С меня довольно фантастики «Мастера и Маргариты»

С меня довольно фантастики «Мастера и Маргариты»

ФОТО: ВЛАДИМИР ТРЕФИЛОВ/РИА НОВОСТИ

Автор: Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ
17.01.2020

12 ноября режиссеру Юрию Каре исполнилось 65 лет. Во многом он – первопроходец. «Завтра была война» – первый фильм о репрессиях ученых и травле из-за чтения стихов Есенина, «Воры в законе» – первый о беспределе криминального мира в России, «Королёв» и «Главный» – о полете Леонова и его выходе в открытый космос, «Мастер и Маргарита» – первая экранизация романа Михаила Булгакова. Он открыл звезду Анну Самохину и снял абсолютно голую Анастасию Вертинскую. Юрий Кара – художник независимый и говорит, что думает. Без купюр.

ИЗ-ЗА ХАРВИ ВАЙНШТЕЙНА ВЛАДИМИР СТЕКЛОВ НЕ ПОЛЕТЕЛ В КОСМОС

– Юрий Викторович, верите ли вы в гороскопы?

– По первому образованию я – физик и в гороскопы, разумеется, не верю. Но мне приятно думать, что я родился в один день и с Юрием Поляковым, и с Людмилой Гурченко, и с Роланом Быковым, и что между нами есть некая духовная связь.

– Что вы подразумеваете под «духовной связью»?

– Духовная связь у меня была с Алексеем Архиповичем Королёвым, который к 100-летию предложил мне снять честный фильм о главном конструкторе, и я это сделал. Такая же связь была с космонавтом Георгием Михайловичем Гречко. Как известно, Гречко был абсолютным фанатом планеты Марс, и мы часами говорили с ним о жизни на Марсе, марсианах, и он хотел, чтобы я снял фантастику. На что я ответил: «С меня довольно фантастики ‟Мастера и Маргаритыˮ».

– Как с точки зрения судьбы, рока, вы сами объясняете тот факт, что фильм «Мастер и Маргарита» 15 лет лежал на полке?

– Роман «Мастер и Маргарита» – самое необычное произведение XX века. Прочитал его в 14 лет за одну ночь. Роман, замечу незаконченный, вышел через 26 лет после смерти автора. Думал, что мне придется тоже 26 лет ждать, когда фильм увидит зритель. История с невыходом фильма «Мастер и Маргарита» из-за конфликта с продюсерами подпортила мне международную карьеру. После «Мастер и Маргарита» я начал готовиться к съемкам фильма по роману Чингиза Айтматова «Таро Кассандры», где по сюжету космонавт остается на станции «Мир» и не возвращается на Землю. Подготовили к полету Владимира Стеклова, что было очень сложно, у нас были договоренности с западными инвесторами, но все сорвалось. В Каннах ко мне подошел тот самый Харви Вайнштейн и сказал: «Вы – режиссер того фильма, о котором все говорят, но его никто не видел?»

– Да уж, шутником оказался Вайнштейн! А почему выбор пал на Владимира Стеклова?

– Космонавты с большим скепсисом отнеслись к идее, что артист будет сниматься на станции «Мир». Говорили, что космонавтов готовят из самых лучших, самых крепких военных летчиков… а ваши артисты, с пьянками, гулянками, никуда не годятся. Один артист во время подготовительного периода на центрифуге оказался в состоянии клинической смерти – еле-еле его откачали. У Владимира Стеклова здоровье оказалось получше, чем у других.

– Получше – не то слово.

– При подготовке актеров к пребыванию на станции «Мир» врачи говорили, что в нашей стране нет абсолютно здоровых людей. Они лечили и космонавтов, и актеров для фильма. Володю Стеклова так вылечили, что он стал в 72 года отцом прекрасного малыша!

– Если бы вам предложили полететь в космос?

– Конечно, полетел бы. Космонавт Валерий Поляков – обладатель мирового рекорда самого длительного полета в космос (437 суток и 18 часов в 1994 и 1995 годах, на борту орбитальной станции «Мир». – Прим. ред.), рекордсмен Книги рекордов Гиннесса – говорил мне: «Лети сам – Героя точно дадут». Из-за Харви Вайнштейна не получил ни я Героя, ни Стеклов.

– Кто для вас герой?

– Герой – Королёв, о котором я снял два фильма. Герой – академик Сахаров, о котором я хочу снять фильм. Не могу не сказать, что Константин Эрнст «завалил» проект про Сахарова (я хотел снимать кино на основе «Дневников» Сахарова, который я подавал в Фонд кино). Герои – команда брига «Меркурий», о подвиге которых я написал сценарий, изучил материалы, и готов снять картину.

– Напомните эту страницу российской истории?

– Эта история 1829 года, когда наш маленький бриг «Меркурий» был атакован двумя турецкими линейными кораблями, с превосходством пушек во много-много раз. Вместо того, чтобы сдаться, «Меркурий» принял бой и победил. Это было невозможно, но это случилось. Капитану брига Александру Казарскому в 1839 году установлен памятник в Севастополе, с благодарственной надписью от императора Николая I. Памятник создан на средства жителей Севастополя и моряков. Удивительно, что сами турки назвали подвиг нашего корабля «славным».

– Наверняка, в роли Казарского снимете или Данилу Козловского или Константина Хабенского?

– Козловский – прекрасный артист, он снимался в моем фильме «Гамлет XXI век» в роли Гамлета... Всегда стараюсь сделать самый точный выбор артиста на роль. Пробы я еще не проводил, потому что еще не нашел деньги.

– В вашем фильме будет император Николай I?

– Да. Без императора не обойтись. Но в нашем фильме эротических сцен с императором не намечается, чем порой грешат мои коллеги. Николай I говорит актуальные фразы в фильме: «Как только мы имели дело с турками напрямую – все было нормально, а как турки начинали слушать советчиков, так дело для них заканчивалось плохо». Не секрет, что войны России и Турции были спровоцированы англичанами. Великобритании не нужен был сильный российский флот. Между прочим, в те годы было популярное выражение: «Турция вместо Англии воюет с Россией». Николай I должен был проявить чудеса дипломатии, чтобы через турков бороться с Англией. Сейчас Турция слушает других иностранных советчиков. Считаю, что наш фильм был бы полезным в нынешней политической ситуации.

– Наверняка вам известна версия о том, что Николай I не выдержал проигрышей российского флота во время Русско-турецкой войны 1855 года, и когда Севастополь был осажден турками, свел счеты с жизнью?

– Странная история. Император запретил после смерти вскрывать его тело. Видимо, император тяжело пережил поражения с турками и, возможно, это подорвало его душевные и физические силы.

– Государство поддерживает вашу будущую картину?

– Наш проект поддержало Российское военно-историческое общество, Министерство культуры Крыма, Министерство обороны России.

– Надеемся, что на фильм о бриге «Меркурии» будут выделены средства. Тем более, что у вас есть замечательная картина отчасти о войне по повести писателя-фронтовика Бориса Васильева «Завтра была война», и у нее огромный успех.

– Фильм «Завтра была война» купили в 48 странах мира. Когда я пришел за советом к своему учителю Сергею Герасимову с повестью Бориса Васильева «Завтра была война», он мне сказал: «Хочешь снимать о сталинских репрессиях фильм – снимай, но только правду». Тогда я хотел экранизировать это произведение как свою дипломную работу, но так получилось, что фильм «Завтра была война» вышел на большой экран.

– Какая была реакция на фильм «Завтра была война» на Западе?

– Я был потрясен, что наша история, человеческие судьбы так тронули зрителей во всем мире. Правда, в Японии мне задали вопрос: «Как же так: ребята пострадали от сталинского режима и пошли его защищать?». На что я ответил: «Ребята защищали не режим, а Родину». И добавил: «Режимы у нас бывают разные, а Родина – одна, и мы ее не предаем».

– Вы сняли две картины о конструкторе Сергее Королёве «Королёв» (2007) и «Главный» (2015). Вы смотрели фильм «Время первых» об одном из героев ваших картин – Алексее Леонове?

– Да, смотрел. Считаю, что великий человек Алексей Архипович Леонов заслуживает о себе много фильмов. Немножко обидно, что на наши картины о Королёве Министерство культуры выделило не очень большие деньги. Главные успехи нашего кинематографа последних лет связаны с фильмами о нашей истории, и в этом списке: «Легенда №17», «Викинги», и такие картины нужно поддерживать.

АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ ВЫБРАЛА МОЛОДОГО РАКОВА

– Недавно перечитывала Дневники Андрея Тарковского и обратила внимание на запись о том, что Олег Янковский наотрез отказался играть Лаэрта в его спектакле «Гамлет», который он ставил в Ленкоме, потому что хотел сыграть Гамлета. Тарковский не видел его в этой роли...

– Я хотел, чтобы Олег Янковский сыграл Мастера в моей экранизации «Мастер и Маргарита», и долго его упрашивал. Он говорил и даже требовал у меня роль Воланда. Но у меня уже был Воланд – Валентин Гафт. Предлагал Олегу Янковскому сыграть Артура в фильме «Вор в законе», но он, прочитав сценарий, сказал: «Возьми на роль Артура кого-то поглупее, например, Валю Гафта». Я так и сделал.

– Что отвечал вам Олег Янковский, когда вы упрашивали его сыграть Мастера?

– Не хочу, скучно, неинтересно, да и не моя это роль, – так говорил Янковский. Но я видел, что пара Янковского и Анастасии Вертинской – пара Мастера и Маргариты. Странно, но Янковский отказался в экранизации Бортко от роли Воланда.

– Как появился Виктор Раков в роли Мастера?

– Анастасия Вертинская выбрала Ракова. Она – очень хитрая женщина, и чтобы выглядеть моложе своих лет (играла Маргариту, когда ей было 48 лет. – Прим. ред.), предпочла молодого Виктора Ракова. На его фоне и ее Маргарита будет моложе... Анастасию Вертинскую я выбрал изначально потому, что она – ведьма.

– Как вы относитесь к ведьмам? Есть ли они на Земле?

– А как же? У меня было покраснение на руках, и я, оказавшись в гоголевских местах, пошел к бабушке-знахарке. Подхожу к дому и вижу черного котика, который то появляется, то исчезает. Серьезно. Навстречу вышла бабушка – этакая Баба-Яга... «Ну, что у тебя там?», – грубовато спросила она. Я показал. Она рассказала, что в деревне живет 10 ведьм, но все белые, а единственная черная ведьма умерла. Когда умирала, дом ее «ходуном ходил», и пока в крыше не прорубили дыру, чтобы ее душа улетела, дом не успокоился. Ведьмы лечат молитвами и травами. От каждой болезни – своя молитва. Рука этой ведьмы действовала со своей энергией сантиметров на 30 – она была как раскаленный утюг... Ведьма говорила, что профессия ее очень тяжелая – энергозатратная, что в ее местах молодым женщинам запрещено быть знахарками, потому что они не смогут родить... Все ведьмы только после 50 лет. После ведьминого лечения рука мгновенно прошла. На следующий год я хотел отправить к ведьме своего друга, но узнал, что она уже умерла. Рука с тех пор меня не беспокоит, а заболевание было серьезное. В Москве никто не мог вылечить.

– Нет ли у вас желания сделать новую экранизацию романа «Мастер и Маргарита», с учетом новых технических возможностей кинематографа и при поддержке друзей-космонавтов? Сцены полета Маргариты получились бы куда более зрелищными?

– Только собрать такой же актерский ансамбль, как в моей картине «Мастер и Маргарита», боюсь, не получится! Режиссеры вынуждены снимать тех актеров, которые есть сейчас, а актерская гвардия, честно скажу, измельчала. Хороших актеров крайне мало... Ушли гении... Ждем рождения новых звезд.

– Юрий Викторович, на ваш взгляд, в чем причина того, что больших актеров в настоящее время можно пересчитать по пальцам одной руки? Каких качеств и навыков не хватает нашим актерам, чтобы достичь высот Олег Янковского, Кирилла Лаврова, Валентина Гафта?

– В первую очередь, не хватает требовательности к себе. В прошлые времена актеров высшего пилотажа было гораздо больше, чем сейчас, и режиссерам было из кого выбирать. Раньше на «Мосфильме» существовало всего две папки актеров до 36 лет, и после 36 лет... А сейчас на каждую букву фамилии по две папки актеров, а как начнешь выбирать – никого. Заходят на «Мосфильм» молодые люди и говорят: «Мы – актеры!». Начинаешь спрашивать: «Где учились, у каких мастеров?» – называют вузы, имена руководителей курсов, о существовании которых даже я не слышал. Согласен, что есть актеры, которые ничего не заканчивали, как Георгий Бурков, но они были актерами от Бога, а не по справке, и не заметить этот дар, поверьте, невозможно. А сейчас появилось столько коммерческих вузов, которые выпускают якобы актеров, но эти «актеры» мало что умеют.

– Какое литературное произведение вы хотели бы экранизировать?

– Давно хочу экранизировать роман Достоевского «Идиот». Категорически не нравится экранизация Владимира Бортко, в которой, на мой взгляд, сделаны неправильные акценты.

– Спасибо большое за беседу.

Справка

Режиссер, сценарист и продюсер Юрий Викторович Кара родился 12 ноября 1954 года в городе Сталино (Донецк). Учился в школе № 70, а затем перешел в физико-математическую школу № 17.

В 1972 году Юрий Кара поступил в Московский институт стали и сплавов, выбрав физико-химический факультет. В вузе руководил институтским вокально-инструментальным коллективом. В 1978 году закончил институт и устроился на работу по специальности, инженером-радиофизиком. Позже будущий режиссер защитил диссертацию и получил кандидатскую степень.

В 1982 году поступил во ВГИК и стал студентом курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Свой первый фильм «Двое на скамейке» снял в 1985 году. В 1987 году студент представил на суд публики дипломную работу. Ею был фильм «Завтра была война» по произведению Бориса Васильева. Главные роли в картине исполнили студенты. Позднее ленту приобрели для показа в 48 странах мира. Она получила специальный приз жюри МКФ в Мангейме (Германия), гран-при «Золотой колос» МКФ в Вальядолиде (Испания), гран-при «Большой янтарь» МКФ в Кошалине (Польша), гран-при МКФ «Киновстречи в Дюнкерке-88». В 1988 году снял «Воры в законе», получивший на одесском кинофестивале «Золотой Дюк» «Премию Трех К» (конъюнктура, коммерция, китч). В 1990 году представлял «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» в США, показывал фильм там, в том числе и в американском конгрессе.

В 1994 году он снял «Мастера и Маргариту» по Михаилу Булгакову. Фильм получил премию «Золотой орел» (2012) и премию Международного кинофестиваля в Риге Arsenals (Латвия, 2011).

В 2000-х годах Юрий Кара снял фильмы «Интересные мужчины» (2001), «Я – кукла» (2001), «Звезда эпохи» (2005), «Репортеры» (2007).

В 2007 году был представлен его художественный фильм «Королев». Картина получила приз Гильдии кинорежиссеров России на фестивале «Сталкер» в 2008 году.

В 2010 году на российские экраны вышел фильм «Гамлет XXI век», где действие пьесы Уильяма Шекспира перенесено в наши дни, часть событий происходит в столичных клубах. В 2015 году он снял биографическую драму «Главный» о развитии космонавтики в России на основе фактов из жизни и деятельности Сергея Королёва.

Юрий Кара является сценаристом и продюсером своих фильмов «Интересные мужчины», «Я – кукла», «Королёв», «Главный». Он также написал сценарии к собственным картинам «Воры в законе», «Мастер и Маргарита», «Звезда эпохи», является продюсером киноленты «Репортеры».

Юрий Кара – заслуженный деятель искусств РФ (2005).

В 2015 году он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.


Авторы:  Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку