НОВОСТИ
Убивший в столичном МФЦ двух человек — психически больной антиваксер
sovsekretnoru

Патриарх-заложник

Автор: Алексей ЧЕЛНОКОВ
01.10.2011

 

 
   
 Вавилис Апостолос – легенда криминала
 

 

10 лет назад был интронизирован патриарх Ириней. Ныне 140-й преемник брата Христа ожидает смерти в иерусалимском заточении 

«С оставившие заговор и созвавшие незаконный собор выбрали рукоположенного Нами Архиепископа Фаворского Феофила, который, зная о своём антиканоническом положении и будучи неблагодарным по отношению к Нам, начиная с 2008 года держит Нас в изоляции в Нашем доме с запертыми внешними воротами расположенного вокруг дома двора, запрещает всякое общение с приходящими к Нам Нашими духовными чадами и святогробскими отцами, которые остались верными Нашей Мерности, их пожизненному Патриарху, и делает этой с единственной целью – явственной из того, что Нас лишили даже лекарств и врачебного обслуживания – в надежде на «естественную» Нашу смерть…» – рука седобородого чернеца время от времени отрывалась от бумаги, чтобы прижаться к сердцу. Липкий пот катился градом по измождённому лицу – сентябрьские вечера в Иерусалиме не приносят прохладу.
Старец привычно писал в третьем лице, от имени «Нашей Мерности», как он привык за годы своего патриаршества. Он бросал гневные упреки в адрес Феофила, которого все поместные патриархаты признали главой Иерусалимской православной церкви (ИПЦ). Колыбель христианства, мать христианских Церквей, хранительница священных для христиан сокровищ Святой Земли в третьем тысячелетии оказалась в руках «заговорщиков». Как такое могло произойти?..
Это послание датировано 15 сентября 2010-го, в девятую годовщину интронизации. А пятью годами ранее Синод лишил сана бывшего Патриарха Иринея I: «…Архиерейский суд постановил извергнуть бывшего Патриарха Иерусалимского из патриаршего и епископского сана и низвести его в достоинство монаха». (Ириней отказался присутствовать на заседании архиерейского суда.) «Заговорщики» заявляли: «Данное решение явилось вынужденной канонической мерой против антиканонических и антицерковных действий бывшего Патриарха, поставивших Церковь на грань раскола». Несколькими днями раньше Ириней объявил, что снимает со своих постов тех членов Синода, которые организовали его отстранение от власти, но интрига уже затянулась тугой петлёй.
…Владыка Ириней (в миру Мануил Скопелитис, 1939 г. р.) был избран патриархом Иерусалимским в августе 2001 года. В марте 2005-го некоторые СМИ впервые обвинили его в финансовых махинациях с церковной недвижимостью в Старом городе Иерусалима. Затем злопыхатели пустили слух, будто он когда-то пообещал за своё избрание $400 тысяч международному авантюристу Апостолосу Вавилису.
6 мая 2005 года Синод ИПЦ двумя третями голосов объявил о недоверии патриарху Иринею. Говорили о его причастности к сделке со сдачей в аренду земельного участка в Старом городе около Яффских ворот, заключённой с еврейской организацией «Атерет коаним». Ириней отрицал, что являлся инициатором сделки, заявляя, что за нею стоит финансовый менеджер Патриархии Николас Пападимас, который в то время уже ударился в бега. Патриарх отказался подчиниться Синоду, сославшись на церковные каноны, которые недвусмысленно определяют пожизненный статус предстоятеля Церкви. Но созванный в Стамбуле Всеправославный Собор подтвердил отрешение Синода.
Спустя всего лишь месяц Палестинская национальная администрация опубликовала в газете «Аль-Кудс» доклад, в котором утверждается, что Ириней «не принимал участия в сделке ни на одной из её стадий и не получал каких-либо денег», а сама сделка является незаконной, потому что не была закреплена решением Синода.
Анонимный источник в руководстве Палестинской автономии заявил агентству Associated Press, что низложенный патриарх «не был вовлечен в сделку по продаже еврейским инвесторам арабского участка земли в Иерусалиме, который палестинцы рассматривают как столицу своего будущего государства». Сам патриарх, низведенный в простые монахи, заявил, что является невинной жертвой «мятежников» в собственном Патриархате, возглавляемых нынешним Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Корнилием, которого Ириней назвал «человеком с сущностью Люцифера».
Но вскоре Авда Каввас, председатель комиссии палестинского парламента, специально созданной для расследования дела Иринея, обвинил министра палестинского кабинета Самира Халайла в чрезмерной задержке официальной ратификации ранее принятого решения правительства автономии о признании Иринея низложенным. А Синод поспешил заявить, что низложение «не зависит от результатов расследования его причастности к земельным сделкам». Иринею вменялось «поведение в целом, разрушившее доверие и нормальное функционирование Священного Синода, а вовсе не те или иные сделки с недвижимостью». Патриарха обвинили в создании «паутины лжи и церковных недоразумений, разрушении всей церковной системы, безответственном обращении с имуществом Патриархата».
Но еще три года, до 2008-го, израильские полицейские дежурили в помещениях Иерусалимского Патриархата, охраняя бывшего патриарха Иринея. (Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, главными святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова.)

«Святогробское братство»
«Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввёл в храм и осквернил святое место сие... Весь город пришёл в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери». Так написано в библейской книге «Деяния апостолов» об аресте и заточении великого апостола народов, непревзойденного проповедника и богослова – «сосуда избрания». Две тысячи лет назад апостол Павел в полной мере испытал человеческую несправедливость, интриги коррумпированных чиновников и ненависть религиозных фанатиков. Клеветой ненавистники апостола возмутили толпу, которая едва не растерзала Павла. И только вмешательство римского тысяченачальника предотвратило немедленную расправу христианского подвижника.
Впоследствии некоторые богословы возлагали ответственность за судьбу Павла на Иерусалимскую Церковь, с апостолом Иаковом (умер в 62 г.) во главе. Иаков – брат Господень – был сыном праведного Иосифа Обручника (мужа Девы Марии) от первой жены. Как повествует Священное Писание, Христос особенно возлюбил святого Иакова. Воскреснув из мертвых, Христос явился особо брату Своему по плоти. Святой Иаков председательствовал на Первом Апостольском соборе в Иерусалиме. По свидетельству древних писателей, ближайшие к Христу апостолы избрали Святого Иакова первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви. В Библии Иерусалимская Церковь больше не упоминается. Мы ничего не знаем о её общении с апостолом Павлом после заключения в узы. Сделали ли что-нибудь её руководители для облегчения его положения?
За два тысячелетия в череде преемников святого апостола Иакова сменился сто сорок один патриарх, владыка Ириней был (и есть?) 140-й. Библейская история вновь завязалась в узел людских противоречий и недомыслий, которые может разрешить лишь Божественный промысел. Одно очевидно: мы являемся свидетелями разворачивающейся драмы великого масштаба, за которой стоит и Святая Земля, и судьба европейской цивилизации.
…«Святая Земля есть колыбель всего христианства, место святое и одинаково дорогое решительно для всех православных, к какому бы народу они ни принадлежали; её значение не местное, но общехристианское и в особенности общеправославное, чем православный Иерусалимский Патриархат резко выделяется из других православных патриархатов. Обязанность поддерживать Святой Гроб и все другие святые места лежит не на греках только или православных туземцах Палестины, а решительно на всех православных народностях безо всяких исключений; греки же являются только представителями и, так сказать, уполномоченными их при Святом Гробе», – писал профессор Николай Фёдорович Каптерев (1847 – 1917), церковный историк и общественный деятель («Богословский вестник», 1897).
Вот уже несколько веков высшее духовенство и монашество Иерусалимского Патриархата представляют исключительно этнические греки. При этом паства православного Патриархата состоит в основном из арабов-палестинцев (как из числа граждан Израиля, так и Палестинской автономии — около 15% всех арабов-палестинцев являются православными христианами). Иерусалимский Патриархат – богатейший в мире собственник недвижимости, ему принадлежат около 18 процентов «золотых» земель Иерусалима. Даже земля под зданием израильского кнессета является его собственностью.
В средние века Иерусалимская патриархия была крайне бедна. Но когда власть перешла в руки патриархов-греков, появилась и драгоценная церковная утварь, и деньги для перестройки ветхих зданий. Греки принялись скупать грузинские и сербские монастыри на Святой Земле, свои владения они расширяли преимущественно за счёт других православных Церквей.
«Так ловкие и практичные греки сумели с течением времени не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры Патриархата и заполнить собой Святогробское братство, но и завладеть теми Святыми Местами и монастырями, которыми ранее владели арабы, грузины и сербы, и так, что с течением времени греки оказались единственными обладателями и распорядителями всех святых мест и учреждений, какими только владели ранее православные», – писал профессор профессор Николай Каптерев.
Греки не только взяли в своё владение многие святые места, но всегда готовы были бороться буквально не на жизнь, а на смерть «за каждую пядь земли, за каждый вершок той или другой священной постройки, за каждый её камень». Во время этой борьбы страсти иногда разгорались до того, что самой жизни энергичных патриархов угрожала серьёзная опасность.
Когда патриарх Феофан (1608 — 1644) по решению иерусалимского судьи отнял у Ватикана Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в городскую тюрьму. Паша просил кадия (судью) вынести Феофану смертный приговор. К счастью, евнух, получивший от правителя поручение убить патриарха, ранее был христианином и потому, получив от Феофана сто золотых, отпустил его с миром, и патриарх бежал в Константинополь.
У патриарха Паисия (1645 — 1660) была митра, привезённая им из Москвы и украшенная драгоценными камнями. Враги донесли турецкому правителю, будто Паисий сделал корону для московского царя. Тогда правитель бросил патриарха в тюремную яму, предназначенную для убийц.
«Понятно отсюда, как тяжело и трудно было подчас иерусалимским патриархам правильно и с пользой вести сложные и запутанные дела патриархии, когда даже их ближайшие лица – члены Святогробского братства – иногда открыто противодействовали им в их благой деятельности, порицали и хулили их по своему невежеству, зависти и дерзости, вносили смуту и беспорядки во всю жизнь патриархии», – отмечал русский церковный историк.

«Апостолос» криминала
По многовековой традиции, избранного Собором и Синодом кандидата на патриаршем престоле утверждают светские власти Иордании, Израиля и Палестины. С точки зрения Израиля, патриарх Ириней был самым нежелательным кандидатом на опустевший в 2000 году Иерусалимский престол.
В августе 2001 года правительство Иордании признало нового патриарха Иерусалимского, но израильское правительство сделало это только в январе 2004-го. Кабинет министров Израиля подозревал Иринея в проарабских настроениях, в слишком тесной дружбе с палестинским лидером Ясиром Арафатом и допускал возможность передачи церковной собственности в руки Организации освобождения Палестины. Действительно, новый Патриарх всегда заявлял о своей поддержке палестинской борьбы за независимость, дружил с Арафатом и осуждал как теракты палестинцев, так и действия израильской армии на палестинских территориях. С началом иракской кампании подчиненные ему клирики Вифлеемской базилики призвали паству не пускать в храм Буша, Блэра и Рамсфелда. Поэтому Иордания и Палестина утвердили его кандидатуру сразу, Израиль — только после многомесячного сопротивления.
Слухи о сделке с земельными участками, принадлежащими Иерусалимскому Патриархату, мгновенно перевернули отношение палестинцев к Иринею. Они усмотрели в этом потворство «экспансионистским устремлениям» Израиля. Дело в том, что участки расположены в той части Иерусалима, на которую претендуют и израильтяне, и палестинцы. И арабская улица, по сути, довершила дело потасовками и демонстрациями у патриаршей резиденции. Патриарх Ириней получил удар с той стороны, с какой менее всего мог его ожидать
Такую же роль «информационного фона» сыграл в этом скандале известный международный авантюрист. В Греции публичный ажиотаж вокруг фигуры  Апостолоса Вавилиса окрестили «вавилонским столпотворением» по созвучию с его фамилией. В апреле 2005-го он был арестован в итальянском городе Болонья как главный фигурант дела о коррупции в Греческой Православной Церкви. По данным полиции, Вавилис  являлся международным авантюристом, который разыскивался Интерполом по обвинению в торговле наркотиками.
Вавилису приписывались связи с коррумпированными иерархами Церкви и политиками, мафией, спецслужбами различных стран. С его именем связывались аферы с поставками оружия, организацией финансовых пирамид, а также сомнительные коммерческие предприятия во многих странах.
 На короткое время фигура Вавилиса оказалась и в центре коррупционного скандала вокруг Иринея. СМИ утверждали, что в 2001 году Вавилис был послан из Греции в Израиль с тайной миссией по избранию Иерусалимского патриарха. Сам Вавилис в интервью, данном в бегах, утверждал, что за избрание Иринея он должен был получить 400 тысяч долларов, но так и не увидел этих денег.
Вавилиса  вскоре  экстрадировали  в Грецию, и сейчас он спокойно размышляет в тюрьме о прошлом, уже не вспоминая о секретной «миссии». Тем временем в Иерусалимской Церкви назревает другой коррупционный скандал. Летом 2011-го израильская газета «Макор Ришон» опубликовала сенсационное журналистское расследование, в котором утверждалось, что нынешний глава ИПЦ Феофил III якобы предлагал многомиллионную взятку чиновнику правительства Израиля за официальное признание его патриархом.
Как пишет газета, в марте 2007 года был подготовлен тайный договор между патриархом Феофилом и Земельным фондом Израиля («Керен каемет ле-Исраэль»). По этому договору, патриархия должна выплатить Земельному фонду 13 миллионов долларов в том случае, если правительство Израиля признает нового патриарха. Этот пункт был исполнен: 16 декабря 2007 года, спустя больше двух лет после низвержения Иринея, израильские власти признали избрание Феофила патриархом Иерусалима. Однако, указывает газета, Феофил отказался платить…
Русскоязычный израильский ресурс IzRus так прокомментировал «сделку»: «Если же членам правительства было известно о вышеупомянутом соглашении между Феофилом III и Земельным фондом, то напрашивается другой вопрос: каким образом члены правительства могли принять объективное и взвешенное решение о назначении нового человека на должность, после того как стало известно, что он заплатил за это решение 13 миллионов долларов?»
– Мы будем требовать от Феофила, чтобы он соблюдал закон, прекратил передавать землю израильтянам и вернул обратно земли, проданные предыдущими патриархами, – заявил генеральный секретарь Совета православных организаций Палестины Элиас Саид.
Представители православной общины Палестины обвиняли Патриархат в «иудаизации» палестинских земель «за тридцать сребреников» и требовали от него прекратить выполнять «функции агентства недвижимости».
– В течение последних 62 лет Иерусалимский Патриархат постоянно продавал и передавал Израилю земли в аренду. Даже израильский парламент (Кнессет) и резиденция президента Израиля построены на территории Иерусалимской Православной Церкви, – отметил заместитель министра туризма Палестины Марван Тубаси.

«Помните мои узы»
«Насильственное Наше удаление с престола Иерусалимского Патриархата после Пасхи 2005 года произошло вследствие угроз и агрессии со стороны составивших заговор клириков, явившихся орудием беспрецедентного в церковной истории неприкрытого дипломатического греческого политического вмешательства, давления и руководства к тому, что и совершилось». Слышно, как скрипит перо в руках седобородого чернеца с измождённым лицом. Скандалы последних новостей ему не ведомы, яростный шум уличных пикетов не доносятся сюда, в сердце Старого Иерусалима. В комнатке на втором этаже нет ни света, ни телефона. На окнах решётки. Пищу раз в день приносит старый араб и привязывает пакет к концу спущенной вниз бельевой верёвки. Вода лишь та, что по трубам идёт в санузел.
140-й патриарх вспоминает, как в самый разгар земельного скандала говорил митрополит Тимофей, один из претендентов на патриаршество: «Патриархи уходят в отставку добровольно. Никто не может сместить или отозвать Патриарха, тем более те, кто находятся вне Церкви».
На Пасху старый араб кричал в ужасе, что якобы Благодатный Огонь не сошёл к патриарху Феофилу. В глухих церковных уголках поползли смутные слухи о том, что огонь не сходит к людям в пасхальное празднество. Лето принесло другое страшное известие: Греция на грани разорения, в Европе кризис, Америка бомбит Ближний Восток. Всё ближе Господень День: «Отеческое Наше сердце не выносит более вида Тела Церкви Христовой, кровоточащего по вине преступников и отступников…»
Апостол Павел писал: «Помните мои узы». Тайна христианского учения открылась ему в страдании за Христа. Он и раньше знал, что идёт в своём служении путём Христовым. Страдая за Христа, он радовался страданию: ему казалось, что он в прошлом недостаточно пострадал.
…Заточение Иринея будто окружено облаком недомолвок, невнятных намёков и странных пророчеств. Его лицо едва проглядывается сквозь редкие разрывы. Никак не удаётся прояснить, как человек (монах тоже человек!), живущий в центре Иерусалима, оказался недоступным никому из помнящих и любящих его.
– Бывший патриарх находится, по сути, в самозаточении в одном из церковных зданий в Иерусалиме, – утверждает секретарь ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук. – Ириней был извержен из сана за совокупность нарушений. Его поддерживают только маргинальные группы.
Предположим. Но почему и кем наглухо закрыт вход в его келью?!
Известно, что представители Свято-гробского братства согласились передать ключи от Тронного зала Патриархии начальнику иерусалимской полиции в обмен на обещание Иринея не созывать Синод в новом составе. А что было потом?
События, предшествующие заточению патриарха Иринея, обросли множеством слухов. Его сторонники говорили, что он стремился вернуть в монашескую жизнь строгий устав Святогробского братства. Предполагали, что патриарх мешал принятию экуменических решений на Всеправославных Соборах.
Представители греческого правительства неоднократно призывали самого Иринея взять на себя политическую ответственность за происходящий скандал. Негативно отнеслись к действиям Иринея и власти Палестинской автономии. Правительство Иордании направило Иринею письмо, в котором потребовало от него возвратить дипломатический паспорт. Израиль дистанцировался от скандала.
Но в России помнят, что первый патриарх из греков, Герман (1537 — 1579), завязал прямые отношения с царем Иваном Грозным. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц...
Сейчас один учёный клирик Русской Православной Церкви обвиняет Иерусалим-
ский Патриархат, например, в связях с большой политикой: «А именно с очередным натиском международного сообщества на Восток, с приближением предвыборной кампании в России и стремлением Запада через унижение Русской Православной Церкви в очередной раз дестабилизировать ситуацию внутри России».
Православный мир, по его мнению, выглядит сейчас весьма разобщённым «на уровне согласования действий между различными Патриархатами и Церквами». Вспоминаются горькие слова древнего палестинского старца: «Чада, ереси и расколы возникают только от того, что мы очень не любим друг друга».
…Апостол Павел находился под домашним арестом и пользовался относительной свободой, хотя был прикован цепью к солдату. Эта цепь тянулась от руки солдата к руке узника. Солдаты часто менялись, и подвижник имел все основания сказать: «Узы мои о Христе сделались известными целой претории и всем прочим». Согбенный чернец Ириней пишет: «Мученичество нашей совести – знак откровения всем и каждому…» 


Авторы:  Алексей ЧЕЛНОКОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку