НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95044
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26220
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26568
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29300
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27515
sovsekretnoru
За что аборигены съели Кука

За что аборигены съели Кука

За что аборигены съели Кука

WIKIPEDIA.ORG

Автор: Сергей НЕЧАЕВ
23.06.2020

В популярной песне Владимира Высоцкого поется: «Но почему аборигены съели Кука? / За что? Неясно, молчит наука…» И сейчас спроси на улице у тысячи прохожих, кто такой Джеймс Кук, большинство ответит, что это тот самый человек, которого аборигены употребили в пищу. Как говорится, «хотели кушать – и съели Кука!» Понятно, что песня эта шуточная, но ее слова невероятным образом закрепились в так называемом «общественном сознании». А вот что же там произошло на самом деле?

Гордость Англии, капитан Джеймс Кук, родился в 1728 году. В 13 лет от роду он нанялся на судно «Геркулес», занимавшееся перевозкой каменного угля. Потом он служил в военно-морском флоте, занимался картографированием. А в 1767 году король Георг III решил направить в Тихий океан экспедицию – для проведения астрономических наблюдений и на поиски Южного материка, называвшегося тогда Terra Australis Incognita. Джеймс Кук тогда уже был лейтенантом, и Адмиралтейство назначило его начальником экспедиции. Со своей стороны, Джеймс Кук, к удивлению многих, выбрал для экспедиции не фрегат, а небольшое угольное судно «Индевор» с малой осадкой.

ТРИ КРУГОСВЕТНЫХ ПЛАВАНИЯ ДЖЕЙМСА КУКА

Экспедиция оставила Англию (Плимут) 26 августа 1768 года. Новый год застал ее у берегов Огненной земли, а 10 апреля 1769 года «Индевор» достиг берегов Таити. Потом Кук направился к берегам Новой Зеландии и открыл то, что это два острова, разделенные проливом, а вовсе не тот самый Южный материк, который тогда все искали. В апреле 1770 года «Индевор» подошел к восточному берегу Австралии.

Затем Кук дошел до Явы, прошел мимо мыса Доброй Надежды и 1 июля 1771 года вернулся в Англию.

Всего Джеймс Кук возглавлял три кругосветные экспедиции по исследованию мирового океана, и во время этих экспедиций он совершил немало географических открытий. Куком, например, была открыта Новая Каледония, но вот достичь Антарктиды ему так, и не удалось из-за айсбергов и бесконечных полей льда.

В свою третью экспедицию Джеймс Кук отправился в июле 1776 года на кораблях «Резолюшн» и «Дискавери». Побывав в Кейптауне, на Тасмании и на Таити, корабли в декабре 1777 года двинулись в Северное полушарие и пересекли экватор. А 18 января 1778 года Куком были открыты Гавайские острова, названные им Сандвичевыми, по имени графа Сэндвича, первого лорда Адмиралтейства (это название употреблялось до середины XX века).

Вот на этих-то Гавайских островах все и произошло…

ВОЗВРАЩЕНИЕ БОГА ЛОНО

Вообще-то говоря, во время своих путешествий Джеймс Кук прославился своим терпимым и даже дружеским отношением к коренным жителям посещавшихся им территорий.

Открыв Гавайи, он потом достиг Алеутских островов, а на обратном пути вновь зашел на открытые острова для пополнения запасов воды и продовольствия.

Гавайцы собрались вокруг кораблей в большом количестве: их было, наверное, несколько тысяч. Позднее стало известно, что они приняли Кука за своего бога Лоно, возвращение которого предсказывали полинезийские легенды.

Однако хорошие отношения, установившиеся поначалу между членами экспедиции и гавайцами, начали быстро портиться. Связано это было с тем, что англичане, пополняя запасы дров, однажды вызвали негодование островитян, сломав и унеся на суда их деревянную святыню (мораи), стоявшую на берегу. Удивительно, но сам Кук принимал участие в этом ничем не оправдываемом своеволии. Ну, наверное, европейцам тоже не понравилось бы, если бы какие-то иностранцы пришли к ним и, в благодарность за гостеприимство, начали разрушать их церкви? Кроткие дикари просто остолбенели от ужаса, увидев подобное варварство…

ОБСТАНОВКА НАКАЛЯЕТСЯ….

Едва британские корабли отплыли от острова, поднялась сильная буря, и сломалась мачта на флагманском 32-пушечном корабле «Резолюшн». Англичане вынуждены были вернуться в бухту для исправления повреждений на судах. А вот на дикарей это происшествие подействовало так: они подумали, что боги, оскорбленные Куком, начали карать его. После этого поведение аборигенов совершенно переменилось.

Чувствуя, что обстановка накаляется, Кук хотел переменить место своего пребывания, но другой якорной стоянки поблизости не оказалось. Паруса и части такелажа свезли на берег для ремонта. При этом с каждым днем количество хищений, совершаемых гавайцами, вдруг стало возрастать, а стычки, возникавшие из-за попыток вернуть украденное, становились все ожесточеннее.

Отношение гавайцев к экспедиции вдруг стало откровенно враждебным. В округе появилось много вооруженных людей. Число краж увеличилось, и 13 февраля 1779 года прямо с палубы флагмана были украдены кузнечные клещи. Попытка вернуть клещи оказалась неудачной и закончилась открытым столкновением.

КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА БАРКАСА

14 февраля 1779 года был украден корабельный баркас. Для того чтобы вернуть его, Кук решил взять на борт в качестве заложника Териобу, одного из местных вождей. Высадившись на берег с группой вооруженных людей, состоявшей из десяти морских пехотинцев во главе с лейтенантом Филипсом, он прошел к жилищу вождя и пригласил его на корабль. Приняв предложение, Териоба последовал за британцами, однако у самого берега вдруг отказался следовать дальше.

Тем временем, на берегу собралось несколько тысяч гавайцев, которые густой толпой окружили Кука и его людей, оттеснив их к самой воде. Среди них разнесся слух, что англичане убили нескольких гавайцев, и эти слухи, а также не вполне однозначное поведение самого Кука, подтолкнули толпу, приведенную в ярость, к началу враждебных действий. В начавшейся схватке капитан Кук, один капрал и три солдата морской пехоты погибли, а остальным удалось отступить на корабль.

Имеется несколько свидетельств очевидцев тех событий, и по ним можно судить о том, что же произошло на самом деле. С достаточной степенью вероятности можно сказать, что среди англичан началась паника, люди стали беспорядочно отступать к шлюпкам и, в этой суматохе, Кук был убит гавайцами.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЧАРЛЬЗА КЛЕРКА

Капитан «Дискавери» Чарльз Клерк потом написал в своем дневнике: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

С борта «Резолюшн», стоявшего близко от берега, выстрелили по туземцам из пушки.

Чарльз Клерк свидетельствует: «Эти обстоятельства помешали шлюпкам прийти на помощь нашим людям и соответственно лишили шлюпки возможности действовать тем или иным способом <…> Люди на шлюпках, израсходовав боевые припасы, возвратились на “Резолюшн”, и лейтенант Уильямсон, который командовал ими, вскоре явился на борт “Дискавери” с печальным сообщением, что капитан Кук и четверо солдат морской пехоты погибли в этой тесной схватке, и что остальные, бывшие на берегу солдаты, спаслись с большим трудом. Трое из них были ранены, в частности лейтенант Филипс, который основательно пострадал от камней и получил удар в плечо заостренной железной палкой».

СВИДЕТЕЛЬСТВО МОУЛСВОРТА ФИЛИПСА

Лейтенант Моулсворт Филипс в своем рапорте об этом злосчастном событии отметил: «Туземцы стали кидать в нас камни, и один солдат был сбит с ног; тогда капитан выстрелил пулей и убил одного человека, после чего туземцы напали на нас, и капитан дал приказ стрелять и крикнул: “Все к шлюпкам”.

Я выстрелил сразу вслед за капитаном и снова зарядил мушкет, пока стреляли солдаты. В тот самый момент, когда я повторял приказ “все к шлюпкам”, меня сбил с ног удар камнем, и, когда я поднимался, мне был нанесен удар в плечо. Мой противник изготовился для нового удара, но я выстрелил и убил его. Теперь схватка являла собой печальную картину замешательства и беспорядка. Крики и вопли индейцев покрыли все прочие звуки, и эти люди, вместо того чтобы отступить после наших выстрелов (а капитан Кук и я полагали, что большая их часть именно так будет себя вести), действовали совершенно иным образом. Они не дали солдатам времени перезарядить ружья, мгновенно расстроили их ряд и перебили бы всех, если бы сильный огонь со шлюпок не удерживал их чуть дальше от моря. Туземцы гнались за теми, кто не был настолько сильно ранен, чтобы отказаться от попыток достичь шлюпок.

После того как меня сбили с ног, я больше не видел капитана Кука; я понял, что мы совершенно разбиты, и что солдаты пытались спастись, добираясь до шлюпок. Из последних сил я дополз до воды, и поплыл к пинасе (парусно-гребное судно, которое использовалось как посыльное, разведывательное, как канонерская лодка или как рабочий баркас корабля. – Прим. ред.), и по счастью добрался до нее, но лишь после того как получил еще один удар камнем в висок; если бы я не был у самой пинасы, этот камень отправил бы меня на дно».

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЖЕЙМСА КИНГА

В своем дневнике лейтенант Джеймс Кинг, исполнявший обязанности второго помощника капитана, потом написал так: «На самом же деле из мушкетов стреляла партия мистера Рикмена, которая на шлюпках преследовала в южной части бухты туземные каноэ. Этими выстрелами был убит очень важный вождь по имени Моэнима. Тогда один юный вождь, хорошо нам известный, подошел к кораблям и стал говорить об этом убийстве как о злодействе. К его словам отнеслись с насмешкой. Он повторил свою речь на баркасе, а затем сошел на берег, чтобы ознакомить с этой новостью капитана Кука, который его подробно обо всем расспросил. Было замечено, что, как только этот вождь высадился на берег, индейцы пришли в большое возбуждение и разъярились, они стали вооружаться всем, что им попадалось под руку, а женщины и дети были удалены. В этот момент капитан с мистером Филипсом спускался к морю и от выпадов туземцев отбивался прикладом, но также выстрелил из ружья (на этот счет имеющиеся сообщения расходятся. – Прим. ред.). Некоторые говорят, что он отдал приказ солдатам морской пехоты стрелять, и что за этим последовала стрельба со шлюпок. Другие утверждают, что первыми начали стрелять люди в шлюпках, так как там заметили, что индейцы обходят солдат морской пехоты с тыла и готовятся на них напасть с кинжалами; поэтому из шлюпок открыли стрельбу без приказа. Как бы то ни было, но капитан призвал наших людей прекратить стрельбу и направился к шлюпкам, чтобы как можно скорее отчалить от берега. Этот гуманный акт, быть может, и оказался фатальным для него. Туземцы, которые после выстрелов со шлюпок несколько подались назад, увидев, что стрельба прекратилась, надвинулись в большом количестве и со всех сторон стали бросать камни.

Необходимо было применить силу, и мистер Филипс приказал солдатам стрелять; часть солдат выполнила приказ, после чего индейцы набросились на них с великой яростью, опрокинули их и потащили к воде. Оружие теперь оказалось бесполезным. Те, кто умел плавать, добирались до шлюпок, другим здесь же разбивали головы.

Капитан Кук в это время был справа от мистера Филипса и сержанта. Мистер Филипс был сбит с ног и получил удар кинжалом в спину, затем нападающий отошел, чтобы нанести новый удар, но мистер Филипс немного оправился, встал на колени и выстрелом в упор поразил туземца насмерть.

Это счастливое обстоятельство вынудило туземцев отступить и дало мистеру Филипсу возможность прорваться к шлюпкам. Туда же поспешил капитан Кук, и он уже был у самой воды, когда один вождь ударил его в шею и плечо острой железной палкой, капитан упал лицом в воду. Индейцы кинулись к нему с громким криком, сотни их окружили тело, добивая упавшего кинжалами и дубинами.

При этом они терпели немалый урон, так как многих сразили выстрелы со шлюпок; и человек, который ударил капитана, был убит. Сержант и офицер избежали гибели, добравшись до шлюпок вплавь. С нашей стороны, кроме капитана Кука, погибли капрал и три солдата морской пехоты. Один солдат был тяжело ранен в глаз, и он настолько был плох, что, несомненно, утонул бы, если бы добравшийся до баркаса мистер Филипс не заметил его. Мистер Филипс прыгнул в воду и доставил раненого на баркас. Шлюпки вынуждены были отойти от берега на безопасное расстояние, так как туземцы продолжали кидать камни, а поскольку боевые припасы были исчерпаны, пришлось возвратиться к кораблям, откуда были даны выстрелы из нескольких больших пушек».

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЖОНА РИКМЕНА

Упомянутый лейтенант Джон Рикмен излагает ход событий следующим образом: «Король готов был сопровождать капитана Кука на корабль, но в это время собралась такая большая толпа индейцев в этом месте и на берегу, что через нее трудно было пройти, и индейцы начали держать себя дерзко и оскорблять охрану. Капитан Кук, видя, каково их поведение, приказал офицеру морской пехоты трогаться в путь и стрелять по всякому, кто окажет сопротивление. Приказ этот лейтенант Филипс попытался выполнить, и путь был расчищен к шлюпкам для короля и его вождей, но едва они достигли берега, как прошел слух, будто Тути (Кук) хочет увести короля, чтобы его убить. Мгновенно некоторое число вооруженных людей оторвалось от толпы и с дубинками набросилось на охрану, и четверо солдат вскоре погибли. Один негодяй ударил капитана Кука и был капитаном убит. У капитана была двустволка, и он целился из нее в другого человека, когда какой-то дикарь сзади ударил его дубинкой по голове и свалил его на землю, после чего нанес капитану своим па-ха-хе (это было нечто вроде кинжала. – Прим. ред.) удар с такой силой, что острие, войдя между плеч, вышло из груди. Схватка стала всеобщей. С кораблей открыли огонь из пушек по толпе, и так же поступили охрана и солдаты в шлюпках, и хотя страшный урон был причинен дикарям, они, будучи взбешенными, с удивительной отвагой выдержали наш непрерывный огонь и, несмотря на все наши старания, унесли с собой тела погибших в знак своей победы».

УЖАСНЫЙ КОНЕЦ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА

Так, вечером 14 февраля 1779 года, ужасно кончил свою жизнь славнейший мореплаватель Европы 50-летний капитан Джеймс Кук. Некоторые считают, что аборигены не зашли бы так далеко, если бы капитан не выстрелил по ним. Якобы они лишь беспокоились за судьбу своего вождя.

Шотландский писатель Алистер Маклин констатирует: «Конец великого человека оказался ужасающим, насильственным и бесславным. Можно усмотреть элемент греческой трагедии в том, что он должен был умереть в расцвете сил и на вершине славы. Он совершил, по всей вероятности, все, что ему было предначертано совершить».

После смерти Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану Чарльзу Клерку. Тот пытался добиться выдачи тела Кука мирным путем. Потерпев неудачу, он распорядился провести военную операцию, в ходе которой высадившийся под прикрытием пушек десант захватил и сжег дотла прибрежные поселения и отбросил гавайцев в горы.

16 февраля, как свидетельствует Чарльз Клерк, вечером, перед наступлением темноты, на борт корабля «Резолюшн» прибыл местный жрец и принес кусок, который оказался человеческим мясом. Чарльз Клерк пишет в своем дневнике: «Он сказал нам, что это часть тела нашего покойного несчастного капитана, и это действительно была часть бедра, без каких бы то ни было костей, весом в 6–8 фунтов. Бедняга сказал нам, что все прочие части тела были сожжены в разных местах с соблюдением особых церемоний, и что эта часть тела была передана ему для той же цели, но, зная, как мы добиваемся получить останки капитана, он принес нам все, что ему удалось получить. Он добавил, что кости (а они сохранились все) находятся во владении короля Териобу».

 Фото_37_11.JPG

ОБЕЛИСК НА МЕСТЕ УБИЙСТВА ДЖЕЙМСА КУКА. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Потом, как утверждает Чарльз Клерк, были доставлены еще некоторые части тела капитана Кука. Он пишет: «При осмотре останков моего славного и всеми оплакиваемого покойного друга я установил, что не хватает следующих костей: спинного хребта, челюсти и ступней». Челюсть и ступни принесли на следующий день, а спинной хребет, как сказали, был сожжен вместе с туловищем. Чарльзу Клерку объяснили, что со всех костей, кроме костей кистей, было снято мясо. Кожа на кистях во многих местах была прорезана и засолена, несомненно, для того, чтобы предохранить ее от разложения. Также принесли два ствола от ружья капитана Кука. Один был сплющен – видимо, из него пытались изготовить режущее орудие; другой основательно погнут.

Имеется и другая версия, согласно которой с телом Кука гавайцы поступили в соответствии с местными обычаями: тело расчленили, а кости связали вместе и тайно захоронили, чтобы никто не смог над ними надругаться. Подобный ритуал – это свидетельство высшей почести со стороны гавайцев, а Кук, по свидетельствам его современников, пользовался у них очень большим уважением.


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии


  •   суббота, 18 сентября 2024 в 18:50:58 #121601

    Не за что, а почему. Вкусный был очень.



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку