НОВОСТИ
Суд отправил в СИЗО экс-губернатора Рязанской области Любимова
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
СОЮЗ ВЕЧНЫХ ВРАГОВ

СОЮЗ ВЕЧНЫХ ВРАГОВ

СОЮЗ ВЕЧНЫХ ВРАГОВ

ФОТО: СЕРГЕЙ БОБЫЛЕВ/ТАСС

Автор: Павел ШИПИЛИН
06.10.2022

Глобальное мироустройство, сложившееся после окончания холодной войны, претерпевает коренные изменения. Гегемония США уже не так очевидна, во всяком случае, число стран, проявляющих строптивость, явно множится. Так получилось, что Украина разделила планету на тех, кто за, и тех, кто против.

Прошедший саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) поставил много вопросов. Однако не все они получили ответы. Главный из них: удалось ли членам ШОС наполнить его новым смыслом? И хотя некоторые участники браво докладывали, что организация переросла региональный статус, превратившись в глобальную, на самом деле она как ограничивалась Европой и Азией, так и ограничивается. Во всяком случае, пока.

МИР НА ДВОИХ НЕ ДЕЛИТСЯ

Напомним: Шанхайская организация сотрудничества была создана в 2001 году на базе, созданной в 1996 году «Шанхайской пятерки» – Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия. И поначалу сотрудничество действительно было сугубо региональным – экс-республики СССР выстраивали торговые связи с КНР. В 2001 году «пятерка» превратилась в «шестерку» – к организации присоединился Узбекистан. Сама структура получила современное название. Похоже, к тому времени страны-участницы поняли, что ШОС перерос младенчество и вступил в своего рода пубертатный период. 7 июня 2002 года был подписан основополагающий документ – хартия, в которой были сформулированы цели, выходящие за рамки торгово-экономического сотрудничества – например, поддержание и укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе, содействие построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.

Фото_18_15_сою.jpg 

Кроме того, члены организации объявили, что будут бороться с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом во всех их проявлениях, с незаконным оборотом наркотиков и оружия. В хартии упомянуты содействие обеспечению прав и основных свобод человека, координация подходов при интеграции в мировую экономику; взаимодействие в предотвращении международных конфликтов.

Впрочем, двадцать лет назад эти цели выглядели не очень серьезно, и международной общественностью воспринимались, скорее, как дань моде. В то время возникало довольно много региональных организаций – вовсю работал «Южно-американский общий рынок» МЕРКОСУР, Евросоюз завершал свое формирование, принимая в свой состав новых, уже последних членов. Шанхайская организация сотрудничества не выглядела чем-то необычным, выходящим из общего ряда интеграционных объединений. Да и контуры будущей могучей экономики Китая, которая в перспективе выйдет на первые позиции, тогда были видны лишь специалистам.

Другими словами, на ШОС в то время мало обращали внимания, как глобальные игроки, так и мы тут в России. Политики периодически собираются на саммиты в разных городах, что-то решают между собой, жмут друг другу руки и фотографируются – что в этом плохого?

Все изменилось, когда в США осознали, что Китай превратился в глобальную экономическую державу и стал наступать на пятки американцам. Гегемон по вполне понятным причинам забеспокоился, что вырастил себе конкурента, который теперь покушается на его безраздельную власть над миром. Неудивительно, что Шанхайская организация сотрудничества, вроде бы объединяющаяся вокруг Поднебесной империи, теперь вызывает неподдельный интерес у Вашингтона.

Несколько лет назад, видя, куда все поворачивается, Барак Обама предложил Си Цзиньпину поделить мир на двоих – создать G2 по аналогии с «Большой семеркой» (G7). Но Китай не пожал протянутую руку дружбы. Тот демарш до сих остается загадкой, во всяком случае, в Вашингтоне недоумевают, почему Пекин отказался от предложения, от которого, с точки зрения американцев, нельзя отказаться. Но факт остается фактом: Китай превращается во второй полюс силы без помощи гегемона.

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА ТЯНУТ В ОДНУ СТОРОНУ

Шанхайская организация сотрудничества – своего рода феномен, поскольку объединяет государства, враждовавшие на протяжении веков. В 2017 году в состав ШОС вошли Индия и Пакистан – мало того что экзистенциальные враги друг для друга, так еще у Индии очень напряженные отношения с Китаем, время от времени на границе высекаются искры конфликтов.

Разумеется, в ЕС тоже входят страны, воевавшие между собой практически две тысячи лет, еще со времен Древнего Рима. Однако в Европе принято считать, что так называемые цивилизованные государства договориться могут, а вот их бывшие колонии – вряд ли. История ШОС показывает, что это глубокое заблуждение высокомерных европейцев, отказывающих куда более древним цивилизациям в здравомыслии и прагматизме. На последнем саммите в организацию был принят весьма своенравный, если не сказать строптивый Иран. Между прочим, в свое время он входил в число врагов России, не воюем мы всего-то лет двести, что по историческим меркам не так уж и много. Тем не менее, в последние десятилетия Москва и Тегеран демонстрируют взаимный экономический интерес – наши строительно-монтажные компании имеют самое непосредственное отношение к АЭС в Бушере, строится транспортный коридор «Север–Юг» (от Балтийского моря в районе Санкт-Петербурга до Индии через Персидский залив), налажено военно-техническое сотрудничество.

Опасения Соединенных Штатов напрасны: Поднебесная не собирается превращаться в гегемона Евразии. Политические отношения между государствами в ШОС нейтральны и уважительны, напрочь лишены идеологической составляющей. Здесь легко договариваются между собой коммунистический Китай и светская Россия, Иран, где действуют законы шариата, и Индия с развитой кастовой системой. Никто не вмешивается во внутренние дела друг друга.

Сегодня членами Шанхайской организации сотрудничества являются Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

У Запада схема взаимоотношений больше напоминает советскую, где есть один центр принятия решений и остальные, этому решению подчиняющиеся вне зависимости от собственных желаний и выгоды. Возможно, именно потому, что в свое время мы пресытились жизнью в идеологических рамках, нас такая вертикально интегрированная система с якобы едиными ценностями скорее отпугивает, а не привлекает. Не хотелось бы брать под козырек, если из Пекина или любой другой столицы начнут раздаваться окрики – требования покупать у конкретных продавцов все, начиная от продуктов питания и заканчивая вооружениями, или объявлять санкции странам, с которыми у Китая возникли разногласия.

Тем не менее, существует вероятность, что будущие руководители государств-членов поддадутся искушению и попытаются диктовать волю остальным. В этом случае ШОС, скорее всего, развалится, а вместе с ним и второй геополитический полюс.

БОРЬБА ЗА ТУРЦИЮ

Сегодня кроме полноправных членов Шанхайской организации сотрудничества в ее саммитах принимают участие:

1) государства-наблюдатели – Афганистан, Белоруссия, Монголия;

2) кандидаты в государства-наблюдатели – Бангладеш, Вьетнам, Израиль, Ирак, Сирия, Украина;

3) партнеры по диалогу – Азербайджан, Армения, Египет, Катар, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка;

4) стремятся получить статус партнера по диалогу – Саудовская Аравия, Кувейт, Мальдивы, Бахрейн, Мьянма, ОАЭ.

Легко заметить, что если все наблюдатели, кандидаты, партнеры по диалогу когда-нибудь войдут в ШОС, то внутри этой структуры к уже имеющимся прибавятся дополнительные «горячие точки»: Азербайджан и Армения, Иран и Саудовская Аравия, Израиль и Сирия, Россия и Украина. Что, однако, не мешает государствам торговать и сотрудничать если не друг с другом, то с другими членами. Просто в рамках ШОС, где давно действуют постоянные органы, такие как Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, совещания руководителей министерств и/или ведомств, а также секретариат и Совет национальных координаторов, решать противоречия и договариваться гораздо удобнее. А противоречий, конечно, много.

Но среди всех выше перечисленных стран есть одна, которая находится как бы между двумя интеграционными проектами – западным и восточным. Речь идет о члене НАТО Турции. Газета «Совершенно секретно» уже рассказывала, чем ощущает себя эта бывшая Османская империя.

«Антропологически в современных турках собственно тюркского элемента не более 2–3 процентов, – писали мы в статье «Эрдоган глазами Путина» в 2021 году. – В жителях Стамбула и вообще западной части страны течет, в основном, славянская и греческая кровь, у жителей юга больше греческой и арабской, у восточных турок – армянской и курдской.

То есть современные турки – это потомки жителей православной Византийской (Ромейской) империи, принявших ислам.

Православные византийские императоры считали себя преемниками Цезаря, Августа и Диоклетиана, хотя те были язычниками. Так почему потомки жителей Византии, сотни лет, живущие на одних и тех же землях и тоже сменившие веру, не могут считать себя потомками римлян и древних греков?

Имеют право».

Фото_18_16_сою.jpg 

В 1952 году проигравшая две войны подряд Турция вошла в НАТО, и с тех пор решила, что ее приняли в дружную семью европейских народов. Но после того как почти через полвека Североатлантический альянс расширился на восток, приняв в свой состав все Соцстраны и три прибалтийские республики экс-СССР и одновременно сделав их новыми членами Евросоюза, в Анкаре, которую принять в ЕС отказывались десятилетиями, поняли окончательно: европейцы никогда не будут считать турок равными себе. А когда в 2016 году американцы предприняли попытку госпереворота, Запад окончательно вышел у Реджепа Тайипа Эрдогана из доверия.

С тех пор турецкий лидер воткрытую общается с Владимиром Путиным, как бы демонстрируя своим партнерам по военному блоку, что у Турции есть с кем выстраивать отношения в этом бренном мире. Раз Запад не желает принимать ее в свои ряды, страна обратила свой взор на Россию, одного из главных геополитических конкурентов США. В Вашингтоне попытались приструнить взбунтовавшегося члена НАТО, но, погрозив санкциями и основательно опустив лиру, все же отступили. Турция – слишком важный игрок на Ближнем Востоке, чтобы бить с ней горшки.

Анкаре простили все: альянс с Москвой и Тегераном по урегулированию сирийского кризиса, покупку российского комплекса С-400, строительство газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую» Росатомом, лишь бы она не вышла из рядов НАТО. Больше того, Турция – единственная страна военного блока, которая не только не объявила России санкции после начала спецоперации на Украине, но и активно помогает обойти существующие рестрикции.

На днях турецкие Ишбанк и Денизбанк прекратили обслуживать карты «Мир» из-за антироссийских санкций США и Великобритании. После чего Реджеп Тайип Эрдоган провел совещание с экономическим блоком правительства и поручил совместно с Москвой разработать альтернативы российской платежной системе. Вашингтон проглотил очередную горькую турецкую пилюлю, не издав ни звука, ни слова осуждения. Всем остальным ослушникам он, не стесняясь, в таких случаях грозит небесными карами. Но – не Анкаре.

Как уже говорилось выше, Турция является партнером по диалогу Шанхайской организации сотрудничества, а на саммит в Самарканде Эрдоган прилетел лично. Главным образом для того, чтобы провести переговоры с Владимиром Путиным по поводу урегулирования украинского кризиса. Надо сказать, его миротворческая деятельность весьма заметна, он добивается успехов, достаточно вспомнить «продуктовую сделку» и организацию обмена пленными.

Фото_18_17_сою.jpg 

Но при этом оба газопровода по дну Чёрного моря – и «Турецкий поток», и «Голубой» работают на полную мощь, АЭС «Аккую» строится, российские туристы заполняют анатолийские отели. Можно сказать, Анкара ни в чем себе не отказывает, в отличие от европейских стран, которые по требованию Соединенных Штатов терпят настоящее бедствие из-за бездумных, совершенно не просчитанных антироссийских санкций.

Вот за эту суверенную, выстраивающую собственную политику страну и идет борьба между Западом и Востоком. Если когда-нибудь Турция станет членом ШОС, то можно будет уверенно сказать: гегемония США осталась в прошлом, американцы перестали диктовать миру свою волю.

И ОПЯТЬ НЭНСИ ПЕЛОСИ

Еще год назад казалось, что такой расклад совершенно невозможен. Теперь этой уверенности нет – Реджеп Тайип Эрдоган уже не раз доказывал, что способен вести свою игру без оглядки на сильных мира сего. Этот опытнейший политик всегда держит нос по ветру и до сих пор редко ошибался в выборе своих приоритетов.

Недавно спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси побывала на Тайване, чем спровоцировала кризис в отношениях с Китаем. Но на этом она не остановилась: 17 сентября политик посетила Ереван и провела переговоры с Николом Пашиняном, заявила, что Вашингтон всецело поддерживает Армению. Заодно всплакнула у памятника жертвам геноцида.

Возмущению Турции не было предела, такое ощущение, что волны ненависти к Соединенным Штатам достигли десятибалльного шторма. Никто не знает, зачем американцам нужно ссориться со всеми подряд союзниками, партнерами и конкурентами, но это происходит на наших глазах. Возможно, правы те, кто считает, что современные вашингтонские политики – бледная тень своих предшественников полувековой давности, которые были способны организовывать и проводить блестящие геополитические операции и добиваться поставленных целей. Нынешняя американская элита по сравнению с ними – недалекие карлики, не умеющие просчитать реакцию на свои действия даже на шаг вперед.

Выйдет ли Турция из НАТО в ответ на такой плевок? Не исключено. Разумеется, если это случится, то не завтра и не как эмоциональная реакция на оскорбление. Но американцы в последние годы делают много для укрепления позиций как России и Китая в частности, так и в целом для повышения авторитета Шанхайской организации сотрудничества. В какой-то момент, если политика Вашингтона вдруг радикально не изменится, от него начнут отворачиваться союзники, и первый кандидат на выход, – безусловно, Турция.


Автор:  Павел ШИПИЛИН

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку