НОВОСТИ
20.09.2024 10:00
В Благовещенске вынесли приговор водителю, из-за которого в ДТП погибло 5 человек
254
ЭКСКЛЮЗИВЫ
КУРС НА ВОСТОК
Совместно с:
18.02.2015
КАК ПОДЕШЕВЕВШИЙ РУБЛЬ НАВОДНИЛ ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ ЕВРОШОПЕРАМИ
Введение экономических санкций со стороны Евросоюза повлияло на повседневную жизнь российского приграничья. Так, если в прошлый Новый год желающие въехать на территорию независимых прибалтийских государств выстраивались в многокилометровые очереди – была такая старинная русская забава: проснуться 1 января в средневековом Таллине, то нынче их количество сократилось в разы. Зато накануне праздников, стоило рублю упасть ниже плинтуса, как в Россию поспешили соседи. Набитые евро, они смели в магазинах практически все, начиная с вино-водочных изделий и заканчивая «пенициллиновыми» курами. Вот что курс животворящий делает!
Между тем во времена тотального советского дефицита все было с точностью до наоборот. У советской интеллигенции считалось хорошим тоном съездить в Ригу за колготками – об этом еще Довлатов писал. Запросы пролетариата были куда проще: накануне больших и малых праздников люди массово записывались на туристические поездки по малым городам Латвии или Эстонии, выгребая из небольших сельских магазинчиков продукты (растворимый кофе, колбасу и прочую снедь) подчистую.
Жители Алуксне, Выру или Пярну недружелюбно ворчали: понаехали, кураты! А «кураты» (распространенное среди эстонцев ругательство kurat (ку́рат), буквально – «чёрт» с эстонского языка. – Прим. ред.) на самом деле ехали. У пижонистой псковской публики, например, вошло даже в привычку похмеляться в Тарту – благо, что водное сообщение по Псковско-Чудскому озеру было налажено отлично. Сел утром на «Ракету» – и через 2,5 часа уже пьешь качественное эстонское пиво – лепота!
Повторюсь, что особой любви к приезжим на той стороне не испытывали. Вот всего один, но очень показательный случай – история чисто семейная. Это было в середине 1970-х. Родители приехали по профсоюзной путевке в санаторий, который располагался в каком-то очень маленьком городке на юге Эстонии. Обслуживание, процедуры, питание и прочие услуги были на высшем (для советской эпохи) уровне, а обстановка – почти домашняя. Как-то, ожидая своей очереди на очередное прогревание, они заметили в холле плачущую девочку. Как могли, попытались успокоить ребенка, задавая ей вполне невинные вопросы: какие твои любимые игрушки, где работает твоя мама, что она делает?
Ответ был по-детски бесхитростным: «В санатории. Она русским свиньям еду готовит…» Как говорится, устами младенца… Но пришло время, и СССР рухнул, а на некогда прозрачных границах появились люди в форме. Казалось бы, «куратам» из России въезд в западные пределы теперь заказан, но жизнь внесла свои коррективы в эти местечковые молитвы.
В чем выгода, одними из первых догадались так называемые бензинщики. Проезжая с пустыми баками границу, они заправлялись под самую горловину в России (еще и дополнительные емкости заливали) и возвращались обратно. В свободной Европе они уже сливали искомую жидкость, которая тут же уходила всем желающим по сходной цене. В день эти оборотистые ребята делали по несколько рейсов, зарабатывая за месяц довольно прилично – до тысячи «зеленых».
Немедленно вокруг границы начали строить ускоренными темпами заправочные станции, которые стали самым исправными плательщиками налогов в местный бюджет. На той стороне попытались протестовать, жаловаться официальным властям, что подобные вояжи подрывают экономику приграничных территорий, но в России только разводили руками: наших законов они не нарушают. Одновременно в борьбу за собственное благополучие включились и те, кто не имел «железного коня». И нужно-то было совсем немного: хватило бы денег на «джентльменский набор № 1» – так в псковском приграничье называли боевой комплект, состоящий из двух бутылок водки и блока сигарет.
Один поход с таким «грузом» туда-сюда на 100 % окупал первоначальные затраты. По словам пограничников, этот способ стал своего рода приработком для небогатых граждан тех же Печор. Как правило, после рабочего дня народ, нагруженный сигаретами и водкой (брали самую дешевую), отправлялся на ту сторону. Этот «культпоход» прибавлял в скудный семейный бюджет от 300 до 500 рублей – ежедневно! Таким образом, за месяц можно было заработать до 15–20 тыс. рублей.
Были и совсем уже уникальные случаи, когда на российско-латвийском участке границы (Пыталовский район) был пущен в эксплуатацию и несколько месяцев успешно работал… спиртопровод, который качал С2Н5ОН латышским «виноделам». Эти и им подобные «экономические связи» стали суровой реальностью российского приграничья. Поменялось и отношение к россиянам на сопредельной стороне. Так, если раньше «продуктовый туризм» был бельмом в глазах местных жителей, то по мере накопления товарной массы покупателей (в том числе и россиян) стали буквально зазывать к себе в магазины.
И не только… Что такое навязчивый эстонский сервис, автор этих строк понял на собственном примере. Столкновение «двух цивилизаций» произошло в аквапарке «Вярска», где прямо в бассейне некая дама бальзаковского возраста, узнав, что ее сосед по водной дорожке – приезжий и у него не сильно новая машина, проявила невиданную настойчивость.
«Приезжайте к нам в Выру, вы будете довольны! Ваша машина станет как новая! Лучшие цены, лучшая автомастерская…» – не скупилась на обещания пловчиха.
Чтобы избавиться от настойчивой бизнесвумен, пришлось пообещать заехать. Но, уже покидая заведение, мне на выходе – реально! – вручили визитку «самого» бюджетного магазина запасных частей в Эстонии. Как говорится, мелочь, но все понятно…
Фото: Александр Лисафин. Интерпресс. ТАСС
ЧИСЛО РОССИЯН, ЖЕЛАЮЩИХ ПОСЕТИТЬ ЭСТОНИЮ И ЛАТВИЮ, СОКРАТИЛОСЬ НА 40%
Не изменилось отношение к гостям и сейчас, когда Евросоюз ввел экономические санкции, а Прибалтика стала одной из стран – участниц новой блокады. Однако теперь россияне не торопятся в ближнее зарубежье, и тому есть веские причины. Одна из них – курс евро, который вырос почти в два раза. Первым просел туристический бизнес. Операторы отмечают, что количество желающих посетить Эстонию или Латвию за считаные недели после Нового года уменьшилось почти на 40 %. Многие псковские турфирмы сейчас вообще перестали гонять в Тарту автобусы – группу не собрать. По словам Гелены Самохваловой, президента Ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-Запада «АСТУР», в связи с ростом курса валют практически все путёвки подорожали практически в два раза.
«Сегодня за границу едут только те, кто произвел раннее бронирование – то есть оплатил все расходы задолго до обвала рубля, либо те, кто загодя копил на поездку в иностранной валюте. Да и они жалуются, что по прибытии на место отдыха вынуждены минимизировать все дополнительные расходы».
Увы, граница, о прозрачности которой долгое время говорили на сопредельной стороне, закрылась сама по себе. И если раньше даже в будний день на пограничных переходах, чтобы попасть в Прибалтику, нужно было выстоять не один час, то теперь – милости просим. Желающих, правда, немного.
«Немудрено, что наши коллеги по ту сторону границы забеспокоились, – продолжает собеседница «Совершенно секретно». – Например, некогда популярный водный центр «Вярска» (от Пскова до него ехать на машине каких-то полчаса) стал преуспевающим только благодаря псковичам. Сейчас там посетителей не густо: входной билет стоит 13 евро, что в переводе на новый курс – больше тысячи на человека. Кусается. Проведите эксперимент: попробуйте самостоятельно выбрать места отдыха в Прибалтике, и на ваш любой клик тут же выскочит встречное предложение – 50 % скидка. Но и этим сегодня трудно заманить гостей».
Прописная истина: туризм отличает наличие лишних денег. Сейчас из-за роста цен лишнего у российского потребителя нет. Однако соседи идут на самые решительные действия, чтобы лишний раз напомнить о себе. Перед самым Новым годом для псковских журналистов был проведен пресс-тур, целью которого было улучшить узнаваемость Южной Эстонии у жителей российского приграничья. Летом подобный вояж уже для коллег всего Северо-Запада прошел под патронатом Генерального консульства Литвы в Санкт-Петербурге. Насколько эти акции оказались действенными в нынешних экономических реалиях, трудно сказать, но тот факт, что Прибалтика заволновалась по случаю возможной потери российского рынка, – это очевидно.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТРАДАНИЯ
…Сегодня на псковском участке российско-эстонской границы тишина. Во всяком случае, легковые машины на контрольно-пропускных пунктах в Куничиной Горе или Шумилкино проезжают безо всякой очереди. Не стало и такой профессии, как бензинщик – принятые не так давно в Прибалтике законы (особенно драконовские – в Эстонии. – Прим. ред.) решительно прихлопнули этот вид нелегального бизнеса. Несуны (туда) еще есть, но больше всего – оттуда. Не все интересует заезжих гостей, но к числу особых пристрастий можно отнести, например, лекарства.
«Если ты зашел в аптеку и впереди тебя оказались наши гости из Эстонии, то можешь разворачиваться: эти надолго, – признается знакомый житель Печоры. – Причем берут все, что хорошо знакомо еще с советских времен: цитрамон, корвалол, аспирин, римантадин – дешево и сердито. И главное, помногу!»
Похожая ситуация и на других участках границы с Евросоюзом. Например, для жителей страны суоми Петербург стал подлинной столицей дешевой электроники. Здесь по умеренным (ну очень умеренным) ценам можно купить качественную бытовую технику, телевизоры, не говоря о гаджетах, которые украшает надкусанное яблоко (Apple). Эстонцы, как люди практичные, засматриваются на запчасти к импортным автомобилям, которые из-за скачка евро выгоднее покупать в России. Их рачительные хозяйки покупают на нашей стороне постельное белье. Пользуются спросом у зарубежных гостей косметика, белорусские товары. Привлекает в первую очередь качество материала – натуральный хлопок и шерсть. Оригинальные оренбургские пуховые платки, например, стоят сравнительно недорого, от 30 евро, еще дешевле – примерно в два раза – платки дагестанской работы, но тоже очень теплые, по цене 12–15 евро. Не говоря уже о продовольственных товарах. Хотя тут есть и свои приоритеты.
Например, жители Литвы после ведения евростандартов заметили ухудшение качества своей республиканской продуктовой корзины, поэтому с некоторых пор ту же самую «молочку» закупают у соседей, в Белоруссии.
Несколько иная картина в Калининграде. В эпоху стабильного рубля тысячи жителей анклава каждые выходные отправлялись в Польшу. Причем подавляющее большинство нацеливалось на «Бедронку» – торговая сеть по своим расценкам и ориентации напоминает отечественную «Ленту». Однако теперь слабый рубль заметно охладил торговый ажиотаж россиян: из-за разницы курса товары и услуги в Польше для жителей региона подорожали на 60 %, что повлекло за собой сокращение числа путешественников. Например, в последние дни уходящего года по официальному курсу Центробанка за 1 PLN давали 14,61 «деревянных».
В обменниках это соотношение доходило до 1 к 15. Выгодным такой курс назвать достаточно сложно, особенно по сравнению с благодатным 2013 годом. Все это вызвало серьезные сомнения в выгоде продуктового туризма, особенно с учетом стоимости бензина и страховки. Снизился и поток польских гостей в Янтарную столицу России. Тем более что сейчас разница в ценах на продукты в Калининграде и Польше достигает 178 % – понятно, что не в нашу пользу. Этот факт вызывает вполне законное недоумение у местных чиновников: почему те же самые продукты в Польше стоят дешевле, чем у нас?
Но… это, так сказать, региональные нюансы, потому что в целом жители ближайшего с Россией зарубежья научились четко улавливать главный торговый тренд: скачок цен все-таки неплохое время для покупок. А если едешь на своей машине, то почти двукратная разница в бензине – такая экономия приятно греет сердце любого автомобилиста.
СПРАВКА
Несмотря на охлаждение отношений между Россией и странами Балтии на фоне событий на Украине, приграничное сотрудничество в экономической сфере развивается. Как пояснили корреспонденту «Совершенно секретно» в Псковской областной администрации, не так давно завершилась программа приграничного сотрудничества «Эстония – Латвия – Россия 2007–2013» на территории региона.
В ее рамках было реализовано 14 совместных проектов. Более того, решено эту программу продлить и в этом году, что позволит завершить еще четыре крупных проекта с участием иностранного капитала. Их важность для региона очевидна: это и создание дополнительных рабочих мест, развитие на территории приграничных районов социальной инфраструктуры; повышение экономической и инвестиционной активности, укрепление культурных и образовательных связей, сохранение общих традиций.
Важным фактором является и то, что большинство проектных партнерств продолжают сотрудничество на постоянной основе, предлагая актуальные для развития региона проектные идеи. Так, в настоящее время Государственным автономным учреждением Псковской области «Агентство инвестиционного развития Псковской области» прорабатывается инвестиционное предложение, поступившее от эстонской компании Niles OU, заинтересованной в организации производства и переработки на территории региона экологически чистого удобрения на основе природной фосфатной муки и магнезита.
Следует отметить, что администрация Псковской области принимает активное участие в формировании новых программ приграничного сотрудничества Россия – ЕС на 2014–2020 годы. Ее представители являются участниками рабочих групп программ приграничного сотрудничества Эстония – Россия и Латвия – Россия. Однако, как подчеркивают в профильном комитете областного правительства, сегодняшний уровень экономических связей оставляет желать лучшего. Говоря дипломатично: нам есть куда расти.
Автор: Юрий МОИСЕЕНКО
Совместно с:
Комментарии