НОВОСТИ
Блогера Варламова задержали в Либерии, толпа «требовала крови»
sovsekretnoru

Тактика голой земли

Автор: Михаил МАРЧЕНКО
01.06.2009
   
На фото: ОАО «Шереметьево-Карго» ежедневно обрабатывает тонны грузов. ОАО «МАШ» не имеет для этого ни ресурсов, ни площадей  
 
   

Предприятие «Шереметьево-Карго» в ожидании торжества справедливости вынуждено сносить собственные строения, признанные судом незаконными

В прошлых номерах газеты мы рассказывали, как крупнейший грузовой оператор ОАО «Шереметьево-Карго» противостоит беспрецедентному давлению  со стороны чиновничьего аппарата Московской области и Международного аэропорта Шереметьево (статьи «Как вредно быть успешным», «Суд абсурда»). 21 апреля 2009 года в Девятом арбитражном апелляционном суде г. Москвы состоялось очередное судебное заседание по иску Федерального агентства по управлению государственным  имуществом РФ (ФАУГИ) против грузового комплекса ОАО «Шереметьево-Карго». Цель иска – признание незаконными и подлежащими сносу всех зданий и сооружений ОАО «Шереметьево-Карго» общей площадью около 50 тыс. кв.м.  
Напомним, что ранее Министерство имущественных отношений МО, администрация Химкинского района и ОАО «МАШ» («Международный аэропорт Шереметьево») уже подавали иски о признании недействительным договора аренды земельного участка, который грузовой комплекс занимает почти 20 лет, получив права на него в соответствии с российским законодательством. В соответствии с тем же законодательством в 2006 году ОАО «Шереметьево-Карго» удалось в кассационной инстанции отстоять свои права, причем жалоба ОАО «МАШ» в Высший Арбитражный суд РФ поначалу была оставлена без рассмотрения. Но повторная жалоба, поданная ОАО «МАШ» в нарушение всех сроков и Арбитражного кодекса РФ, была, тем не менее, принята, и постановлением, вынесенным президиумом ВАС РФ, договор аренды был признан ничтожным. Причины такого решения генеральный директор Международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в интервью изданию «Коммерсантъ» не скрывал: «Нам повезло, что процесс сдвинулся с мертвой точки после вмешательства властей Московской области и Минтранса».
Однако опровергнуть право «Шереметьево-Карго» на земельный участок как собственника строений суд все же не счел возможным. Но сегодня силами ФАУГИ России предприятие стараются лишить и этого права – решения о законности построек, принятые в двух процессах в судах первой инстанции, рассматриваются заново по апелляционной жалобе ОАО «МАШ». Результат поражает отсутствием логики: если до 17 марта рассматриваемые постройки признавались законными, то к 21 апреля они уже таковыми быть перестали? Оказывается, дело в том, что разрешение на строительство подписано компетентными органами Москвы. Вопрос с территориальной принадлежностью аэропорта до сих пор не решен, но по умолчанию он ныне как бы принадлежит Московской области, поэтому и разрешения вроде бы стали незаконны. И как теперь быть со всеми постройками на территории России, попавшими в такую же ситуацию в связи с изменением границ субъектов? Их тоже все сносить как незаконные? А если аэропорт Шереметьево «отойдет» к Москве – его руководство тоже будет вынуждено свою застроенную территорию сровнять с землей?
И все же нам, людям, не искушенным в юридических тонкостях, хотелось бы узнать: почему возведенные сооружения ОАО «Шереметьево-Карго» почти два десятилетия были законными, а сегодня подлежат сносу? Почему судьи выносят противоположные судебные акты – ведь при принятии их они руководствуются одним законодательством… Где логика: помимо разрешений и заключений на строительство, на сегодняшний день ОАО «Шереметьево-Карго» имеет 56 документов, подтверждающих его право на ведение различных видов деятельности. Эти документы (лицензии, сертификаты, свидетельства, страховые полисы и пр.) подлежат регулярному обновлению и перерегистрации. При этом каждый раз в пакет необходимых документов входит Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок. Следовательно, в течение девятнадцати лет госорганы всех уровней, включая такие организации как Федеральная Таможенная Служба (ранее ГТК), Госатомнадзор, Госгортехнадзор, Минтранс и пр., принимали предоставляемые предприятием документы как неоспоримые доказательства права собственности 147 раз.
Уже не вызывает сомнений, что предприятию «Шереметьево-Карго» объявлена война, в которой нападающие не гнушаются средствами. Не успели высохнуть чернила на очередном судебном постановлении, как компанию посетил П.А.Осипов – помощник прокурора Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Цель его визита была самая что ни на есть законная – проверка исполнения владельцами складов временного хранения (каковым является ОАО «Шереметьево-Карго») таможенного законодательства. Правда, о поводах и основаниях проверки помощник прокурора не сообщил, акт по результатам проверки не составлял, из чего следует, что о Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» он не осведомлен.
Вместо этого он затребовал копию договора аренды земельного участка, занимаемого компанией. Причина такого интереса обоснованной не выглядит: ни Таможенный кодекс РФ, ни другие правовые акты, регулирующие обязанности и деятельность владельцев складов временного хранения, не оговаривают наличие или отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки. Кроме того, господин Осипов затребовал судебные решения по спорам, касающимся недвижимого имущества «Шереметьево-Карго». При этом проверяющий отказался пояснить, какое отношение имеет спор двух хозяйствующих субъектов к соблюдению одним из них таможенного законодательства? В результате, после проведенной таким странным образом проверки, предприятие пытается выяснить в прокуратуре ее законность, а прокуратура в ответ решает вопрос о возбуждении дела по факту «непредоставления документов».
Если к этому событию приплюсовать действия активизировавшегося Департамента по экономической безопасности МВД России, который одновременно с прокуратурой заинтересовался правомерностью использования земельного участка, то сомнений уже не остается: речь идет о массированном наступлении на предприятие. По мнению руководства «Шереметьево-Карго», все это  иначе как «захватом группой лиц по предварительному сговору» не назовешь.
ОАО «Шереметьево-Карго» – предприятие успешное и устойчивое, которое 18 лет инвестировало в расширение производства и в развитие информационной базы; предприятие, которое никогда у государства ничего не просило, а наоборот, перечислило в бюджет страны более 3,84 млрд рублей налоговых выплат; не выводило деньги за рубеж и в своих начинаниях рассчитывало только на свои силы и средства. Сегодня «Шереметьево-Карго» в ожидании «торжества справедливости» вынуждено  сносить строения, признанные судом незаконными. Где будут обрабатываться грузы, прибывающие ежедневно в аэропорт Шереметьево – загадка. Ведь его процессуальный противник – ОАО «МАШ» не имеет ни таких ресурсов, ни таких площадей. Но руководство «МАШ» не принимает во внимание этот факт, тем более что, как стало известно в «Шереметьево-Карго», существуют планы строительства мультимодального грузового комплекса. Строительство планируется вести силами компании «ТрансГрупп АС», владельцы которого – бывшие российские, а ныне эстонские олигархи Максим Ликсутов и сын бывшего главы МПС России Николая Аксененко – Рустам. Оператором терминала станет дочерняя компания «ТрансГрупп АС» – ООО «ТрансГрупп-Терминал». Учитывая, что «Аэроэкспресс», прогоняющий в Шереметьево пустые из-за дороговизны поезда, тоже входит в активы Ликсутова, можно сделать вывод, что зона аэропорта в ближайшем будущем вполне может стать «маленькой Эстонией». Приток иностранных инвестиций в страну – дело, конечно, неплохое, но только если при этом не уничтожаются собственные предприятия, поддерживающие отечественную экономику. Гендиректор «МАШ» Михаил Василенко, подмосковный министр транспорта Петр Кацыв, министр транспорта РФ Игорь Левитин, да и прочие чиновники, упоминавшиеся в предыдущих статьях, – люди государственные, но государственность их позиции в данном случае вызывает большие сомнения.
В этой ситуации конкурент в лице безусловного лидера в обработке грузов, которым уже долгие годы является ОАО «Шереметьево-Карго», явно не нужен. На предприятии считают, что борьба чиновников государства с народом этого самого государства – будет продолжаться. А так как честная конкуренция требует  сил и времени, гораздо проще и привычнее осуществить рейдерский захват и развал предприятия. То, что сейчас происходит с Шереметьево-карго вполне  укладывается в представление о типичном рейдерском захвате – планомерно уничтожается то, что не удалось уничтожить ранее. Причем, процесс уничтожения декорирован судебными решениями. А сопровождение всех действий осуществляет подконтрольное подмосковному министру П.Д. Кацыву «семейное» ЗАО «Камертон Консалтинг». «Семейное», потому что объединяет под своей крышей чад и домочадцев господина Александра Митусова – первого заместителя Петра Дмитриевича Кацыва. Первый человек в конторе – жена Митусова – Наталья Весельницкая, второй – дочь Наталья. Если учесть, что сам Митусов в прошлом 1-й зампрокурора Московской области, можно предположить, что при определенной сноровке они так или иначе, но  получают нужное заказчику  решение.
Еще год назад президент Дмитрий Медведев определил приоритетом своего правления установление в России верховенства закона. «Россия – страна, где люди не привыкли соблюдать закон, – говорил он. – Это страна правового нигилизма». Может быть,  поэтому доводы, подкрепленные многочисленными заключениями, которые подтверждают законные  права ОАО «Шереметьево-Карго», невидимы ни для оппонентов, ни для судей. И, скорее всего, на судебные решения уже не повлияют.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что 14 мая 2009 года Федеральный Арбитражный суд Московского округа под председательством судьи Соловьева С.В. отказал ОАО «Шереметьево-Карго» в кассационной жалобе. Это еще раз подтверждает, что несмотря на назначение председателем ФАСМО судьи Валерии Адамовой – сокурсницы президента РФ, объявившего войну рейдерству и коррупции, – запущенная однажды  машина продолжает крутиться, и политика уничтожения отечественных предприятий тоже продолжается. А кризис тут только на руку.


 Михаил Марченко

Авторы:  Михаил МАРЧЕНКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку