НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95137
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26320
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26657
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29393
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27606
sovsekretnoru
«Черный лебедь»

«Черный лебедь»

«Черный лебедь»

ФОТО: ZUMA/TASS

Автор: Татьяна РЫБАКОВА
28.02.2020

Мир охвачен паникой из-за нового вида коронавируса 2019-nCoV, появившегося в Китае. Лихорадит не только заболевших – финансовая лихорадка охватила мировые рынки. Рейтинговое агентство Moody’s уже объявило китайский коронавирус «черным лебедем», который даст старт так долго ожидавшемуся мировому кризису, да еще таким, «каких еще не бывало». Главной опасностью нового вируса агентство считает непредсказуемость его распространения и неготовность крупнейших стран мира справиться с эпидемией. Насколько серьезна ситуация для экономики и что в связи с этим делать российским гражданам разбирался обозреватель «Совершенно секретно».

На момент написания этой статьи с начала эпидемии прошло всего две недели, а число его жертв уже достигло впечатляющих цифр: 64441 заболевших в 28 странах, 1489 умерло, 6796 выздоровело (данные на 14 февраля 2020 года. – Прим. ред.). Вспышка инфекции уже называется более серьезной, нежели эпидемия SARC или «атипичной пневмонии» в 2002 – 2003 годах. Тогда за полгода от вируса, появившегося также в Китае, заболело 8098 человек в 37 странах, из которых 774 умерло.

КИТАЙСКАЯ ЛИХОРАДКА

Первоначальные панические сообщения о миллионах зараженных, сведения о которых скрывают китайские власти, постепенно сходят на нет. Китайской статистике верить можно, хотя понятно, что любые цифры – это плюс-минус сотня-другая человек, считает руководитель факультета экономики и мировой практики и Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. «Китай сейчас хочет продемонстрировать свою открытость, в страну приглашены внешние наблюдатели, в том числе, из ВОЗ», – отмечает он. Однако, добавляет эксперт, Китай 24–25 января этого года сам признал, что первоначальные методы тестирования были не точны или не хватало лабораторий. «Собственно, поэтому мы сейчас наблюдаем такой резкий рост заболевших – это не развитие эпидемии, а чисто математический прирост в результате совершенствования диагностики. Если учесть, что первоначально под эпидемиологическое наблюдение взяли только 15 крупнейших городов, а сегодня (31 января. – Прим. ред.) территория расширена, и под наблюдение попало почти миллиард человек, можно ожидать, что цифры еще будут быстро расти, но это рост выявленных заболевших, а не ускорение эпидемии», – говорит Маслов.

Стоит отметить, что и карантинные меры, в отличие от мер при SARC, предпринимаются беспрецедентные. В Китае закрыты на карантин больше десятка городов с общим населением более 40 млн человек, каникулы в честь китайского Нового года были продлены до 3 февраля, а в закрытых на карантин провинциях – на неопределенный срок, многие компании организовали удаленную работу своих сотрудников из дома. Ношение масок вне дома является обязательным – за этим следят многочисленные видеокамеры, а выходить в магазин за продуктами в зоне карантина разрешается только одному члену семьи.

Большинство стран мира прекратило или резко сократило авиасообщение с Китаем. Во многих странах отказываются обслуживать китайцев – или тех, кто на них похож. Россия закрыла границы с Китаем, сохранила только регулярные рейсы в Шереметьево (для них выделен отдельный терминал), прекратила и железнодорожные перевозки не только с Китаем, но и с Монголией и КНДР – правда, грузовые перевозки на момент написания статьи еще были сохранены.

Люди во всем мире сегодня буквально бояться кашлянуть: всех, у кого подозревают коронавирус, отправляют в больницы на карантин. Для подозрения даже не обязательно иметь симптомы простуды. Коварство нового вируса в том, что инкубационный период составляет до 14 дней и все это время человек заразен. Поэтому в карантин отправляют всех, кто побывал в Китае с конца декабря прошлого года, а также тех, кто контактировал с китайцами из зараженных провинций.

Не обошлось и без конспирологических теорий. Многие заметили, что практически все заболевшие – китайцы. Вспомнили, что именно в Ухани находится крупный центр по изучению вирусов. И сделали вывод, что новый коронавирус – бактериологическое оружие, вырвавшееся на свободу. Масло в огонь подлило сообщение индийских исследователей, обнаруживших в геноме вируса элементы вируса ВИЧ. Правда, другие исследователи быстро сообщили, что для вирусов это норма – «захватывать» элементы чужих генов.

Впрочем, эпидемиолог Михаил Фаворов заявил СМИ, что эпидемия коронавируса пойдет на спад уже в феврале. В первую очередь, за счет снижения смертоносности вируса – смертность за две недели уже упала с 5% до 2%. «Этому вирусу человеческий организм чужой. Поэтому, при первичном заражении, он вызывает смерть нового хозяина, при вторичном – уже немного адаптируется к новому организму, и смертность падает», – пояснил эпидемиолог.

КИТАЙСКИЕ ДЕНЬГИ

Есть историческая притча о том, как чума оправдывалась, что она убила меньше людей, чем убил страх перед ней. Сейчас то же самое происходит с мировой экономикой: пострадавших от самого вируса гораздо меньше, чем пострадавших от экономических неурядиц, связанных с эпидемией.

На новогодние каникулы китайцы в последние годы традиционно отправлялись путешествовать – в том числе, по миру. В этом году большинство осталось дома, остальные просто не смогли потратить свои деньги – продавцы товаров и услуг бояться заражения. Не поехали туристы и в Китай – в прежние времена празднование китайского Нового года традиционно вызывало наплыв иностранных туристов. Да и этнические китайцы со всего мира стремились провести это время на родине. В этом году празднования оказались скомканными: во многих городах запретили массовые мероприятия, число посетителей магазинов и ресторанов резко уменьшилось. Потери туристической, транспортной отраслей, ритейла, гостиниц и ресторанов еще предстоит оценить, но наблюдатели отмечают, что празднование китайского Нового года приносило этим секторам до 20% годовой прибыли.

Продление каникул и остановка производств в Поднебесной уже вызвали дефицит китайских товаров – электроники, сельскохозяйственной продукции, ширпотреба. Неработающие китайские предприятия, в свою очередь, не купили необходимое им сырье – прежде всего, металлы и топливо. В результате, по данным Bloomberg, падение спроса на нефть в Китае достигло шокирующей цифры в 3 млн баррелей в день – это 20% среднего китайского спроса в предшествующие годы. Это крупнейший обвал спроса с момента кризиса 2008 года и самый резкий – с 11 сентября 2001 года, когда были атакованы «башни-близнецы» в Нью-Йорке.

Проблема еще в том, отмечает Алексей Маслов, что город Ухань, где находится центр эпидемии, является крупнейшим машиностроительным центром Китая и важнейшим транспортным хабом, связывающим север и юг страны. Именно здесь, к примеру, производятся компоненты смартфонов Huawei, на него завязаны многие логистические цепочки крупнейшей интернет-площадки мира Alibaba. На Китай завязаны и множество других логистических цепочек: множество компаний по всему миру имеют в своем производственном цикле китайские предприятия. Иногда это компоненты изделий, иногда – сборка, а нередко – упаковка и нанесение фирменного логотипа. Так что, если в ближайшее время грузоперевозки не восстановятся, а китайские предприятия не заработают, «посыпаться» могут самые неожиданные отрасли и компании. Что, естественно, добавляет нервозности рынкам.

ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ

Первый рабочий день китайские фондовые биржи начали с обвала котировок почти на 8%, однако Народный банк Китая сумел переломить ситуацию, влив в финансовую систему страны 500 млрд юаней ($71,21 млрд) за счет операций обратного РЕПО. Вслед за этим начали выходить очень оптимистические отчеты стран азиатского региона, а за ними – и позитивные отчеты американских компаний. В результате, первую паническую атаку на мировых биржах удалось предотвратить.

К сожалению, на нефтяные котировки это не подействовало – цены на нефть продолжают снижение, пробив, на момент подготовки статьи, значимый уровень в $55/барр, теряя более 6,4% к предыдущему дню. Правда, именно в этот момент началось экстренное заседание стран ОПЕК+ с участием России, где, возможно, будут приняты обещанные экстраординарные меры по сокращению добычи и остановке обвала цен. Саудовская Аравия уже заявила, что готова на «шокирующие» шаги. Россия не проявляет особого энтузиазма: ведь сокращение добычи приносит не меньшие убытки бюджету, чем падение цен. Пока же эксперты прогнозируют падение нефтяных цен ниже $50/барр.

Вот уж для кого китайский вирус оказался особенно злокозненным – так это Россия. И хотя в стране удивительно не велико число подозреваемых в болезни (а Михаил Фаворов вообще считает, что определить без дорогостоящей аппаратуры, которой в регионах нет, новый коронавирус невозможно), российская экономика уже «кашляет». На российском рынке проблемы уже начались: в Дальневосточном регионе вдвое выросли цены на свежие овощи. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), Китай является вторым, после Белоруссии, поставщиком продовольствия в Россию: на него приходится треть продаваемой в России капусты, четверть моркови, пятая часть огурцов и 15% помидоров. На Дальнем Востоке доля китайских овощей доходит до 80%.

Именно Китай является одним из крупнейших покупателей российского сырья – металлов, нефти, древесины – и основным драйвером роста цен на сырье на мировых рынках. Прошло то время, когда нефтетрейдеры подсчитывали количество купленных американцами автомобилей, чтобы понять, понадобится ли в новом сезоне больше топлива – теперь цена на нефть зависит от китайских автомобилистов и авиапутешественников. То же самое касается и другого экспортного сырья России.

России китайский вирус нанес и еще один удар. Падающий на панике юань в золотовалютных резервах страны, в рамках дедолларизации, составляет сегодня немногим менее 15%. Примерно такую же долю средств Фонда национального благосостояния собирался перевести в юани с этого года и Минфин. Неудивительно, что рубль начал слабеть ко всем остальным валютам. Теперь, когда юань упал к доллару ниже 7, возможно, российские финансовые регуляторы станут осторожнее относится к этой валюте. Но потери уже есть, их размер будет ясен позднее.

Пока надежд у участников российского рынка больше на Народный банк Китая, который начал заливать панику деньгами, да на страны ОПЕК, готовые не менее решительно снижать добычу. Но всем понятно, что долго так продолжаться не может. Поэтому основная надежда, все же, на сам коронавирус – что карантинные меры дадут результат, а сам вирус растеряет свою смертоносную силу.

МАРТОВСКИЕ ИДЫ

Возможно, к моменту выхода этой статьи в свет, паника утихнет и мирового кризиса можно будет избежать. Возможно, наоборот – паника перерастет в глобальную рецессию, и мир погрузится в пучину финансового кризиса. Пока опрошенные «Совершенно секретно» эксперты считают, что кризиса удастся избежать. Но подчеркивают, что это мнение – на момент первых чисел февраля. А переломным моментом считают март, когда либо паника пойдет на спад и рынки начнут восстановление, либо, в связи с серьезностью ситуации, начнется эффект домино, когда один падающий сектор или даже крупная компания потянут за собой всю цепочку своих поставщиков и клиентов – а в современном глобальном мире эти цепочки сложны и интернациональны.

«Вряд ли коронавирус станет “черным лебедем” для мировой экономики. Можно ожидать падения мировой торговли в первом полугодии, но не более того. Мировые кризисы случаются вследствие более системных вещей. Можно вспомнить, что даже такая массовая пандемия, как “испанка” в начале XX века не оказала большого влияния на мировую торговлю, – считает Алексей Маслов. – Думаю, распространение болезни остановят уже до конца февраля. В марте начнется восстановление, и Китай развернет большую рекламную кампанию, а он умеет себя презентовать – и начнется отскок».

Экономист Сергей Хестанов менее оптимистичен. «Пока паника имеет психологическую природу. Естественный уровень смертности в Китае – 27 тыс. человек в день, и пока влияние коронавируса на этот показатель близко к нулю. Тем не менее, ущерб, связанный с карантином и снижением бизнес-активности уже имеется. И, скорее всего, он будет возрастать», – говорит он.

«Сила воздействия должна быть настолько велика, чтобы началась цепная реакция системного риска. За счет чего? Не случайных колебаний и панических реакций, а в силу очень значимого сокращения объемов реальной экономики, транспортных перевозок, движения и потребления людей, сжатия экспорта. То есть на деле – изоляции, на практике, не отдельных городов, а Китая или других стран. Таких прецедентов в современном мире еще не было. Посмотрим, с чем имеем дело сегодня. Через месяц – два станет ясно», – рассуждает экономист Яков Миркин.

Если в мире начнется эпидемия, вроде чумы в Средневековье, которая приведет к массовым летальным исходам, стагнации ведущих экономик мира, резкому спаду на сырье, то – да, кризис неминуем, говорит независимый финансовый советник Наталья Смирнова. «Но, судя по предыдущим аналогичным болезням (атипичная пневмония и т.д.), в течение 3 – 6 мес. удавалось предотвратить развитие болезни и найти лекарство. Поэтому, если летом 2020 ситуация не улучшится и вирус будет набирать обороты, то можно будет говорить о начале мирового кризиса, т.к. коронавирус родом из второй экономики мира, ее замедление чревато последствиями для всей мировой экономики», – резюмирует эксперт.

ЗАРАБОТАТЬ НА ПАНИКЕ

Наученные предыдущими кризисами, инвесторы сейчас полны решимости заработать на страхах перед эпидемией. «Все вдруг стали спецами по коронавирусу и давай советовать направо и налево как нажиться на этой беде. Со всей ответственностью заявляю: никого не слушайте и не трогайте эту тему. Она только для людей, которые годами сидят на биотехнологических компаниях и знают, как здесь что устроено. Говорю вам как человек, который “заработал” на Эболе», – предупреждает независимый финансовый консультант Исаак Беккер.

 Фото_10_02.JPG

ТУРИСТЫ В АЭРОПОРТУ ШЕРЕМЕТЬЕВО.

ФОТО: СЕРГЕЙ САВОСТЬЯНОВ/ТАСС

«Если инвестор консервативный, то лучше сидеть в облигациях инвестиционного рейтинга с погашением через 1– 3 года и исключительно защитных отраслей, то есть не нефть, не газ, не добывающие отрасли, которые сталкиваются со спадом цен на сырье из-за ожиданий инвесторов по замедлению мировой экономики из-за вируса. Идеально – фармацевтика, телеком, FMCG, коммунальный сектор, можно ключевые банки.

Если инвестор консервативный, но готов в худшем случае не заработать ничего, то можно инвестировать в структурные продукты со 100% защитой капитала, выпущенные только инвесткомпаниями системной значимости, и такие продукты можно рассмотреть на рост нефти/газа и индекса китайского рынка, чтобы, если ситуация выправится, заработать больше, чем по облигациям, а если нет – то хотя бы остаться при своих», – советует независимый финансовый советник Наталья Смирнова.

Если инвестор готов к риску, а также готов ежедневно следить за рынком, то можно рассмотреть инвестиции на рост золота, так как именно этот актив растет на панике, добавляет она. «Это может быть биржевой фонд на золото (на российском рынке это FXGD, на американском, например, IAU), либо это покупка акций золотодобывающих компаний (например, “Полюс” на российском рынке, Sibanye Gold за рубежом). Но с пониманием, что это актив, за которым надо следить ежедневно и выходить, как только ситуация с коронавирусом пойдет на спад», – говорит Наталья Смирнова.

Если же инвестор готов к риску и инвестициям на 1,5 – 2 и более лет, то, считает эксперт, можно купить акции компаний, которые сейчас в просадке из-за падения цен на сырье из-за ожиданий спада в мировой экономике. На российском рынке это, например, «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Распадская», а из зарубежных – ExxonMobil, Alcoa. Также можно рассмотреть инвестиции в биржевой фонд на китайские акции (на Мосбирже это FXCN, на NYSE это, например, GXC). «Рубль и доллар держать 50/50, так как при снижении проблем с вирусом цены на нефть восстановятся, а с ним укрепится и рубль. Так что срочно на всю сумму бежать в доллар я бы не стала, т.к. и в рублях можно заработать, а диверсификацию никто не отменял», – добавляет Наталья Смирнова.

Если же вы не инвестор, а обычный гражданин, дружный совет экспертов – не паниковать. «Если нет готовности к риску и нет никаких познаний в инвестициях, то максимум, что может предпринять не искушенный инвестор – выделить сумму в структурный продукт со 100% защитой капитала на 1–3 года на рост нефти/металлов/ Китая. И забыть про эту сумму до конца структурного продукта.

А если даже это сложно – тогда просто открыть ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) типа А и внутри него покупать корпоративные облигации (рублевые) российских компаний с погашением через 3 года», – советует Наталья Смирнова. Благодаря налоговому вычету для ИИС, доходность такой стратегии будет выше 12% годовых, что выше, чем депозит, да и позволит поддержать покупательную способность рубля при дальнейшем снижении нефти.


Автор:  Татьяна РЫБАКОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку