НОВОСТИ
Банкет в день траура. Мэр шахтерского Прокопьевска продержался в своем кресле несколько часов (ВИДЕО)
sovsekretnoru

Таинственный остров Русский

Автор: Григорий ПАСЬКО
01.08.2010

 
   
На Русском для саммита-2012 должны быть построены: Общественно-деловая зона (254 га); деловой центр (150 га); резервная зона (450 га); коммунальная зона (85 га); зона возможного размещения океанариума (110 га); конференц-центр (85 000 кв. м); главный зал на 4-6 тыс. чел.; международный пресс-центр (35 000 кв. м); гостиницы (10,5 тыс. мест, в том числе на о. Русский – 7000 мест; международный аэропорт; 3 вертолетные площадки; магистраль «Патрокл-Седанка» (протяженность 50 км); улично-дорожная сеть острова Русский (протяженность – 45 км с океанариумом); стоянка автомобилей на территории ДЦ на 3000 машин; мост через пролив Босфор Восточный (длина 1900 м, на фото слева); мост через бухту Золотой Рог (длина 1550 м, на фото внизу); эстакада через Амурский залив (длина 4000 м); причалы – пассажирский (для приема 2 лайнеров); VIP (для приема яхт); грузовые (для грузовых судов и барж)  
 
 

Игорная зона, федеральный университет и саммит АТЭС на одном отдельно взятом острове: во что обойдется нашествие капитала в бухту Труда

Каждый житель Владивостока с детства слышал фразу: вот когда построят мост через Золотой Рог (вариант – на остров Русский)… Впрочем, что, собственно, тогда случится, никто не знал. Похоже, что и сейчас, когда уже строятся оба моста, не все догадываются, что же там, на острове, затевается. Официальная версия – объекты для саммита АТЭС-2012 (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. – Ред.).
Для людей, от Дальнего Востока далеких, напомню: остров Русский расположен в заливе Петра Великого в Японском море южнее Владивостока (наименьшее расстояние между континентальной частью города и островом – 600 метров). Площадь острова – 97,6 кв. км. Старые справочники утверждали: население Русского составляет 5,2 тысячи человек. Сколько островитян сейчас, не скажет никто: на острове идет стройка века, под сурдинку которой аборигенов выселили, чтобы на месте их домов построить шикарные отели.
Для кого? А вот это, как оказалось, вопрос интересный.

Дорогие студенты
Помню, три года назад в одной из владивостокских газет попалась заметка «Путин и цена вопроса». Речь шла о совещании на тему подготовки к форуму АТЭС-2012, на котором Владимир Владимирович сообщил «о создании госкомиссии по координации деятельности по социально-экономическому развитию Дальнего Востока». Из того, что я почерпнул тогда, стало понятно: о развитии всего Дальнего Востока речи не шло. Обсуждался вопрос о том, сколько нужно денег на строительство инфраструктуры саммита. Упоминалась цифра: 100 миллиардов рублей, правда, без ссылки на источник. На эти деньги якобы и предполагалось построить два моста – через бухту Золотой Рог и на остров Русский; комплекс зданий для проведения форума и размещения его участников; дорогу из аэропорта; собственно аэропорт… Губернатор Приморья Сергей Дарькин, не иначе к слову, добавил, что заодно планируется построить нефтехимический, алюминиевый и самолетостроительный заводы, атомную электростанцию и Тихоокеанский федеральный университет. Какое отношение они имеют к саммиту АТЭС, он не пояснил, из чего можно было сделать вывод, что все это нужно именно для «развития Дальнего Востока». Как-то незаметно сумма финансирования, необходимого для этого «развития», выросла до 2 триллионов рублей.
Меня особенно заинтересовал план строительства университета. Во-первых, было сказано, что строить его собираются на острове Русский. Во-вторых, рассчитан он будет на 100 тысяч студентов.
Сам я в свое время довольно часто на Русский наведывался. До недавнего времени остров был буквально утыкан воинскими частями. До сих пор в бухте Труда лежат остатки затопленных корпусов кораблей и дизельных лодок. В последнее время их почти все достали и разрезали на металлолом, но плавать, а тем более купаться в этой бухте вряд ли можно будет раньше, чем лет через сто. Собственно, приводить в порядок после многолетнего пребывания там военных придется весь остров. Это – фон, а суть вопроса в том, что мест для университета вблизи Владивостока предостаточно. Зачем городить супердорогое строительство именно на острове? Цифра «100 тысяч студентов», в свою очередь, вызвала, мягко говоря, удивление: в огромной столичной Москве, с ее сотнями учебных заведений разного ранга, учится чуть больше 800 тысяч студентов. Впрочем, в самом краевом центре – Владивостоке – проживает 700 тысяч жителей.
И вот недавно я вновь побывал на Русском. Строительство действительно идет полным ходом. Кругом мелькают названия фирм, главным образом иностранных, но попадаются и наши, родные, – «Крокус Интернэшнл» и «Спасскцемент». Рабочие – сплошь гастарбайтеры из Средней Азии.
В глаза бросается обилие не только иностранных рабочих, но и заморской техники. При этом я хорошо помню заверения руководителей страны о том, что развитие Дальнего Востока немыслимо без создания отечественной строительной индустрии и отечественного рынка занятости. Местный губернатор вторил «великим»: «И особенно приятно, что этот сложнейший объект строит российская компания с использованием наших стройматериалов». В итоге отечественного строителя незаметно вытеснили безотказные гастарбайтеры (и это при высоком уровне безработицы во Владивостоке и его окрестностях); отечественную технику – японская и корейская. Как рассказывали мне местные рабочие, даже цемент на стройки острова Русский поставляют из Поднебесной: дай Бог, если наш «Спасскцемент» обеспечивает 15 процентов всех потребностей.
Тщетно пытался я на месте, где якобы строится университет, найти хоть одно здание, похожее на учебный корпус или лабораторию: сплошные отели. Причем высокого класса.
Как тут вновь не помянуть губернатора Дарькина. Не далее как год назад он сам и проговорился, каких студентов готовятся принять на острове: «Мы начали переговоры с потенциальными инвесторами. Я хочу сказать, что у нас очень серьезные наработки с Японией, с Макао, с Китаем, мы ведем большие переговоры с российскими инвесторами, которые интересуются вложениями в игорную зону… У нас есть глубокий бизнес-план. Мы абсолютно точно понимаем, на кого эта игорная зона будет ориентирована. Кроме игорного бизнеса, мы планируем создать там большой гольф-клуб, ряд развлекательных учреждений».
Напомню: изначально игорная зона Дальнего Востока планировалась в бухте Муравьиная на пляжном побережье в районе Тавайзы, рядом с приморским Артемом. Именно там предполагалось построить бассейны, танцзалы, фитнес-клубы, горнолыжную трассу, гольф-клуб, отели и развлекательные комплексы. Потом эта тема тихо умерла: забрезжила новая вершина – саммит АТЭС-2012.
А в результате речь, судя по всему, идет о дальневосточном Монако или Лас-Вегасе. Точнее, Макао. Именно строящиеся отели станут местом пристанища игроков многочисленных казино. А соединит отели Русского с аэропортом строящаяся ударными темпами дорога – прямая, как стрела, почти не задевающая город, задыхающийся от бездорожья и отсутствия развязок. (В официальных документах дорога называется «трасса М-60», которая, по версии авторов проекта «саммит АТЭС-2012», «станет основной дорогой для участников международного форума. Она соединит международный пассажирский терминал аэропорта «Кневичи» с Дальневосточным федеральным университетом».)

Мост в никуда
«Согласно данным Министерства финансов, – читаю в недавно появившемся докладе Бориса Немцова и Владимира Милова, – стоимость подготовки к проведению саммита составляет астрономическую сумму в 284 млрд рублей, из которых 202 млрд должен заплатить федеральный бюджет, остальные деньги — Приморский край и частные инвесторы. Бюджет саммита больше, чем средства, которые тратит Россия на дорожное строительство по всей стране. Бюджет саммита равен четырем годовым бюджетам Приморского края». Почему саммит стоит почти 10 миллиардов долларов, в пять раз дороже, чем Олимпиада в Ванкувере, задаются вопросом авторы. Ответ, по их мнению, в том, что Путин решил провести саммит на острове Русский, где отсутствует инфраструктура, куда надо строить мост, сооружать объекты энергетики, гостиницы, прочее. И это на фоне обветшавшей инфраструктуры Владивостока с его разбитыми дорогами, запущенным коммунальным хозяйством, ветхим жилым фондом.
Как видим, эксперты приводят несколько иные суммы, чем те, что официально звучали в 2007 году.
Но, допустим, деньги для строек на Русском нужны именно такие, и они в стране, богатой углеводородами, есть. Построят 30 отелей и даже запустят в них студентов. Плюс вертолетные площадки, деловой центр, конференц-центр, спортивные сооружения… Кто-то же должен будет все это обслуживать, где-то жить. То есть понадобятся школы, больницы, сбербанки, почта-телеграф, транспорт… В связи с этим вспомнинается один случай. Было это пару лет тому назад в Подмосковье. В подмосковном городке построили что-то типа «Дома Москвы» – огромный дворец с кучей помещений. Журналисты берут интервью у местного градоначальника, а тот жалуется: все это хорошо, но его содержание сожрет половину городского бюджета.
Так и на Русском. Если вдруг случится невероятное и все запланированное построят, то объекты острова и содержание мостов действительно «сожрут» половину бюджета всего Приморского края. Но об этом официальные представители предпочитают помалкивать.
…Я видел мосты в Японии: они соединяют острова, делая маленькую страну большой. Я видел мост в Сан-Франциско: он соединяет мегаполис с пригородами. Мост с полуострова Муравьева-Амурского на остров Русский соединит материковую сушу с... обрывом. На полуострове Кондратенко земля кончается. Дальше нужно будет строить мост через пролив Старка на остров Попова, оттуда, видимо, до Славянки. Заложено ли это в грандиозные планы строителей светлого будущего, неведомо. А многие владивостокцы хотели бы это знать, как и то, что именно и для кого все-таки построят на их Русском, как водится, без их ведома.

Владивосток-Москва


Григорий ПАСЬКО

Авторы:  Григорий ПАСЬКО

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку