НОВОСТИ
Начали «хамить пациентам». Визит антиваксеров в больницу превратился в балаган (ВИДЕО)
sovsekretnoru

Не слишком единая Россия

Автор: Сергей МАКЕЕВ
01.02.2005

 
Иосиф ГАЛЬПЕРИН
Обозреватель «Совершенно секретно»

В КОРЕЦКИЙ. ПЛАКАТ 1950 Г.

Пока общественность обсуждает уже объявленные политические реформы, за Стеной зреют замыслы куда масштабнее. Повод для раздумий серьезный и объективный. За последний год мне довелось столкнуться с конфликтами в Татарии и Башкирии, Ингушетии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии. При всем их разнообразии бросается в глаза общее – устарелая государственная форма мешает гражданским, экономическим и политическим преобразованиям. Как претендующим на укрепление «вертикали», так и либеральным.

В любой присосавшейся к бюджету конторе действует неписаный закон: начальник обязательно должен быть, допустим, карачаевцем (в случае Карачаево-Черкесии), один его заместитель – русским, а другой – черкесом (вариант – абазинец). Вот и плодятся ничего не производящие ГУПы, чтобы обеспечить места «элите». Назначенцы-управленцы, обязанные прокормом родному клану, кроме воровства, ни в чем конкурировать не могут – и местные предприятия гибнут, не выдерживая конкуренции полуоткрытого российского рынка. В результате: безработица, нищета благодатных краев и их дотационность. Местная власть заинтересована сидеть на шее у Москвы, а зачастую и на ее штыках. И складывалась такая система целенаправленно.

Советская власть, лавируя в созданном ею же враждебном окружении, разделила страну на неравные части, с неравными же правами. К 1937 году в Советском Союзе существовали союзные и автономные республики, скрывавшие внутри себя, как матрешки, области, края, автономные области и автономные округа. Соответственно, существовали и так называемые титульные нации.

Эта система взорвалась, уничтожив своего прародителя. Путч 1991 года состоялся как раз накануне подписания Ново-Огаревских соглашений, по которым автономные республики должны были быть приравнены к союзным. Такого унижения союзно-национальные элиты выдержать не смогли – и объявили свои государства, созданные Сталиным в декоративных целях, самостоятельными.

Теперь такая же участь угрожает Российской Федерации, внутри которой остались матрешечные образования с разной степенью автономии. Области и края недовольны правами республик и других национально-территориальных субъектов федерации, а население последних недовольно засилием местных управленцев или давлением пришлых русских. Особенно это заметно в Поволжье и на Северном Кавказе. Хотя осторожное укрупнение с использованием референдумов началось в менее взрывоопасных местах – на Урале и в Сибири.

Кроме прочего, из ленинско-сталинской искры возгорается пламя конфликтов на административных границах. Этому способствует само межевание национально-территориальных образований, проведенное по принципу «Разделяй и властвуй». Карачаевцы и балкарцы – практически один народ. Так же, как кабардинцы и черкесы. А соединили их, как назло, в Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.

Никакое новое межевание и пересоставление республик не уменьшит число недовольных, поскольку границы расселения этносов зачастую проходят по одному аулу, по улицам и огородам.

В Поволжье – не лучше. Как должен себя чувствовать мариец в чувашской деревне, которая находится в татарском районе Республики Башкортостан? Кого он должен считать виноватым в своей нищете? Кто его, по его мнению, «гнобит»? Вот и движется по необъятным просторам Родины автокараван башкирских татар, которым только в Москве удалось провести съезд своей культурной автономии. Между прочим, ее в Уфе считают «пятой колонной» Казани.

Кстати, существование разноплеменного населения в мегаполисах подсказывает: для большинства представителей «малых народов» культурная автономия – единственный путь сохранения самоидентификации. По крайней мере, она заявляет права на национальное достоинство, не ущемляя национальных чувств других.

О бессмысленности и взрывоопасности национально-территориального размежевания мне говорили многие бизнесмены во Владикавказе и Черкесске.

Участники совещания в Ново-Огареве повернулись к Советскому Союзу спиной

Итак, идея перемен, похоже, овладевает массами. Но вопросов пока больше, чем ответов.

Возможно ли на Кавказе снять сам принцип устройства госструктур по национальным признакам? Возможно ли вообще не дробить страну на мизерные регионы с плотным (и безработным!) населением и на огромные пустынные районы с гигантской нехваткой рабочих рук? Как, не разрывая национального единства, совместить интересы оседлых представителей кавказских народов с интересами многочисленных родственных диаспор?

Мои кремлевские собеседники отделывались туманными фразами, что планов-де обсуждается громадьё, а какие из них будут приняты за основу, мол, только президент знает.

Косвенные «улики» меж тем явно указывают, откуда дует ветер.

Глава Госсовета Чечни Таус Джабраилов уже публично поддержал идею укрупнения регионов. Если уж такой осторожный и впрямую зависимый от Кремля политик заговорил о необходимости создания нового объединенного субъекта федерации, похожего на Терский край, значит, скорее всего, именно в этом и спрятан истинный смысл кремлевской реформы. Укрупнение регионов, как его представляют в Кремле, неизбежно не вместится в существующие национально-территориальные рамки. В этом свете понятнее становится блицкриг отмены выборности глав регионов. Перестанут избирать губернаторов – легче будет кроить территории. Сливать воедино не только области с национальными округами, но и создавать новые большие края, совпадающие по границам с существовавшими в РСФСР в 1920-е годы. Убрать конституционные препятствия не составит труда, имея подавляющее большинство в Думе. Даже название этого большинства – «Единая Россия» – принимает в свете нашей гипотезы новое значение.

Но опыт первого этапа скоропалительной реформы показывает, что распутывание юридических противоречий – не главная трудность. Губернаторов решили назначать после прямого указания президента, все остальные законодательные ступеньки уже не имели значения, предварительного обсуждения идеи не было, не выносилась она и на референдум. И вот опять: только президент знает!

Неуспех всех предыдущих бюрократических реформ заставляет с опаской относиться и к этому неоднозначному замыслу. Конечно, хорошо бы «нарезать» территории на экономически выгодные куски, с учетом демографии, чтобы гордое имя «Республика» не прикрывало полмиллиона разномастного населения от обязанности самим зарабатывать на хлеб. Никто не против повышения управляемости государства, обеспечения центру и периферии прямой и обратной связи.

Но управляемость зависит не только от структуры, но и от степени доверия. Жители национальных окраин России, тем более – Северного Кавказа, не имеют оснований доверять затеям центральной власти. Конечно, они обращаются к ней в поисках защиты от власти местной, но и видят, что многолетние попытки послесоветской России решить проблемы Чечни, погасить осетино-ингушский конфликт, создать в республиках современное производство, включая сельскохозяйственное, разбиваются о систему «кормления» – феодальную систему взяток, частных армий и рабского труда в родовой общине. Кремль же пытается последними реформами перейти от нее к «абсолютизму», а эта система не менее коррупционна и тоже не рассчитана на осознанное доверие населения.

Значит, прежде чем начинать ликвидацию взрывоопасного сталинского наследия, стоит подумать о том, чтобы новое устройство российской власти не похоронило бы государство вообще. Украинский опыт регионального сепаратизма показывает, что он не всегда базируется на национальных эмоциях. На юге России может сложиться такой конгломерат, который, по примеру юго-востока Украины, потребует от центра самостоятельности. И это будет уже не игрушечная автономия.

Российский опыт последних лет просто вопиет: решения, затрагивающие основы государства, а значит, и каждого его гражданина, должны приниматься за Кремлевской стеной лишь после широкого обсуждения в обществе, а не только узким кругом особо доверенных лиц.


Авторы:  Сергей МАКЕЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку