НОВОСТИ
СК сообщил о задержании заместителя Шойгу по подозрению в получении крупной взятки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
94688
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
25787
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26199
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28918
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27147
sovsekretnoru
45 лет назад первых пассажиров перевёз новый Ту-154

45 лет назад первых пассажиров перевёз новый Ту-154

45 лет назад первых пассажиров перевёз новый ту-154 09.02.2017

Совершенно секретно»: Ежегодно 9 февраля в нашей стране отмечается День гражданской авиации. Именно в этот день в 1923 году Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Первым авиамаршрутом в молодой стране Советов стала воздушная линия «Москва – Нижний Новгород» протяжённостью 420 километров. И на внутренних, и на зарубежных линиях «Москва – Кенигсберг» и «Москва – Берлин» полёты выполнялись в основном на переоборудованных военных самолетах. Но уже в декабре 1923 года прошли успешные испытания первого отечественного пассажирского самолёта АК-1, который потом стал обслуживать авиалинии «Москва – Казань – Москва».

А еще 9 февраля, но уже 1972 года свой первый регулярный рейс почти со 160 пассажирами по маршруту Москва — Минеральные Воды совершил новый тогда лайнер Ту-154. Продолжительность полета была полтора часа. Рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Е.И. Багмута, второго пилота А.В. Алимова, штурмана В.А. Самсонова и бортинженера С.С. Сердюка.

На вопрос, что запомнилось в этом рейсе экипажу, редакции отвечает командир Евгений Иванович Багмут, который в этом году отметит свое 87-летие.

 — Думаю, о том, что это был обычный для нас штатный полёт, подтвердит и здравствующий ныне мой второй пилот Адольф Васильевич Алимов. Наш воздушный корабль перед этим прошёл все испытания, так что вопросов к технике у нас не было. В принципе, готовились в нашем Внуковском отряде к первым полетам десять экипажей, но командование приняло решение предоставить выполнять дебютный рейс именно нам. А вообще, летал я на этом типе машины с 1971 года и пересел в правое кресло в качестве инструктора только в 1986-ом. Умножьте эти цифры на 500 ежегодных часов и получите мой общий налёт. Причем, обратите внимание, налёт без сучка и задоринки. Так что с полным правом после 15 лет стажа могу заявить о том, что это был на редкость славный и надёжный самолет, который меня лично никогда не подводил. Машина очень умная, на ней можно было производить посадку даже в автоматическом режиме. Когда я уже летал инструктором, то вместе с моим подопечным однажды так увлеклись полётом, что чуть на автомате и не сели в родном Внукове. Я им очень доволен. Скажу больше: неприятности с ним, включая и катастрофы, по большей части происходили не из-за отказа техники, а из-за человеческого фактора. Для меня, конечно, загадка, почему век его был столь непозволительно коротким, почему не подготовили ему полноценную отечественную замену — думаю, он бы и сегодня мог столь же успешно выполнять полёты, если бы в нём обновили двигатели, авионику и т.д. Насколько мне известно, на Западе всё же бережнее относятся к образцам своей летающей техники, особенно если она является гордостью самолётостроения. А то, что Ту-154 был у нас именно такой гордостью, сомнений у меня лично не вызывает….

Кстати, страна тогда не поскупилась на награды: за успешные полёты на первых пассажирских Ту-154 отличник Аэрофлота, пилот первого класса Евгений Багмут был удостоен ордена Трудового Красного знамени.

Цифры и факты

… В США эксплуатировался самолет, возраст которого был 46 лет. Средний возраст эксплуатации внутри страны Б-737 -20, 4 лет, после чего они продаются за рубеж. В Европе – средний возраст Б-737- 20, 3 лет, в РФ -16,4.

…В ходе первого этапа испытаний в 1969 году опытный Ту-154 на Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция) стал сенсацией. Лайнер, продемонстрировал отличные свойства: короткий разбег при взлёте и малый пробег при посадке. Три двигателя, размещённые в хвостовой части фюзеляжа, создавали при взлёте значительно меньше шума, чем у других машин, хотя размеры и вес нашего лайнера были внушительными. Вспоминают, что после ознакомления с авиационной техникой, показанной на салоне, представитель английской фирмы «БАК» Роудз заметил, что «из новых самолётов наиболее конкурентоспособным на мировом рынке будет Ту-154…».

… По информации журнала «Авиасоюз», в 80-ые годы прошлого столетия Ту-154 стал самым массовым лайнером Аэрофлота, выполняя полёты практически во все крупные города СССР и более чем в 80 городов Европы, Азии и Африки, неоднократно участвовали на различных международных выставках и авиасалонах. Всего на авиазаводе в Куйбышеве (ныне ОАО «Авиакор – авиационный завод») было выпущено более 920 самолётов Ту-154 различных модификаций. Лайнеры первых выпусков, начиная с 1972 года, приобрели Болгария и Венгрия, затем к ним присоединились ЧССР, СРР, Куба, КНДР. Всего к середине 80-х годов было поставлено этим странам около 60 самолётов модификаций Ту-154, Ту-154Б, Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2. С появлением Ту-154М экспорт самолёта значительно расширился, они отправились летать на Кубу, в КНР, Иран, Польшу, Болгарию, Чехословакию, Сирию, Эфиопию, ГДР (затем эксплуатировались в ВВС ФРГ), Афганистан. Всего за рубеж было поставлено около 200 самолетов Ту-154 различных модификаций.

… Проведённый более 10 лет назад специалистами Межгосударственного авиационного комитета — председателем Комиссии по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте Владимиром Кофманом, техническим директором по вопросам безопасности полётов Рудольфом Теймуразовым, а также начальником лаборатории безопасности полётов ЛИИ им. М.М. Громова Владимиром Полтавцем сравнительный анализ безопасности полётов отечественных и зарубежных самолетов сопоставимых классов показал: все отечественные Ту-154 и Ту-154М соответствуют по уровню безопасности полётов машинам западного производства аналогичного класса Б-727 и Б-737. Причём, в течение всего периода их эксплуатации, а по сравнению с некоторыми самолетами типа Фоккер-28 и БАК-111 показатели Ту-154 даже лучше. Также практически не отличались и виды отказов функциональных систем и степень их влияния на безопасность полетов, что свидетельствует об одинаковом уровне технического совершенства этих самолетов

Надёжен, как весь гражданский флот

12 января 2000 года полуторачасовой рейс Ту-154 (бортовой номер РА-85703) Краснодар-Новосибирск авиакомпании «Сибирь» подходил к завершению. Земля аэропорта Толмачево заманчиво мерцала аэродромными огнями, но перед третьим разворотом, на высоте круга только выпустили шасси, как произошел первый сбой — отказал средний двигатель. На четвёртом развороте вышла из строя бортовая система курса, и машину начало сносить влево. Только стали пытаться выравнивать самолёт, отказал ещё один двигатель. Проявляя беспримерное хладнокровие, экипаж всё-таки сумел вывести тяжёлую машину в створ взлетно-посадочной полосы. Но перед самой землей, на высоте всего 9 метров новое испытание: вышел из строя последний двигатель, а за ним и система торможения. В креслах сидели свыше двадцати ничего не подозревавших пассажиров.

Специалистов, которые анализировали видеоплёнку с компьютерным воспроизведением последних критических пяти с половиной минут полёта, поразили не кренделя, которые выписывала над аэродромом раненная насмерть машина. Удивила запись переговоров по сути обречённых членов экипажа в составе командира Михаила Долгова, второго пилота Александра Курбатова, штурмана Эдуарда Волшина и бортинженера Юрия Разумеева между собой и диспетчером. Ни тени паники, ни одного простительного в таких случаях нецензурного выражения. А это, оценивают коллеги, дорогого стоит. Похоже, чувства зашкалили только, когда прорвалось дружное «Всё в порядке!» Командир впоследствии был награжден Орденом мужества, высокие правительственные награды получили другие члены экипажа. А что же самолёт? Неужто на этот раз подвёл? Как выяснила комиссия по расследованию этого инцидента, подвёл и на этот раз человеческий фактор: Ту-154 в Краснодаре был заправлен некондиционным топливом, из-за чего засорились топливные фильтры, что и привело к нештатной ситуации.

… Пожалуй, самым известным Ту-154 был один из опытных образцов (бортовой номер 85005, 1968 года выпуска) — наземный музей, стоявший почти 40 лет на территории ВДНХ перед павильоном «Авиация и космонавтика». 13 сентября 2008 года он был разобран и распилен на металлолом: новые хозяева ВВЦ пожелали освободить площадь для постройки офисно-развлекательного центра под названием «Город науки, образования и инноваций».

Анатолий ЖУРИН

 

 



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку