НОВОСТИ
Раковой и Зуеву продлены сроки ареста на полгода
sovsekretnoru

ТИТАНИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ

Автор: Виталий АМИНОВ
29.07.2008

Стать мировым монополистом или потерять успешный бизнес?

Наша газета в этом году уже писала об идее создать в городе Верхняя Салда, вокруг головного завода корпорации «ВСМПО-АВИСМА», семью предприятий, которые могли бы заняться производством изделий из титана. Сейчас российская корпорация поставляет на мировой рынок 25 процентов титанового проката для авиастроения, атомной и медицинской промышленности. Такой большой доли в мировой экономике нет ни у одной другой российской отрасли, даже гигант «Норильский никель» имеет 21 процент. Но мы можем и утратить эти позиции, если не создать шлейф предприятий в особой экономической зоне, а потом сделать так называемый кластер, и если не привести в Россию производства тех мировых фирм, которые сейчас закупают у ВСМПО полуфабрикаты. Догоняет титановая отрасль Китая, начатая лишь недавно практически с нуля. А если осуществить на Урале проект Титановой долины, то наша страна сможет контролировать 35 процентов мирового рынка титана.

Зона уверенного приема

Маленький город в Свердловской области оказался в точке пересечения мировых проблем. Как закачивать деньги в экономику, не вызывая инфляции, бороться с бедностью, не теряя эффективности? Как в эпоху глобализации не утратить национальных позиций, как, участвуя в мировом разделении труда, не оказаться сырьевым придатком? Как сделать инновации новым мотором развития – вместо гонки вооружений и гонки потребления?
Все эти проблемы обсуждались в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. На его стендах, «круглых столах» и прочих зонах общения была заметна роль титановой корпорации. В том числе и в экспозиции Свердловской области, которую президенту Дмитрию Медведеву представлял губернатор Эдуард Россель. Стенд «ВСМПО-АВИСМЫ» заинтересовал президента. Знают о Титановой долине и министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и вице-премьер Алексей Кудрин. Но запуск проекта сдерживают бюрократические и финансовые трудности.
Хорошо, что в Питере удалось развеять прежнее мнение министра финансов Кудрина, что проект нужен только самому предприятию. Поддержка Росселя показала, что он важен для Среднего Урала. О том, что он нужен всей России, которая получает в качестве рычага развития жесткие требования мирового рынка, говорят нужды хотя бы инвалидов, чьи потребности в титановых имплантатах сейчас покрываются на одну десятую. Да и денег из портфеля министра финансов требуется не так уж много.
Всего проект предполагает затратить на дороги, энергию и прочую инфраструктуру около 4,6 миллиарда рублей из федерального и регионального бюджетов. Свердловская область уже готова выделить свою часть. Иностранные инвесторы – американцы, японцы, французы, немцы, крупнейшие мировые бренды – готовы вложить в десять раз больше, около 44 миллиардов. Эти вложения принесут до 2015 года 291 миллиард рублей в валовой региональный продукт, составят 0,4 процента его ежегодного прироста. И дадут за эти годы более 50 миллиардов налогов, что больше не только первоначальных государственных затрат, но и вклада инвесторов.
Так что с окупаемостью все в порядке, деньги, отпущенные на проект, инфляцию не увеличат. Не воздушными шариками собираются заниматься в Верхней Салде, а выпускать детали для фюзеляжей и моторов «Боинга», «Аэробуса» и отечественных самолетов. Здесь надеются, что «Объединенная авиастроительная корпорация» все же станет на крыло. Найдется место в Титановой долине и малому бизнесу. В Европе, например, в моде титановая бижутерия, но гиганту металлургии несподручно самому ею заниматься.
В России пока открыты только две промышленно-производственные экономические зоны: «Алабуга» в Татарии и в Липецкой области около города Грязи. Создана в них система «единого окна» для регистрации резидентов – иностранных инвесторов. На ближайшие годы в бюджет заложены государственные расходы на инфраструктуру только этих двух зон, так что использовать опыт их создания в Верхней Салде пока не могут. Хотя теперь видны все подводные камни, которые три года назад, при появлении проекта Титановой долины, были еще не выявлены. И новая ОЭЗ может быть эффективнее первых, увереннее принимать государственные средства, превращая быстро обесценивающиеся «нефтяные деньги» в залог дальнейших бюджетных поступлений.
Для ее создания Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами должно провести конкурс. Об этом на питерском форуме металлургам говорил руководитель агентства Андрей Алпатов. Таков заведенный порядок, хотя с точки зрения производственного здравого смысла непонятно, почему за инвестиции должны спорить представители разных отраслей: допустим, лесопереработчики из Костромы и металлурги Урала.
Агентство по управлению ОЭЗ осталось единственным крупным бюджетополучателем в системе реорганизованного министерства экономического развития. Из управления МЭРТа ушел Фонд федерального имущества и вся торговля. Так что Эльвира Набиуллина должна быть заинтересована в расширении деятельности агентства. Значит, можно надеяться на скорую организацию конкурса

Тигр с вершины холма

Подгоняет не только необходимость дальнейшего развития успешного бизнеса, но и успехи конкурентов. В Китае завод по переработке губчатого титана в голой пустыне создали за девять месяцев. Еще в 1995 году в КНР было выпущено всего 1,32 тысячи тонн титановой губки. А в прошлом году китайцы, выдав 40 тысяч тонн, обогнали Японию и вплотную подошли к российским показателям. При этом выпуск слитков и полуфабрикатов из титана в Китае составил соответственно 92 и 88 процентов от японских. Аналитики считают, что в ближайшее время КНР займет первое место в мире в титановой металлургии, как это уже произошло с производством стали, алюминия, меди и особенно магния.
При Мао Цзедуне в Поднебесной была популярна позиция из китайской стратагемы: «Сидя на горе, наблюдать за борьбой тигров». Теперь Китай, которому надоело смотреть за дракой развитых держав, сам стал тигром и готов обосноваться в любой стратегически важной долине. В том числе и в титановой.
В Верхней Салде гордятся своим прессом, создающим при штамповке заготовок усилие в 75 тысяч тонн, котлован под него рыли глубиной 14 этажей, еще 22 метра осталось над полом. Он был создан для штамповки деталей механизма, поворачивающего крылья стратегических бомбардировщиков. Теперь на нем обрабатывают основу шасси американского «Дримлайнера». «Боинг» создал даже совместное предприятие с «ВСМПО-АВИСМОЙ», достраивается его цех, залиты фундаменты под станки, которые будут делать из штамповок и поковок готовые узлы и детали самолетов. 25 фур с оборудованием уже едут по российским дорогам на берега речки Салды.
Но что будет, когда китайцы введут в строй свой огромный пресс с усилием 80 тысяч тонн, способный из целого слитка выдавливать шасси «А-380»-го? Может быть, тогда «Боингу», а вслед за ним и остальным мировым брендам, будет выгоднее размещать заказы в Китае? С его-то дешевой рабочей силой и податливой администрацией…
Более того, о планах создания своей Титановой долины объявила и Украина. Произошло это тоже в Санкт-Петербурге, но не на Форуме, а двумя неделями раньше, на международной конференции «Ti-2008 в СНГ», которую проводила международная ассоциация «Титан», объединяющая 28 стран. Были на ней австралийцы, американцы, итальянцы, норвежцы, не было в этот раз китайцев. Обычно они приезжают массовыми делегациями.

В зеркале монумента

Конференция показала, что россияне не отстают от мировой науки, задел на будущее есть. Нет пока способа реализации всего задуманного, хотя корпорация планирует только до 2012 года истратить 25 миллиардов рублей из своей прибыли на развитие. Есть планы и до 2020 года, нет только ясности с самым проработанным проектом – отечественной Титановой долиной. А будущее отрасли связано именно с мировым рынком, с привязкой его основных игроков к внутрироссийскому производству. Дело даже не в том, что это гарантирует качество и дисциплину. Главное, титановое производство переросло родные потребности.
«На отечественный рынок, – говорит генеральный директор ОАО «ВСМПО-АВИСМА» Владислав Тетюхин, – идет четверть нашей продукции, при этом мы закрываем 100 процентов внутренних потребностей… Если «Боинг» и «Эрбас» дают нам расклад по строительству самолетов по месяцам на ближайшие три-четыре года, и, зная потребление титана по каждому самолету, мы можем проводить плановую подготовку производства, то от отечественных заказчиков такой информации мы не имеем».
Раньше завод в Верхней Салде создавал линии производства катков для знаменитых танков «Т-72». Холодная война вроде закончилась, массовое перевооружение российской армии, похоже, никак не может начаться – и вместо танковых катков здесь куют автомобильные диски. Собираются даже переносить за 80 километров, в Алапаевск, их механическую отделку и покраску. То есть реально территориальный кластер уже работает.
Зреет и отраслевой. Уникальность отечественной титановой металлургии в том, что она работает исключительно на привозном сырье. Так что в этом смысле – мы не сырьевой придаток. Но есть и разведанные российские месторождения титановой руды. Создание отраслевого кластера помогло бы развитию экономики и в центре России, за пределами Урала, ведь можно было бы начать разработку этих месторождений.
А пока в Москве, где должна решиться судьба проекта, можно полюбоваться на результаты титанических усилий отрасли. Нет, не на ВВЦ, но около него. Сесть на монорельсовую дорогу, где в вагонах используются алюминиевые профили «ВСМПО-АВИСМЫ», и проехать мимо Монумента покорителям космоса. Его сияние – от титановых зеркальных плит, которые не шлифовали, не полировали, а просто так замечательно прокатали на стане в Верхней Салде. 


Виталий Аминов

Авторы:  Виталий АМИНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку