НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ОСЕВАЯ ЛИНИЯ
Совместно с:
20.07.2015
КАК ФАШИСТСКИЕ ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ НАЛАЖИВАЛИ СЕКРЕТНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРДОРЫ С ЯПОНИЕЙ
В ночь с 30 июня на 1 июля 1942 года линию советско-германского фронта около Ростова-на-Дону пересек в восточном направлении трехмоторный самолет. Через двенадцать часов он уже пролетал над советско-китайской границей между Алтаем и хребтом Тарбагатай. В это же самое время в Риме Бенито Муссолини нетерпеливо поглядывал на телефонный аппарат в ожидании звонка от главкома итальянских ВВС Рино Корсо Фуджьера…
Вступление в войну против СССР Германии и Италии прервало их непосредственные контакты с третьей участницей «стального пакта» – Японией. Ситуация усугубилась после нападения японцев на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Восточная союзница оказалась полностью отрезанной от стран Оси. Между тем настоятельно требовалась координация между Токио, Берлином и Римом, обмен военными технологиями и поставка дефицитного сырья. Решению этой задачи были посвящены усилия летчиков и моряков трех сторон на протяжении трех лет.
Первыми попытку предприняли итальянцы. В начале 1942-го их верховное командование заподозрило, что союзники (англичане и американцы) взломали дипломатический шифр, с помощью которого осуществлялось радиосообщение с посольством в Токио. Для защиты секретов требовалось передать новые коды – но как это сделать, когда Италию и Японию разделяло несколько тысяч километров, контролировавшихся противником?
ПОД ОГНЕМ СОВЕТСКИХ ЗЕНИТОК
Трудная миссия была поручена Королевским ВВС (Regia Aeronautica). Их летчики располагали транспортно-пассажирским самолетом Savoia-Marchetti SM.75, который было решено переоборудовать для сверхдальних полетов. Итальянцы в период между мировыми войнами уделяли особое внимание авиации – сам дуче, его сын Бруно и зять Галеаццо Чиано, многие вожди фашизма увлекались вождением самолетов.
Вскоре после вступления в войну итальянские ВВС совершили эффектный рейд на британские нефтепромыслы в Бахрейне, для чего летчикам пришлось пролететь около 4000 км. Но нынешняя задача превосходила своей сложностью все предыдущие. Предстояло преодолеть более восьми тысяч километров, причем большая часть из них пролегала над территорией СССР, над горными и пустынными местностями, для которых не существовало надежных карт.
Пробный полет модернизированного SM.75 GA состоялся в мае 1942-го в Эритрею, бывшую итальянскую колонию, к тому времени оккупированную британцами. Самолет сбросил над столицей Асмарой пропагандистские листовки («Рим вас не забыл! Мы вернемся!») и вернулся на «сапожок». Но через пару дней машина во время перелета с базы на базу разбилась, и пришлось экстренно изготавливать второй SM.75 GA.
29 июня он перелетел на аэродром в Запорожье, откуда и стартовал вечером следующего дня, чтобы снизить риск обнаружения при пересечении фронта. На его борту находилось пять членов экипажа и несколько запечатанных конвертов с документами высшей степени секретности – новые шифры и морские навигационные карты. Никаких сопроводительных документов, свидетельствующих, что SM.75 GA направляется в Японию, не было.
Токио поставил это первым условием, дабы не провоцировать СССР, с которым он был связан договором о нейтралитете. В случае экстренной посадки конверты следовало немедленно уничтожить, а летательный аппарат сжечь. В течение всего полета соблюдался режим радиомолчания. Самолет был заправлен топливом под завязку, так что первую часть пути он летел не выше 800 метров и попал в лучи прожекторов советской ПВО, открывшей по нему огонь из зениток. Также его обстрелял истребитель «Як».
Итальянцы проследовали над дельтой Волги, Каспийским и Аральским морями, озером Балхаш, пролетев, таким образом, весь Казахстан. Перед горами Центральной Азии пришлось поднимать самолет на высоту пять километров, но оказалось, что запаса кислорода для дыхательных масок недостаточно, и летчикам пришлось бороться с удушьем. После Алтая началась пустыня Гоби, «белое пятно» на картах, над которой экипаж ориентировался по новому прибору ночной навигации капитана Маджини – одного из трех пилотов на борту. В пустыне в тот момент свирепствовала песчаная буря, поднимавшая непроницаемые тучи пыли на высоту три километра.
ГЕРИНГ БЫЛ В ЯРОСТИ
Первоначально предполагалось, что самолет приземлится в Токио, однако за два месяца до того состоялся знаменитый рейд Дулиттла на Японию, после которого были приняты повышенные меры безопасности, и японские истребители имели приказ сбивать любой самолет без национальной эмблемы – восходящего солнца. Поэтому SM.75 GA получил указание сесть на аэродром в Баотоу – на контролируемой японцами территории Китая. После 21 часа полета экипаж наконец-то смог размять ноги. К каждому итальянцу приставили двух гейш, а пока летчики отдыхали, на фюзеляж и крылья были нанесены изображения солнечного диска. 3 июля SM.75 GA приземлился на аэродроме Тачикава возле Токио.
Через две недели самолет отправился в обратный путь по той же трассе c посадкой в Баотоу. Тысячи километров над Советским Союзом прошли без происшествий, однако при подлете к итальянской авиабазе в Сталино (ныне Донецк) радист не смог связаться с землей, и пришлось лететь до Одессы. А уже в аэропорту Гуидония под Римом самолет встречал лично Муссолини, который вручил экипажу высшие награды королевства.
Японцы настаивали на полной секретности миссии, однако уже через несколько дней после возвращения итальянские газеты написали о летчиках-героях. Официальный Токио был в бешенстве, опасаясь реакции Москвы, и приостановил программу авиасообщения с Римом. Разрабатывавшиеся позднее генералом Фуджьера маршруты полетов через Турцию, Иран и Афганистан так и остались планами – Италия стремительно скатывалась к своему поражению. Зато японцы в ответ на SM.75 GA разработали самолет Тачикава Ки-77, установивший во время испытаний мировой рекорд продолжительности полета – 57 часов. Но его единственная попытка прорваться к немцам закончилась провалом. Взлетевший 30 июня 1943 года из Сингапура самолет, направлявшийся в Крым, вскоре исчез над Индийским океаном. По всей вероятности, его сбили британцы, расколовшие секретные коды противника и прекрасно осведомленные о его планах.
Командующий Люфтваффе Герман Геринг, узнав о достижении итальянцев, пришел в ярость и орал на своих подчиненных: «Почему эти чертовы макаронники смогли, а мы нет?» Но немцам так и не довелось наладить воздушный мост с Японией. Отобранный для этой цели четырехмоторный самолет Ju-290 так ни разу и не взлетел в направлении Страны восходящего солнца. Первоначально предполагалось, что старт будет происходить в Финляндии, затем самолет пролетит вдоль побережья Северного Ледовитого океана и после пересечения Сибири совершит посадку в Маньчжурии.
Но японцы сразу же зарубили этот план по политическим соображениям. Затем планировались полеты из Болгарии по южному маршруту, но она перешла на сторону союзников. Последний раз к идее авиасообщения с Японией обратились в 1945 году, когда потребовалось переправить в Токио нового атташе ВВС Ульриха Кесслера. Началась переделка серийного Ju-290 на базе в Травемюнде, но в обстановке агонии нацистской Германии планы эти были заброшены, и Кесслер взошел на борт подводной лодки U-234.
ПОДВОДНЫЕ КОНВОИ
Германия, остро зависевшая от импорта сырья, попыталась первоначально сделать ставку на надводные суда – так называемые прорыватели блокады. В 1941–1942 годах эти быстроходные корабли доставили, в том числе с подконтрольных Японии территорий, 32 тысячи тонн каучука. Но союзники ужесточили контроль океанских сообщений, и единственным реально осуществимым вариантом переброски людей и грузов между Германией и Японией остались субмарины. К 1942 году последняя оккупировала Индонезию и Малакку, на пять тысяч километров сократив опасный путь для подводных лодок.
С японской стороны проект по связи с Берлином посредством субмарин получил название «Янаги» («Ива»). Всего в нем было задействовано пять подлодок, специально переделанных для транспортировки грузов. I-30 стала первой субмариной, успешно преодолевшей путь через два океана. Выйдя 22 апреля 1942-го из порта Пинанг (Малакка), она по пути в Европу приняла участие в нападении на британский флот в мадагаскарской бухте Диего-Суарес (с нее был запущен самолет-амфибия, обнаруживший противника, а затем две мини-подлодки, проникшие в бухту). 2 августа I-30 вошла в Бискайский залив, где ее встретили немецкие самолеты и корабли-тральщики, обеспечившие безопасный проход в порт Лорьян.
Команде был устроен торжественный прием, а капитана Синобу Эндо принял сам Гитлер, вручивший ему Железный крест. Японцы привезли 1,5 тонны слюды и 700 килограммов шеллака – материала, добывавшегося в тропических лесах и использовавшегося в то время для изготовления пластинок, а также в электротехнике. Кроме того, на I-30 были доставлены образцы и чертежи японской авиаторпеды «образца 91» – пример того, что и немцы получили техническую поддержку от японцев.
В обмен немцы передали радарную систему ПВО «Вюрцбург» с полным комплектом чертежей, торпеды G7a и G7e, торпедные автопилоты, системы управления артиллерийским огнем, противотанковые и зенитные пушки, реактивные и планирующие бомбы, антисонарные ловушки Bold, технические алмазы и пятьдесят шифровальных машин «Энигма». Во время стоянки на I-30 немцы установили детектор радаров Metox и заменили зенитные орудия на более современные (практика, повторявшаяся для безопасности в будущем). Взяв на борт японского инженера, субмарина 22 августа отправилась в обратный путь и благополучно прибыла 8 октября в Пинанг.
Оттуда она направилась в близлежащий Сингапур, но напоролась на мину и затонула в трех милях от берега. Большинство команды спаслось, но бесценный груз оказался на дне. Водолазы смогли поднять артиллерийские орудия, но самое важное – радар «Вюрцбург» и его чертежи были непоправимо испорчены взрывом и соленой морской водой. Также у японцев в целости осталось несколько «Энигм», которые успели передать морякам в Пинанге.
Частичный успех I-30 побудил Токио продолжить попытки прорыва блокады. 1 июня 1943 года из порта Куре вышла подлодка I-8. Ее груз включал самые быстрые в мире торпеды «образца 95», разведывательный самолет-амфибию «Йокосука E14Y», чертежи авиатриммеров. Также на ней находились моряки-подводники, которые должны были пройти на Балтике курс по управлению немецкой подлодкой «образца IX» и привести ее самостоятельно в Японию. По пути I-8 остановилась в Сингапуре, где взяла груз хинина, каучука и олова. В Атлантике у нее состоялось рандеву с немецкой подлодкой, специалисты с которой разместили на ней Metoх – для более безопасного перехода. Командование немецкого ВМФ дало ей указание, в связи с действиями авиации союзников, идти вместо Лорьяна в Брест (во Франции), куда она и прибыла 31 августа.
В обратный путь на I-8 поднялись два японских военно-морских атташе, возвращавшихся домой, несколько немецких инженеров, техников и моряков. Груз теперь состоял из разнообразного вооружения и приборов – в том числе бомбовых и зенитных прицелов, а также партии пенициллина, недавно изобретенного. I-8 стала единственной субмариной, выполнившей рейс в рамках «Янаги» в полном объеме, несмотря на атаки с воздуха на обратном пути. 21 декабря она вернулась в Куре, пройдя 56 тысяч километров. Геббельсовская пропаганда попыталась выжать все возможное из ее плавания, объявив, что отныне японские подлодки свободно действуют и в Атлантике.
А 17 декабря 1943 года в Германию отправилась I-29 с 80 тоннами каучука, 80 тоннами вольфрама, 50 тоннами олова, двумя тоннами цинка и тремя тоннами хинина, опиума и кофе. К тому времени запасы натурального кофе у немцев практически закончились и страна употребляла суррогат. Несколькими месяцами ранее I-29 успешно выполнила сверхсекретную миссию – у берегов Мозамбика она встретилась с немецкой субмариной U-180, на борту которой находился Субхас Чандра Бос, лидер антибританского сопротивления.
В 1941 году он бежал из Индии через СССР в Германию, где его принимали Гитлер и Гиммлер, видевшие в нем полезного союзника и позволившие сформировать ему «индийский легион» СС. Но Бос быстро разочаровался в нацистах и решил отправиться к японцам, чтобы вести борьбу с англичанами в Азии. I-29 доставила его в Сингапур, где он возглавил так называемую Индийскую национальную армию и «Азад Хинд» – правительство Индии в изгнании; недаром Боса по значимости приравнивали к целой дивизии. Одновременно японцы передали две тонны золота для своего посольства, а также состоялся обмен чертежами и оружием.
I-29 достигла Лорьяна 11 марта 1944 года, по пути подвергаясь атакам союзников, отслеживавших ее передвижение, но ее выручал все тот же Metox. Командира подлодки Такаказу Кинаси принял фюрер, вручивший Железный крест. В обратный путь немцы передали абсолютно секретный груз – чертежи ракетного истребителя Me-163 и реактивного истребителя Me-262, образцы двигателей для них, фюзеляж самолета-снаряда Фау-1, ряд других новейших образцов оружия, а также редкие материалы, например сплав ртути с радием и, по некоторым данным, небольшое количество урана. Груз сопровождала команда из восемнадцати специалистов.
Подлодка прибыла в Сингапур, где немцы вместе с чертежами покинули ее, чтобы добираться до Японии по воздуху. Техника же осталась на борту, и субмарина отправилась в путь, чтобы завершить плавание. Однако американцы, «читавшие» японские сообщения, внимательно следили за ее передвижениями, и в районе Филиппин I-29 была потоплена американской подлодкой 26 июля 1944 года.
Последней попыткой японцев прорваться в Европу стало плавание I-52. Она отправилась в путь 10 марта 1944 года и везла 10 тонн молибдена, 11 тонн вольфрама, 120 тонн олова, 60 тонн каучука, три тонны хинина, 54 килограмма кофеина. Также в груз входили 2200 килограммов золота – плата Германии за поставленную технику. В порту Лорьяна ее ждало множество ценнейших грузов, в том числе 800 кг оксида урана. Но субмарину с самого начала «вели» англо-американцы.
Ее предшественницу – I-34 англичане потопили в Малаккском проливе в ноябре 1943 года, не дав субмарине даже отплыть на значительное расстояние. I-52 прошла в Атлантический океан, встретилась у островов Зеленого Мыса с немецкой подлодкой, как всегда, оснастившей ее Metox и «Энигмой», но американцы уже ждали ее несколько севернее, расположив целую эскадру из авианосца и пяти эсминцев. Самолеты сбрасывали радиогидроакустические буи вокруг субмарины для ее пеленгации, а затем атаковали самонаводящимися по шуму двигателя торпедами Mark 24. 24 июня 1944 года I-52 была потоплена, никто из экипажа не спасся. Сегодня периодически возникают планы ее поднятия со дна с целью извлечения золота.
УРАН ДЛЯ ИМПЕРАТОРА
Со стороны Германии была лишь одна удачная попытка прорваться с грузом и пассажирами под водой. U-511, вышедшая из Лорьяна 10 мая 1943 года, благополучно доставила через 90 дней в Японию адмирала Наокуни Номуру – морского представителя микадо в Европе, и целый отряд немецких ученых-оборонщиков. По пути субмарина потопила два транспорта союзников. По прибытии подлодка была объявлена подарком Гитлера императору и зачислена в японский ВМФ под номером RO-500.
Уже упомянутая U-234 предназначалась как предсмертный – и самый ценный – подарок фюрера Японии. На ее борту были собраны самые важные достижения немцев в военном деле, в том числе электрические торпеды, управляемая авиабомба Henschel Hs 293, реактивный истребитель Me-262 – всего 240 тонн особо секретных грузов. Но самым загадочным по своему предназначению были 560 килограммов оксида урана – единственный точно зафиксированный случай передачи радиоактивных материалов Германией Японии. Пытались ли нацисты накануне своего краха передать эстафету Токио в разработке ядерного оружия – до сих пор неизвестно.
15 апреля 1945 года, за две недели до самоубийства фюрера, U-234 вышла из норвежского порта. Более двух недель она, не всплывая, шла под водой. И лишь 4 мая на борту узнали, что Гитлер мертв и что власть перешла к адмиралу Карлу Дёницу. При следующем всплытии, 10 мая, подлодка получила приказ Дёница поднять черный флаг и сдаться союзникам. Капитан сперва не поверил словам адмирала и, лишь получив подтверждения от командиров других субмарин, отправился к побережью США. Находившиеся на борту два японца, не желая сдаваться врагу, покончили жизнь самоубийством.
Надо отметить, что, помимо программы «Янаги», осуществлялось боевое сотрудничество Германии и Японии в рамках так называемой группы Муссон (Monsun Gruppe). Начиная с середины 1943 года немцы отправили для ведения активных боевых действий в районе Индийского океана, с базированием в Пинанге, 41 подлодку. Двадцать две из них были потоплены по пути. (Интересно, что несколько субмарин предоставили итальянцы как раз накануне свержения Муссолини, и трем из них удалось добраться до Дальнего Востока – раньше первых немецких.) Часть из них также доставляли попутно грузы. Например, U-195 и U-219 привезли для японцев ракеты Фау-2.
Но подавляющее большинство попыток перебросить грузы на боевых лодках окончились неудачей. Так, в рамках операции «Цезарь» Германия попыталась поставить Японии ртуть, в которой та остро нуждалась для изготовления взрывателей. Но итогом стало попадание на морское дно нескольких сот тонн ртути, находившихся в подлодках, потопленных союзниками, что до сих пор служит предметом беспокойства экологов.
В целом попытки установить связь между Японией и европейскими странами Оси оказались дорогостоящим провалом. Союзники, взломавшие коды, узнавали о планах противника, и в большинстве случаев успешно уничтожали подлодки. Любопытно отметить, что важнейшим каналом утечек выступал посол императора в Берлине Осима Хироси, который подробно информировал Токио о всем и увиденном, и услышанном (он имел допуск к высшим секретам Третьего рейха ввиду особого доверия Гитлера и Риббентропа), а его телеграммы моментально расшифровывались американцами.
Даже та техника, которую японцам удалось скопировать (ракетные и реактивные истребители «Кикка» и «Сусуй»), не могла переломить хода войны – их разбомбленная промышленность, да еще в условиях тотального дефицита сырья способна была лишь на грубое воспроизведение в единичных экземплярах.
Автор: Максим АРТЕМЬЕВ
Совместно с:
Комментарии