НОВОСТИ
Банкет в день траура. Мэр шахтерского Прокопьевска продержался в своем кресле несколько часов (ВИДЕО)
sovsekretnoru

Пиратская вольница

Автор: Таисия БЕЛОУСОВА
01.02.2003

 
Таисия БЕЛОУСОВА
Обозреватель «Совершенно секретно»

ИТАР-ТАСС

В ноябре 2002 года появилось первое сообщение о попытке пиратского захвата российского транспортного рефрижератора «Тулун», принадлежавшего сахалинской компании «Регион». Вначале на разведку отправили два самолета погранслужбы. Потом на выручку морякам пошли сторожевые корабли пограничников и большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Пантелеев». Из-за волнения на море досмотровой группе удалось попасть на борт рефрижератора только на второй день. Пиратов там не оказалось, экипаж был жив-здоров. «Адмирал Пантелеев» отконвоировал «Тулун» во Владивосток, куда для «разбора полетов» уже прибыла комиссия Комитета по рыболовству.

Руководству владивостокского порта капитан «Тулуна» Владимир Чупров направил радиограмму такого содержания: «16 ноября... судно находилось в дрейфе... В 13 ч. 35 мин... к борту судна подошел катер Westwind с группой вооруженных дубинками людей... в количестве 10 человек, одетых в черную униформу, среди них находился и руководил ими Наумов Василий Евгеньевич (по кличке Якут). С криками: «Хозяин приехал. Как хозяина встречаете?» и «Мочи их всех» попытался высадиться на судно с целью его захвата. Силами экипажа эта попытка была предотвращена. После этого инцидента Наумов... позвонил на судовой телефон и предлагал отдать ему судовые документы, при этом угрожал физической расправой. 17 ноября из Южно-Сахалинского звонил адвокат Юрий Михайлович (фамилии не назвал) и прислал факсом якобы протокол собрания учредителей фирмы ООО «Компания «Регион», в котором действующий директор Бронников А.В. отстранен от должности, а вновь назначенный директор – Каргополов А.В. и следует подчиниться его распоряжениям. Все факсы были с наличием явной фальсификации...»

Бывший гендиректор «Региона» Александр Бронников на пресс-конференции во Владивостоке заявил, что Каргополов – ставленник «авторитетного в определенных кругах» сахалинца Василия Наумова – незаконно отстранил его от должности, так как он и его люди не желали заниматься браконьерством и контрабандой под началом криминальных структур.

А глава Комитета по рыболовству г-н Наздратенко успокоил сограждан, мол, инцидент с захватом «Тулуна» это всего лишь имущественный спор между двумя претендентами на кресло главы сахалинской компании «Регион».

Летучие голландцы «Региона»

 

Очень скоро и говорить и писать о «Тулуне» перестали. И вдруг в редакцию «Совершенно секретно» от нового гендиректора «Региона» Каргополова А.В. пришла толстенная папка с документами, видеокассетой и обстоятельным сопроводительным письмом. Обвинив правоохранительные органы в бездействии, а прессу и телевидение в искажении информации, гендиректор просил объективно разобраться в ситуации с захватом «Тулуна». В его изложении события развивались следующим образом.

6 ноября 2002 года решением общего собрания участников ООО «Компания «Регион» гендиректор А.В Бронников был отстранен от должности в связи с длительным отсутствием на работе, на его место назначили А.В. Каргополова.

Новый генеральный отдал приказ судам компании («Ямску», «Учуру» и «Койме») зайти в южнокорейский порт Пусан. Попытки соединиться с капитанами «Тулуна» и «Сангара» были безуспешны. Выяснив местонахождение «Тулуна», Каргополов лично вышел к нему навстречу на катере (экипаж – граждане Украины). Вызвать капитана «Тулуна» на палубу не удалось, вместо него из рубки выскочили вооруженные люди и с криками, что их единственным хозяином является Петрак (владивостокский предприниматель Владимир Петраков), а всех остальных они «замочат», открыли по катеру стрельбу. Каргополов был вынужден вызвать корейскую морскую полицию. Когда она подоспела, «Тулун» уже скрылся из виду. В Пусане местная полиция и контрразведка провели экспертизу повреждений, полученных катером при обстреле, организовали поиски «Тулуна», но рефрижератор, вероятно, ушел в японские территориальные воды, о чем и были предупреждены японцы. Ну а потом «Тулун» отыскали наши и привели во Владивосток

25 ноября представитель «Региона» А.В. Островский прибыл во Владивосток, чтобы организовать переход «Тулуна» в порт приписки Холмск. Но на судно его не пустил Чупров (капитаном его никто не назначал, предполагали, что Чупров был посажен на «Тулун» с другого судна в море; о местонахождении настоящего капитана, Болквадзе, новому руководству было неизвестно). Островский сразу подал заявление начальнику порта с просьбой не выпускать судно, пока на нем находится капитан-самозванец, а МВД просил привлечь Чупрова к ответственности за захват «Тулуна». Но «Тулун» почему-то вместе с Чупровым спокойно ушел из Владивостока в Корсаков, куда по сей день так и не добрался.

Каргополов тем временем направил на розыски «Сангара», не выходившего на связь с 9 ноября, а также «Учура», «Ямска» и шхуны «Койма», которой «Регион» управлял по доверенности, своих представителей, уполномоченных управлять судами и контролировать деятельность экипажей. А представителями его стали члены экипажа того самого катера, что «возил» Каргополова к «Тулуну».

Вечером 23 ноября они высадились на «Ямск». На следующий день к нему пришвартовалась шхуна «Койма», на которой уполномоченные тут же заменили капитана.

Поздно вечером к «Ямску» подошел «Сангар». Вместе с его капитаном на «Ямск» проникли пять человек, вооруженных карабинами «Сайгак», АКМ и ножами. Экипаж от греха подальше попрятался, а несколько человек присоединились к нападавшим, которые, захватив связь, стали избивать ногами и прикладами уполномоченных «Региона» – одному сломали руку, другому ребра, третьему порезали бедро, четвертый получил ранение в щеку. Потом всех покалеченных перетащили в трюм «Сангара». Захватили и старпома «Ямска» Анисимова, пытавшегося сообщить в «Регион» о случившемся.

Каргополов капитану «Ямска» звонил по мобильному, советовал во избежание жертв ни в коем случае ни оказывать сопротивления.

25 ноября суда разбежались: «Сангар» ушел в Корсаков, а «Койма» и «Ямск» с частью нападавших на борту – в Вакканай. Во время стоянки на рейде Вакканая они договорились при заходе в порт сбросить стволы за борт и на рассвете 26-го, испортив связь, ушли на какой-то шхуне.

В Корсакове капитан «Сангара» передал своих «пленников» правоохранительным органам. Сахалинский транспортный прокурор Виктор Дедов сразу сделал заявление для прессы: «Граждане Украины пытались захватить «Сангар», принадлежащий «Региону», но экипажу удалось их нейтрализовать». Однако суд санкции на арест уполномоченных «Региона» не дал. И они написали заявление в прокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности всех, причастных к их избиению и захвату. Но время было упущено. Когда пострадавших привезли на «Сангар» для опознания, налетчиков там не оказалось.

Старпома с «Ямска» похитители отпустили на свободу при условии, что он тут же покинет Сахалин. Даже купили ему билет и посадили в самолет. «Забота» объяснялась просто: ведь старпом мог рассказать, что взяли его с «Ямска», когда тот находился в японских экономических водах, куда «Сангар» не имел права заходить. За такое нарушение капитан «Сангара» мог бы сесть лет на пять.

Г-н Каргополов утверждает, что пока тянулась вся эта история, ему не однажды звонил из Японии Владимир Петраков, хвастал своей «фээсбэшной крышей» и даже угрожал расправой. Следствие же по всем возбужденным делам идет ни шатко ни валко, возможно, потому, что кто-то в верхах надеется хорошо заработать.

Как удалось выяснить сотрудникам Каргополова, Владимир Петраков вместе с приятелем Гитиновым купил у компании «ALL ALASCAN SEAFOODS, INK» и у «Дальморепродукта» – знаменитую плавбазу «Рыбак Чукотки» и девять добывающих судов. Еще до их регистрации Петракову в Москве уже дали квоты на вылов 1000 тонн краба.

«Рыбак Чукотки» – один из самых крупных в мире процессоров по переработке крабов. В сутки он принимает 300–400 тонн живого краба и выдает 150–200 тонн вареных конечностей. В Японии за суточную продукцию получают от 3 до 4 миллионов долларов.

Краба нынче не так много, и для обеспечения бесперебойной работы плавбазы надо иметь 20–30 судов-добытчиков. Не обойтись и без перевозчиков. Ведь имея квоты на 1000 тонн, трудно объяснить проверяющим происхождение лишнего сырья и готового краба на плавбазе. Безопаснее всю продукцию сразу отправлять в Японию. Конечно же, Петракову с Гитиновым суда были нужны позарез. И проще всего было отобрать их у «Региона»

Гитинов, ранее работавший на компанию, занимался комплектованием экипажей, улаживал дела с японцами; он хорошо знает, кого из работников можно склонить на свою сторону, имеет прочные связи в порту Вакканай. Для пробы захватили «Тулун» – к ответственности никого не привлекли. Осмелев, стали прибирать к рукам другие суда. И теперь руководство «Региона» не знает, по каким волнам блуждают «Тулун», «Ямск», «Учур», «Койма». А на «Сангаре», стоящем в Корсакове, мощная охрана.

Так выглядят события в изложении нового гендиректора «Региона» Алексея Каргополова.

Траулеры – желанная добыча для «рыбных» пиратов

А что же противная сторона? По телефону удалось связаться с прежним гендиректором Александром Бронниковым (Сахалин), Михаилом Гитиновым (Япония) и Владимиром Петраковым (Таиланд). Забегая вперед, скажу, что их рассказы подтверждаются показаниями капитанов судов и другими документами.

Пустые хлопоты Якута

 

Александр Бронников и Михаил Гитинов (у обоих высшее образование и 20-летний стаж работы на морском транспорте) с 1997 года работали в сахалинской компании «Конкордия-Сервис». Гитинов представлял интересы компании в Корее и Японии. Именно он нашел японца Азаву, который согласился дать кредит на покупку судна «Тайфун-4» (ныне «Сангар») в Японии, «Капитана Порошенко» (ныне «Тулун») и «Орфея» (ныне «Учур») в России. Впоследствии суда эти перешли к «Региону».

Владимир Наумов (Якут), числясь коммерческим директором «Конкордии», на деле был ее полноправным владельцем и рулил ею, как хотел. Как сообщали СМИ, после ранения во время воровской разборки в марте 1998 года он был вынужден поселиться в Вакканае. Но «Конкордию» своим вниманием не оставил. По слухам, именно по его приказу капитаны были вынуждены заниматься браконьерским ловом краба и контрабандой; те, кто пытался ослушаться, якобы бесследно исчезали.

Суда «Конкордии», заметая следы, то и дело переименовывали, но пограничники ловили их по-новой. А в 2001 году «Конкордия» была преобразована в несколько более мелких компаний («Регион», «Фэст» и др.).

«Учредителем и держателем контрольного пакета акций компании был С.В. Каргополов, владелец судна «Вера Белик» (ныне «Ямск»), – рассказывал мне Александр Бронников. – Как гендиректор, я обязан был выполнять его распоряжения. Спустя некоторое время понял, что Каргополовым руководит Наумов».

В июле 2001 года на Наумова в Японии было совершено покушение. Говорят, Якут спасся, спрятавшись в корабельный рундук, а киллер ранил двух японок. Японские власти приняли решение о депортации Наумова, и ему пришлось перебраться в Корею.

Летом 2002 года владивостокский предприниматель Александр Петраков вместе с Михаилом Гитиновым, заняв деньги у японцев, купили плавбазу «Рыбак Чукотки» и девять судов. После экспертизы, для которой специалистов приглашали из Питера, суда были зарегистрированы в государственном регистре.

Петраков и Гитинов решили, что их флот не будет заниматься контрабандой, пусть люди работают в море без страха перед пограничниками. Комитет по рыболовству пообещал создать условия, при которых добытчикам было бы выгодно сдавать краба на плавбазу.

«Мы с Гитиновым договорились, что Якута к плавбазе и флоту не подпустим на пушечный выстрел, – рассказывал мне Владимир Петраков. – Наумов, узнав о нашем приобретении, стал уговарить Гитинова «кинуть» меня и прибрать плавбазу к рукам. Михаил Петрович, человек порядочный, ответил категорическим отказом. Вскоре неизвестные попытались похитить Гитинова в Вакканае. Затем Наумов сообщил гендиректору «Региона» Бронникову, что Гитинов украл деньги компании и сбежал, и потребовал, чтобы все суда «Региона» прибыли в Пусан».

Бронников, знавший Гитинова не первый год, в его бегство не поверил и гнать суда в Пусан отказался. Тогда Наумов, подделав подпись гендиректора, разослал всем капитанам распоряжение о переходе всех судов в его управление. Узнав об этом, Бронников известил капитанов, что эти приказы сфабрикованы в Корее

Со строптивым Бронниковым расправа была недолгой. Учредители «Региона» Каргополов и К° отстранили Бронникова, находившегося в командировке в Магадане, от должности. А гендиректором сделали каргополовского племянника Алексея, раньше занимавшегося заграничными счетами компании. Нового гендиректора капитаны и экипажи не признали и его приказы о переводе судов в Пусан проигнорировали.

«4 ноября Наумов приказал капитану «Тулуна» вернуться в Пусан, – вспоминал Бронников. – Несмотря на угрозы, а в устах Якута, поверьте, это не просто слова, капитан Георгий Болквадзе держался очень мужественно, но затем попросил Гитинова найти ему замену. Только потому, что его тяжелобольной жене должны были делать операцию. Гитинов прислал на «Тулун» Чупрова, Болквадзе на попутном судне ушел на Сахалин. После этого Наумов с «братками» попытался захватить «Тулун».

В это же время в Корсакове избивают жену Гитинова Татьяну. Милиция хулиганов не нашла. Петраков, подозревавший, что нападавшие действовали по указке Якута, пишет заявления в прокуратуру и ФСБ и увозит жену Гитинова за границу.

Капитан «Сангара» рассказал мне о том, что случилось с ним во время швартовки «Коймы», «Ямска» и «Сангара», когда на «Койме» из-за поломки главного двигателя возникла аварийная ситуация. После швартовки капитан «Сангара» отправился на «Ямск», где его встретили уполномоченные «Региона» с увесистыми дубинками. Чудом удалось вырваться. На палубе своего судна он потерял сознание. Увидев окровавленного капитана, экипаж «Сангара» рванул на «Ямск». Завязалась драка, к которой присоединился и экипаж «Ямска», и уполномоченным «Региона», конечно, досталось.

«Наш врач оказал им помощь. После чего мы известили о случившемся правоохранительные органы Сахалина. Нам приказали доставить задержанных в Корсаков, – рассказывал капитан. – Судно у нас небольшое, свободного места мало. Пришлось поместить задержанных в трюм, им дали матрацы и еду. В Корсакове я передал в прокуратуру изъятые у задержанных бланки приказов Каргополова по «Региону» о смене капитана, куда можно было вписать любую фамилию. Медэкспертиза обнаружила у меня сотрясение мозга, ссадины и ушибы на спине и на голове».

А со старпомом «Ямска» Анисимовым произошло следующее. Анисимов, гражданин Украины, не имел визы и не мог находиться на российском судне. И Гитинов распорядился при первом же удобном случае списать его на берег.

«После драки на «Ямске» Анисимов попросил меня доставить его на Сахалин, – рассказывал капитан «Сангара». – В Корсакове за это административное нарушение на меня наложили штраф. По просьбе Гитинова я выплатил Анисимову зарплату. Поскольку тот раньше на Сахалине не был, пришлось ходить с ним за билетом, везти в аэропорт».

Из-за аварийной ситуации на «Койме» «Сангару» действительно пришлось зайти в экономические воды Японии, что было зафиксировано спутниковой системой мониторинга. Но подобные нарушения при форс-мажорных обстоятельствах рассматриваются как административное правонарушение и караются штрафом.

Сейчас по заявлению японца Азавы, давшего в свое время деньги на приобретение «Тулуна», «Сангара» и «Учура», на эти суда наложен арест. («Регион» с кредитором рассчитаться не успел.)

Разбираться в этой истории, конечно же, должны правоохранительные органы. И виновных может назвать только суд. Опасаюсь только, что пока этого не произошло, безнаказанность одних воодушевит других. Как бы не пришлось тогда на выручку посылать весь Тихоокеанский флот...

 


Авторы:  Таисия БЕЛОУСОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку