НОВОСТИ
В столичный ОВД нагрянула ФСБ и служба собственной безопасности и перекрыла целый этаж
sovsekretnoru

Пиво «заказывали»?

Автор: Иван ЖИХАРЕВ
01.12.2009
   
   
   

Как иностранная компания пытается «зачистить» уральский рынок от конкурентов

Слухи о коллапсе российской промышленности оказались сильно преувеличенными. Однако уцелевшие в буре финансового кризиса предприятия подстерегает новая опасность. Отечественный рынок, еще не оправившись от последствий экономического спада, стал объектом атаки со стороны крупных международный корпораций. Первыми удар иностранного капитала почувствовали представители мелкого и среднего бизнеса. Причем, как это случилось с компанией «Тагильское пиво», вытеснение национального производителя идет при молчаливом попустительстве федеральных чиновников.
Этот «спор хозяйствующих субъектов» трудно назвать схваткой на равных. С одной стороны – международный холдинг Efes Breweries International N.V., управляющий производством пива в России, Казахстане, Молдавии и Сербии. С другой – небольшой, но динамично развивающийся завод «Тагильское пиво», чья продукция только в последнее время стала известна за пределами Урала. Тем не менее, от исхода этого конфликта в каком-то смысле зависит судьба российского рынка пива. Ведь дело в прецеденте. Сегодня могущественная транснациональная корпорация пытается примерно, но необосновано наказать своего российского регионального конкурента за использования в названии пива иностранного слова Gold. Завтра в список «приватизированных» могут попасть прочие англицизмы, задействованные отечественными маркетологами. Никакого преувеличения в этом нет: судя по печальному опыту «Тагильского пива», расплывчатые формулировки экспертов российского патентного ведомства могут спровоцировать вал абсурдных судебных исков с далеко идущими последствиями.

Успех наказуем
Как признаются сегодня сами уральские пивовары, лет пять назад конфликт с одним из крупнейших мировых производителей пива казался невозможным. В начале века от неминуемого разорения предприятие спасла принципиальная позиция владельца компании, известного уральского предпринимателя Александра Михайлова. По мнению нового руководства, предприятию прежде всего требовалась четкая стратегия развития и образцовый порядок. А уже затем – новое оборудование и агрессивный маркетинг. Реорганизацию начали с распространения готовой продукции – самого проблемного участка бизнеса. По заведенному здесь порядку, реализация «Тагильского» в регионе шла через дистрибьюторов. Первые же проверки показали, что отличное, по всем параметрам, пиво до покупателя доходит, мягко говоря, не в лучшем виде. Губили продукцию неправильное хранение и транспортировка. Выяснять отношения с реализаторами было делом бессмысленным. Вместо этого, чтобы переломить ситуацию, продажей и продвижением своего пива занялся сам завод. Качество напитка контролировал новый технолог. В ход шли только самые лучшие ингредиенты. А после того как цеха «Тагильского пива» получили новое, современное оборудование, на рынке произошел качественный перелом. Продукция завода, впервые за все послесоветские годы, приобрело широкую популярность. Отменный вкус, никаких консервантов и пастеризации. Продукт, как говорят сами пивовары, живой. А потому даже в избалованном хорошим пивом Екатеринбурге за свежим разливным тагильским пивом люди выстраивались в очереди с раннего утра.
 Качественный и недорогой продукт быстро завоевал собственную нишу и признание потребителей. И стал понемногу вытеснять конкурентов. Вначале это почувствовали местные отечественные производители. А вскоре – и лидеры отрасли, мощные международные корпорации.
Всерьез успехами тагильского пивзавода конкуренты обеспокоились после того, как его продукция заняла около 10 процентов всего екатеринбургского рынка пива. Ответ был выдержан в «ассиметричном» духе. Один из крупнейших в мире производителей пива пожаловался на тагильских пивоваров в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Руководители российской «дочки» международного холдинга Efes Breweries International N.V. усмотрели в дизайне «золотой» этикетки сходство с рисунком собственной марки Gold mine Beer.
Такие обвинения специалисты справедливо относят к разряду тяжких. Последствия обращения в Федеральную антимонопольную службу, которая занимается урегулированием подобного рода конфликтов, могут быть самые серьезные. К примеру, в случае положительного заключения ФАС компания Efes вправе потребовать от тагильчан возмещения средств, вложенных в рекламу своего Gold mine Beer. При этом, в соответствии с положениями Антимонопольной службы, размер штрафа может быть исчислен исходя из общего объема выпускаемой продукции. Впридачу компании-жалобщику по ее требованию в арбитражном суде может быть назначена компенсация в размере двухкратной стоимости товаров, на которых был размещен спорный товарный знак. Более того, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, по решению суда предприятие могут ликвидировать. Конечно, такие жесткие меры в российской практике применяются крайне редко. Тем не менее, расчет конкурентов «Тагильского пива» был безошибочным. Фактически речь идет о самом существовании завода: санкции ФАС, опустошив бюджет предприятия, станут первым шагом к его окончательному вытеснению с рынка.

До степени смешения
Вне всякого сомнения, маркетологам стоило бы подыскать достойную русскую замену звучному английскому слову Gold. Да и пива под этой маркой тагильским производителем было продано очень немного. Продвигать сравнительно дорогой сорт предполагалось после замены этикетки, которую специалисты предприятия признали не слишком удачной. Тем не менее, принадлежность торговой марки у самих владельцев «Тагильского пива» никаких сомнений не вызывала. Свою правоту руководители предприятия были готовы доказывать с документами в руках. К примеру, оригинальность дизайна этикетки и названия пива Gold в свое время официально засвидетельствовал патентный поверенный с тридцатилетним опытом работы. К тому же слишком очевидным выглядело желание крупной компании, столкнувшейся с потерей определенной доли рынка, образцово «наказать» своего конкурента. Иначе западные пивовары вряд ли пошли бы на откровенную провокацию, обстоятельства которой можно расценить как явное нарушение права на товарный знак.
Пивной рынок не зря называют остро конкурентным. Производители хмельного напитка тратят большие деньги на продвижение своей продукции. Компания «Тагильское пиво» не исключение. К примеру, по заведенному порядку те магазины, где продается пиво этого завода, в соответствии с договором безвозмездного пользования получают фирменные шкафы-холодильники с логотипом «Тагильского пива». Также за счет поставщика проводится их обслуживание и ремонт. Понятно, что продукция сторонних фирм не может появиться в брендовых холодильниках. Поэтому юристов уральского предприятия до глубины души возмутила фотография, сделанная по заказу концерна Efes Breweries International. На ней, за прозрачной дверцей холодильника «Тагильское пиво» выставлены две бутылки – одна с импортным Gold mine Beer, другая – с тагильским Gold. Цвета фотоснимка искажены и приглушены. А потому две этикетки с разными рисунками – черная с желтым и ярко-синяя с золотым – выглядят вполне одинаково. Но, возможно, для некоторых федеральных чиновников эта фотография окажется  вполне убедительным доказательством правоты жалобщиков.
Путь жалобы на незаконное использование чужого товарного знака короток даже по западным меркам. Сперва заявление попадает на стол к руководству Федеральной антимонопольной службы. Потом к этой бумаге добавляется справка экспертов Роспатента, которые по роду своей деятельности должны провести тщательное исследование представленных образцов и вынести мотивированное заключение. Этот документ, по сути, играет определяющее значение в последующем решении антимонопольной службы. Заключение экспертизы – это объемистый многостраничным том с тщательно проработанной доказательной базой и мотивированным заключением. Строгость его оформления продиктована суровой необходимостью: эти бумаги служат основанием как для привлечения той или иной компании к административной ответственности, так и для отказа в жалобе.
Справка, фигурирующая в споре концерна Efes Breweries International с «Тагильским пивом», с таким документом не имеет ничего общего. Заключение эксперта уместилось на одной машинописной страничке. Своей подписью заместитель заведующего отделом правового обеспечения Храмцова удостоверяет, что «в результате проведенного исследования установлено, что представленное обозначение может быть признано сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству №370605 в силу наличия фонетически и семантически тождественных словесных элементов Gold.
Конечно, преждевременно упрекать Рос-
патент и Федеральную антимонопольную службу в откровенном лоббировании интересов западного производителя. Но ситуация вокруг конфликта фирмы Efes Breweries International и компании «Тагильское пиво» заслуживает пристального внимания высшего руководства страны. Слишком небрежно составлено заключение Роспатента. Приняв его за основу, Федеральная антимонопольная служба рискует узаконить абсурдное присвоение прав на использование широко распространенного слова отдельно взятой коммерческой структурой. Последствия этого решения просчитать нетрудно. Первым пострадает завод «Тагильское пиво», один из крупнейших региональ  ных налогоплательщиков (сумма одних только его акцизов превышает 150 млн рублей). Затем, как предвидит Сергей Жорин, председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Аннэксус», вал жалоб на «возможное сходство» пивных этикеток и марок позволит крупным транснациональным корпорациям «зачистить» российский рынок пива от мелких и средних производителей. Мало ли какие «фонетические и семантические» тождества найдут в следующий раз жалобщики из компании Efes? Процесс монополизации отрасли вряд ли примет обвальный характер. Но даже его частичный захват будет стоить стране многих миллиардов.
Сегодня, как утверждают специалисты, имеются все предпосылки для послекризисного возрождения нашей промышленности и повышения ее конкурентоспособности на внутреннем рынке. Именно поэтому, говоря о стратегии развития государства, президент России Дмитрий Медведев заявил, что в условиях послекризисного развития руководство страны будет отдавать безусловное предпочтение национальным производителям перед западными компаниями. А значит, руководители федеральных ведомств, устанавливающих экономические «правила игры», должны осознать реальную опасность массового передела внутреннего рынка зарубежными фирмами. У чиновников должен сработать инстинкт самосохранения. Иначе российская промышленность рискует потерять право называться «национальной».

Редакция благодарит Сергея ЖОРИНА – председателя московской коллегии адвокатов «АННЭКСУС» за юридическую помощь, оказанную при подготовке материала


 Иван ЖИХАРЕВ

Авторы:  Иван ЖИХАРЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку