СУХОЙ ОСТАТОК

СУХОЙ ОСТАТОК
Автор: Александр КРУГЛОВ
23.04.2015
 
РОССИЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ УСТАРЕЕТ ДО ВЫХОДА В СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
 
В начале апреля стало известно, что в Минобороны приняли решение исключить из летной части Парада Победы новейший российский истребитель пятого поколения – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) – Т-50. Объясняется это мерами безопасности. Вдруг выяснилось, что самолет не прошел государственные испытания и ему запрещены полеты над Москвой. То, что военные не разрешили пролет Т-50 над Красной площадью, – тревожный сигнал, который означает: истребитель фактически не готов, и его серийные поставки в войска, запланированные на 2016 год, находятся под угрозой срыва. По силам ли российскому ОПК создать рабочий истребитель пятого поколения, сможет ли эта боевая машина на равных соперничать с американскими самолетами этого класса – в расследовании «Совершенно секретно».
 
Разработку истребителя пятого поколения в СССР вели еще в начале 1980-х годов. Целевая комплексная программа по созданию истребителей была утверждена в 1981 году и предусматривала создание дальнего перехватчика, способного заменить одновременно Су-27 и Миг-31. Техническое задание подразумевало, что новый истребитель должен быть малозаметным в визуальном, радиолокационном, теп-
ловом и электромагнитном спектрах; сверхманевренным; способным применять нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя; быть многофункциональным; иметь возможность гарантированно уничтожать воздушные, наземные и надводные цели с больших высот. Все эти требования красноречиво говорили о том, что конструкторы вплотную подошли к созданию истребителя пятого поколения. Тогда запуск самолета в серийное производство планировали начать в 1989 году.
 
Т-50 – РЕАНИМИРОВАННЫЙ СОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ
 
Но случился развал Советского Союза, и о проекте забыли на десятилетие. Когда же появились средства, решили вернуться к созданию современного истребителя. По сути, нынешний Т-50 – это реинкарнация советского проекта. Над созданием нового самолета пятого поколения в компании «Сухой» работают с 1999 года; официально российские ученые и инженеры начали разработку истребителя в 2002 году. В 2004 году проект получил наименование «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА). Первый полет прототип Т-50 совершил 29 января 2010 года. Было объявлено, что 3 марта 2011 года второй опытный образец истребителя пятого поколения совершил вылет с двигателями, которые будут ставить на самолет при запуске его в серию. Однако, несмотря на несколько удачных испытательных полетов, ряд экспертов не склонны переоценивать перспективы этого самолета.
 
Справедливости ради следует сказать, что американские компании Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics работали над своим F-22 Raptor, который является первым и единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения с 1981 года. Научили летать самолет в 1997-м, в производство истребитель пошел лишь в 2003 году. Особый разговор насчет стоимости этого самолета – точной суммы не может назвать никто. По данным некоторых СМИ, один F-22 обходится примерно в 150 миллионов долларов. Однако если учитывать затраты на разработку, то стоимость каждого из заказанных американскими ВВС самолетов превышает 300 миллионов долларов.
 
СЕГОДНЯ ПЯТЬ ОБРАЗЦОВ Т-50 ПРОХОДЯТ ОПЫТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
 
Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко считает, что в настоящее время никаких проблем с доведением Т-50 до рабочих образов не существует. «Это будет инновационный многофункциональный истребитель, который сможет выполнять большой спектр боевых задач. В настоящее время пять образцов проходят опытные испытания по различным программам для подтверждения надежности и правильности технологических решений. Дальше будет произведена опытная партия, которая пройдет летную эксплуатацию в центрах ВВС, где в различных режимах будут опробованы варианты боевого применения, параллельно испытаны авиационные управляемые ракеты и бомбы со спутниковым наведением, созданные для этого типа истребителей.
 
Из заявлений, которые делала компания «Сухой», и имеющихся информационных утечек известно, по аэродинамическим качествам, по компоновке, маневренности российский истребитель будет превосходить F-22 Raptor. Что касается бортового радиоэлектронного оборудования, радиооборудования, то и здесь, вероятно, будет ликвидировано отставание от ведущих западных истребителей; новый радар с активной фазированной антенной решеткой, система комплекса РЭБ не будут уступать американскому самолету пятого поколения. В принципе испытания идут в соответствии с планом, и у этого самолета хорошие перспективы, в том числе и потому, что для него есть рынки. Например, в Индии планируют закупить порядка двухсот таких машин. Само собой, Т-50 будет закуплен для российских ВВС и перспективе станет основным самолетом для истребительной авиации».
 
Действительно, большинство экспертов отмечает, что компоновочно машина выполнена очень удачно. Т-50 представляет собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси. Внешний вид планера спроектирован с использованием композитных материалов и технологии снижения заметности STEALTH. Самолет также оснащен современным комплексом авионики с функцией «электронного пилота» и перспективной радиолокационной станцией.
 
Планируется, что истребитель может подниматься в воздух и приземляться на взлетно-посадочных полосах длиной всего около 400 метров, развивать скорость до 2,1 тыс. километров в час и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тыс. километров. Создатели самолета обещают, что после того, как серийные образцы будут доведены до показателей серийной машины, российский истребитель будет уверенно конкурировать с американским самолетом пятого поколения F-22 Raptor. Судя по заявленным тактико-техническим характеристикам, Т-50 сможет быть успешным в современной войне. Например, большое преимущество перед истребителем открывает возможность работать в дальнем ракетном бою. При этом цена российского истребителя значительно ниже конкурентов, что делает его востребованным на рынке авиационного вооружения. Между тем нужно отметить, что в этот проект российского самолета пятого поколения будет вложено от 6 до 10 млрд долларов.
 
ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ НЕ ГОТОВ
 
В то же время некоторые специалисты указывают на очевидные недостатки Т-50. Отмечается, что российский истребитель пятого поколения существенно проигрывает американскому по малозаметности и качеству электронной начинки. Эксперты обращают внимание на ограниченную функциональность радара, который обнаруживает присутствие другого самолета, но не способен гарантированно обеспечить наведение бортового вооружения. Кроме того, в самолете не предусмотрены круговая информационная система, автоматизация управления помехами, отсутствует индикатор тактической обстановки, обобщающий информацию, получаемую из разных источников.
 
Также – и это, наверное, самое важное – для этого истребителя до сих пор не готов двигатель. Российские инженеры не могут решить проблему с перегревом, а без новой силовой установки самолету не достичь заявленных характеристик. Новый двигатель пока не готов, и создать его – для российских инженеров задача весьма сложная. Сейчас самые совершенные российские силовые агрегаты не дотягивают до западных аналогов, которые отличаются большей экономичностью, экологичностью, и, главное, они более технологичны, что позволяет делать самолеты менее заметными, при этом быстрыми и маневренными. По сей день российский истребитель пятого поколения летает на «промежуточных» двигателях, то есть фактически на моторах предыдущего поколения. Именно по этим причинам рождаются суждения, что российский самолет пятого поколения – дутый проект, а Т-50 в обозримой перспективе не сможет приблизиться к заявленным характеристикам.
 
ШЛЕМ HMDS ДЛЯ ПИЛОТОВ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ-БОМБАРДИРОВЩИКОВ F-35 ПОМОЖЕТ ЛУЧШЕ РАСКРЫТЬ ВОЗМОЖНОСТИ САМОЛЕТА
Фото: ru.wikipedia.org
 
ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ НУЖЕН ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ
 
И мы видим, что такие опасения небезосновательны: серийное производство ПАК ФА перманентно переносится. Напомним, неоднократно заявлялось о скором выпуске (совсем недавно говорили, что он должен быть в текущем, 2015 году), но его в очередной раз перенесли, теперь на 2016 год. По мнению ряда экспертов, самолет не будет готов еще несколько лет, а то и десятилетий. И это неудивительно – в последнее время Россия стремительно теряла позиции в области военного самолетостроения. На этом фоне, чтобы создать самолет мирового уровня, нужен настоящий технологический прорыв. Авиастроители его обещают, но не все зависит он них. В настоящее время над судьбой Т-50 в очередной раз повисла неопределенность.
 
В конце марта замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов заявил, что военные закупят меньшее количество истребителей пятого поколения, чем запланировано в Государственной программе вооружения до 2020 года. Военные законтрактуют только 12 истребителей, и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов этого типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета. Ранее сообщалось, что первая партия этих самолетов должна отправиться в западный военный регион России для ответа на «угрозу НАТО».
 
Изменение планов российского военного руководства по количеству новейших истребителей ПАК ФА «Сухой Т-50», которые должны были поступить на вооружение Российской армии, могут быть вызваны как нехваткой необходимых финансов, так и критическими недостатками в самом истребителе. То, что самолет, возможно, имеет значительные технические проблемы, косвенно подтверждается тем, как Индия, которая долгое время принимала активное участие в проекте создания самолета с прицелом на закупку его экспортной версии для собственных ВВС и вложила в него 
5 млрд долларов, теряет к нему интерес.
 
Индийцы в последнее время постоянно сетуют на дороговизну самолета и недостатки его двигателей, а также на нежелание россиян делиться технической информацией с индийскими коллегами. Также индийские военные обращали внимание на то, что самолет имеет «неадекватный радар», конструкция которого плохо спроектирована. В Дели намекали, что, возможно, перестанут финансировать программу ПАК ФА, Т-50. Еще одним шоком стали провальные испытания одного из образцов ПАК ФА. Напомним, что во время испытательных полетов в июне 2014-го самолет загорелся после посадки. При этом ни партнерам по проекту, ни общественности не было сообщено о причинах аварии. Возможно, это было сделано, чтобы скрывать серьезные технические проблемы.
 
Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок считает, что из-за высокой стоимости в Российскую армию поступит небольшое количество самолетов пятого поколения. «У американцев самолет F-22 Raptor существует уже пять лет. Это весьма технологичный и нужный современной армии самолет, но все портит его заоблачная цена. Даже американцы, которые изначально планировали закупить более четырехсот истребителей, не потянули такие траты военного бюджета, в итоге закупили всего 130.
 
В России столкнутся с похожими проблемами. Предполагаю, что российский самолет пятого поколения действительно доведут до ума, но из-за высокой цены, видимо, будет выпущено значительно меньше самолетов, чем планировалось. Сейчас на 10 % урезан Гособоронзаказ, и, скорее всего, сокращение закупок в первую очередь коснется дорогостоящей и еще непроверенной техники. Но, очевидно, что над созданием самолета пятого поколения просто необходимо работать: России не только нужно догонять США – на пятки наступают китайцы, которые завершают создание высокотехнологичного истребителя и планируют поставить в войска этот самолет в следующем году».
 
АМЕРИКАНСКИЙ САМОЛЕТ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ ТРЕБУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ДОРАБОТОК
 
Сегодня нельзя однозначно говорить, что обладание самолетом пятого поколения дает полное преимущество в небе. Например, истребитель F-22 является самым совершенным на сегодняшний день серийным самолетом в мире, однако представители американских военно-воздушных сил обеспокоены тем фактом, что у этого самолета есть существенные недостатки. Так, к примеру, F-22 оснащен ракетами средней дальности «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, которые используют устаревшие системы радиолокационного наведения.
 
На фото: АМЕРИКАНСКИЙ F-22 RAPTOR ПЕРВЫЙ И ПОКА ЕДИНСТВЕННЫЙ СТОЯЩИЙ НА ВООРУЖЕНИИ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ
Фото: ru.wikipedia.org
 
В России в настоящее время разработана система постановки помех, в основе которой лежит цифровое запоминающее устройство радиочастот, позволяющее уклоняться от этих ракет. Новые системы могут сделать бесполезными системы наведения, установленные на ракетах этого класса. Представители ВВС США считают, что F-22 будет очень непросто преодолеть средства радиоэлектронной борьбы и проблемы могут возникнуть даже в воздушном бою с российским многоцелевым истребителем поколения 4++ Су-35 – первой ракетой его гарантированно уничтожить не получится.
 
Также в ВВС США заявляют, что уже сегодня планируют модернизацию истребителя бомбардировщика F-35 Lightning II, который еще не вышел в серийное производство и не поступил на вооружение. Американцы считают, что этот самолет уже начинает устаревать. Напомним, что F-35 – семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company в консорциуме с несколькими известными американскими и иностранными компаниями с мощным техническим и научным потенциалом, в том числе Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace.
 
В апреле руководитель программы F-35 заявил, что самолет необходимо дооснастить новыми системами авионики, радиолокации, лазерным оружием и новым более экономичным двигателем. Эти доработки сделают F-35 одновременно самым технологичным в мире и просто астрономически дорогим. По самым приблизительным подсчетам, дополнительная программа модернизации истребителей обойдется в 400 млрд долларов.
 
Но американские военные объясняют переделку самолетов необходимым шагом, так как потенциальные противники быстро развивают свои технологии, и это попытка отвечать вызовам. Возможно, это, в первую очередь, продолжение гонки технологий и адекватный ответ российскому и китайскому самолетам пятого поколения. Нужно отметить, что первоначально готовность самолета версии F-35A для ВВС США намечена на август-сентябрь 2016 года.
 
Одновременно с совершенствованием начинки самолетов американцы разрабатывают вспомогательные устройства, которые помогут лучше раскрыть возможности своих истребителей. Так, американская компания Rockwell Collins разработала шлем Gen III Helmet Mounted Display System (HMDS) для пилотов истребителей-бомбардировщиков F-35. Производитель утверждает, что шлем HMDS стоимостью 400 тыс. долларов обладает самой передовой системой отображения данных в мире и предоставляет пилотам максимально возможную информацию о самолете и его окружении.
 
Скорость, курс, высота, а также другая необходимая информация и предупреждения проецируются не на классический дисплей, а на визор шлема. Такой подход значительно упрощает восприятие информации и увеличивает скорость реакции пилота. Кроме того, благодаря шести беспроводным инфракрасным камерам, установленным по периметру самолета, шлем HMDS позволяет пилоту буквально «видеть» истребитель насквозь в реальном времени, включая режим ночного видения. Но и на этом американцы не собираются останавливаться, в настоящее время в США разрабатывают истребитель шестого поколения F/A-XX.
 
Перед разработчиками истребителя стоит непростая задача – совместить характеристики самолета, которые позволят уйти от атаки во время воздушного боя, и обеспечить большую ударную мощность. Как полагают специалисты, технические требования к F/A-XX могут быть смещены в сторону повышения его эффективности в противовоздушной обороне флота, а не в проведении ударных операций. Разработчики планируют сделать F/A-XX истребителем с большей боевой нагрузкой.
 
Для этого в самолете будет предусмотрен вместительный бомбоотсек. По оценкам экспертов, схема «летающее крыло», по которой ранее собирались строить истребитель, не позволит спроектировать отсеки вооружения по всей длине корпуса. Правильную центровку сверхзвукового истребителя, необходимую для достижения лучших результатов, должна обеспечить особая удлиненная конструкция инновационного самолета, над которой сейчас работают авиастроители.
 

Авторы:  Александр КРУГЛОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку