События июня

События июня
Автор: Владимир ВОРОНОВ
02.06.2012

События июня

1 июня 1931 – заключён договор между США и СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов.
2 июня 2000 – во время катастрофы собственного вертолёта погиб известный хирург-окулист Святослав Фёдоров.
3 июня 1936 – секретным приказом наркома обороны  СССР № 079 начаты войсковые испытания химических авиационных фонтанирующих бомб «ХАБ-25ф», снаряжённых боевыми отравляющими веществами.
4 июня (22 мая по ст. ст.) 1916 – на Юго-Западном фронте началась масштабная наступательная операция русской армии, получившая позже название Брусиловский прорыв. За первую неделю боёв русские части прорвали фронт, нанеся большие потери австро-венграм.
5 июня 1983 – в 22:45 теплоход «Александр Суворов», флагман Волго-Донского пароходства с лучшим экипажем, врезался верхней частью надстроек в единственный в Ульяновске мост через Волгу. Погибло 176 человек. Причиной трагедии, по версии следствия, стала халатность первого штурмана и рулевого.
6 июня 1919 – приказом председателя Реввоенсовета Республики Льва Троцкого объявлен вне закона «за неподчинение командованию» Нестор Махно, командовавший бригадой в составе 1-й Украинской советской армии.
7 июня 1941 – арестован начальник Главного управления противовоздушной обороны Наркомата обороны СССР Герой Советского Союза генерал-полковник Григорий Штерн (в октябре 1941 года его расстреляли). В этот же день был арестован и нарком вооружения Борис Ванников.
8 июня 1948 – на комбинате № 817 (Челябинск–40) под руководством Игоря Курчатова пущен первый советский реактор для наработки оружейного плутония.
9 июня (30 мая по ст. ст.) 1672 – родился будущий первый император России Петр I
10 июня 1967 – шокированный поражением арабских стран в Шестидневной войне, Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем. Восстановлены они были лишь в 1991 году.
11 июня 1996 – на перегоне между станциями метро «Тульская» и «Нагатинская» в Москве произошёл взрыв самодельного взрывного устройства: погибли 4 человека, 16 человек получили ранения. Организаторы и исполнители теракта до сих пор не найдены.
12 июня 1937 – расстреляны участники так называемого «военно-фашистского» заговора: Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Эйдеман, Путна, Фельдман, Примаков.
13 июня 1955 – в Советском Союзе объявлено, что в Якутии открыто алмазное месторождение – знаменитая кимберлитовая трубка «Мир». Так наша страна вошла в крайне узкий круг государств, где добываются алмазы.
14 июня 1941 – в Литве, Латвии, Эстонии органы госбезопасности начали спецоперацию по массовой депортации населения в Сибирь. Из родных мест было выселено около 10 тысяч эстонцев, около 17 тысяч латышей, 17,5 тысячи литовцев. Эти действия стали частью спецоперации по депортации в те же дни из Бессарабии и Северной Буковины (более 30 тысяч человек), Западной Украины (более 11 тысяч человек) и Западной Белоруссии (24 тысячи человек).
15 июня 1971 – в Луганске суд приговорил к 5 годам лагерей строгого режима Александра Чекалина за «антисоветские надписи» на избирательных бюллетенях. Одним из свидетелей обвинения стала жена самого Чекалина.
16 июня 1963 – состоялся запуск космического корабля «Восток-6» с первой женщиной-космонавтом на борту – Валентиной Терешковой.
17 июня 1982 – выступая на заседании Генеральной ассамблеи ООН, президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».
18 июня 1918 – в Новороссийской бухте был затоплен Черноморский флот, который, по условиям Брестского мира, должен был отойти к немцам.
19 июня 1941 – газета «Известия» опубликовала репортаж из Самарканда о вскрытии гробницы Улуг-бека – внука жестокого Тамерлана, и о подготовке к вскрытию гробницы самого Тамерлана. Вскрытие гробницы Тамерлана было произведено 20, а по другим источникам, 22 июня 1941 года.
Между тем одна из легенд гласила: «Кто вскроет могилу Тамерлана – выпустит на волю Духа Войны. И будет бойня, такая кровавая и страшная, какой мир не видал вовеки вечные».
20 июня 1933 – открыт построенный заключёнными Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина, ставший первой грандиозной стройкой ОГПУ.
21 июня 1958 – состоялся первый полёт опытного самолёта «105». В 1960 году новый сверхзвуковой бомбардировщик был запущен в серию под названием Ту-22.
22 июня 1941 – агрессия нацистской Германии против СССР.
23 июня 1954 – тайваньские военные корабли в нейтральных водах южнее острова Тайвань захватили советский танкер «Туапсе».
24 июня 1959 – первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв пообещал вице-президенту США Ричарду Никсону, приехавшему в Москву на открытие американской выставки в Сокольниках, показать «кузькину мать».
25 июня 1923 – в обмен на обещание признать легитимность советской власти и осудить все контрреволюционные действия из заключения был освобождён Патриарх Московский и Всея Руси Тихон. С этого момента начался раскол Русской православной церкви: православные иерархи за рубежом отказались признать Тихона патриархом.
26 июня 1940 – в СССР введен восьмичасовой рабочий день, семидневная рабочая неделя и уголовная ответственность за опоздание на работу более 21 минуты и за прогул.
27 июня 1941 – арестован бывший начальник Разведупра РККА Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Проскуров. В этот же день арестован командующий ВВС Киевского особого военного округа Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Птухин. Оба впоследствии расстреляны в рамках сфальсифицированного «заговора авиаторов».
27 июня 1944 – начало массовой депортации болгар, армян и греков из Крыма в восточные районы СССР.
28 июня 1940 – войска Южного фронта в составе 40 стрелковых и кавалерийских дивизий, 11 танковых и трёх воздушно-десантных бригад вошли в Бессарабию. Попутно была занята и Северная Буковина, никогда в состав России не входившая.
29 (16 по ст. ст.) июня 1911 – на Балтийском заводе спущен на воду первый русский линкор «Севастополь». Линкор участвовал в Первой мировой и гражданской войнах, во время Кронштадтского мятежа вёл огонь по красным войскам. Под названием «Парижская Коммуна» переведён на Черноморский флот, где и воевал во время Великой Отечественной войны. В 1956-57 годах разобран на металлолом.
30 июня 1974 – во время гастролей в Канаде труппы Большого театра артист балета Михаил Барышников становится «невозвращенцем».


 

 


 
   

«Америка России подарила пароход…»

Секреты сталинской индустриализации


В учебниках отечественной истории эта дата – 1 июня 1931 года – не отмечена никак. Лишь в современных версиях различных сетевых хроник можно найти упоминание, что в этот день между США и СССР был заключён контракт об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов. Речь идёт о тех самых заводах, что и составили основу советской индустрии. Причём многие из тех «американских проектов» по сей день являются стержнем уже российской тяжёлой индустрии. Например, «Уралмаш», Магнитогорский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, Челябинский и Волгоградский тракторные заводы, Пермский авиамоторный и Казанский авиационный заводы, ГАЗ…
Между тем это историческое событие по форме обозначено несколько неточно: на государственном уровне со стороны США ни о каком подобном контракте и речи быть не могло. Хотя бы потому, что дипломатическое признание Америкой Советского Союза состоялось лишь двумя годами позже, в 1933 году. А ещё потому, что в столь частные дела частного бизнеса американское государство не влезало – формально. Но подобный контракт был – одним из многих сотен, действительно заключённых тогда. Только с американской стороны их заключали фирмы сугубо частные, с советской – некая хитрая контора «Амторг». Существовало тогда такое как бы акционерное общество, на деле выполнявшее роль неофициального советского торгово-экономического и даже дипломатического представительства в США. Хотя, по большому счёту, «Амторг», скорее, являлся «крышей» для советских разведчиков, подвизавшихся на ниве промышленного и научно-технического шпионажа. Но самое пикантное, что «Амторг», будучи АО, формально числился в структуре… Госдепа США! Конечно, американского (кроме долларов) в этом АО было мало: всем там заправляли советские чекисты. Вот именно через этот «Амторг» и были заключены соглашения об участии американских предпринимателей и технических специалистов – инженеров и рабочих – в индустриализации СССР.

Спасибо Великой депрессии
То, что без иностранной помощи никакой индустрии в Советской России быть не может, советские правители прекрасно понимали. Но сперва ставку сделали на сотрудничество с Веймарской Германией, а с середины 1920-х годов наладили прекрасные деловые отношения и с Италией Муссолини. Довольно скоро пришло осознание, что ни немецким, ни тем паче итальянским промышленникам не по плечу оказать помощь в осуществлении прорыва таких масштабов. Пытались большевики «на кривой козе» подъехать и к британцам с французами. Но «тонкий» подход с треском провалился: французы деликатно напомнили про дореволюционные долги России и про своих граждан, вложившихся в русские бумаги. Лондон и вовсе был настроен предельно враждебно, хотя, впрочем, не особо мешал своим промышленникам поставлять в Совдепию штучный товар. Но о сотрудничестве более масштабном и речи быть не могло – только торговля.
В сухом остатке лишь Америка. Кроме того, Кремль быстро осознал, что столь грандиозная задача по плечу именно настоящим гигантам. Таким, как концерн Форда, например. И ещё в 1925 году Лев Троцкий, перемещённый тогда на должность председателя Главного комитета по концессиям  при СНК СССР (Главконцесскома), активно пытался зазвать Генри Форда поработать в СССР.

Инновации Генри Форда
Поддавшись уговорам, Форд летом 1926 года направил на рекогносцировку в Москву целую команду своих менеджеров. Однако, ознакомившись с отчётами об их пребывании в Стране Советов, Форд категорически отказался делать инвестиции в советскую экономику: трактора и машины продавать я вам, конечно, буду – за золото и валюту, а вот строить предприятия – ни за что! Насколько можно понять, больше всего Форда взбесило вопиюще варварское отношение «товарищей» к технике: доставляемые из Америки морским путём трактора «фордзон» месяцами ржавели в портах под открытым небом, под дождём и снегом, а затем, при транспортировке, их просто сбрасывали с железнодорожных платформ – как дрова. Как заявило затем правление корпорации, вложение средств в СССР нанесло бы непоправимый урон репутации Ford Motor Company.
Разумеется, подходы делали не только к Форду, но, к разочарованию Кремля, желания идти на более глобальные проекты, нежели торговля, американцы не выражали. Не особо поначалу горел желанием работать с Советами и Альберт Кан, основатель детройтского бюро Albert Kahn Incorporated, один из крупнейших промышленных архитекторов ХХ века. Его ещё называли «архитектором Форда»: именно бюро Альберта Кана проектировало заводы Форда, да и не только его. Было бы удивительно, если бы «Амторг» не попробовал подкатить к Кану. В апреле 1929 года к нему пришли с заманчивым предложением спроектировать тракторный (а реально – танковый) завод для Сталинграда. И хотя сумма контракта была умопомрачительной – 40 миллионов долларов (сегодня это эквивалентно примерно 5,6 миллиарда долларов!), «архитектор Форда» колебался. Пока не грянул гром: биржевой крах «чёрного октября» 1929 года и Великая депрессия.
Первой ласточкой стал Сталинградский тракторный завод, предназначенный исключительно для выпуска танков. Этого даже не скрывали, но американцам было до лампочки. Albert Kahn Incorporated делает этот проект в рекордные сроки, потом заказывает модульные блоки, строит под Чикаго танковый завод. Затем его демонтируют, перевозят в Сталинград и за шесть месяцев монтируют. Сборка была проведена под руководством и контролем американских инженеров, станки и оборудование, разумеется, также американские. Следующим заказом Кана стал Челябинский танко-тракторный завод, потом пришла очередь Харьковского танкового… Всего же бюро Кана спроектировало для СССР поистине колоссальное количество объектов: то ли 521, то ли 571. А сумма контрактов составила 2 миллиарда тогдашних долларов: по одним оценкам, это эквивалентно сегодня 100 миллиардам долларов, по другим – 319 миллиардам…
Разумеется, «архитектору Форда» не было нужды заниматься проектированием с нуля каждого завода – ведь можно было использовать уже готовые проекты, которые бюро Кана успешно делало ранее. И не только танковых заводов. В активе Кана ещё и знаменитая Магнитка – Магнитогорский металлургический комбинат: парни Кана сваяли сам генплан, спроектировали и построили доменные печи, коксовые батареи, прокатные станы, электросети. Помимо этого, бюро Кана стало координатором, организовавшим для комбината поставки горнообогатительного оборудования, землеройной и строительной техники. В сооружении Магнитки участвовали американские фирмы Arthur McKee of Clevland, Freyn Engineering Corporation, The Coppers Corporation of Pittsburgh, General Electric, а также немецкие Demag AG, Krupp AG, German Koppers AG engineers.
Впрочем, лишь в активе одного бюро Кана до кучи заводов и цехов –литейных, станкостроительных, механических, кузнечных – в Коломне, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле, Калуге, Сормове, Днепропетровске, Подольске, Новокузнецке, Верхней Салде, Свердловске, подшипниковые заводы (например, 1-й ГПЗ в Москве)…
Но не Каном единым двигалась индустриализация в СССР. Известно, что ГАЗ – стопроцентное детище Форда, чья компания, в конце концов, сделала проект этого автозавода, да и станками своими оснастила. А за строительную часть проекта отвечала фирма Austin. Копией фордовского производства стал и столичный АЗЛК, тут же приступивший к выпуску нелицензированных копий «фордов». Творец другого московского автозавода, АМО-ЗИЛ, концерн Arthur Brandt.
Американцы дали Стране Советов Пермский авиамоторный завод (и поныне являющийся столпом отечественного авиамоторостроения): там тут же наладили выпуск моторов М-25 – лицензионной копии американского же мотора Wright-Cyclone R-1820F-3. Этими моторами – их в Советском Союзе выпустили почти 14 тысяч – оснащали истребители И-15, И-153 «Чайка», И-16.
В активе американских корпораций-разработчиков и строителей также Сибсельмаш, Казанский авиазавод, Ростовский и Саратовский комбайновые заводы... Легендарный Днепрогэс проектировала и строила американская фирма Cooper, площадку же под стройку готовила немецкая Siemens, она же поставила электрогенераторы, а турбины изготовила компания Newport News. А не менее известная Standard Oil of New York внесла колоссальный вклад в строительство нефтяной промышленности района Баку – Грозный – Батуми – Туапсе.
Можно смело утверждать (и это подтверждается огромным массивом документов Российского государственного архива экономики и Российского государственного архива социально-политической истории): именно американцы внедрили в СССР принципиально новую систему организации работ. Они же стали и фактическими родителями советской школы промышленного проектирования. А какое количество самых передовых на тот момент в мире технологий было позаимствовано, фантастика! Не говоря уже о том, что всё это стало для советских специалистов одним огромным университетом, в котором они прошли курс настоящей, качественной работы, к сожалению, лишь начальный.

20 тысяч инженеров
По сути дела, именно американские корпорации и стали подлинными творцами «сталинской индустриализации». Причём вопреки советским реалиям: тотальной бесхозяйственности, вопиющей безграмотности советских же технических, инженерных и партийно-административных кадров. Американских специалистов – их в начале 1930-х годов в СССР было уже свыше 20 тысяч, а вместе с членами семей более 35 тысяч – просто ужасало как варварское отношение «товарищей» к технике, так и подобное же обращение с людьми.
Оборотная же сторона индустриализации оказалась поистине чудовищной: именно заключённые, а вовсе не комсомольцы-добровольцы стали ударной силой для строек первых пятилеток; концлагеря, ГУЛАГ – фундаментом сталинской экономики, а ГПУ–НКВД – основным поставщиком «энтузиастов». Только ведь за американскую помощь надо было платить золотом, валютой – это сотни миллионов тогдашних долларов ежегодно… А где их было взять? Взяли в деревне: коллективизация, раскулачивание, насильственное изъятие зерна, которое сотнями миллионов тонн гнали за кордон. Результаты известны: полный крах сельского хозяйства в СССР, голод, голодомор…
Готовя эту заметку, в поисках «американского следа» индустриализации зашёл на соответствующие разделы официальных сайтов «Уралмаша», Магнитки, ЧТЗ, Волгоградского тракторного… – Тщетно, об этом там ни словечка. 


 

Пираты Южно-Китайского моря

Захват танкера «Туапсе». Эпизод неизвестной войны

23 июня 1954 года в 125 км от острова Тайвань, в водах Южно-Китайского моря – формально нейтральных, – корабли гоминьдановских ВМС захватили советский танкер «Туапсе», числившийся за Черноморским пароходством.
«Туапсе» считался тогда едва ли не лучшим судном советского торгового флота: датской постройки, оснащён новейшим на то время навигационным оборудованием и прекрасным двигателем. Правда, едва сойдя со стапелей, танкер уже успел вляпаться в скандал. «Холодная война» была в самом разгаре, и США категорически возражали против намерения датчан поставить Советскому Союзу столь качественное судно двойного назначения, поскольку весьма быстроходный и лёгкий в управлении танкер вполне мог быть использован и советским ВМФ. Так что из порта приёмки новое приобретение пришлось выводить тайно, буквально под покровом ночи...
Несколько месяцев «Туапсе» поработал в Арктике, затем был приписан к Одессе. Оттуда и вышел 24 мая 1954 года в свой последний рейс под советским флагом: экипаж – 49 человек, капитан – Виталий Калинин. «Туапсе» зашёл в румынскую Констанцу, взял на борт 10,5 тысячи тонн осветительного керосина и отправился в КНР, официальный порт назначения – Шанхай. По пути зашли в Сингапур, передохнули там пару дней, пополнили запасы продовольствия, провели бункеровку и двинулись дальше. А ночью 23 июня на корабле зазвучала общесудовая тревога.

Район боевых действий
Механик Юрий Борискин вспоминал, как, поднявшись на палубу, увидел силуэты нескольких военных кораблей – эсминца и фрегата гоминьдановского флота под флагами Китайской Республики. С них по радио и поступил приказ: остановить танкер, капитану прибыть на фрегат. Но капитан Калинин на требования китайских военных не реагировал. Тогда прозвучала угроза открыть огонь – советский капитан опять не отреагировал. Лишь когда гоминьдановские корабли открыли предупредительный огонь из автоматических зенитных установок, прозвучала команда «Стоп, машина!».
В три захода на борт высадились солдаты – около 100 человек, занявшие все судовые посты и сорвавшие флаг СССР. Матросов, пытавшихся помешать глумлению над государственным флагом, избили прикладами автоматов. Под конвоем военных кораблей танкер отправился в тайваньский порт Гаосюн, где экипаж высадили на берег, объявив: советские моряки арестованы за перевозку военного стратегического груза и… незаконное приобретение танкера в Дании. Потому корабль и груз конфискуются, а моряки объявляются военнопленными. Натурально пиратство!
На деле всё было не совсем так, как затем прописали советские газеты, да и по сей день у нас эта смутная история подаётся весьма однобоко. Начнём с того, что с точки зрения международного права всё было не столь однозначно. Как известно, гражданская война на континентальном Китае завершилась в октябре 1949 года победой маоистов, и в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Остатки армии Чан Кайши эвакуировались на остров Тайвань – там и продолжила существование уже Китайская Республика. Но, несмотря на существование «красного Китая», тогда именно  Китайская Республика считалась признанным субъектом международного права: её посланник заседал в ООН, представляя страну в Совете Безопасности. И обладал, между прочим, правом вето! В свою очередь, КНР находилась в международной изоляции: кроме немногочисленных стран советского блока, её никто не признавал. Так что правительство Тайбэя считалось вполне законным, а пекинское – мятежниками. Мало того, обе стороны в тот период вели самые настоящие боевые действия, причём весьма ожесточённые: забрасывали друг к другу диверсионные группы, высаживали морские и воздушные десанты. Велась самая настоящая война в воздухе: над побережьем и в Тайваньском проливе полноценные воздушные бои вели истребители сторон, применялась также бомбардировочная авиация. Шла и морская война: боевые корабли сторон обстреливали побережье противника, вступали в сражения на море. Ещё перехватывали в Тайваньском проливе торговые суда: маоисты – идущие на Тайвань, чанкайшисты – идущие в КНР. Гоминьдановские корабли атаковали даже торговые суда под британским флагом, пока Королевский флот не положил конец этому беспределу. В общем, это был район самых натуральных боевых действий, куда мог сунуться лишь чокнутый. Или тот, кому это было очень надо...
Капитан «Туапсе» чокнутым не был, хотя и полез в самое пекло, весьма неплохо представляя обстановку. Потому как вся эта миссия была вовсе не такой уж и мирной, как было объявлено. Во-первых, корабль направлялся вовсе не в Шанхай, а в порт Далянь (Дальний), где была база маоистских военно-морских сил и... советская военная база. Кстати, в Далянь базировалась часть советского истребительного авиационного корпуса, пилоты которого и вели боевые действия против авиации Чан Кайши! Разумеется, советские лётчики воевали на самолётах с опознавательными знаками ВВС КНР, но кого это могло обмануть! Так вот, именно для этого воюющего авиакорпуса «Туапсе» и вёз керосин – совсем не осветительный, для ламп и керосинок мирных китайских обывателей, а вполне себе авиационный – для реактивных двигателей истребителей МиГ-15. Разумеется, при таком маршруте транспортировки военного груза – из акватории Чёрного моря на Дальний Восток – скрыть это было невозможно. Так что, с точки зрения вполне легитимного на тот момент китайского правительства, это была рутинная и законная боевая операция против нарушителей блокады и зарубежных «поджигателей гражданской войны».
Вот только с захваченными советскими моряками китайцы обошлись вовсе не как с военнопленными. Поначалу обращение было хорошее: до 8 сентября 1954 года их нормально кормили, подавая обеды из пяти-шести блюд, допрашивали, но вежливо, столь же вежливо уговаривали попросить политического убежища, оставшись на Тайване или поехав в США. Так что в эти месяцы экипажу больше всего докучали лишь... огромные комары. Поскольку дипломатических отношений между СССР и Тайванем, разумеется, не было, Москва попыталась было воздействовать на Тайбей через США. Но «американский вариант» вскоре провалился: отношения с США были тогда, что называется, на самом минимуме, к тому же именно американские корабли обеспечили разведывательное прикрытие операции по захвату «Туапсе». Так что советские интересы поручили представлять французским дипломатам.
Затем всё резко переменилось: морякам объявили, что СССР ведёт против Китайской Республики военные действия (что было не столь далеко от истины) и по закону военного времени они все, мол, подлежат... расстрелу! Но тем, кто признает вину и пойдёт на сотрудничество, жизнь будет сохранена... С этого момента моряков стали ломать: начались избиения, пытки током, под ногти загоняли иголки, всех буквально морили голодом – зачастую дневной рацион состоял из кружки мутного кипятка с какой-то травой. Один моряк попытался бежать: поймали, избили, затем имитировали расстрел.
Главное требование чанкайшистов было таким: откажитесь от советского гражданства, просите политического убежища, пишите прошение о предоставлении американского гражданства.
   
Сломанные судьбы
20 человек такие прошения написали. 29 – отказались... 25 июля 1955 года этим 29 морякам объявили, что... правительство Китайской Республики (т.е. Тайваня) их прощает, они могут вернуться в СССР. Пять суток они ехали через КНР, где на каждой станции им устраивали торжественные встречи – с оркестром, цветами, митингами. Потом была Москва, приём у министра морского флота СССР и тоже цветы, речи, отдых в лучших ведомственных санаториях, денежные премии, зарплата за время пребывания в застенках. Несколько человек были награждены орденом «Знак Почёта».
Судьба остальных 20 оказалась совсем не благостной. Матрос Димов покончил с собой в тюрьме, в тайваньской же тюрьме умерли Ковалёв и Калмазан – сказались последствия пыток. Ещё трое моряков – Лопатюк, Саблин и Книга – отказались от подписанных ранее заявлений с просьбой отправить их в Америку. После чего им объявили приговор: 10 лет тюрьмы за... обман! Им пришлось провести за решёткой несколько лет. Потом их выпустили, дали вид на жительство и пенсию. Следующие 28 лет они фактически провели под домашним арестом. В 1988 году им позволили вернуться в СССР. Остальные покинули Тайвань: одни уехали в США, а бывшие моряки Ерёменко и Татарников даже завербовались солдатами в американскую армию – их и ещё двоих бывших моряков-невозвращенцев на родине заочно приговорили к смертной казни. Один из этих заочно приговорённых, Иваньков-Николов, правда, сошёл в Америке с ума. И в 1969 году в Вашингтоне его официально передали советским представителям. В советской «психушке» он провёл свыше 20 лет.

«Без шума и пыли»
Четверо из «подписантов» – Анфилов, Бенкович, Гвоздик, Зибров – подались в Бразилию. Там пришли в советское консульство. Родина встретила их цветами – как героев, бежавших из плена. Устроили шумную пресс-конференцию, на которой моряки разоблачили происки американских спецслужб и их тайваньских прихвостней. После пресс-конференции чекисты «без шума и пыли» их арестовали. Впаяв каждому по 15 лет за «измену родине», спустя семь лет выпустили «за отсутствием состава преступления».
Из той двадцатки в 1956 году вернулись ещё Ваганов, Лукашков, Рябенко, Ширин, Шишин. Бывшего судового бухгалтера Ваганова, возвратившегося в родную деревню под Арзамасом, взяли спустя аж семь лет по стандартному обвинению в измене родине и выдаче американской разведке государственных тайн. Хотя какие уж тайны он мог выдать, сумму удержанных партвзносов?! Срок, тем не менее, Горьковский областной суд влепил ему не детский:10 лет лагерей, семь из которых пришлось отсидеть... Получил срок «за измену» ещё один из вернувшихся вместе с ним, судьба остальных неясна. Известно лишь, что тех, кто дожил до краха Советского Союза, долго не хотела реабилитировать уже российская юстиция...
О захвате танкера в 1958 году в СССР сняли художественный фильм «Ч.П. – Чрезвычайное происшествие» с Вячеславом Тихоновым в главной роли. А конфискованный «Туапсе» был включён в состав тайваньских ВМС и служил там долго-долго. Сейчас, говорят, гниёт в порту Гаосюн. Компенсацию за него (и за моральный ущерб морякам) Тайвань выплачивать отказался...


Авторы:  Владимир ВОРОНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку