НОВОСТИ
Начали «хамить пациентам». Визит антиваксеров в больницу превратился в балаган (ВИДЕО)
sovsekretnoru

Разборки на дорогах

Автор: Андрей СУХОМЛИНОВ
01.12.1999

 
Елена СВЕТЛОВА,
обозреватель «Совершенно секретно»

За десять месяцев этого года только в Москве произошло 5543 тяжелых дорожно-транспортных происшествия, в 679 случаях водители ударялись в бега.

Моя подруга никогда не сможет забыть свой первый водительский опыт. Дело было в Германии. Старый знакомый, к которому она приехала погостить, напоследок решил сделать ей щедрый подарок – дать прокатиться на его новехоньком «мерсе». Для этой авантюры осторожный немец выбрал пустынную трассу, проложенную меж лесов и полей. Ни людей, ни машин, ни домов. Единственным сооружением, портившим пасторальный пейзаж, был металлический ангар, который стоял в чистом поле.

Разворачиваясь задним ходом, подруга перепутала педали и на хорошей скорости въехала в этот авиагараж с точностью, достойной лучшего применения. Напрасно обалдевший немец истошно кричал: «Тормози!» От удара железная дверь прогнулась так, что можно было входить, не пользуясь ключом. Крыло бедного «мерса» покорежилось, задний фонарь разлетелся вдребезги.

В тот момент у моей подруги было одно желание: исчезнуть вообще и с этого места в частности. Причем первый мотив явно превосходил второй. Она принялась убеждать приятеля побыстрее скрыться с места драмы: «Нас ведь никто не видел!» «Нет, так нельзя, – отвечал законопослушный немец, – вполне возможно, что кто-то проезжал мимо и заметил твои маневры. Лучше прямо сейчас найти владельцев этого ангара». Что он и сделал, едва добравшись до первого телефона.

Проблема была улажена за считанные минуты. Немец, исправно плативший страховку за свой автомобиль, не обеднел ни на марку. Владельцам ангара заменили дверь. А «мерс» спустя несколько дней сверкал новым крылом ничуть не хуже прежнего. В общем, все остались довольны, включая мою подругу, которая больше не путает тормоз с газом и иногда рассказывает эту историю под громкий смех присутствующих.

Первый в этом году гололед, случившийся в канун революционных праздников, поставил рекорд по мелким дорожно-транспортным происшествиям. Свыше трехсот пятидесяти автомобилей попали в сводку ГИБДД. В то время как зимняя «норма» в Москве составляет около двухсот ДТП в сутки. Наша «восьмерка», мирно припаркованная на улице З. и А. Космодемьянских, тоже пополнила грустный список. Некий лихач на синей «пятерке», основательно продрав бок нашей машины, пролетел метров двадцать, затормозил о другой автомобиль и был таков. «Езжай, езжай, никто не видел!» – крикнул ему вслед какой-то доброхот.

Положа руку на сердце, надо признаться, что немногие способны в подобной ситуации вести себя иначе. Кому охота возмещать ущерб из собственного кармана? Ведь у нас застраховано не более десяти процентов автомобилей. Как правило, это новые и весьма дорогие лимузины. Правда, готовится законопроект об обязательном страховании автомобилей, но его воплощение в жизнь – дело отдаленного будущего. Средняя цена страховки составит никак не меньше трехсот условных единиц в год. Для многих водителей сумма неподъемная.

Пока же разборки на дорогах выглядят даже экстравагантно. Шоферы бросаются в погоню за врагом, приготовив для расправы монтировку или кое-что покруче. Что делать? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

По статистике, наши водители сознательностью не отличаются. Примерно каждый десятый участник серьезного ДТП пытается скрыться. За десять месяцев этого года в Москве произошло 5543 тяжелых дорожно-транспортных происшествия, в 679 случаях, в том числе и со смертельным исходом, водители ударялись в бега. Тем не менее 79 процентов преступников за рулем были установлены. Подавляющее большинство.

– Покидать место дорожно-транспортного происшествия в любом случае нельзя, – говорит Дмитрий Сенокосов, инспектор розыска Управления ГИБДД. – Всегда необходимо дождаться приезда сотрудников дорожно-патрульной службы. Лица, оставившие место ДТП, привлекаются к административной ответственности. Но если имеются пострадавшие или причинен материальный ущерб в крупных размерах, вступают в силу статьи Уголовного кодекса. Многие скрываются с любого ДТП, даже когда явно виновен пешеход, который переходил дорогу в неположенном месте, да еще будучи в нетрезвом состоянии. Водитель его сбивает и... прибавляет газу. О последствиях он не думает, а зря. Если бы он остался на месте, ничего бы с ним не случилось. Ведь он невиновен. Поэтому сразу следует отказ в возбуждении уголовного дела. Скрывшись с места аварии, водитель автоматически подпадает под действие статьи об оставлении места дорожно-транспортного происшествия, не говоря уж о психологическом грузе, который ему придется долго нести.

Горе-водители чаще скрываются ночью, пользуясь случаем: свидетелей мало или вовсе нет, а в потемках не только номер, но и марку автомобиля вряд ли разглядишь. Увы, такое происходит в печальных ситуациях, когда жертвой наезда становится пешеход, а не железный конь. Маму моей знакомой зацепил на крутом повороте автобус, старушка уже год лечится от последствий перелома шейки бедра, а водителя так и не нашли. Пассажиры автобуса не заметили случившегося, других свидетелей не оказалось. Участники мелких ДТП пеленгуются чаще: водитель машины, которую стукнули, сделает все, чтобы догнать нарушителя и запомнить номер.

Тем не менее виновников аварий находят. Существует единая база данных о владельцах автотранспортных средств, которая дает возможность производить выборку по нескольким параметрам. Конечно, лучше, если удалось запомнить весь номерной знак, но бывает достаточно и минимальной информации, чтобы установить нарушителя. Цвет, модель, хотя бы одна буква или цифра из номера – это уже сведения, с которыми можно работать. Круг подозреваемых постепенно сужается, и водитель оказывается в мышеловке. Даже оперативный ремонт вряд ли спасет беглеца. Зная характер удара, внимательный инспектор найдет следы повреждений. Если реставраторы на автосервисе поработали достойно, улики выявит техническая экспертиза.

Все это звучит, конечно, слишком оптимистично. Так и представляешь себе добросовестного инспектора ГИБДД, решающего задачку со многими неизвестными. Но будет ли у него желание и, главное, время разгадывать непростые кроссворды, чтобы найти виновника, оцарапавшего вашего железного коня? Большой вопрос. Машина не застрахована, жертв, слава Богу, нет, стоит ли рыть носом землю?

Когда ваш незастрахованный автомобиль в доли секунды по вине лихача или шофера-неумехи превращается в металлолом, от шока оправиться нелегко. Частично запомнив приметы этого фантома, скрывшегося со скоростью Шумахера, вы нервно курите, дожидаясь приезда инспектора ДПС. Наконец, протокол составлен. Можно надеяться.

Первое время вы терпеливо ждете вестей от ГИБДД. Вот-вот виновника аварии подадут на блюдечке с голубой каемочкой, и он добровольно или по суду возместит ваши потери. Но время идет, автомобиль ржавеет, томясь в гараже, на платной стоянке или под боком ближайшего отделения милиции, чтобы умельцы не разобрали на части. Вы ничего не успеваете, голосуете на дороге, кормите извозчиков. Наконец, плюнув на все, отправляетесь на автосервис и ремонтируете машину за свой счет. А на другой день вам звонит инспектор ДПС: «Поздравляю, виновника ваших бед нашли». Узнав о том, что авто уже в порядке, он сочувственно замечает: «Зря вы это сделали...»

Оказывается, в соответствии с российским законодательством, пострадавшему в результате ДТП до момента задержания виновника аварии нельзя ни ремонтировать, ни оценивать машину. Оценка производится в присутствии обоих участников дорожно-транспортного происшествия. Без виновника можно обойтись в том случае, если он не явится на этот акт.

«Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу», – поется в известной арии. Если вы поторопились с ремонтом, пеняйте на себя. Тот, кто принес вам проблемы, ответит лишь в административном порядке, отделавшись штрафом. Впрочем, его могут лишить самого дорогого – водительского удостоверения сроком на один год, но эта мера применяется крайне редко. Всегда найдется лазейка выцарапать свои права из лап строгого инспектора.

Прошлым летом ехали мы с нашим немецким другом по МКАД. Раздался звук удара, и мимо на скорости пронесся грузовик. Звук был такой, будто левый бок автомобиля протаранен ракетой. Немец тут же кинулся записывать номер уходящего «танка». Я остановила машину, осмотрела бок. Удивительный случай: пострадало только зеркало. Облегченно вздохнув и мысленно возблагодарив Бога за удачу, я выжала сцепление. На этот раз повезло!


Авторы:  Андрей СУХОМЛИНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку