НОВОСТИ
Рынок отмывания денег в России  оценили в 2 трлн рублей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«Пока часы двенадцать бьют…»

«Пока часы двенадцать бьют…»

«Пока часы двенадцать бьют…»
Автор: Евгения ИВАНОВА
Совместно с:
28.12.2018
Каждый год 31 декабря мы с друзьями… нет, совсем не обязательно ходим в баню. Но обязательно смотрим любимое новогоднее кино. Казалось бы, все сто раз видено-перевидено, реплики героев мы знаем наизусть. К тому же сейчас и не нужно дожидаться показа знакомого с детства фильма целый год: его легко найти в Интернете и пересмотреть когда угодно, хоть в январе, хоть в июле. Но для нас это уже не просто кино – это новогодний ритуал и такой же символ праздника, как елка, Дед Мороз, подарки или запах мандаринов. Газета «Совершенно секретно» решила собрать малоизвестные факты о съемках любимых новогодних фильмов. 
 
Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», премьера которого состоялась 1 января 1976 года, – самое любимое и самое новогоднее кино. 
«Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и исключительно в новогоднюю ночь», – гласит титр в начале ленты. Зрители так ее и воспринимают: как сказку, в которой если не все, то очень многое придумано. В самом деле, как человек, пусть и очень нетрезвый, может не понять, что его сажают в самолет? И как его туда пустили по чужому билету? Да и многие другие моменты вызывают вопросы, но мы все «нестыковки» оправдываем тем, что это всего лишь новогодняя сказка…
 
 НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА И ПРАВДА ЖИЗНИ 
 
На самом деле в «Иронии судьбы» гораздо больше правды жизни, чем это может показаться. 
Так, история с человеком, который сходил с друзьями в баню, а потом в невменяемом состоянии с портфелем и веником отправился в другой город, абсолютно реальна. Именно так в свое время композитор Никита Богословский разы­грал своего товарища, погрузив его на поезд в Киев. Бедняга только на перроне в чужом городе, с банным веником в руках, понял, что происходит… Никакой романтической истории в Киеве у жертвы розыгрыша, правда, не случилось. Но именно этот сюжет лег в основу пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь», написанной в 1969 году. Авторы добавили в нее любовную линию, которая и стала главной. 
В московских театрах эту пьесу ставили нечасто, в основном она шла на провинциальных сценах. А в 1974 году Брагинский и Рязанов решили переработать пьесу в киносценарий. Дальнейшее, как говорится, вам известно. 
В фильме героя для скорости развития сюжета навстречу его счастью отправляют не на поезде, а на самолете. И ничего придуманного и натянутого в этом сюжетном повороте нет: дело в том, что до начала 1975 года, когда и стартовали съемки картины, купить билеты на самолет или поезд на рейсы внутри страны можно было без паспорта, этот порядок был изменен уже после написания сценария.
На съемках «Иронии судьбы» произошло еще несколько «взаправдашних» историй. Одна из них связана со знаменитым эпизодом в бане, когда компания друзей деловито надирается, а затем отправляет Женю Лукашина в Ленинград. 
Сандуновские бани в фильме были ненастоящими – эпизод снимался на «Мосфильме», причем в довольно холодном помещении. А ведь артисты были одеты в одни лишь простыни. Поэтому самой настоящей оказалась водка, которую актеры принесли на съемки этой сцены – чтобы не замерзнуть. Александр Ширвиндт вспоминал, что, готовясь к съемкам, актеры не сговариваясь прихватили каждый по пол-литра. Их в итоге и распили – прямо перед камерой, дубль за дублем. И вскоре их состояние заметил режиссер… 
кадр из фильма эльдара рязанова «ирония судьбы, или с легким паром» / kino-teatr.ru
 
Эльдар Рязанов был в гневе, артистов со съемочной площадки выгнал. «Скандальную» сцену пересняли, и сейчас мы видим в ней совершенно трезвых актеров. 
Абсолютно по делу сказаны и ставшие крылатыми фразы «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла». Обе Юрий Яковлев, игравший Ипполита, выдал экспромтом, в киносценарии этих реплик не было. Когда снимались эпизоды в ленинградской квартире Нади, «новогодний стол» был накрыт по-настоящему. Но блюда оказались настолько отвратительными, что Яковлев, вынужденный пробовать их от дубля к дублю, не выдержал и высказал все, что думал по поводу «заливной рыбы». Это вошло в фильм. А что касается сцены, когда Ипполит в пальто и шапке принимает душ, Яковлев действительно был удивлен, что пошла горячая вода: для мосфильмовской студии в те годы это было редкостью. 
Да и 3-я улица Строителей – вовсе не придумка кинодраматургов. В Москве такая улица была – с 1958 по 1963 годы, затем ее переименовали в улицу Марии Ульяновой. До 2015 года стоял на ней и дом № 25 – панельная хрущевка, на которой в память о фильме установили табличку в виде портфеля с веником. Когда дом снесли, табличку сохранили его бывшие жильцы. В Ленинграде было сразу две улицы Строителей: в Крас­ногвардейском и Кировском районах, обе сейчас переименованы. 
А в 2016 году в городе Циолковский, построенном рядом с космод­ромом Восточный, в память об Эльдаре Рязанове тоже появилась 3-я улица Строителей. Хотя 1-й и 2-й улиц Строителей в Циолковском нет. 
 
 ЦЕНЗУРА И МИСТИКА 
 
Участники съемок фильма «Чародеи» (1982 год) чаще всего вспоминают о двух вещах, сопровождавших работу над картиной: бесконечные правки как сценария, так и уже отснятого материала и мистические, совершенно необъяснимые вещи, происходившие на съемках. 
Фильм, как известно, снят по повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Они же были авторами сценария «Чародеев». Между фильмом и повестью общего мало, ведь сценарий Стругацким пришлось переписывать 15 раз! Причин несколько: и многочисленные замечания и пожелания «сверху», и то, что первый вариант сценария писался под одного режиссера, а снял фильм в итоге другой – Кон­стантин Бромберг. А он видел ленту не столько ироничной и сатирической, сколько легкой и развлекательной, поэтому и требовал переделывать сценарий. 
Но Бромберг и сам намучился с цензурой: рассказывал позже, что «Чародеев» буквально искромсали, даже в виде той веселой новогодней комедии, которую он задумывал снять. Причем больше всего досталось, как ни странно… говорящему коту. 
На эту роль пробовали 18 животных – как дрессированных, так и обычных домашних. Пробы проходили своеобразно: котам давали сметану и следили за их поведением и выражением морды. Выбрали подходящего – толстого, неторопливого красавца. Озвучивал его Георгий Вицин. Поначалу волшебный кот был вполне себе полноценным персонажем. Он давал советы главному герою – Ивану, просил отпуск на март у директора института необыкновенных услуг Шемаханской, дрался на крыше с главным злодеем Сатанеевым… Но цензура умудрилась усмотреть в этом намеки на кота Бегемота из «Мастера и Маргариты» Булгакова. В те годы чтение этого романа, мягко говоря, не приветствовалось, и потому говорящего кота оставили практически без слов. В фильме у него только две реплики: «Хам» и «Ура». Говорят, когда Георгий Вицин увидел, что сделали с персонажем, которого он озвучивал, он позвонил Бромбергу и рыдал в трубку… 
Несмотря на вмешательство цензуры и на то, что от их произведения почти ничего не осталось, авторы сценария в итоге все-таки приняли картину. Хотя и не сразу. 
«Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения, – писал о «Чародеях» Борис Стругацкий. – Кроме того, на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идет по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, есть за что».
Ну а что касается мистики, все участники съемок вспоминают об НЛО, зависшем над площадкой. Привидеться одному лишь человеку это не могло: неопознанный объект одно­временно заметили десятки людей. 
Дело было в Суздале, на съемках эпизода, когда Иван пытается пройти через стену. В этот момент и появился НЛО. Совершенно точно, что это был не самолет, не вертолет и не любая другая известная авиатехника. Люди на съемочной площадке замерли. Операторы от неожиданности не сразу сообразили, что «тарелку» хорошо бы заснять. Камерам удалось поймать лишь последние несколько секунд пребывания НЛО над съемочной площадкой, после чего он исчез. Что это было – так до сих пор и неизвестно. 
 
 СТАРЫЙ ЛЕТНИЙ НОВЫЙ ГОД 
 
Фильм «Старый Новый год» (1980 год) был снят всего за 14 дней. Объяснение у таких рекордных сроков простое: актерский коллектив картины (Вячеслав Невинный, Александр Калягин, Георгий Бурков, Ирина Мирошниченко и другие) сложился еще в 1973 году – именно тогда вышел во МХАТе спектакль по одноименной пьесе Михаила Рощина. И театральная, и кинематографическая версия поставлены Олегом Ефремовым (фильм – в соавторстве с Наумом Ардашниковым). И, по большому счету, картина – это перенесенный на экран спектакль. 
Снимался фильм не только быстро, но и в несколько необычное для новогоднего фильма время: летом. Кроме прочего, это создавало определенные сложности с тем, чтобы накрыть новогодний стол (не надо думать, что всеобщий продуктовый дефицит не касался киношников). Директор фильма через каких-то знакомых знакомых раздобыл-таки набор деликатесов, праздничный стол накрыли. А актеров попросили особо на угощения не налегать, а то еды на все дубли и сцены не хватит. 
кадр из фильма «старый новый год» / kino-teatr.ru
 
Когда один из эпизодов был отснят, Александр Калягин (в фильме – Петр Полуорлов) предложил 10-летнему Вале Карманову, игравшему его сына: «Давай перекусим». Калягин и Карманов подмели все, что стояло на столе, после чего Александр Александрович ушел, сказав Вале: «Тебе все равно за это ничего не будет». Можно представить себе ярость директора картины, когда он увидел, что весь дорогой и дефицитный «реквизит» съеден… 
Одна из главных сцен «Старого Нового года», в Сандуновских банях, на самом деле снималась вовсе не там, хотя в кадре герои подъезжают к самим Сандунам и там паркуются. Но интерьер в кадре явно другого заведения. Интересно, что там мелькает легендарная «Прасковья Тулупова» – статуя, которую прославил фильм «Формула любви». Вообще, эта скульптура появляется во многих советских фильмах: ее можно заметить, например, в «Служебном романе» Эльдара Рязанова (она стоит у центральной лестницы статистичес­кого института), в фильме «Вечерний лабиринт» Бориса Бушмелева, в «Вассе» Глеба Панфилова, в «Беге» режиссеров Алова и Наумова… Сейчас отреставрированная «Прасковья» стоит возле дома № 3 на Воронцовом Поле. Как и для чего она понадобилась для «Старого Нового года» или же это просто случайность – история умалчивает.
Вот так всего за две недели съемок «Старый Новый год» «оброс» веселыми и необычными событиями. Впрочем, разве может быть иначе у фильма с таким названием?
 
 «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»: ФИЛЬМ ВОПРЕКИ ВСЕМУ 
 
Музыкальная комедия «Карнавальная ночь» вышла на киноэкраны 29 декабря 1956 года и произвела эффект разорвавшейся бомбы. За считанные недели ее посмотрели 50 млн зрителей. Именно эта картина открыла никому на тот момент неизвестных режиссера Эльдара Рязанова, артистку Людмилу Гурченко и стала первой в череде добрых, веселых новогодних отечественных кинокомедий. А ведь фильм мог не выйти. Или получиться не таким, каким мы его знаем. 
Начинающий режиссер-документалист Рязанов вообще не видел себя комедиографом, мечтал снимать серьезное драматическое кино. Директор «Мосфильма» Иван Пырьев предложил ему снять музыкальную комедию, и Рязанов категорически отказался. Но Пырьев настоял на своем решении практически в приказном порядке. 
Как вспоминал Эльдар Рязанов, на съемочной площадке «Карнавальной ночи» и дальше царил этакий «творчески-принудительный» настрой. Под предлогом того, чтобы помочь молодому режиссеру, каждый сотрудник киностудии норовил навязать ему свое видение рабочего процесса – от выбора актеров до постановки отдельных сцен. А однажды Рязанов обнаружил, что съемки… идут без него. Пришел на съемочную площадку и увидел, что кто-то из работников «Мосфильма» дает указания оператору, а тот, как ни в чем не бывало, снимает. Рязанов еле сдержался. Но, вернувшись в павильон, распорядился: «Этот дубль не печатать». 
То же и с выбором актеров. Рязанов в роли бюрократа Огурцова хотел снять Петра Константинова, но Пырьев настоял на кандидатуре Игоря Ильинского. Рязанов, правда, позже все-таки признал правильность этого решения. Не хотел режиссер снимать в главной роли и Людмилу Гурченко: первые ее пробы прошли неудачно. Но Пырьев потребовал провести пробы повторно, а после них заявил: «Она будет играть!». 
Сценарий Эльдара Рязанова тоже поначалу не вдохновлял. Комедия изначально задумывалась как киноконцерт из 13 эстрадных номеров. Какой-либо драматургической связки между ними практически не было. А Рязанов вспоминал, что тогдашние эстрадные звезды, приглашенные в картину, «тащили» на экран привычные приемы своего жанра и выглядели на редкость фальшиво. Главные герои, рассказывал режиссер, в сценарии выглядели как карикатуры, а не как живые люди: главная героиня Леночка (ее играла Гурченко) была маской безоблачной жизнерадостности, влюбленный в нее электрик Гриша (Юрий Белов) – ходячей зас­тенчивостью, Огурцов – маской непробиваемого бюрократа, без намека на живой человеческий характер… 
Съемки затягивались. Пырьев, если был недоволен работой молодого режиссера, заставлял его переснимать эпизоды. График работы был сорван, расходы перевалили за все намеченные границы… Чтобы разобраться в ситуации, была собрана специальная комиссия, которая сочла «Карнавальную ночь» «скучной и бездарной». Фильм разрешили закончить только потому, что режиссера и актеров при таких сроках и затратах менять было уже поздно. 
…Комедия «Карнавальная ночь» была признана лучшим фильмом 1957 года по опросу журнала «Советский экран». В том же году Эльдар Рязанов за эту картину получил диплом XI Международного кинофестиваля в Эдинбурге. В 1958 году «Карнавальная ночь» стала лауреатом второй премии I Всесоюзного кинофестиваля, на этом же фестивале за лучшие работы были отмечены актер Игорь Ильинский и звукооператор Виктор Зорин. 
До настоящего времени, то есть уже более 60 лет, «Карнавальная ночь» входит в число лидеров советского кинопроката за всю его историю (53-е место по версии сайта Кинопоиск.ру), в сотню лучших советских фильмов – также за всю историю отечественного кино (45-е место по данным ruskino.com и 79-е – по версии Кинопоиск.ру). 
Ну а самое главное – картина и через 60 с лишним лет не теряет актуальности. «Есть установка весело встретить Новый год»; «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела»; «За все, что здесь сегодня было, лично я никакой ответственности не несу!»; «Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь. Костюмы надо заменить, ноги изолировать» – все эти и многие другие фразы из «Карнавальной ночи» помнят люди разных поколений. 
И, конечно, перед наступлением главного праздника мы вновь и вновь с радостью слушаем новогоднюю песенку «Про пять минут» из «Карнавальной ночи». Это для нас такой же праздничный атрибут, как елка, подарки и запах мандаринов. 

Автор:  Евгения ИВАНОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку