Война в московском дворике

Автор: Таисия БЕЛОУСОВА
01.09.2009
   
   

Кто пытается уничтожить столичный «Монмартр»?

Есть в Москве заповедные места. Одно из них – чудом сохранившийся усадебный дворик на Пречистенке, 32. В конце XVIII века владелец усадьбы П.Я Охотников возвел здесь каменный господский дом и два двухэтажных флигеля (для гостей и прислуги). Двор усадьбы окаймляли часовня и пара служебных помещений с красивыми колоннадами, одно из них приспособили под каретный сарай. В 1868–1912 годах в усадьбе размещалась прославленная частная гимназия Л.И. Поливанова, где учились дети Льва Толстого, поэты Валерий Брюсов и Андрей Белый, поэт и живописец Максимилиан Волошин, шахматист Александр Алехин. В 1913 году усадьбу приобрела дочь купца-миллионщика Вера Фирсанова. Просвещенная дама, дружившая с Шаляпиным, Рахманиновым, поэтами Серебряного века, устроила в главном здании зал, где давали благотворительные концерты.
В начале 1930-х годов у служебных помещений надстроили второй этаж. Сейчас в главном доме размещаются две детские школы: музыкальная имени В.И. Мурадели и художественная имени В.А. Серова. Один флигель занимает городской профилактический центр «Дети улиц», а в служебной постройке живут москвичи. Другой флигель и бывший каретный сарай с начала 1980-х годов арендовало Московская организация Союза художников РСФСР (МОСХ) под 11 творческих мастерских. Назову лишь несколько фамилий тех, для кого флигель и каретный сарай стали вторым домом.
Олег Филатчев – академик АХ СССР, чьи фрески, мозаики, витражи, гобелены, украшают общественные здания как у нас в стране, так и за рубежом. После его кончины в 1997 году мастерскую занял его сын Олег,  художник-монументалист.
Савва Ямщиков – заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН, председатель Ассоциации реставраторов России. Неоценим его вклад в дело возвращения на родину культурных ценностей и охрану памятников.
Анатолий Мосийчук – народный художник РФ, член-корреспондент Академии художеств, живописец, график, скульптор, награжден серебряной медалью Российской академии художеств, по его проектам оформлены пять станций столичного метрополитена.
Геннадий Правоторов – народный художник РФ, скульптор-медальер, лауреат международного конкурса «Возрождение медали», награжден серебряной медалью Российской академии художеств; по его эскизам был оформлен кабинет мэра Москвы.
Вера Алексеева – кандидат искусствоведения, профессор Московского института открытого образования, ведущий в России специалист по эстетическому воспитанию детей и юношества.
Елена Болотских – художница, кандидат педагогических наук, доцент Государственного специализированного института искусств. Награждена золотой медалью Союза художников России. 10 лет преподавала живопись в университете Сиэтла (США). Провела 30 персональных выставок в России и за рубежом.
Василий Вдовин – живописец, график, дизайнер, фотограф, журналист. Награжден золотой медалью Творческого союза художников России. Автор ряда известных рекламных кампаний и дизайнерских проектов. 20 персональных выставок в России и за рубежом.
Полтора года назад получил здесь мастерскую Аркадий Троянкер – академик Академии графического дизайна. Один из лучших российских графиков награжден дипломами и премиями самых престижных отечественных и иностранных книжных выставок, оформил и книгу Ю.М. Лужкова «Мы дети твои, Москва».
При советской власти арендная плата за мастерские была символической. А когда у МОСХа появились свои комбинаты (живописный, скульптурный, декоративно-прикладного искусства), приносящие доход, плату за мастерские и вовсе брать перестали.
В 1991 году МОСХ преобразовался в Московский союз художников (МСХ). В конце 1999 года объединение, обслуживавшее МСХ, было реорганизовано в ООО «Центр хозяйственного обслуживания Московского союза художников» (ООО «ЦХО МСХ»). В 2002 году это ООО заключило охранно-арендные договоры с Главным управлением охраны памятников Москвы на пользование зданиями – памятниками истории и культуры в Старосадском переулке, д. 5/8 (5 строений, где находится правление МСХ, ООО «ЦХО МСХ» и т.д.), на улице Кузнецкий Мост, 11 (одно строение – выставочный зал), на Пречистенке, 32 (два строения – флигель и каретный сарай). Кроме того, были заключены договоры на аренду зданий, не являющихся памятниками. После чего ООО стало распоряжаться помещениями по собственному усмотрению: одни, как на Пречистенке, сдали в субаренду художникам, другие – сторонним лицам, под рестораны, турфирмы и прочая, мотивируя это необходимостью выживать в сложных условиях, мол, деньги пригодятся и на реставрацию зданий-памятников, и на поддержку членов Союза.
Несколько лет назад до художников дошел слух, что их собираются выдворить с Пречистенки. По одной версии, уютный дворик приглянулся модному молодому ресторатору, по другой – некой кавказской преступной группировке. Но энергичный и пробивной Савва Ямщиков поднял шум, и выселение не состоялось. Художники поняли, что рано или поздно их постараются убрать из центра города.
В июне 2007 года истек срок охранно-арендного договора между ООО «ЦХО МСХ» и Главным управлением охраны памятников г. Москвы. Правопреемник Главного управления – Комитет по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) – не возражал против дальнейшей аренды, а потому договор считался продленным на неопределенный срок.
7 апреля 2008 года съезд Московского союза художников проголосовал за ликвидацию ООО «ЦХО МСХ» путем присоединения его к МСХ. Однако, как сообщили в МСХ, процесс этот до сих пор не завершен из-за долгов ООО.
23 апреля Москомнаследие прислал ООО «ЦХО МСХ» и художникам с Пречистенки уведомление о перерасчете арендной платы. С мая за аренду флигеля и каретного сарая в год они должны были платить не 10 тысяч рублей, а 2 миллиона 804 тысячи!
– В уведомлении за подписью заместителя председателя Москомнаследия Романа Рыбало указывалось, что перерасчет производится в соответствии с распоряжением мэра от августа 1996 года, – рассказал мне Аркадий Троянкер. – Позже нам объяснили, что ООО «ЦХО МСХ» – организация коммерческая, а потому она, согласно распоряжению мэра, должна платить за аренду без всяких льгот. Чиновников Москомнаследия не волновало, что ООО сдает помещения в субаренду художникам. А ООО с легкой душой решило, что они и должны выплачивать эти сумасшедшие деньги. Мы недоумевали: ООО с 2000 года является коммерческой структурой, почему же о распоряжении мэра вспомнили только сейчас? Ответ напрашивался один: нас хотят выселить с Пречистенки любой ценой...
3 июня 2008 года в Москомнаследии состоялось совещание с участием представителей МСХ, ООО «ЦХО МСХ», Департамента имущества и Департамента культуры Москвы, где решался вопрос о размещении ООО «ЦХО МСХ». Москомнаследие предложил переоформить охранно-арендные договоры на пользование помещениями на Кузнецком Мосту и Пречистенке, заключенные с ООО «ЦХО МСХ», на Московский союз художников. В этом случае художники будут платить арендную плату с учетом льготного коэффициента. А также предлагалось расторгнуть договоры на аренду всех строений в Старосадском переулке, разместив подразделения ООО «ЦХО МСХ» на улице Кузнецкий Мост, 11.
Что в данной ситуации должен был сделать Московский союз художников? Конечно, перезаключить договор с Москомнаследием по Пречистенке! Но вместо этого 7 июля 2008 года МСХ и ООО «ЦХО МСХ» отправляют в Москомнаследие письмо с просьбой переоформить охранно-арендные договоры на… здания в Старосадском переулке (там, где располагается и правление МСХ) в долгосрочную аренду сроком на 25 лет с правом сдачи помещений в субаренду. Взамен Москомнаследию предлагалось рассмотреть вопрос о передаче Москве помещений на Пречистенке. Получается, что правление МСХ бросило художников на произвол судьбы в обмен на собственное благополучие. По уверению председателя Москомнаследия Валерия Шевчука, он категорически отверг этот вариант. Но документы, сочиненные в кабинетах его ведомства, свидетельствуют об ином.
8 декабря 2008 года заместитель председателя Москомнаследия Роман Рыбало отправляет ООО «ЦХО МСХ» и художникам с Пречистенки уведомления о прекращении охранно-арендных договоров. Художникам предлагалось погасить задолженность и освободить мастерские в трехмесячный срок. В противном случае Москомнаследие грозило обратиться в арбитражный суд с исками о возврате арендованных помещений и взыскании задолженности по арендной плате.
20 мая 2009 года Москомнаследие посылает ООО «ЦХО МСХ» и художникам второе уведомление о прекращении охранно-арендного договора, где предлагает заплатить задолженность и освободить помещения до 15 августа. 16 июня управляющий родного МСХ С.Н. Веселов грозит художникам серьезными карами: если в 10-дневный срок не уплатите за аренду и не освободите помещения, «задолженность будет взыскана с вас в судебном порядке… МСХ вынуждено будет принять необходимые меры по освобождению помещений мастерских». Через несколько дней двое представителей МСХ стали опечатывать мастерские, но возмущенные художники их выставили.
3 июля состоялась встреча, на которой присутствовали председатель Москомнаследия Валерий Шевчук, Савва Ямщиков, корреспондент газеты «Ведомости пятница» Мария Фадеева. Г-н Шевчук уверял, что ни Москва, ни он лично никогда не ставил вопрос об освобождении мастерских на Пречистенке, 32. Расписавшись в уважении к художникам, которые много сделали не только для Москвы, но и для Российской Федерации, г-н Шевчук обрушился на МСХ: «Под прикрытием Москомнаследия Союз художников пытается в виде своего ООО заставить освободить помещения, о высвобождении которых мы не ставили речи (так в тексте. – Т.Б.)».
Художники, прочитав стенограмму беседы, изумились. Уведомления о повышении арендной платы и их выселении были подписаны заместителем Шевчука Романом Рыбало. Мало того, Москомнаследие подало в арбитражный суд иск о взыскании задолженности по арендной плате с ООО «ЦХО МСХ». К гадалке ходить не надо, чтобы понять, что ООО, конечно же, попытается взыскать эти деньги с художников, которые всерьез опасаются, что должны будут выплатить за аренду флигеля и каретного сарая (с учетом пени) уже 5 миллионов 949 тыс. 870 рублей.
«Убрать нас – это одно и то же, что снести часть Монмартра в Париже. Когда мы умрем, тут музеи будут», – горячась, объяснял Савва Ямщиков Шевчуку.
19 июля 2009 года Савва Васильевич Ямщиков скончался. Его имя вписано золотыми буквами в историю отечественной культуры, он давно стал личностью легендарной. Открыть его музей в Москве, в том же пречистенском дворике – дело святое. Занимаясь организацией памятной выставки Саввы Васильевича, художники продолжали противостоять захватчикам.
– 13 августа председатель правления МСХ Виктор Глухов, от ООО «ЦХО МСХ» – Веселов, юристы Союза встречались с председателем Москомнаследия Шевчуком, – рассказывал мне Анатолий Мосийчук. – Как мне объяснили в союзе, наше выселение приостановлено. Шевчук приказал Рыбало отозвать иск из арбитражного суда. Он якобы пообещал вместе с руководством МСХ обратиться в Департамент имущества Москвы с целью оформления договора на бесплатную аренду помещений на Пречистенке сроком на 25 лет. Хотелось бы в это верить.
В заключение хочу привести слова из обращения художников с Пречистенки к мэру Москвы: «Уважаемый Юрий Михайлович, мастерских, подобных нашим, в Москве всего 13. Они являются своего рода «Монмартром», без которого трудно представить художественную жизнь столицы. Помогите сберечь эту ее достопримечательность».
В 2008 году художники с Пречистенки мечтали возродить уничтоженные здесь заросли сирени и цветники, отреставрировать фасады, восстановить часовенку, открыть музей. В зеленом дворике хотели устраивать вернисажи. Здесь могли бы выступать поэты и артисты, ученики музыкальной школы.
Экскурсоводы постоянно приводят на Пречистенку иностранцев. Но сегодня они видят в уютном дворике конца XVIII века лишь скопище иномарок и слушают рассказ о том, как выживают художников. 


 Таисия Белоусова

Авторы:  Таисия БЕЛОУСОВА

Комментарии


  •   Антон среда, 10 сентября 2019 в 19:22:42 #55698

    Перезвоните мне пожалуйста, 8 (953) 367-35-45 Антон.



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку