НОВОСТИ
В США стартуют президентские выборы
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Белорусская Плошча

Белорусская Плошча

Белорусская Плошча

ФОТО: НАТАЛИЯ ФЕДОСЕНКО/ТАСС

Автор: Владимир ЕРАНОСЯН
29.08.2020

Вопрос дестабилизации обстановки в Белоруссии не может не интересовать Россию. Это наш ближайший сосед, государство-союзник, член ОДКБ и ЕАЭС. Поэтому вопли националистов, а именно они, а не формальные лидеры, сегодня возглавляют протестное движение, о том, что они сами все решат, выглядят инфантильными и самонадеянными. Особенно если учесть, что за ними явно торчат уши Варшавы и Лондона, и конечно, западных фондов и вездесущего Джорджа Сороса. В геостратегическом и военном смысле потерять Белоруссию для России недопустимо. Да и экономические связи могут разрушиться в одночасье, если к власти в Минске неожиданно придет «кот в мешке».

Быть может, это отчетливо понял один из несостоявшихся кандидатов в президенты Валерий Цепкало, обвиненный в коррупции и превышении служебного положения и в связи с угрозой ареста покинувший Республику Беларусь. Сперва он оказался в Москве, абсолютно беспрепятственно. Некоторые аналитики тут же посчитали его визит в столицу России «смотринами». Но, похоже, дипломатические связи Цепкало не сработали, и он, спустя пару дней, объявился уже в Киеве, расточая интервью русофобским ресурсам. Сейчас Валерий Цепкало собирается ожидать в Варшаве дальнейшее развитие белорусских событий.

Отфутболила ли Москва Валерия Цепкало или присматривается к нему, ожидая дальнейшего развития событий в братской стране, доподлинно неизвестно. Тем более, что до конца не понятно, является ли другой бывший претендент на высшую в стране должность, действительно арестованный Виктор Бабарико ставленником Кремля, как утверждают оседлавшие протестное движение националисты.

С ними Александр Лукашенко сражается сейчас один на один, и видимо кусает себе локти за то, что на протяжении стольких лет с ними заигрывал (в последний раз за три дня до выборов, когда дал интервью украинскому русофобу Дмитрию Гордону)…

Опасения насчет того, а что будет, если уличные протесты действительно вынудят Лукашенко уйти, рождаются не на пустом месте. Кто придет ему на смену и будет ли этот «Некто» придерживаться интеграционных процессов? Или все же Батька, хоть и ослабленный седьмым в истории его правления Майданом, все же усидит на своем кресле и устроит Москву больше, чем гипотетический кандидат улицы?

А может быть именно потому, что ослабленный, Лукашенко устроит Москву больше, чем когда бы то ни было, так как по идее проявит большую сговорчивость в вопросах экономического и военно-политического сотрудничества. Во всяком случае, Президент России Владимир Путин, как и председатель КНР Си Цзиньпин, признали Лукашенко в качестве легитимного главы государства и поздравили его с победой.

ЧЕМ БЕЛОРУССКИЕ ПРОТЕСТЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МАЙДАНА

Сразу после признания выборов президента Белоруссии состоявшимися и озвучивания результатов голосования, где действующий глава белорусского государства Александр Лукашенко набрал, по данным ЦИК, 80,1% голосов, а его основной, оставшийся после «зачистки» под разными предлогами претендентов, конкурент – жена блогера Сергея Тихановского – Светлана по официальным данным получила лишь 10,12%, люди вышли на улицы.

Казалось бы, чего тут удивительного? Недовольные итогами выборов оппоненты всегда выходят на улицу после оглашения не устраивающих их итогов. Однако, на сей раз подготовка к массовым протестным акциям началась задолго до самого события…

Технологии «Белорусского «майдана», во многом схожие с методами протестной борьбы 2013–2014 годов на Украине, имели ряд существенных особенностей. Организаторами, которых не может не быть у столь масштабных акций, были учтены следующие факторы:

1. Объективная накопившаяся усталость населения от несменяемости власти от находящегося 26 лет у руля Александра Лукашенко.

2. Недоверие населения к прозрачности выборов и сомнения в честности ЦИК при подсчете голосов. Убежденность в фальсификациях и массовых нарушениях избирательного права.

3. Экономические трудности, связанные с последствиями пандемии, перманентная критика в адрес официальных властей по поводу неэффективности ее борьбы с COVID-19 и якобы катастрофическим положением белорусской медицины (что, кстати, не имеет ничего общего с реальностью, что отмечают все эксперты, мало-мальски знакомые с состоянием белорусского здравоохранения).

4. Как производное закрытия границ и лишения экспортеров белорусской продукции логистики – увеличившаяся безработица и резкое обнищание населения, рост инфляции.

5. Усиление роли оппозиционных СМИ на фоне недоверия населения провластной пропаганде и деструктивные информационные взбросы со стороны созданных на деньги НКО и на гранты, выделенные правительствами Польши и Великобритании, телеканалы и Telegram-каналы («Белсат», NEXTA, «Беларусь головного мозга», «Наша Нива» и другие).

6. «Зачистка» конкурентов, позволившая сделать оппозиции вывод о том, что Лукашенко боится любого претендента на «престол», имеющего даже иллюзорные шансы на победу. Учитывая тот факт, что малоизвестные ранее кандидаты сумели в кротчайшие сроки набрать медийную популярность, свидетельствует не только о надлежащем финансировании их предвыборных штабов, но и о «потребе дня» – они оказались в нужном месте в нужное время.

7. Антироссийская риторика последних месяцев в предвыборной кампании Лукашенко, которая ознаменовалась беспрецедентными скандалами, в том числе задержанием 33 российских граждан, якобы направлявшихся в Белоруссию целенаправленно для дестабилизации обстановки и организации провокаций. Несмотря на то, что эти обвинения были дезавуированы нашими спецслужбами, предоставившими в открытую прессу информацию о фактической роли украинского СБУ в организованной «подставе», в окружении непримиримой оппозиции пришли к выводу, что Москва на сей раз «обиду не проглотит» и точно не поддержит Лукашенко, а с одним Батькой они как-нибудь справятся.

ГЛАВНОЕ — ОПОРОЧИТЬ МИЛИЦИЮ

Дегуманизация образа сотрудника правопорядка сопровождалась в течение месяца до часа «Х», то есть задолго до запланированных координаторами протестных акций, начавшихся 10 августа.

Она сопровождалась распространением демотиваторов и мемов, оскорбляющих людей в погонах и принижающих их роль в обществе, приклеиванием к ним ярлыков и обидных прозвищ. Эта тактика Telegram-каналов и проплаченных «ботов» (наскоро создаваемых аккаунтов в популярных мессенджерах) дала определенный результат и вызвала лавину «гневных» постов уже от «лидеров мнений». Она продолжает оставаться определяющим трендом и сегодня, когда участились случаи нападения на милиционеров. Известны даже факты тарана сотрудников органов правопорядка с помощью личного автотранспорта.

Ни о какой спонтанности выхода толпы на улицы в Минске и других городов речь не идет. Подготовка инициативных групп велась заранее и отчетливо отслеживалась спецслужбами. Поэтому власти пошли на беспрецедентный шаг блокировки мессенджеров и отключения Интернета. Конечно, под предлогом того, что сбои связаны с независящими от государственных операторов причинам.

Заместитель гендиректора «Белтелекома» по техническим вопросам Вадим Шайбаков заявил, что перебои с доступом к Интернету связаны с «зарубежным трафиком». Кто знает, может быть, он не лукавил, когда сообщил, что перебои с доступом к некоторым ресурсам и перегрузка каналов связана именно с трафиком в большом количестве, и специалисты не могут определить, генерируют его люди или машины…

Но все же основной версией отключения является работа спецслужб. Такую меру силовики посчитали допустимой в условиях, когда наступление бунта в полном соответствии с креативом, сопровождающим «цветные революции», приняло неотвратимый характер. Этот жесткий шаг принес свои плоды, дезорганизовав часть толпы.

Вторым «ноу-хау» белорусских силовиков стало дробление протестующих и оттеснение их от центральных площадей в подворотни и подъезды. Однако, кратковременные успехи и затухание массовой активности не устроило кураторов — информационная атака нарастала с каждым днем, и когда заработал Интернет, основной повесткой стали «инсайдерские» видео о чрезмерном применении насилия сотрудниками органов правопорядка и воспевание панегириков богеме и телеведущим, «перешедшим на сторону народа». Все пошло по украинскому лекалу.

Причем, украинский опыт дискредитации силового блока, включая подразделения «Беркут», белорусские мятежники восприняли буквально, и переняли, усовершенствовав собственным креативом: силовиков не обещали поставить на колени для публичных извинений. Им «гарантировали» героический статус. Был запущен необычный флэшмоб с видео, как спецназовцы, несогласные с политикой Лукашенко, бросают свою форму в мусорные баки, утверждая, что увольняются.

Отдельное слово о столь милых «оранжевым креативщикам» фотоснимках. В Минске был использован весь спектр фотохудожеств (там очень много талантливых фотографов). По сетям разлетелись годящиеся для западных биеннале обработанные снимки… Девушка с парнем на мотоцикле перед шеренгой ОМОНА, полуголый фрик, расставивший руки в образе псевдо-мессии и стоящий спиной к милиции, девушка на коленях, обернутая бело-красно белым флагом и так далее.

Постарались и изготовители политических постеров. Девушка со слезой в виде национального орнамента и Лукашенко в образе вампира с текущей по устам кровью.

Здесь полет фантазии был неограничен, но в последующие дни он начал иссякать и буквальное выражение «цветная революция» вылилось в ручейки девушек с букетами гвоздик, выступающих таким образом против действующей власти. Очень напоминало прибалтийский вариант держащихся за руки людей, правда, там рук хватило на километры, в Минске ограничились съемкой айфона. Хватило 100 статистов.

Потом в ход пошли петиции с требованиями пересчета голосов. Страна испугалась. И замерла в ожидании того, у кого первого сдадут нервы. Телеведущих, перешедших на сторону восставших, при этом заменили.

РЕШИТ ЛИ ПЛОШЧА ВСЕ ПРОБЛЕМЫ

Зачастую навязывание населению мысли о том, что все решит Плошча (Майдан) было связано не столько с предвыборным штабом оппозиционного «Триумвирата» (Тихановская, Цепкало, Колесникова), сколько с закулисными манипуляторами, которые не особенно расстроились, когда «лидерши» протеста по очереди стали исчезать из публичного пространства, а две из них покинули страну сразу после начала массовых беспорядков.

Причем, основной конкурент Александра Лукашенко Светлана Тихановская, уехавшая в Вильнюс, по информации КГБ Белоруссии, имела все шансы превратиться в так называемую «сакральную жертву», что должно было способствовать радикализации мятежа.

Это не особенно устраивало действующую власть. Поэтому, отследив переговоры зарубежных кураторов с представителями ее штаба на столь щепетильную тему, силовики решили предупредить местную Жанну д’Арк, что ей грозит ликвидация и лучше бы ей унести ноги. От греха подальше.

Канал NEXTA из Варшавы тут же обвинил «кровавого диктатора» в запугивании и шантаже Тихановской, но она пока не опровергла факты о том, что получила неопровержимую информацию о готовящемся на нее покушении.

Тем самым власти сняли с себя всякую ответственность за ее жизнь, а быть может, фактически продлили дни мамы и домохозяйки, попавшей в водоворот политической борьбы и геополитических перипетий.

Власти простили ей даже то, что именно по ее призыву людей буквально гнали на дубинки, заранее разжигая ненависть до точки невозврата. Ведь, кто как ни Тихановская попросила сторонников блока «Трех» прийти на избирательные участки 9 августа в определенное время, а именно – к закрытию избирательных участков. Почему?

Во-первых, массовое скопление людей вынудило бы стражей порядка устроить кордоны и обыски, а во-вторых, так легче собрать критическую массу. Понятно, что неопытная в этих вопросах домохозяйка использовалась вслепую, лишь ретранслируя задачи, поставленные истинными бенефициарами бунта.

МОЛОДЕЖЬ ПОТЕРЯНА НАВСЕГДА

Опасения о том, что протест будет нарастать, изначально был связан с упущениями власти в области молодежной политики.

Функционирующие официальные структуры (БРСМ – аналог ВЛКСМ, движение «Белая Русь») ведут свою деятельность в основном по старинке, являясь социальным лифтом только для отъявленных карьеристов, но никак не способные мобилизовать электорат.

Во многом отсутствие на улицах альтернативных масс, лояльных действующей власти, сегодня связано с формальным подходом государства к работе с молодежью. Александр Лукашенко надеется только на силовиков, пренебрегая непонятными ему блогерами и трэндсеттерами.

 Фото_04_15.jpg

ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАРИФУЛИН/ТАСС

Никто не ожидал, что в спокойной миролюбивой и гостеприимной стране ситуацию можно раскачать до уровня ярости. Такие сильные эмоции, конечно, не могут существовать сами по себе, так как протесты сопровождаются несвойственной для Белоруссии непримиримостью, радикализацией и размежеванием общества. Причем, если на Украине декабря 2013 года основной претензией к Виктору Януковичу была вопиющая коррупция, то Лукашенко обесчеловечивается самым примитивным образом. Все его успехи нивелируются без должной аргументации, но снабжены агитационными картинками и сопровождаются примитивными карикатурами.

Он и его окружение с легкой руки блогера Тихановского, который еще в ходе предвыборной компании прямо заявил, что хочет, чтобы в Белоруссии было как на Украине, названы «тараканами», а слоган «Стоп, таракан!» превратился в популярный молодежный мем.

Десакрализация Лукашенко подогревается «скандалами» о его любвеобильности, ретранслирующим польским телеканалом «Белсат», свободно работающем в Белоруссии видимо с подачи «многовекторников» во главе с министром иностранных дел Владимиром Макеем.

Бездумное разрешение Александра Лукашенко разрешить Польше раздавать населению «карты поляков» сыграло с ним злую шутку. Никогда до этого в западных районах страны от недовольных не раздавались призывы к Польше о помощи. А сейчас они муссируются все чаще и звучат все громогласнее.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Протесты показали, что обе противоборствующие стороны хорошо подготовились к противостоянию. По данным одного из ведущих экспертов провластной вертикали Алексея Дзерманта, подрывные действия против Белоруссии ведет транснациональный альянс, условно обозначенный как «Синий купол», который уже затратил на подготовку к протестам около $70 млн.

Неудивительно, что они хорошо организованы, и даже при отсутствии Интернета координаторы находят средства коммуникации для мобилизации толпы. Им для этого вовсе необязательно находиться в Минске или другом городе Белоруссии.

Силовиками ежедневно выявляются «направляющие», назовем их разводящие. Они действовали и продолжают действовать, в том числе, с помощью «ботофермы», размножающей фейки, ретранслирующей угрозы несогласным.

На местах «сержанты», из которых немало гастролеров с опытом ведения боевых действий на Юго-Востоке Украины и откровенных рецидивистов, снабжены рациями и внушительными суммами наличных.

Лавина информационного негатива выливается не только на активистов и сторонников Лукашенко, но и на «посмевших» высказать свое мнение, противоположное точке зрения «революционеров». В ход идет примитивное запугивание и оскорбления, угроза занести имя потенциальной жертвы на так называемую «Доску Позора» с прямо вытекающими последствиями (аналог украинского сайта «Миротворец»)

В сети и популярных Telegram-каналов, штаб-квартиры которых, как я указал выше, находятся за рубежом (Варшава, Прага) воспеваются единичные случаи предательства власти со стороны сотрудников ОМОН. При этом образ силовика, стоящего на страже государственной стабильности дискредитируется. В адрес людей в погонах слышатся угрозы, касающиеся не только их, но и членов их семей.

Отчуждение власти и части общества становится критичным. Однако, все будет зависеть, удастся ли оппозиции увлечь на свою сторону традиционный электорат Александра Лукашенко — рабочих сохраненных им заводов и фабрик, ныне испытывающих откровенную нужду в связи с отсутствием заказов и продаж, и пенсионеров, недовольных размером социальных выплат. Или здравый смысл все же возьмет верх, и мир в Белоруссии сохранится.


Автор:  Владимир ЕРАНОСЯН

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку