и сержантов не только не продлевают его, а даже не дослуживают первый. Те, кто случайно стал профессиональным военным, спустя время вдруг осознают, что не готовы большую часть жизни мириться с ограничением личного пространства и свободы; их угнетает подчинение приказам, выматывают бесконечные командировки, неустроенный быт в полевых условиях, необходимость ношения обмундирования.
К тому же в нынешних условиях у военных все больше нарастает тревога, что Российская армия в любой момент может быть втянута в военный конфликт. Для контрактника это означает, что придется рисковать здоровьем и жизнью; не каждый случайно попавший в армию солдат готов к этому. Кроме того, несмотря на множество привилегий и надбавок, не все контрактники остаются довольны зарплатой. Особенно если учитывать, что увеличение не поспевает за инфляцией. Помимо прочего, на сегодняшний день отсутствуют условия для карьерной перспективы контрактников.
Эксперты утверждают, что в настоящее время так и не создана нормальная система рекрутирования. Например, идея пунктов отбора военнослужащих по контракту реализована, но работают они неэффективно, во всяком случае, жесткого отбора не существует. Ради справедливости нужно отметить – потенциальных армейских контрактников не так много. И даже на них Минобороны не может претендовать в полной мере, в России существует огромное количество раздутых других силовых структур, в том числе МВД, ФСО, ФСБ, МЧС, которые предлагают заведомо лучшие условия службы.
ПРИЗЫВНИКОВ ЗАГОНЯТ НА СЛУЖБУ РЕПРЕССИВНЫМИ ЗАКОНАМИ
Сегодня в Минобороны заявляют, что ежегодное увеличение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дает основание ставить вопрос о сокращении количества призывников. Полностью от призыва в Минобороны отказываться не собираются, но заявляют о смешанном принципе комплектования Вооруженных сил. Например, предлагается такой вариант: в каждой бригаде будет два батальона, укомплектованных только контрактниками, и один – призывниками. Казалось бы, вполне своевременное решение, особенно если учитывать, что эти события происходят на фоне нарастающего кризиса с набором новобранцев.
Как признают в самом Минобороны, из-за демографического спада за последние семь лет число граждан, подлежащих постановке на воинский учет, снизилось почти наполовину. В ближайшие годы дефицит «призывного ресурса» будет еще острее, и компенсировать его не позволит даже плановое увеличение числа контрактников.
Однако в Минобороны лукавят: нагрузка на призывников в ближайшее время не будет снижена. Действия военного ведомства говорят о том, что призывники останутся основной частью Российской армии еще на несколько десятилетий, и не важно, в каком обличии: будут ли они солдатами, проходящими службу по призыву, или псевдоконтрактниками. Неслучайно на протяжении нескольких последних лет законодатели закручивали гайки, стараясь убрать все лазейки для отказников.
Напомним, что в действующий закон «О воинской обязанности и военной службе» за последнее время было множество репрессивных поправок, в результате количество отсрочек было значительно сокращено. В течение последних лет неоднократно принимались карательные законы, которые значительно усложняли жизнь нежелающих служить, и эта тенденция продолжается. В настоящее время на рассмотрении находится законопроект, запрещающий уклонистам от службы в армии занимать в перспективе высокие должности в правительстве, например, должности министров, а также судей и прокуроров.
Кандидаты на эти должности будут обязаны иметь в своем активе службу в Вооруженных силах. Ранее вступил в силу закон, в соответствии с которым уклонисты не могут занимать должности на государственной и муниципальной службе.
КОНТРАКТНИКИ МАЛО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПРИЗЫВНИКОВ
Возможно, в какой-то момент с ужесточением законодательства перестарались и в последнее время призывным кампаниям пытаются придать своеобразный налет гуманности. В Минобороны заявляют, что во все военкоматы направлены рекомендации с требованием учитывать желания военнослужащих на предмет того, в каких войсках они хотят служить. Сообщается, что команды призывников комплектуются так, чтобы молодые люди могли оставаться в своих регионах. В конце марта Правительство России отклонило очередной карательный закон – положение о пятилетнем запрете на выезд из России для уклонистов от армии.
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев рассказал «Совершенно секретно», что сам принцип, когда у солдат вроде бы появляется право выбирать – служить один год по призыву или два по контракту, весьма опасен.
«Это система приведет к подлогу: на бумаге в армии будут служить контрактники, а на деле – те же самые призывники, которые просто получают большие деньги. Это вредно для армии и приводит к разбазариванию средств. Очевидно, таким образом деньги расходуются на оборону неэффективно. Видимо, в настоящее время в Минобороны идет погоня за показателями и цифрами. Генералитет старательно создает иллюзию, что выполняет Указ Президента России от 7 мая 2012 года «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», в котором поставлена задача в течение пяти лет ежегодно увеличивать численность военнослужащих по контракту не менее чем на 50 тыс. человек. Возможно, нужно быть честнее: раз Минобороны не может набрать профессиональных солдат и сержантов, необходимо скорректировать план перехода на контракт и говорить о реальной численности контрактников, которых сегодня реально набрать в войска.
В долгосрочной перспективе государству совершенно невыгодно, чтобы по контракту служили псевдоконтрактники, ведь средства на профессиональных военнослужащих, которые будут составлять костяк армии, выделяются немалые. Чтобы исправить ситуацию, нужно скорректировать отчетность и систему оценок контрактников. Необходимо вводить категории для контрактников, новую систему оценки военнослужащего, которая будет определять уровень подготовки каждого конкретного военнослужащего.
Давно пора поставить в прямую зависимость квалификацию военнослужащего и денежное довольствие, которое он получает. В первую очередь необходимо оплачивать профессионализм, а не просто платить солдату за должность и воинское звание, это оттолкнет от армии тех, кто не собирается служить в долгосрочной перспективе. Нужно вообще уйти от слова «контрактник». Имеет смысл говорить о степени профессионализма: в настоящее время в понятие «контрактник» вкладывается априори «профессионал», но это далеко не одно и то же».
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
Комментарии