Легализация русского хакера: как из киберпреступника Артимович стал уважаемым экспертом
Расхожий термин «русский хакер» давно стал мемом в Рунете. Во многом благодаря стараниям Госдепартамента США, который сыплет обвинениями, но не предоставляет никаких доказательств, у многих сложилось впечатление, что русский хакер – это Неуловимый Джо из старого анекдота. Российских IT-специалистов обвиняют во вмешательстве в выборы в США и Великобритании, в угрозе безопасности ЕС, чуть ли не в Брексите, а также в массе различных киберпреступлений по всему миру, но никто не может их показать честным гражданам.
Однако это не совсем так. В 2011 году сотрудники ФСБ вычислили и отправили на скамью подсудимых Дмитрия Артимовича. По версии следствия, вместе с братом Игорем по заказу генерального директора платежной системы Chronopay Павла Врублевского он организовал мощнейшую хакерскую атаку на серверы конкурирующей российской системы Assist. В результате пострадал крупнейший заказчик Assist’а «Аэрофлот»: с 15 по 24 июля 2010 года было невозможно приобрести билеты на сайте авиакомпании. Больше недели ведущие специалисты в области IT, привлеченные крупнейшим российским авиаперевозчиком (в том числе из «Лаборатории Касперского»), не могли отбить атаку. Это сделало ее одной из самых громких в отечественной истории. Обвинение утверждало, что за свои услуги братья Артимовичи попросили весьма скромный гонорар в 22 тысячи долларов США.
Вместе с Дмитрием и Игорем Артимовичами обвинения были предъявлены Павлу Врублевскому и его заместителю Максиму Пермякову, который и передал заказ братьям-хакерам. Изначально все четверо проходили по статье 273 УК РФ (Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ), но за истечением срока давности Тушинский суд в 2013 году вынес им обвинительный приговор по статье 272 УК РФ (Неправомерный доступ к компьютерной информации). Дмитрий Артимович провел девять месяцев в колонии-поселении и вышел по УДО, следующие полтора года отмечаясь в правоохранительных органах трижды в месяц. Его брат Игорь Артимович до колонии так и не доехал, скрывшись от правоохранителей.
Примечательно, что после этой истории Дмитрий Артимович начал регулярно мелькать в российских СМИ в качестве эксперта по платежным системам. При этом тему обвинительного приговора он стороной не обходит, но и ясности не вносит, ограничиваясь дежурными фразами.
«Раз суд признал меня виновным — я не могу спорить с их решением. А так многие доказательства вызывают вопросы. Например, время создания вируса, который якобы блокировал «Аэрофлот» (основное доказательство по делу), совпадает со временем проведения судебной экспертизы. Пусть это будет на их совести», – говорит Дмитрий Артимович.
Между тем за океаном его называют русским хакером без всяких кавычек. В частности, американская газета The New York Times выпустила расследование, в котором утверждает, что Артимовича после истории с «Аэрофлотом» завербовали российские спецслужбы. На это указывает и специализирующийся на расследованиях журналист, в прошлом сотрудник The Washington Post, Брайан Кребс. Есть основания полагать, что заокеанские коллеги не далеки от истины.
Давайте взглянем, что известно о Дмитрии Артимовиче. Он родился 20 сентября 1985 года в поселке Кингисеппский Ленинградской области в семье школьных учителей. Уже в ранние годы Дмитрий проявил склонность к физике и информатике – в старших классах школы выиграл ряд районных и стал призером областной олимпиады по этим предметам. Как и многие другие советские ребята начинал программировать на компьютере ZX Spectrum, который для хранения информации использовал магнитные кассеты, позже пересев на Pentium. Без экзаменов Дмитрий поступил на физический факультет СПбГУ, где продолжил развивать навыки программирования.
В 2005 году Артимович устроился в питерскую компанию Адамант Мультимедия (Toolsmedia), где принял участие в разработке игр Liquidator 2 и Exodus from Earth. В частности, Дмитрий сам писал игровую физику – сейчас эти задачи выполняют видеокарты.
А дальше его карьера полна белых пятен. В 2007 году Артимович ушел на вольные хлеба, и в конце 2010 года, то есть уже после атаки на Assist, уехал в Таиланд, что в то время было нормой для фрилансеров в IT-сфере. Гораздо интереснее, что в 2011 году, когда в отношении него уже было возбуждено уголовное дело, Дмитрий добровольно вернулся в Россию. Прямо в аэропорту его встретили сотрудники ФСБ и повезли на допрос.
Здесь придется забежать немного вперед, оставив самое интересное на закуску. В конце 2014 года Дмитрий Артимович официально устраивается во все тот же Chronopay на должность php-программиста. Карьера его взлетает моментально: через год Артимович становится руководителем R&D отдела, а в 2016 году генеральным директором Chronopay.
Попутно Дмитрий Артимович выпускает учебник по платежным системам Visa/MasterCard, а в 2017 году после ухода из Chronopay из-за разногласий с владельцем компании, выпускает книгу «Электронные платежи в интернете». Вскоре она вышла и на английском языке, подкрепив авторитет Артимовича как консультанта в сфере компьютерной безопасности. В частых интервью же он заявляет, что стремится привлечь внимание российской общественности к проблемам в законодательстве в сфере безналичных платежей для защиты граждан и стимулирования всей российской экономики. То есть из киберпреступника Артимович переквалифицировался практически в слугу закона, действуя на устранение белых пятен в том самом законе, который его и приговорил.
Возникает логичный вопрос: как же так вчерашний хакер, «положивший» систему «Аэрофлота» и осужденный российской фемидой, пользуется доверием богатых клиентов, пишет книги и чувствует себя вполне вольготно? Притом, что он не обладает харизмой Мавроди и не располагает финансами Ходорковского? Быть может, дело в том, что Артимович действительно подружился с российскими спецслужбами, как утверждают американские СМИ?
Дело в том, что инициатором дела против Дмитрия Артимовича был заместитель оперативного отдела Центра информационной безопасности ФСБ Сергей Михайлов. В феврале 2019 года он был осужден на 22 года «строгача» по делу о государственной измене. Офицера признали виновным в передаче секретных сведений американским спецслужбам. В частности, Михайлов вместе с оказавшимся с ним на скамье подсудимых бывшим сотрудником «Лаборатории Касперского» Русланом Стояновым раскрыл Федеральному бюро расследований США способы и методы ведения оперативно-разыскной деятельности по делу о той самой атаке на «Аэрофлот». За это Михайлов и Стоянов получили 10 миллионов долларов. По сообщениям СМИ, помощь следствию оказал Врублевский. Однако есть основания полагать, что Дмитрий Артимович также сыграл в раскрытии шпионов не последнюю роль. В пользу этой версии говорит и то, что российские правоохранители никак не отреагировали на то, что отбывать срок в колонию-поселение не явился Игорь Артимович. Дмитрий при этом заявляет, что разорвал всякие отношения с братом, но нельзя исключать, что имела место сделка со следствием. За помощь в аресте шпионов садится один брат и выходит по УДО, а второй остается на воле, номинально оставаясь в розыске. Ведь Артимовича-старшего действительно «искали» спустя рукава, на что указывают и американские журналисты.
Как бы то ни было, Дмитрий Артимович после истории с посадкой Михайлова покидать страну не спешит, продолжая давать частные консультации в области интернет-платежей. Вне зависимости от того, действительно работает Артимович на спецслужбы или нет, налицо факт того, что он сумел легализоваться. Правда, остается вопрос: так ли нужны на рынке его законные умения, и если да, то почему он вообще решил переступить закон? Видимо, все-таки Родина по достоинству сумела оценить талант Артимовича и решила направить его в нужное «наверху» русло. А раз так, то и за кордон его отпускать не спешат – как бы чего не вышло.
Иван ФЕОКТИСТОВ
Комментарии