Под знаком Ролана Быкова

Под знаком Ролана Быкова

АЛЕКСЕЙ ГУСЬКОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ФИЛЬМ «ЭЛЕФАНТ»

Автор: Александра ИВАНОВА
21.10.2019

Вот уже, который год подряд символом, эмблемой фестиваля становится кинематографист, чье имя входит в золотой фонд отечественного кино. Человек заслуженный, выдающийся, и в какой-то степени задающий тон всему фестивалю. Когда-то это были Людмила Гурченко, Василий Шукшин, Татьяна Самойлова, Сергей Бодров-младший. В этом году таким камертоном стал Ролан Быков, чей 90-летний юбилей мы будем отмечать в этом году. Все фестивальные сеансы предварял ролик из пролога к фильму «Айболит - 66», где Быков (режиссер картины и исполнитель роли Бармалея) произносит важную фразу: «Когда вы смотрите на жизнь с разных сторон, вы видите все так, как бывает на самом деле».

Эти слова можно, пожалуй, поставить эпиграфом не только к нынешнему фестивалю, но и к восприятию искусства вообще, и искусства кино, в частности. К сожалению, довольно часто мы смотрим на объекты искусства, будь то кино, литература, музыка и так далее, довольно однобоко, руководствуясь первым впечатлением, своим настроением, жизненными установками, ну и иногда (бывает и такое) тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна». Не давая себе возможности немного потрудиться, напрячься, отойти, подумать, памятуя, что большое видится на расстоянии. Малое, впрочем, тоже. Но претензии можно предъявить и не только к зрителям. Зачастую сами режиссеры предлагают настолько однообразный, плоский взгляд на мир и отдельно взятую ситуацию, что, как ни старайся, второго дна там разглядеть невозможно. К счастью, в программе фестиваля «Окно в Европу» в этом году таких фильмов было не так уж много, и на самом деле кино на сей раз оказалось интересным, вдумчивым, предлагающим поразмышлять и приглашающим к диалогу.

НАЗАД В 90-Е

Открывала фестиваль новая картина режиссера Константина Худякова «Конец сезона». Чеховская история трех сестер на новый лад. Героини картины – три сестры, Елена, Вера и Анна. Из-за службы отца их семья постоянно переезжала в разные города СССР. Карьера отца завершилась в Прибалтике, где они и остались. Однако после смерти родителей и распада СССР молодым девушкам стало тяжело оставаться в провинциальном городе. Состав в картине звездный. Трех сестер в ленте сыграли Юлия Пересильд, Юлия Снигирь и Анна Чиповская. Константин Худяков назвал их одними из самых ярких актрис в отечественном кинематографе на сегодняшний день. «На мой взгляд, их внешность целиком и полностью соответствует внутреннему содержанию», – отметил режиссер. В картине также снимались Сергей Колтаков, Евгений Цыганов, Андрюс Паулавичюс, Сергей Дьяков, Наталья Кудряшова.

Фильм довольно неровный, но в целом в нем присутствует та самая чеховская атмосфера, ощущение меланхолии и безысходности, но не мрачной, патетически-трагичной, а такой, когда люди просто обедают, а в это время рушатся их жизни. Все как у Антона Павловича. Можно назвать это спекуляцией на классике, но суть в том, что классик на то и велик, что сумел настолько ясно все увидеть и описать, что потомкам и остается лишь черпать оттуда, дополняя эти картинки своими откровениями и наблюдениями.

Картину на фестивале представляла съемочная группа, среди которой была и исполнительница одной из главных ролей Юлия Пересильд. В Выборге она была не впервые: здесь проходили съемки сериала «Гурченко», где Юлия играла главную роль, а еще на одном из фестивалей «Окно в Европу» Пересильд представляла фильм режиссера Карена Оганесяна «Пять невест» со своим участием. О фильме «Конец сезона» Юлия Пересильд в интервью фестивальной газете «Подоконник» сказала так: «Мне кажется, это пасторальная дачная драма. Эдакие «Чеховские мотивы». Все течет достаточно спокойно – застольные разговоры, разговоры на веранде, на даче, возле водоема. Но на фоне этих бытовых разговоров люди переживают сильные чувства и глубоко страдают. Каждый по-своему».

Действие картины происходит в 90-е годы XX века. Это переломное для нашей страны время сейчас – в фокусе внимания кинематографистов. Но если Константин Худяков, человек уже немолодой, знает тот период не понаслышке, то начинающие режиссеры передают уже не личные впечатления, а лишь свои представления о том, как это было. И далеко не всегда они соответствуют действительности.

 Фото_15_23.JPG

ЮЛИЯ ПЕРЕСИЛЬД

В программе выборгского фестиваля, например, была картина «Печень». Это дебют в кино режиссера Ивана Снежкина. И рассказать он решил о 90-х годах прошлого столетия, в таком ироническом, юмористическом, саркастическом, а можно еще добавить, и в фантастическом, ключе. Кажется, что все штампы, какие только существуют о том десятилетии, нашли свое место в этой картине. И убийства на улице каждые пять минут, и растерянные учителя, не понимающие, чему теперь учить школяров, что за идеология настала, и как теперь быть с той, старой идеологией, и мальчики, мечтающие быть бизнесменами или бандитами, и девочки, грезящие о карьерах дорогих проституток. Герои фильма – три десятиклассника, пытающиеся, говоря банальным языком, найти свое место в бурно меняющемся мире. Персонажи картины очень карикатурны, сюжет вообще находятся за гранью (практически весь фильм подростки пытаются продать донорскую печень, таская ее в специальной упаковке), шутки натужны. В общем, зрелище не из приятных. Вполне возможно, что именно такими, спасибо пропаганде, 90-е годы XX века и видятся сейчас некоторой части молодых. Но режиссер на то и режиссер, чтобы немного подняться над обыденным пониманием вещей, и постараться показать их более объемно. Тем молодым, которые хотят реально понять, что чувствовали и как себя ощущали, как жили их ровесники в те годы, хочется посоветовать посмотреть фильм Сергея Соловьёва «Нежный возраст», снятый в 2000 году, можно сказать, по горячим следам. Ну и, конечно, не пренебрегать просмотром сериала Алексея Сидорова «Бригада», там все очень правдиво и достоверно, и главное, по-настоящему.

ВРЕМЯ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»

Но есть и хорошие новости. В насыщенной и разнообразной программе нынешнего Выборгского кинофестиваля можно было выделить несколько фильмов, затрагивающих острейшие проблемы современности, касающиеся каждого из нас. И эта тенденция не может не радовать, ибо в потоке загламуренно-глянцевого российского кино последних лет, трудно было найти картины, рассказывающие, о людях, то есть, о нас с вами, о том, что действительно волнует, тревожит и болит. Как верно отметила член жюри фестиваля «Окно в Европу», кинокритик Елена Стишова, наше кино жило «в режиме запрета на реальность». Но, похоже, «лед тронулся», и отечественный кинематограф обратил внимание на то, что происходит вокруг. И главное обратился к проблемам «маленького человека».

Режиссер Виталий Суслин эту тему поднял еще в своем предыдущем фильме «Голова. Два уха». Эта картина не только была основана на реальных событиях, но и главный участник этих событий играл в фильме самого себя. И что очень важно – герой не стал для режиссера отработанным материалом, он не забыл о нем после съемок картины и продолжает принимать участие в его нелегкой судьбе. Герой его новой картины «Седьмой пробег по контуру Земного шара» – художник Михаил, работающий охранником на автотранспортном предприятии. Из-за глупой случайности его увольняют с работы и тут начинаются его мытарства. Суслин, пожалуй, первым в нашем кино затронул такую животрепещущую тему, как последствия пенсионной реформы. Герою 59 лет, он крепок физически, он опытен, готов к труду, но как только называет свой возраст, работодатели тут же теряют к нему интерес. В главной роли, актер Ленкома, Александр Карнаушкин. Артист изумительный, глубокий и абсолютно неизбалованный кинематографом, это его первая большая роль. Очень точное и четкое попадание в героя. В фильме нет излишнего трагизма, режиссер не нагнетает ситуацию, ведет себя так же, как и его герой, не истерит, не впадает в панику, ложный пафос, нет тут обвинительного тона. Михаил просто накручивает на своем старом автомобиле «седьмой пробег» и старается всего лишь в любых обстоятельствах оставаться человеком. А это не так уж и мало.

Режиссер Наталья Назарова в своей картине «Простой карандаш» показала беспросветную жизнь российской провинции, а также наглядно доказала, до чего может довести коллективный страх, и как тяжело приходится тем смельчакам, которые пытаются преломить ситуацию.

Художница из Санкт-Петербурга Антонина (Надежда Горелова) приезжает в провинциальный город, снимает комнату и устраивается в местную школу учительницей черчения и рисования. Не от того, что захотелось вдруг пойти в народ, просто рядом в колонии отбывает наказание по сфабрикованному делу ее муж, известный и успешный художник (Владимир Мишуков). Городок цепко держит под контролем местный бандит. Ему помогает в этом его младший брат, в подчинении которого находится не только вся школа, включая директора, но и даже местная полиция, которая никак не реагирует на многочисленные заявления жертв.

«Простой карандаш» – это в первую очередь фильм о липком, противном, омерзительном, всепоглощающем страхе, который парализует людей, и полностью развязывает руки тупой силе.

Хочется также упомянуть картину режиссера Владимира Козлова «Как мы захотим». Жизнь молодой пары, 20-летних студентов Кати и Паши (Екатерина Образцова и Алексей Кокорин) круто изменилась, а точней практически закончилась с того момента, когда Катя всего лишь попросила человека в форме, полицейского представиться и стала снимать его на телефон. Произошло это после того, как полицейские ворвались в ночной клуб, где мирно веселилась молодежь, прервали концерт и в довольно грубой форме потребовали очистить помещение.

 Фото_15_24.JPG

ВЛАДИМИР ВДОВИЧЕНКОВ

«Как мы захотим» – это фильм-протест. К нему не стоит применять мерки как к искусству, здесь не об этом. Это фильм-крик, фильм-боль. И очень хороший, верный и точный документ нашего времени. Когда-нибудь (очень хочется верить, что эти времена в нашей стране все же наступят) наши потомки, посмотрев это кино, ужаснутся, в каком страхе и беспределе мы жили. И, возможно, скажут спасибо тем, кто находил в себе смелость и силы противостоять бесчеловечной системе.

СЛОН В ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ И ГЕРОИ ИЗ ГЛЯНЦА

По-прежнему в угоду красивой картинке режиссеры пренебрегают правдой жизни и выводят на экраны героев из «мыльных опер». Это не наши с вами соседи, не друзья, и не те люди, которые каждое утро заполняют вагоны метро, спеша на работу. Это персонажи, живущие в особом мире, этакого «воздушного пузыря», такого облака, которое в наших реалиях выглядит фантастично, и, порой даже комично. И сюжеты, казалось бы, берутся интересные. Но желание «подсластить пилюлю», сделать всем красиво и приятно, играет с режиссерами злую шутку, такое кино, мягко говоря, смотрится ненатурально.

Вот, например, фильм режиссера Михаила Расходникова «Дорогой папа». Идея неплоха: показать, как блудный отец пытается найти общий язык со своей дочерью-подростком. Но папу почему-то непременно надо было сделать супербогатым человеком, владельцем сети магазинов. И вот тут уже фальшь начинает бросаться в глаза, и даже участие очень хороших актеров не спасает ситуацию. Такое кино только и остается воспринимать как фантазию на тему. На какую? Ну, хотя бы на тему «богатые тоже плачут», или «у богатых свои причуды». В роли папы Владимир Вдовиченков и он, конечно, как настоящий, серьезный актер пытался очеловечить своего героя. «В сценарии действительно был прописан олигарх, – рассказал Владимир в интервью фестивальной газете «Подоконник». – Но я не знаю, кто такие олигархи, я не знаком с ними. Когда я работаю над ролью, всегда стараюсь поместить себя в определенные обстоятельства. В каждой ситуации фильма я старался поставить себя на его место. Это был собирательный образ людей, которых я знаю – как они себя ведут, как реагируют на те или иные проблемы». Вот, честное слово, не был бы герой Вдовиченкова столь крутым бизнесменом, ну пусть бы ларек держал на рынке, не более того, эта история заслуживала бы чуть большего доверия, ибо потенциал в этом сюжете определенно был.

Фильм «Элефант» оказался самым настоящим «слоном в посудной лавке» (elefant – англ. слон). Ожидание этой картины было подогрето конфликтом, случившемся между режиссером ленты и ее продюсерами. Снимал фильм Алексей Красовский, но впоследствии попросил не указывать его имя в титрах. Продюсеры картины – Алексей Гуськов и Сергей Сельянов. А сам фильм, по сути, бенефис Гуськова, сыгравшего там главную роль, детского писателя, переживающего творческий, моральный и физический кризис. Картина довольно беспомощна, она буквально на глазах распадается на куски, и представляет собой череду не очень внятных эпизодов. И не спасает ее даже участие таких хороших актеров, как Ян Цапник, Полина Агуреева и Евгения Дмитриева. И известный писатель Фредерик Бегбедер в роли французского бизнесмена тоже выглядит тут инородным телом. На пресс-конференции продюсеры показали три эпизода, вырезанных из картины, сказав, что это одна из причин возмущения режиссера. Впрочем, эти эпизоды еще больше усугубили ситуацию, ибо оказались хуже, чем сам фильм. И опять же в картине очень сильна именно глянцево-гламурная составляющая, которая сразу снижает градус доверия и к персонажам, и к сюжету.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Июньский «Кинотавр» в Сочи уделил пристальное внимание проблемам личным и даже глубоко интимным. В фестивальном конкурсе было немало фильмов на эту тему. Выборгский фестиваль «Окно в Европу» был нацелен на проблемы социальные. Если соединить две эти программы, получится довольно полная панорама российского кино 2019 года. И в целом она выглядит достойно. Во всяком случае, есть о чем подумать, о чем поговорить и о чем поспорить. И равнодушной она не оставляет.

Фото автора


Авторы:  Александра ИВАНОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку