НОВОСТИ
Экс-следователя Тамбиева приговорили к 16 годам за рекордную взятку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Апрель – месяц  выстрелов в упор

Апрель – месяц  выстрелов в упор

Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
03.04.2012

События апреля

1 апреля 1918 – в Таганроге после жестоких пыток и измывательств большевиками расстрелян генерал от кавалерии (аналогично нынешнему званию генерал армии) Павел Карлович Ренненкампф. Генерал Ренненкампф отличился во время кампании в Китае (1900-1901 гг.): там его малочисленный кавалерийский отряд творил, по признанию современников, настоящие чудеса воинского мастерства и героизма. Во время Русско-японской войны Ренненкампф был тяжело ранен под Мукденом. В начале Первой мировой войны потерпел тяжёлое поражение в Восточной Пруссии. Взят под стражу большевиками в начале марта 1918 года. Категорически отказался перейти на службу к новой власти, согласившись вести армию только против немцев. Приказ о расстреле Ренненкампфа отдал лично Антонов-Овсеенко. По свидетельству большевиков, генерал Ренненкампф вёл себя перед расстрелом геройски. Перед расстрелом ему выкололи глаза.
2 апреля 1972 – тральщики советского ВМФ приступили к разминированию акватории порта Читтагонг в Бангладеш. Прибрежные воды этой республики были заминированы пакистанской армией в ходе девятимесячной войны 1971 года за независимость Бангладеш от Пакистана.
3 апреля 1975 – после скандального отказа Бобби Фишера играть финальный матч с Анатолием Карповым советский гроссмейстер был объявлен чемпионом мира. Карпов стал единственным в истории шахмат чемпионом мира, который не только получил звание, не играя в матче или турнире на первенство мира, но и вообще не сыграл с предыдущим чемпионом ни одной партии.
4 апреля 1953 – официально сообщено в газетах о прекращении «дела врачей» как сфальсифицированного. В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР врач Лидия Тимашук, по доносу которой и началось дело, была лишена ордена Ленина, которым была награждена 20 января 1953 года.
5 апреля 1242 – состоялось Ледовое побоище на Чудском озере: войска, руководимые Александром Невским, разбили силы Тевтонского ордена. Ныне эту дату безграмотно решено отмечать 18 апреля «по новому стилю», хотя в 1242 году ещё не было ни «нового» стиля, ни «старого».
 6 апреля 1998 – генерал Лев Рохлин объявил о начале сбора подписей за импичмент Президента России Бориса Ельцина.
7 апреля 1935 – постановлением ЦИК и СНК СССР введена уголовная ответственность с 12 лет – вплоть до смертной казни.
8 апреля 1950 – советские истребители сбили над Балтийским морем американский самолёт: по одной версии, это был частный самолёт, летевший в Швецию, по другой – самолёт-разведчик. Советские же власти утверждали, что сбили в глубине советской территории бомбардировщик B-29. Однако ни одного обломка бомбардировщика советская сторона предъявить не смогла.
 9 апреля 1917 – немецкая военная разведка начала спецоперацию по вывозу из Цюриха в «пломбированном» вагоне группы большевистских лидеров во главе с В.И. Ульяновым (Лениным).
10 апреля 2000 – в бухте Золотой Рог Владивостока эсминец «Бурный» случайно обстрелял учебным снарядом большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», поразив его в надстройку.
11 апреля 1981 – во время своих гастролей в Германии о своём невозвращении в СССР объявили дирижёр Максим Шостакович и пианист Дмитрий Шостакович – сын и внук композитора Дмитрия Шостаковича.
12 апреля 1918 – отряды ВЧК проводят в Москве массовую операцию против анархистов. Свыше сотни анархистов было убито, порядка 500 арестовано.
13 апреля 1918 – при разрыве снаряда во время штурма Екатеринодара погиб генерал Лавр Корнилов. 16 апреля большевики откопали гроб с телом Корнилова и сожгли тело после глумления над ним.
14 (2 по ст. ст.) апреля 1879 – землеволец, дворянин Александр Соловьёв стрелял в императора Александра II: сделал четыре выстрела из револьвера в гуляющего императора практически в упор, но промазал. Пятый выстрел сделал в толпу, когда его пытались задержать. Следствием было установлено, что всю неделю перед покушением Соловьёв провёл у проституток. 9 июня (28 мая по ст. ст.) террорист был повешен по приговору суда.
15 апреля 1993 – в соответствии с Постановлением Правительства РФ, подписанным Виктором Черномырдиным, создана нефтяная компания «ЮКОС». Так в России делали миллиардеров.
16 апреля 1925 – во время службы в Великий четверг агенты-боевики ОГПУ взорвали бомбу в соборе Святой Недели в Софии (Болгария). 213 человек погибло, около 500 было ранено. Целью теракта было уничтожение правительства Болгарии и осуществление коммунистического переворота. Среди погибших было 12 генералов болгарской армии и 15 полковников.
17 апреля 2003 – в Москве убит известный политик, депутат Госдумы Сергей Юшенков.
18 апреля 1928 – Максим Горький в «Правде» обрушился на джаз, объявив его «музыкой толстых». От этого было уже рукой подать до другого лозунга: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!»
19 апреля 1943 – создано Главное управление контрразведки «СМЕРШ».
20 апреля 1982 – группа доморощенных неонацистов устроила демонстрацию на Пушкинской площади в Москве в память дня рождения Гитлера.
21 апреля 1996 – в результате спецоперации уничтожен лидер мятежной Чечни генерал Джохар Дудаев.
22 апреля 1964 – совершён обмен осуждённого по делу Пеньковского британца Гревилла Винна на советского разведчика-нелегала Конона Молодого.
23 апреля 1951 – создан Олимпийский комитет СССР.
24 апреля 2000 – во время учений Черноморского флота России выпущенная береговыми частями ЧФ РФ учебная крылатая ракета поразила украинское гражданское судно «Верещагин».
25 апреля 1956 – в Советском Союзе отменена уголовная ответственность за прогул работы, введённая в 1940 году.
26 апреля 1992 – бывший фельдъегерь Андрей Шпагонов совершил нападение на Управление фельдъегерской связи в Казани с целью завладения  оружием и боеприпасами, которые рассчитывал затем продать. Во время нападения бандит убил девять человек и тяжело ранил женщину-экспедитора. Шпагонов пытался скрыться, но вскоре был разоблачён, приговорён к смертной казни и казнён в ноябре 1995 года.
27 апреля 1974 – на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) выехал первый Всесоюзный ударный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. БАМ стал самым большим долгостроем и самым дорогостоящим проектом в истории СССР. Магистраль по сей день не функционирует полноценно, оставаясь крайне нерентабельной и убыточной.
28 апреля 1990 – в СССР последний раз присвоено звание Маршал Советского Союза: последним советским маршалом стал министр обороны Дмитрий Язов. 
29 апреля 1936 – на Московском автомобильном заводе были собраны первые автомобили класса «люкс» для высшего руководства СССР – ЗИС-101, советские копии американского «Бьюика-8» серии «90». Однако сам Сталин продолжал ездить только на бронированных «Паккардах», категорически отказавшись доверить свою жизнь отечественным машинам.
30 апреля 1945 – в берлинской Рейхканцелярии покончил с собой Адольф Гитлер.


 

 


 
   

Полный БАМ

30 лет страна строила Байкало-Амурскую магистраль, а теперь пытается понять, что с ней делать

При слове «БАМ» у меня всегда возникают вполне конкретные ассоциации: Кремлёвский дворец, съезды ВЛКСМ, Леонид Ильич на трибуне, «бурные и продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию», бравурные марши и нескончаемые проводы одного стройотряда за другим. И, конечно же, бескрайняя тайга в телевизоре, рельсы, рельсы, рельсы… А началось всё формально в апреле 1974 года, когда в Кремле прошёл XVII съезд ВЛКСМ, объявивший Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И уже 27 апреля на строительство БАМа «прямо из Кремля» (газетные передовицы так и вещали) отправился первый Всесоюзный ударный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ.

Вековая стройка
Прошли годы, и всё вдруг испарилось столь тихо и незаметно, что ныне никто уже и не поймёт, а был ли БАМ?! Потому, когда несколько лет назад получил предложение слетать на БАМ, моё изумление было почти детским: что, неужели его наконец построили?! – «Построили, построили! – обнадёжили в Министерстве путей сообщения. – Как раз решающую точку ставим: сдаём Северо-Муйский тоннель и всё – БАМ будет готов полностью».
Правда, торжественное открытие тоннеля, громко анонсированное на одну дату, затем перенесли на другую, потом перенесли ещё раз и ещё. Это не удивляло, на БАМе так всегда. Порывшись в старых сводках, обнаружил: 1 октября 1984 года уже объявляли, что магистраль завершена – совсем-совсем, от начала до конца, даже сообщили об открытии сквозного движения. Потом, видимо, закрыли, тихо и без оркестра. 1989 годом датирован акт официальной приёмки. Финиш? Если бы! Приняли, но без важнейшего звена – Северо-Муйского тоннеля, без которого БАМ – не БАМ, поскольку составы пришлось гнать через обходной путь, удлинявший участок Северомуйск – Северобайкальск в шесть раз. В 1992 году правительство, уже России, не особо афишируя, принимает очередное постановление «О мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали…»: значит, всё ещё не завершили, хотя уже и соответствующие фанфары отгремели, а уж положенных регалий и вовсе было роздано немерено. В 1999 году правительство РФ издало ещё два постановления по БАМу, восьмое и девятое по счёту... В марте 2001 года очередное торжество: наконец проведена сбойка Северо-Муйского тоннеля, а в первом квартале 2002 года тоннель обещали ввести в эксплуатацию – и тогда уже, мол, совсем всё...

Китайский городовой
Утверждение, что слово «БАМ» впервые прозвучало 38 лет назад на XVII съезде ВЛКСМ, не совсем верно: аббревиатуре этой скоро уже 80 лет. А звучала она с 10 ноября 1932 года так: Бамлаг. Перевод, думается, не требуется. Значение этой магистрали изначально было чисто военное: она должна была стать стратегической рокадой для переброски армейских резервов на Дальний Восток – на случай, если японцы перережут нитку Транссиба, проходящего буквально по границе. Однако Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), в свои «лучшие» годы насчитывавший свыше 200 тысяч зэков, предназначения своего не исполнил: дорогу не построили. Из запланированных 5000 км к 1941 году смогли осилить лишь 190-километровый участок Тахтамыгда – Тында, да и тот вскоре после начала войны демонтировали. Ещё был кусочек на участке Известковая – Ургал, но его тоже разобрали. От Ургала в направлении Комсомольска-на-Амуре уложили 123 км – их во время войны постигла та же участь. Ещё 70 км (вместо 350 плановых) было на участке Тайшет – Падун: то же самое. После чего о БАМе благополучно забыли почти на 30 лет. В самом конце 1960-х к идее стратегической рокады вернулись вновь по причине уважительной: китайская военная угроза. Однако наработки сталинской эпохи не использовали, поскольку трасса пошла совсем другим маршрутом – много севернее. Теперь её стремились максимально обезопасить не только от прорывов сухопутных войск и авиации Мао Цзэдуна, но и от китайских диверсионных групп.
Так что, когда с пылким энтузиазмом твердили (да и поныне вяло талдычат), что БАМ – ключ к сибирским кладовым и плацдарм для нового освоения Сибири и Дальнего Востока, не верьте этому. Смотрите сами: вот он, ключ, вот он, плацдарм, а где освоение-то, где кладовые?! Беда БАМа как раз в том, что поистине грандиознейший проект века с момента своего зачатия имел лишь одно значение: военное. Экономические резоны всегда были довольно спорны. Что в апреле 2001 года в интервью «Литературной газете» подтвердил и бывший начальник «Главбамстроя» Ефим Басин: «Если честно, решающее слово принадлежало военным. Вспомните конфликт с Китаем... В тот момент стало особенно ясно, что Транссиб весьма уязвим – это ниточка, которая проходит почти по самой границе. Нужно было построить новую дорогу, хотя бы на 400-600 километров дальше от пограничных столбов, чтобы в случае чего не оказался отрезанным Дальний Восток. Об этом, естественно, вслух никто никогда не говорил».

БАМовские миллиарды
Если бы речь шла о чисто транспортном значении и о реальных попытках пробиться к кладовым Сибири, магистраль строили бы по-другому. И в другом месте: думая об экономическом освоении региона, катили бы дорогу не к Находке, а на Чукотку. А пока строили рокаду под кодовым названием «БАМ», военно-стратегический аспект временно утратил свою актуальность: китайские диверсанты Транссиб так и не перерезали (хотя к Байкалу и вышли – уже в облике «мирных» мигрантов). БАМ стал самым дорогостоящим советским проектом, так и не будучи достроен. В одном из справочников нашёл утверждение, что БАМ обошёлся в 10 миллиардов доперестроечных рублей. Но при этом же утверждалось, что каждый метр магистрали обходился в 100 тысяч рублей. Несложно подсчитать, что при таких ценах можно было построить лишь 100 км. По моим прикидкам, 3145 км дороги никак не могли обойтись дешевле 315,4 миллиарда полновесных доперестроечных рублей! А то и больше...
Мой друг, в 1988 году по долгу службы облетевший БАМ на военном вертолёте, по сей день с содроганием вспоминает увиденную им там картину. На всём протяжении, куда мог дотянуться взор, насыпь лишь на одну колею – на вторую не хватило ни денег, ни сил, ни времени. Все развязки – чистой воды фикция, натурально потёмкинские деревни. И везде лунный пейзаж испохабленной человеком тайги: рвы, колоссальные залежи ржавого железа, ржавые остовы и короба некогда бесценной японской техники... Вспоминаю, когда был на открытии Северо-Муйского тоннеля, один из больших начальников Восточно-Сибирской железной дороги с гордостью поведал, что вплоть до последнего при прокладке тоннеля использовали старую японскую технику: «У нас тут были японцы, так они удивлялись, как это так, 25 лет – и работает?! У них таких раритетов уже и на свалке не найти». Сам же я приметил, что памятник МАЗу близ Северобайкальска вознесли аккурат над огромнейшей свалкой ржавых остовов...
Северо-Муйский тоннель – особая песня. 15-километровый тоннель пробивали свыше четверти века, 28 лет. Подсчитали, что всего там поработало порядка 30 тысяч человек. Многие по сей день считают, что это была авантюра. Например, аэрокосмические съёмки додумались сделать лишь уже после начала строительства, когда в июле 1978 года целая бригада проходчиков погибла в ледяном потоке неожиданно обрушившейся на них подземной реки. Вот только тогда и выяснилось, как сказал в том же интервью Ефим Басин, «что худшего места для прокладки тоннеля нельзя было найти». Внутри хребта оказалось то ли огромное озеро, то ли подземная река. Постоянные прорывы водно-песчаной пульпы, одной лишь воды пришлось откачать не менее 20 миллионов кубометров. В стволе тоннеля вечная мерзлота, так что о надёжности и долговечности сооружения лучше не мечтать. Термальные воды температурой до +45 градусов – работать порой приходилось в трусах и касках. И так свыше четверти века: преодолевали подземные реки, пробивались через четыре тектонических разлома, принимая на свои головы лавины песка, гальки, глины, воды. В сейсмическом же отношении район – опаснее некуда: 10 баллов по шкале Рихтера... Ещё: под землёй нельзя было находиться более трёх часов – там обнаружилась высокая концентрация радиоактивного радона. Но на правила безопасности, как водится, чихать хотели, так что радиоактивное облучение получили тысячи людей. Но это не афишируют. Трагедий вообще хватало: свои жизни на прокладке тоннеля положили, как утверждают, 57 человек. Тоннель, кстати, однопутный...
Пока тоннель строили, поезда водили по обходному пути – через Чёртов мост, обустроенный между сопками всё на той же вечной мерзлоте. Сам проезжал по нему, могу подтвердить: название заслуженное, то ещё местечко. Перепад высот – 18 метров на один километр, в гору и под неё состав тянут по два локомотива, лавируя по серпантину со скоростью черепахи – больше 20 км/ч гнать смертельно опасно, мост может рухнуть от вибрации. С октября по апрель условия эксплуатации самые «райские»: снежные заносы, сходы лавин. Так что через этот воистину Чёртов мост соглашаются ездить лишь самые подготовленные и отчаянные машинисты. Всё на сваях – мерзлота. С ней же связаны не менее половины земляных работ на БАМе – постоянно обвалы, оползни, осыпи, лавины, сели...
От Улан-Удэ до Таксимо, начальной точки нашего путешествия, по сей день нет иного пути, кроме воздушного: строили-строили, а развилки-развязки, оказывается, фикция – как и четверть века назад. Встречные поезда – их немного – загружены однотипно: лес-кругляк для Японии. Или Китая. В районе БАМа всё привозное: топливо, стройматериалы, техника, продукты, одежда. Из своего только чуток овощей с огородов, рыба, да грибы-ягоды. Вид деревенских посёлков чудовищен: покосившиеся и почерневшие от времени натуральные зэковские бараки или избушки Бабы-Яги. Вдоль трассы от Таксимо до Северобайкальска словно выжженная пустыня: болота, марь, речки-ручейки и чахлое подобие тайги – строители БАМа испоганили всё начисто. Вот уж больше 20 лет там ничего не строят, а загубленная тайга так и не возродилась.
А на роль «стратегической магистрали» БАМ так и не потянул: оказалось, его просто нечем загружать. В теории он может пропускать 21 пару тяжеловесных поездов в сутки, реально же проходит около семи – больше просто нет. Такой вот вышел БАМ... 


 


 
   

«Троянский» вагон из Германии

9 апреля 1917 года немецкая военная разведка начала спецоперацию по заброске в Россию «пораженцев» во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным

История с пломбированным вагоном Ленина во многом темна и по сей день, а документальная база этого «приключения» поразительно (и подозрительно!) скупа. Но общую картину восстановить можно.
О революции в России Ленин узнал 15 марта 1917 года (все даты по новому стилю), и, как неосторожно сказала Крупская, «Ильич как-то растерялся», поскольку никакой революции на родине при своей жизни уже не ожидал, рассчитывая досиживать век в цюрихских пивных. Когда растерянность прошла, он, как и вся эмигрантская тусовка, стремительно засобирался в Россию. «Сон пропал у Ильича, – писала Крупская, – с того момента, когда пришли вести о революции». И по ночам он строил самые невероятные планы: лететь на аэроплане, пробраться с помощью контрабандистов, найти шведа, похожего на него, «но я не знаю шведского языка, поэтому швед должен быть глухонемым».
Столь бредовые варианты прорабатывались оттого, что легальные пути в Россию большевикам перекрыли. Франция и Великобритания отказали в транзите «подрывным элементам», жаждавшим поражения собственной страны. Другой вариант предполагал проезд через воюющую Германию в Швецию, откуда можно было въехать в Россию через автономную Финляндию. Только вот проезд пораженцев через Германию являлся, по сути, государственной изменой. Эмигрантов это не смущало: они спешили домой, боясь опоздать к разделу власти.
«Германский вариант» Ильич также прорабатывал, но ему было «архиважно», чтобы инициатива исходила как бы не от него. И её 19 марта 1917 года озвучил лидер меньшевиков Юлий Мартов. Незамедлительно прикрывшись «планом Мартова», Ленин тут же пишет своей любовнице Инессе Арманд: надо срочно найти тех, кто мог бы «попросить у немцев пропуска – вагон до Копенгагена для разных революционеров... Я не могу этого сделать. Я «пораженец»... Вы скажете, может быть, немцы не дадут вагона. Давайте пари держать, что дадут!»

«Уничтожить дух русской армии»
Беспроигрышное пари: как никто другой, Ильич знал, сколь выгоден был немцам десант пораженцев, забрасываемый в тылы воюющей русской армии. «Для противостояния на Западном фронте, – пишет историк Владлен Логинов, крупнейший современный исследователь Ленина, – необходима была прежде всего нейтрализация Восточного. И Германия была готова поддержать любые организации, группы, которые могли бы дестабилизировать обстановку в России». Генерал Макс Гофман, возглавлявший штаб Восточного фронта, написал в мемуарах, что «кому-то, поддерживавшему отношения с жившими в Швейцарии в ссылке русскими, пришла в голову мысль использовать некоторых из этих русских, чтобы ещё скорее уничтожить дух русской армии и отравить её ядом». «Кто-то», надо полагать, работал на германскую разведку, а «некоторые из этих русских» состояли у них на агентурной связи...
Задокументировано, как германский посланник в Копенгагене Ульрих фон Брокдорф-Ранцау пылко убеждал Берлин в целесообразности «гениального плана: прогнать дьявола при помощи чёрта», пропустив через Германию эмигрантов-ленинцев – пусть они рушат собственную страну изнутри. Со своей стороны проект активно поддержал легендарный Вальтер Николаи, руководитель отдела «III B» – военной разведки кайзеровской Германии. Каковая, как известно ныне, имела неслабые агентурные позиции среди вождей российской эмигрантской тусовки. Но как опытный конспиратор свои сомнительные связи Ильич тщательно маскировал множеством прокладок. «...Нас заподозрят, – писал он в одном из инструктивных посланий. – Надо, чтобы... беспартийные русские и патриоты – русские обратились к швейцарским министрам... с просьбой поговорить об этом с послом германского правительства в Берне...».
Соединёнными усилиями МИД Германии и кайзеровская военная разведка убедили рейхсканцлера Теобальда Бетман-Гольвега в необходимости срочно разрешить проезд через Германию группы русских эмигрантов. Как телеграфировал в ставку германского Верховного командования статс-секретарь МИДа Артур Циммерман, «так как в наших интересах, чтобы в России взяло верх влияние радикального крыла революционеров, кажется уместным разрешить им проезд».
Для прикрытия от неизбежной «клеветы» группу пораженцев-ленинцев изящно разбавили коктейлем из других эмигрантов – меньшевиков, эсеров, анархистов, бундовцев... Ленин позаботился о том, чтобы в документах было зафиксировано: проезд оплачивают сами эмигранты. Только вот денег на это у них не оказалось. Но мир не без добрых людей: деньги добыли через польско-российского социал-демократа Якуба Ганецкого, имевшего, оказывается, тесные связи с камрадами из соответствующих служб как Австро-Венгрии, так и Германии. И вскоре Ленин восторженно написал Инессе Арманд, как им здорово помогли «товарищи в Стокгольме». Но при этом Ильич основательно озаботился тем, чтобы понадёжней прикрыть и свои связи с «товарищами в Стокгольме», и германский транзит большой грудой «протоколов», завизированных подписями кучи европейских социалистов. Кипы бумаг выглядели солидно, но юридически абсолютно ничего не значили, зато должны были засвидетельствовать: Ленина чуть ли не силком волокли через Германию в Россию «служить там делу революции»! «К чему, казалось бы, вся эта «канцелярия»? – риторически вопрошает лениновед Логинов, чтобы тут же заметить, – но как все указанные документы пригодились потом». «Потом» – это когда понадобилось отрицать связи с германскими службами и ваять светлый образ неподкупного вождя.
Генерал Эрих фон Людендорф, заместитель начальника германского Полевого генерального штаба, в своих мемуарах позже откровенно признал: «Отправлением в Россию Ленина наше правительство возложило на себя особую ответственность. С военной точки зрения, его проезд через Германию имел своё оправдание: Россия должна была рухнуть в пропасть».

Ленинский заезд
В «ленинском заезде» через Германию ехало 33 человека: 29 взрослых эмигрантов и два ребёнка, швейцарский социалист Фриц Платтен, да ещё Карл Радек. Последнего, как австрийскоподданного, попросили при отъезде не светиться, и к основной группе он присоединился на ближайшей остановке, в Шаффхаузене. 9 апреля 1917 года все отъезжающие гульнули напоследок в пивной «Церингерхоф», оттуда двинулись с баулами на вокзал. В 15 часов 10 минут поезд, к которому прицепили «русский вагон», тронулся.
Вагон товарищам выделили серо-зелёный, смешанного II и III класса – наполовину мягкий, наполовину жёсткий. Три из четырёх дверей вагона были опечатаны пломбами. Первое мягкое купе отдали сопровождающим немецким офицерам германского Генерального штаба – капитану фон Планитцу и лейтенанту фон Бюрингу. Возле двери их купе мелом провели на полу пунктирную черту – границу «экстерриториальности», которую не имели права переступать ни немцы, ни русские. Отдельное мягкое купе получили Ленин с Крупской – дабы Владимир Ильич имел возможность работать. Поскольку спальных мест на всех не хватило, то для мужчин составили график очередности сна. Но Ленина это не касалось: он мог спокойно спать и «работать» в своём купе когда хотел. Временами его развлекали разговорами, а ещё «Ильич любил хоровое пение», вспоминали совагонники. Особенно ему нравилось, когда исполняли «Скажи, о чём задумался, скажи, наш атаман».
Первый таможенный досмотр «выезжанты» прошли в Тайнгене, где швейцарцы конфисковали у них излишки шоколада, превышавшие нормы вывоза. Немцы досмотр не учиняли. Кормили русских неплохо: на остановках приносили в вагон котлеты с горошком, детям – молоко. Поскольку выходить из вагона русским было запрещено, то во время стоянки во Франкфурте Платтен с помощью немецких солдат организовали доставку пива страждущим. 10 апреля поезд прибыл в Берлин, затем двинулся в Засниц. Оттуда эмигрантов на пароме доставили в Швецию. Финскую границу переехали на санях через погранпункт в Торнео, дальше снова на поезде. В 23 часа 10 минут 16 апреля состав прибыл на Финляндский вокзал.

Уголовное уложение, статья 108
Когда агентурная информация о подготовке «германского транзита» достигла России, министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков заявил: каждый, кто вернётся на родину через Германию, незамедлительно будет объявлен государственным преступником и предан суду. И ведь юридически действия Ленина и его «совагонников» вполне подпадали под действовавшее тогда в России Уголовное уложение: глава четвёртая «О государственной измене». Так, статья 108 гласила: «Российский подданный, виновный в способствовании или благоприятствовании неприятелю в его военных или иных враждебных против России действиях, наказывается: срочною каторгою...». Если же «такое способствование или благоприятствование оказало существенное содействие неприятелю», наказание грозило более строгое: «каторгою без срока». «Шпионство» и вовсе каралось смертной казнью. А статья 111 Уголовного уложения расценивала как преступление сам факт вступления в соглашение с правительством или агентом иностранного государства. Но, увы, к моменту прибытия в Питер группы из «пломбированного вагона», хаос в России достиг такой степени, что ни о какой отдаче под суд за измену уже и речи не шло. И воюющая страна встретила своих будущих могильщиков с оркестром.


Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку