НОВОСТИ
Трех надзирателей истринского изолятора, откуда сбежали 5 заключенных, будут судить
sovsekretnoru

Оружие против дерзких дворян

Оружие против дерзких дворян

ЗАСЕДАНИЕ ТРИБУНАЛА ИНКВИЗИЦИИ

Автор: Евсей ГРЕЧЕНА
09.03.2020 В 1478 году Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский получили у Римского папы полномочия для учреждения специальной юрисдикции, главная задача которой должна была состоять в борьбе с ересью. Так, как принято считать, появилась испанская инквизиция, с которой связаны самые неприглядные страницы истории человечества.

ЦЕРКОВНЫЙ ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ ИЗАБЕЛЛЫ И ФЕРДИНАНДА
По сути, это был церковный «отдел расследований». Но инквизиция (от латинского слова «inquisitio» - розыски, расследование) до сих пор пользуется дурной славой из-за суровости наказаний и обилия беззаконий, творившихся во время процессов. Подозреваемые имели мало или вообще не имели возможности опровергнуть выдвинутое против них обвинение. Их не знакомили с показаниями и не сообщали имена обвинителей. Тех, кто отказывался признать себя виновным, подвергали зверским пыткам до тех пор, пока несчастные не сознавались…
Некоторое время инквизицию возглавлял монах Томас де Торквемада, который до этого был личным исповедником королевы Изабеллы.
«Он был жесток, как повелитель ада…» Так в свое время написал о Торквемаде американский поэт Генри Лонгфелло. И мнение это, надо сказать, достаточно распространенное. Одни авторы называют Торквемаду «страшным, как смертный грех», другие - «ненасытным палачом», третьи рассуждают о «религиозном фанатизме, кровавой персонификацией которого был Торквемада», и о «нетерпимости, которую он всосал с молоком матери».
Так сложилось, что Торквемада превратился в одну из самых мифологизированных фигур в истории человечества, а руководимая им организация стала настоящим жупелом, чем-то априори мерзким и внушающим ужас. Это очень удобно для многих пишущих на подобные темы: все инквизиторы - исчадия ада, а Торквемада - самый отвратительный из них…
Но инквизиция подчинялась Римскому папе, а на самом деле ей управляли испанские монархи. Она использовалась с целью укрепить господствующую религию и расколоть оппозицию. «Католические короли» Изабелла и Фердинанд смогли использовать инквизицию в качестве оружия против дерзких дворян и таким образом установить централизованную и абсолютную монархию. Также они пускали ее в дело для осуществления контроля над испанским духовенством. Ну и, конечно же, мишенью инквизиции являлись люди, подозреваемые в религиозных уклонах, особенно евреи и мусульмане, которых формально обратили в католичество, но на самом деле они продолжали тайно поклоняться своим богам.
Создание инквизиции дорого обошлось Изабелле и Фердинанду: пошатнулись любовь, которую они снискали прежде, а также повиновение, которое они до тех пор всегда видели. Кортесы начали неприкрыто роптать, а народ, обожавший короля и королеву, даже взялся за оружие: первый инквизитор Арагона, Педро де Арбуэс, был заколот заговорщиками в сарагосском соборе и 17 сентября 1485 года скончался в страшных мучениях. Беспорядки, имевшие место по этому случаю, продолжались очень долго, и нужно было пролить немало крови, чтобы прекратить их.

А ЧТО ЖЕ ТОРКВЕМАДА?
Отец Антуан Турон в своей «Истории знаменитых людей Доминиканского ордена» пишет о Торквемаде так: «Не без оснований испанские историки считают Томаса де Торквемаду одним из великих людей своего времени, одним из самых выделяющихся по своему рождению, талантам, набожности и ревностному отношению к религии».
Томас де Торквемада родился в 1420 году в Вальядолиде в семье священника. Самым знаменитым родственником у него был дядя (брат отца), доминиканец Хуан де Торквемада, бывший представителем католической церкви на Вселенском соборе в Констанце, по приговору которого в 1415 году был сожжен на костре проповедник и идеолог Реформации Ян Гус.
Удивительно, но этих людей постоянно путают. Подчеркнем специально: Томас де Торквемада никогда не был кардиналом! И это, несмотря на то, что даже в знаменитой «Энциклопедии», составленной великими энциклопедистами XVIII века, сказано: «Этот Торквемада, доминиканец, ставший кардиналом, придал трибуналу испанской инквизиции ту юридическую форму, которая противоречит всем законам человечества».
Да, учреждение инквизиции в Испании принято связывать с именем Торквемады. Но на самом деле испанская инквизиция была основана почти за двести лет до его рождения. Первый указ, направленный против еретиков, был издан королем Арагона Педро II аж в 1197 году, а послание папы Григория IX, посвященное введению инквизиции в Кастилии, появилось в 1236 году.
Историк Жан Севилья, говоря об инквизиции, утверждает: «На самом деле, это слово покрывает совершенно разные события, продолжительность которых растягивается на шесть веков».
Короче говоря, людей на костер отправляли задолго до Торквемады. И не надо думать, что уничтожались только такие прогрессивные люди, как Джордано Бруно или Ян Гус. Инквизиция преследовала не только за сознательное отклонение от догматов веры, но и, например, за колдовство. Легко, живя в XXI веке, называть это мракобесием. В Средневековье же все было иначе: лекарств почти не существовало, и эпидемии неведомых болезней уничтожали людей тысячами. Тут невольно станешь суеверным, и инквизиция в те времена была своего рода «защитной реакцией» общества, для которого вера была такой же важной составляющей, как физическое здоровье сегодня.
Вывод: Торквемада не входил в число первых инквизиторов, назначенных в сентябре 1480 года Изабеллой и Фердинандом. Он ничего не изобретал, и инквизицию создал, конечно же, не он (лично он вошел в состав инквизиторов лишь в феврале 1482 года).

КОДЕКС ИНКВИЗИЦИИ
Да, Торквемада стал потом генеральным инквизитором Кастилии и Арагона, но он не был «исчадием ада». Напротив, он был человеком абсолютно неподкупным, одевался в лохмотья и жил аскетично, даже праведно. Более того, именно Торквемада инициировал в октябре 1484 года принятие специального Кодекса инквизиции.
Этот Кодекс включал в себя 28 статей, и он организовал совместную работу всех трибуналов инквизиции, дал единообразное оформление всем этапам инквизиционного процесса и выстроил четкую иерархическую структуру. Несколько статей говорили о приговорах против еретиков и отступников и назначали «отсрочку милосердия» для желающих сознаться и обратиться в «правильную веру». Несколько - установили порядок чинопочитания среди инквизиторов. А еще там говорилось о том, что тот, кто сознается до срока, может рассчитывать на помилование, если выдаст других еретиков. Но говорилось там и о еретиках упорных: их следовало осудить на вечное заключение.
Но были там и совершенно «революционные» статьи. Например, 25-й статьей запрещалось инквизиторам и другим лицам, причастным к трибуналу, получать подарки под страхом отлучения и лишения должности. Это означает, что Торквемада самым серьезным образом боролся с взяточничеством в подконтрольной ему организации. И для свидетелей, давших ложные показания, предусматривалось суровое наказание, а любое решение суда могло быть обжаловано в Ватикане.
В результате, машина «новой инквизиции» заработала весьма эффективно. А разгадка тут проста: Торквемада сам никогда не брал взяток и другим не позволял. И склонности к чинопочитанию он был лишен начисто. Титул, статус, должность преступника для него не имели ни малейшего значения. Перед лицом закона для него все были равны.

ТРИ ИНКВИЗИЦИИ
Подчеркнем еще раз: инквизиция была основана почти за двести лет до рождения Торквемады.
Историк Жан Севилья, говоря об инквизиции, утверждает: «Нет одной инквизиции, но есть три инквизиции: средневековая инквизиция, испанская инквизиция и римская инквизиция. С исторической точки зрения, их смешение лишено смысла».
Первоначально инквизиция вообще была временным учреждением, некоей комиссией, созываемой по конкретным поводам - чаще всего для борьбы с восстаниями еретиков. Лишь в XIII веке инквизиция приняла форму постоянных трибуналов и значительно расширила свои полномочия. Но до второй половины XV века инквизиции как постоянного института в Кастилии вообще не существовало. Что же касается Арагона, то первый инквизиционный трибунал был там официально учрежден Римским папой в 1238 году, и он особенно энергично действовал в примыкавших к Франции епархиях.
Юридически независимая, параллельная гражданскому правосудию, средневековая инквизиция была церковным институтом, и ее служители зависели только от папы. Общепринятая картина инквизиции настолько негативна, что создается впечатление, что это было царство произвола. На самом деле, все было с точностью до наоборот: инквизиция была правосудием методичным, формалистичным и полным бумажной волокиты, но часто значительно более умеренным, чем гражданское правосудие. Во всяком случае, обвиняемый имел право приглашать свидетелей для своей защиты, имел право отводить состав суда и даже самого инквизитора. Первый допрос обычно проводился в присутствии своеобразной «конфликтной комиссии», состоявшей из уважаемых граждан, мнение которых всегда учитывалось. Имена доносчиков держались в тайне (своеобразная защита свидетелей), но в случае лжесвидетельствования лжеца ждало суровое наказание, и все об этом знали.
И что очень важно: ни к каким телесным наказаниям и тем более к смертной казни инквизиция приговорить не могла. Это была прерогатива светских властей.
И еще: еретики, как правило, не отличались смирением. В Средние века мир не ведал полутонов и нейтралитета. Любой компромисс на деле оказывался уловкой, тактическим ходом, но вовсе не решением, устраивающим обе стороны. И надо отметить, что, в большинстве случаев, именно еретики выступали зачинщиками смут. Пользуясь невежеством основной массы людей, они страстно обличали погрязших в грехах правителей и церковников, которые, к слову, действительно были совсем не святыми. И одними обличениями дело не ограничивалось: вожди еретиков призывали к неподчинению грешникам и лицемерам, уверяя, будто их власть идет от дьявола, а вовсе не от Бога...
В Средние века это был страшный аргумент. Потому-то светские власти и не щадили еретиков, ведь каждый из них мог нести в себе зерно восстания - и это тогда, когда и так все было плохо, когда каждый год имел место то неурожай, то голод, то эпидемия, то война.
Историк Жан Севилья пишет: «Если судить инквизицию по интеллектуальным и моральным критериям, имеющим хождение в XXI веке, очевидно, что это система возмутительная. Но в Средние века, это не возмущало никого. Не нужно забывать отправной точки этого дела: осуждение, вызванное еретиками, возмущение их деятельностью и их выступлениями против Церкви. Как это ни кажется удивительным, но люди XIII века рассматривали инквизицию, как избавление. Средневековая вера не была индивидуальной верой: общество формировало органичное объединение, в котором все оценивалось в коллективных терминах. Отрицание веры, ее предательство или фальсификация представляли собой преступления, виновные в которых должны были отвечать перед обществом».
Подведем итог: в христианских королевствах Пиренейского полуострова инквизиция была официально учреждена Римским папой в первой половине XIII века, но сначала она действовала только в Арагоне. Поначалу она работала бессистемно и неэффективно, а к началу XV века и вовсе практически бездействовала. В других местах - в частности, в Кастилии, Леоне и Португалии - инквизиция вообще появилась только спустя полтора столетия после ее прихода, например, во Францию.
К XV веку так называемая старая инквизиция уже практически изжила себя, и причиной тут был вовсе не в рост терпимости к инакомыслию. Просто светская власть уже значительно окрепла и не нуждалась более в серьезной поддержке со стороны Церкви. Вот тогда-то и состоялось второе рождение инквизиции, новой инквизиции - на Пиренейском полуострове, на землях королевы Изабеллы и короля Фердинанда.
Католические короли Изабелла и Фердинанд.jpg

ИНКВИЗИЦИЯ И ТОРКВЕМАДА БЕЗ ПОЛЕМИЧЕСКОГО ЗАДОРА
Под конец жизни Торквемада удалился в монастырь и там снова начал вести жизнь простого монаха, а 16 сентября 1498 года он умер.
Сейчас одни авторы утверждают, что Торквемада лично виновен в сожжении на костре 10220 человек. Другие называют гораздо бóльшие цифры. Но при этом, как правило, захватываются периоды времени, в которые Торквемада еще ничего не решал или уже не решал. Плюс включаются в расчет территории, на которые власть Торквемады не распространялась. Так неужели же, лично Торквемада, «ославленный» на века, должен быть ответственен вообще за все жертвы инквизиции на всех территориях, где она существовала?
С другой стороны, и это невозможно отрицать, благодаря Торквемаде-политику произошло объединение Кастилии и Арагона в единое свободное от мусульманской оккупации королевство, которое затем превратилось в одно из самых могущественных государств Европы, положило начало колонизации Нового Света и стало «культурной матрицей» для всей Латинской Америки.
Плюс с приходом Торквемады инквизиция начала предоставлять слово обвиняемому, а от обвинителя требовали четких доказательств. В итоге, ни один другой суд не выносил так много оправдательных приговоров. Генри Кеймен в своей книге «Испанская инквизиция», изданной в 1997 году, отмечает, что архивы инквизиции содержат 49092 досье, и в 98% случаев обвиняемые были либо оправданы, либо получили легкое наказание в виде штрафа, покаяния или паломничества.
Можно до бесконечности спорить по поводу соотношения понятий «цель» и «средства» и о том, может ли великая цель оправдывать жесткие средства ее достижения. Но одно очевидно: деятельность Торквемады, как и «его» инквизицию, давно пора рассматривать без излишнего полемического задора.


Авторы:  Евсей ГРЕЧЕНА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку