СОХАТАЯ СМЕРТЬ

СОХАТАЯ СМЕРТЬ
Автор: Ольга КОРСАКОВА
10.10.2014
 
Дикие животные становятся причиной страшных автокатастроф, но чиновники и дорожные службы делают вид, что проблемы не существует
 
Каждый год на дорогах России происходят тысячи ДТП с участием диких животных. Самые опасные из них – лоси. В столкновениях с ними гибнут сотни автомобилистов. Те же, кому посчастливилось выжить, должны, как правило, серьезно потратиться на лечение и ремонт поврежденного автомобиля, а также уплатить государству солидный штраф за повреждение государственной собственности, каковой считаются кабаны, лоси и медведи. Сумма может доходить до 200 тысяч рублей. Само же государство никакой ответственности за поведение «живой собственности» не несет. С точки зрения чиновников, в аварии всегда виновен человек. Даже если он никак не мог ее предотвратить.
 
По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в нашей стране около 860 тысяч лосей. С середины августа и до конца октября у сохатых так называемый период гона. В это время они особенно опасны – и появление их на проезжей части абсолютно непредсказуемо. Что может сделать водитель, если перед ним на дороге неожиданно возникает летящая из-за деревьев со скоростью 50 км/ч рогатая махина, вес который может доходить до 500 килограммов?
 
Согласно информации Госавтоинспекции Смоленской области от 6 июня 2014 года, только за последние месяцы на дорогах области произошло 57 ДТП из-за неожиданного выхода лосей на проезжую часть дороги, в результате 2 человека погибли и 6 получили ранения. В Ленинградской области ежегодно происходит более 100 ДТП с животными. 90% из них – с лосями. 25 сентября под Санкт-Петербургом около 0:55 минут на Таллинском шоссе в районе деревни Алексеевка лось столкнулся с автомобилем. Животное погибло, раненые люди госпитализированы. По данным ГИБДД Подмосковья, в 2013 году произошло 16 ДТП с участием диких животных, 9 человек погибло, 16 получили ранения. Общее число наездов на лосей ГИБДД Подмосковья не уточняет.
 
ГИБДД Ивановской области в сентябре сообщила, что в регионе участились ДТП с дикими животными. Всего за 8 месяцев в регионе произошло 3 случая наезда на лосей, в которых пострадало 5 человек. «11 сентября 2014 года в 6.30 на 30-м километре автодороги Иваново – Родники в результате ДТП с неожиданно выбежавшим на дорогу лосем погиб водитель автомобиля «Ауди А-6».  По словам очевидцев, мужчина пытался сманеврировать, но уйти от столкновения ему не удалось. Животное также погибло», – сообщает официальный источник.
 
Впрочем, эксперты утверждают, что общей статистики ДТП с участием лосей в нашей стране никто не ведет. «На деле общее количество ДТП с животными значительно выше учтенных случаев, примерно на 50%, – поясняет  заместитель директора департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области Виктор Шабанов. – Если гражданин сознательный или автомобилю причинен значительный ущерб, он сообщает о случившемся в ГИБДД или нам. А сколько историй, когда водитель, зная, что его ждет суд, или по незнанию уезжает с места происшествия? Особенно этим грешат водители фур. Многие из них, сбив лося, грузят его в автомобиль и уезжают. Или лося сбили, но не убили, а ранили и уехали. Лось идет в лес и там умирает. А его кости егерь может найти только через полгода. И непонятно, то ли лось попал в ДТП, то ли умер естественной смертью».
 
В Управлении ГИБДД по Вологодской области на нашу просьбу предоставить статистику ДТП с участием животных, сообщили, что 2011 году в 18 зарегистрированных ДТП погибло 4 человека, было ранено 29, в 2012 году в таком же количестве ДТП 2 погибло, 20 ранено. В 2013 году произошло 21 ДТП, в которых 3 человека погибли и 31 получили ранения, за истекшие месяцы этого года – 15 ДТП, 2 человека погибли и 29 ранены. Это официальные данные ГИБДД, но на различных вологодских сайтах приводятся иные цифры: 2011 год – 104 аварии, 2012-й – 72, 2013-й – 102, 9 месяцев 2014 года – 86. Последняя цифра взята с сайта Вологодского правительства, которое, к сожалению, на наш официальный запрос с просьбой прокомментировать данные о ДТП с участием животных никак не отреагировало.
 
А вот в пресс-службе управления ГИБДД пояснили, что такая разница в показателях связана с тем, как ведется учет. Случаи, когда в авариях с лосями страдают люди, учитываются отдельной строкой, а если пострадавших людей нет, то факт наезда на лося просто фиксируется как обычное ДТП на дороге, не выделяясь специальной строкой.
 
ЗНАКА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» НА МЕСТЕ АВАРИИ НЕ БЫЛО
 
Больше ста аварий за год в одном регионе – устрашающий показатель! Впрочем, властям Вологодской области на городских сайтах в начале сентября этого года радостно отрапортовали о том, что «дикие животные стали реже гибнуть в ДТП на трассах в Вологодской области» на целых 30% по сравнению с прошлым годом. Судя по цифрам, правда, все не совсем так, но надо же как-то оправдать потраченные на установку так называемых электронных пастухов деньги.
 
Эти специальные устройства, отпугивающие лосей, появились на 42–47-м километрах дороги А-114 Вологда – Новая Ладога: забор из проволоки с напряжением 12 вольт, через каждые 100 метров – специальный проход с лазерными датчиками. Что побудило установить эти устройства именно там? Во всяком случае, самая громкая авария последних лет со смертельным исходом произошла в Вологодской области в другом месте. Тогда после столкновения с лосем погибли четыре человека, в том числе ведущая вологодского радио Регина Петрушина. Жизнь 24-летней  девушки оборвалась неожиданно и нелепо по пути на питерский паром, откуда Регина вместе со своими друзьями должна была отправиться в путешествие по Скандинавии.
 
Фото: weganizm.com
 
«В 21 ч 50 мин на 78-м км автодороги Вологда – Новая Ладога вне зоны действия дорожного знака 1.27 «Дикие животные»  вологжанин 1961 г.р. с пристегнутым ремнем безопасности, управляя автомашиной «Форд», совершил наезд на лося, который вышел на проезжую часть с правой стороны дороги», – сообщается в справке Управления ГИБДД по Вологодской области. Позже водитель «Форда» рассказал, что лось выскочил будто из ниоткуда, как «черт из табакерки», и также исчез – в никуда. После столкновения мужчина вышел осмотреть повреждения, они были средней тяжести: помяты капот и бампер, лобовое стекло разбито. Не было видно поблизости и виновника ДТП – лося.
 
Водитель вызвал ГИБДД. Полицейские приехали быстро, начали оформлять протокол, когда неожиданно на трассу вышел окровавленный мужчина. Как оказалось, лось никуда не испарился, не исчез, а угодил во встречный автомобиль, «Мицубиси Кольт», в котором ехали Регина Петрушина и ее друзья: Иван и Юлия Волосновы, сестра Юлии – Ирина, ее муж Александр Фёдоров. От столкновения с животным у автомашины полностью снесло верхнюю часть крыши, после чего она, проследовав 200 метров по проезжей части, совершила съезд в левый кювет. От полученных травм водитель и три пассажира автомашины погибли на месте, хотя все они – отметим – были пристегнуты ремнями безопасности.
 
Единственным выжившим в этой страшной аварии оказался Александр Фёдоров, он находился на заднем пассажирском сиденье слева. Он получил сотрясение мозга и травму глаз. «Я в это время сидел на заднем сиденье, за Иваном, водителем, дремал, положив голову на колени жены Ирины, благодаря этому и выжил. Лось упал прямо нам на крышу и снес ее. Мне до сих пор это очень больно вспоминать, простите. Кто виноват в том, что случилось? Вопрос риторический. Вот и следователи сказали потом: не виноват никто», – говорит Александр.
 
Полицейская справка подтверждает: все были пристегнуты. Что касается скорости автомобиля, то разогнаться на «Мицубиси Кольт» с пятью пассажирами в салоне и при загруженном под завязку багажнике довольно проблематично. Ну а главное – знака «Дикие животные» в этом месте не было. (Знак 1.27 «Дикие животные» устанавливают перед участками дорог, проходящими по территории заповедников, охотничьих хозяйств, лесных массивов, и другими участками дорог, если на них возможно появление диких животных.)
 
«Саша до сих пор не может пережить потерю любимой жены. Он один воспитывает дочку. После этой трагедии наш город весь, что называется, поднялся на уши. У нас населения немного, 300 тысяч, и все друг друга знают, – делится впечатлениями близкая подруга погибших, Екатерина Волкова. – Смерть сразу четырех человек подняла всю общественность. Друзья Регины, журналисты, стали писать губернатору гневные письма: «Почему на дорогах нет знаков, света, сеток, других ограждений? И это сработало. Насколько я знаю, потом на этом участке поставили  какие-то знаки. И венки на месте гибели ребят стоят до сих пор».
 
ВОДИТЕЛЯМ ЗА СБИТЫХ ЛОСЕЙ ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ В 99,9% СЛУЧАЕВ
 
Почему на дороге в этом месте не было знаков? Местные жители говорят, что, хотя лосей на трассе очень много, на этом участке животных прежде действительно никогда не было. Но даже отсутствие знаков вовсе не освобождает от ответственности в случае аварии… водителей.
 
«Если вы сбили лося вне зоны действия этого знака, вы все равно виновны в аварии. Как только человек садится в автомобиль – источник повышенной опасности, он автоматически берет на себя ответственность за все, что с ним произойдет на дороге. И он должен эту ответственность осознавать», – утверждает Михаил Сорокин, заместитель директора департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области.
 
По его мнению, чаще всего лосей сбивают, игнорируя скоростной режим, а на скорости 60 км/ч убить лося практически невозможно.
 
«У вас есть возможность предотвратить наезд согласно правилу 10.1 ПДД. Если вы этого не сделали, значит, виноваты», – настаивает Михаил Сорокин. Напомним, правило 10.1. гласит: «…При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
 
Неудивительно, что при таком подходе судебные иски по возмещению ущерба за убитого лося департамент, по свидетельству Сорокина, выигрывает в 99,9% случаев. В общем, водителю придется раскошелиться даже при отсутствии знаков и соблюдении скоростного режима – если он выживет, конечно.
 
Жизнь лося наши чиновники оценили в 40 тысяч рублей, в соответствии с Приказом от 8 декабря 2011 г. N 948 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Но цена не окончательна. Суды учитывают возраст, вес животного и даже пол. И если это самка, то сумма ущерба может составить до 200 тысяч рублей – сюда входит и цена потомства, которое она могла бы воспроизвести. Кстати, убитый медведь стоит гораздо дешевле – 30 тысяч рублей, а кабан и вовсе 15 тысяч.
 
Если животное погибнет, водитель в судебном порядке должен возместить сумму ущерба за испорченное государственное имущество, коим являются лоси, медведи и кабаны. Правда, не из своего кармана (спасибо хотя бы за это), а за счет страховой компании, по полису ОСАГО, – удивительно, но многие автовладельцы об этом даже не догадываются. 
Адвокат Ирина Морозова считает, что нельзя перекладывать всю ответственность за ДТП только на водителей.
 
«В моей практике были случаи, когда мы доказывали невиновность водителя: знака нет, скорость в пределах нормы, но лось погиб, водитель не мог предугадать, откуда выбежит животное, трасса не освещена. Но судьи ссылаются на пункт 10.1. и требуют возмещения ущерба в пользу государства, – рассказывает она. – А интересы государства в нашей стране, к сожалению, выше интересов людей, в судах все делается не для человека, а вопреки ему.  А случаи, когда человек погиб в ДТП с лосем и его родные смогли отсудить компенсацию у чиновников, например, за отсутствие знака, мне неизвестны. На словах же слуги народа всегда находят отговорку: в этом месте никогда не было лосей; кто знал, что они здесь появятся? Миграция животных – от нас она не зависит. А ставить знаки на всех дорогах – затратно и не нужно».
 
Виктор Шабанов, заместитель директора департамента по охране  и использованию животного мира Ярославской области, подчеркивает, что чаще всего виноваты водители, но готов признать, что часть ответственности лежит и на властях.
 
«В Ярославской области численность лосей – около 80 тысяч. Количество ДТП с участием сохатых в регионе стабильное. В 2011 году – 64, в 2012-м – 104, 2013-м – 88, 2014-м – 62. В основном виноваты водители, игнорирующие знаки. Но скажу так: виноваты и дорожные службы. Вот прилегающее к дороге пространство – оно должно быть вырублено, согласно ГОСТам и СНИПам. А у нас в стране это требование нередко игнорируется, – поясняет он. – Вот у нас трасса Ярославль – Кострома. В этом году только участок у нас расчистили, было метра полтора, а надо 15 метров минимум, а то и больше. Что такое для лося 15 метров? Препятствие в несколько секунд. За это время водитель не успевает разглядеть животное. Особенно если едет ночью, по трассе, с немаленькой скоростью».
 
Фото: Анатолий Кузярин. ТАСС
 
НА ЭКОДУКИ ПОТРАТЯТ 150 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
 
Вырубка деревьев в районе, непосредственно прилегающем к проезжей части, во многих странах мира, включая Россию, становится очень эффективной мерой. Возможность разглядеть бегущего лося значительно возрастает. Но вырубить лес не так-то просто. Максим Юрченко из Федерации автовладельцев России объясняет: «Чтобы вырубить часть лесной полосы, нужно пройти семь кругов ада. Экологические проблемы у нас сейчас в стране быстро решаются. Вокруг столько экологов развелось – чтобы вырубить один куст, нужно миллион разрешений, независимо от того, обычный это лес или тайга. А экологи ох как любят помитинговать против вырубки леса. А устанавливать ограждения? Ну, это дорого. Дешевле ехать с положенной скоростью и смотреть по сторонам. Всем это советую».
 
Как еще можно защитить людей и животных друг от друга? В Финляндии, к примеру, по всем трассам стоят специальные ограждения до 2 метров, инфракрасные датчики, информирующие водителей о приближении животного. Они предписывают человеку за рулем снизить скорость до 15 км/ч. В Швеции концерн «Вольво» разработал модель автомобиля с защитой от столкновения с движущимся объектом. Специальный радар отслеживает приближение животного и при угрозе столкновения помогает водителю затормозить.  В США и Европе используют светоотражающие зеркала, в них попадает свет фар, отпугивающий лосей. А также экодуки – специальные натуральные коридоры над проезжей частью, где растут трава и деревья, по которым животное может спокойно пересечь трассу.  Пионером в строительстве натуральных коридоров для животных еще в 1950-е годы стала Франция. Возведением экодуков решили заняться и у нас. Первые сообщения о строительстве экодуков в Ярославской области появились еще 2 года назад.
 
«Экодуки у нас появятся, – убеждает Виктор Шабанов. – Сейчас идет согласование проектов. Да, это не быстро, проекты дорогие, а строить будем на столетия, и спешка здесь не уместна. А специальные сетки проблему не решат. Да, быть может, они сократят количество выбегающих животных на дорогу. Но при этом будет нанесен непоправимый ущерб самим лосям. Иногда он чует самку на противоположной стороне дороги. Несется, как бешеный, вперед, попадает в сетку. В лучшем случае травмируется. А в худшем – застрянет там и погибнет».
 
Теперь о плане строительства экодуков заявляет и правительство Вологодской области. Стоимость проекта власти области оценили в 100–150 млн рублей. Время строительства – 1 год. Ну что же? Посмотрим, насколько быстро освоят бюджетные деньги и станет ли от этого легче лосям…
 
СПРАВКА
 
Мы разослали запросы о статистике ДТП с участием лосей пяти крупнейшим страховым компаниям страны, но положительных ответов не получили. И на интервью по этой тематике никто из них не согласился.
 
Николай Тюрников, генеральный директор компании «ГлавСтрахКонтроль», равнодушие к этой проблеме страховщиков объясняет просто:
 
«Нашим страховщикам в принципе всё равно. Наши ужасные дороги являются следствием абсолютного бездействия как раз со стороны наших страховых компаний. Они охотней судятся с физическим лицом, у которого нет штата юристов, чем с дорожниками, с которых в суде чего-то добиться нереально. Во всем мире почему хорошие дороги? Потому что там именно страховые добиваются качества дорожного полотна. Если случится ДТП по вине дорожной службы – а за рубежом это доказывается в два счета, суды там беспристрастны, – то дорожникам придется платить огромные суммы. И им просто невыгодно содержать дороги в плохом состоянии. А наши страховые компании боятся судиться с чиновниками. Во все мире суды смотрят прежде всего на качество дороги, потом на технические характеристики автомобиля. И уже в самом конце – на действия водителя. У нас – с точностью до наоборот. Первым делом во всем виноват водитель, благодаря вот этому «резиновому» правилу 10.1. Он виноват всегда, несмотря на плохую погоду, или бездействие дорожников, или бегущих лосей. А свои деньги страховые компании отбивают за счет тарифа с клиента, в том числе и благодаря дополнительной стоимости страховки, а надо бы с убытков, как во всем мире. Либо у вас безопасная дорога, либо вы попадаете на крутые деньги».
 
МНЕНИЯ
 
Павел Павлов, заведующий отделом мониторинга и опытных работ в охотничьих хозяйствах ФГБУ «Центрохотконтроль»:
 
«Миграция у лосей на генетическом уровне, тропы миграции прокладывали еще их «деды». Но сейчас эти пути исковерканы человеком. Дачное строительство, вырубка леса, строительство дорог изменяют природные условия, мы осваиваем новые территории, а лосям некуда деваться. И они начинают метаться туда-сюда. Туда – новые трассы, отбойники, ограждения, сюда – а здесь построили жилые кварталы. Отдельная проблема – бродячие собаки. Они питаются не только на помойках в городе, иногда целыми стаями забегают в лес и начинают гонять лосей. Сохатые вынуждены убегать со своих насиженных мест в другие лесные районы, а иногда и в город, к людям.  Сам по себе лось не опасен, если его не трогать. Но… в период гона, например, он соревнуется с другими самцами, и если соперники его побеждают, он начинает беситься: как это так – у него отбили самку?  Ему нужен выход энергии. Для него враги – все. Он бежит, ничего не видя перед собой. Когда он встречает автомобиль, его ослепляет свет фар, ему сложно оценить обстановку, расстояние до автомобиля, поэтому и сталкивается с ним».
 
Иван Ростов, кандидат биологических наук:
 
«Люди стали чаще покупать автомобили, особенно с тех пор, как стали доступны кредиты. Соответственно, чем больше машин на дороге, тем чаще случаются аварии. Да и животные все чаще выходят на дороги, а иногда попадают и в город, потому что леса в нашей стране стремительно уничтожаются. Одни лесные пожары 2010 года чего стоят. И ведь каждый год они продолжают гореть, не в таком масштабе конечно, как тогда, но ведь горят. А сколько вырубается лесных участков для строительства коттеджных поселков? Этого вам никто не скажет. Вот так выглядит глобализация, против которой сегодня модно бороться».
 
Николай Будахин, житель Подмосковья, потерял в аварии двух сыновей и племянника:
 
«Сыновья мои – погодки, Сергей и Максим, вместе росли, вместе погибли. Ребята ехали на работу, на завод по сборке китайских машин, с ними были мой племянник и еще двое друзей: Павел и Сашка Галимовы. Около 10 утра они врезались в лося, якобы превысив скорость. А ближе к обеду мне позвонила сноха и сказала: Серёжки больше нет. На тот момент его дочке, моей внучке, было всего 1,5 года. На подходе был второй ребенок. Сноха была беременна. Теперь вот и вторая внучка, дочка Максима, растет без отца. Выжил только Сашка, а его брат Павел неделю пролежал в коме, но потом умер в больнице. Мы с женой, конечно, помогаем своим снохам, чем можем: я работаю, бабушка сидит с внучками. А вдовы вкалывают на работе, чтобы детей прокормить, тяжело без мужей одним детей растить. А нам потом сказали: если бы ребята выжили, с них бы еще и штраф содрали, за гибель лося. Более 100 тысяч рублей. За что штраф? Ведь знаков там не было на тот момент никаких.  Поставили уже потом, как всегда».
 

Авторы:  Ольга КОРСАКОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку