НОВОСТИ
Все найденное у ставропольского начальника ГИБДД добро уйдет в доход государства
sovsekretnoru

На углу Счастливой улицы

Автор: Денис ТЕРЕНТЬЕВ
01.10.2009
   
   
   
Заседание комиссии по лишению водительских прав. «Автоюристы» помогут сохранить их за определенную мзду  
   

Коррупция в ГИБДД: проплачено и «схвачено» все

Петербуржец Александр лишился водительских прав на 46-м километре Приозерского шоссе, где идет длинный подъем с поворотом влево, если ехать со стороны Петербурга. В середине июня в этом месте появилась разметка: сначала прерывистая линия разрешает выезд на встречную, а через несколько метров она вдруг переходит в сплошную. Это означает, что если вы не успели вовремя вернуться на свою полосу, можете прощаться с правами: сотрудники ГИБДД стоят на пригорке во всеоружии.
– Две гаишные машины и серая «Мазда» без номеров, в которой почему-то тоже проходит оформление, – рассказывает Александр. – Стоит видеокамера на штативе, но вряд ли она что-то снимает – я видел, что объектив развернут к лесу. Сотрудники работают как на конвейере: один тормозит, другой ведет беседу. «Мой» гаишник представился лейтенантом Алексеем Александровичем Малышевым. Я спрашиваю: мол, как вы могли рассмотреть с расстояния в километр, где я вернулся на полосу – за пять метров до сплошной или через пять метров после. А он знай себе бубнит: «Как будем решать вопрос?» Я сказал, что денег не дам принципиально, и он писал протокол минут тридцать. Другие машины уезжали в течение двух-трех минут.
На видео, которое Александр снял на мобильный телефон, видны с десяток остановленных машин – водители ждут «приема» у инспектора. Номера милицейских машин 0 6570 и 0 6566. Как удалось выяснить, эти авто закреплены за ИДПС СРОР (Инспекцией дорожно-постовой службы – саморегулируемой организацией) Петербурга. Интересно, кто их отправил работать во Всеволожский район Ленобласти?
Однако в суде соседнего Сертолова в эти тонкости не вникают. Пересек сплошную на подъеме – автоматически получил лишение. Суд завален «водительскими» делами, на некоторые дни назначено по 70 дел, срок рассмотрения каждого – две минуты. За исключением тех случаев, когда подключаются «автоюристы».

Юрист по «пьянке»
Этот вид услуг уже стал привычным: рекламные плакаты «Возврат водительских прав в любой ситуации» можно встретить в любом районе Петербурга. Оказалось, что за телефонами стоит вполне легальная фирма, расположенная в бизнес-центре на проспекте Испытателей. На консультацию сюда просто так не пройдешь – нужно сначала записаться по телефону. Девушка-секретарь уточняет, по какой причине вас лишили прав: один юрист специализируется на «пьянке», другой – на нарушении правил разметки и т.д. Судя по всему, услуги пользуются спросом: записаться на тот же день оказалось невозможным, а стоимость работы автоюристов за несколько дней возросла с 40 до 50 тысяч рублей.
– Вы платите половину суммы, и мы заключаем договор, – разъяснила сотрудница фирмы при первой телефонной беседе. – Если нам удалось вернуть ваши права, то вы доплачиваете деньги, если не удалось, то просто теряете первый взнос. Гарантий, конечно, никто не дает, но процент побед в судах у нас высокий. Здесь ведь работают узкоспециализированные юристы, поэтому вы не сможете получить такой же уровень услуг у обычных адвокатов.
– А вы решаете вопросы только юридическим путем? – поинтересовался я.
– Такие вещи не принято обсуждать по телефону, – мягко пояснила она.
Уже в офисе юрист компании прямо заявил, что выкупом прав их фирма не занимается.
– Это установка нашего начальства, да и в целом не имеет смысла, – разъяснил сотрудник. – «Гайцы» ведь как работают: платишь деньги, ликвидируется протокол, из компьютера стираются сведения. Но если у вас забрали права не вчера и были жалобы на действия сотрудников или тем более решения судов, значит, это может всплыть в ходе ближайшей проверки. Выяснять, кто и как удалил сведения о нарушителе, скорее всего не будут, а просто вернут его данные в компьютер. В итоге едете вы через годик со своими выкупленными правами, вас тор-
мозят, пробивают и привет – новая лишенка.
Мой приятель Саша, которого я привел на консультацию в фирму, – клиент как раз непростой: жаловался в разные инстанции, нанимал адвоката, судился.
– Я даже накануне не пил ни грамма, а показало 0,23 промилле, – рассказывает Саша. – Мне эксперт потом объяснил, что при гастрите, например, может до 0,3 образоваться на пустом месте, достаточно неправильно позавтракать. Сотрудник ГИБДД был один, а по протоколу их потом трое стало. И понятые материализовались, которых потом в суд никак не вызвать.
Саша продолжает загибать пальцы: алкотестер инспектор доставал из-под сиденья без целлофана, в протокол после Сашиной подписи вносились изменения. Позу Ромберга (один из доморощенных тестов на алкоголь) Саша исполнял, стоя в кузове передвижного диагностического пункта. Пункт – это фургон «газели», а Саша – под два метра ростом. Юрист слушал все это с улыбкой: мол, давно знакомые трюки. И выспрашивал подробности.
– Успех дела в суде на 95 процентов состоит из таких мелочей, – пояснил он. – Кто где стоял, кто что говорил. Например, привели они подставного свидетеля, сказали ему марку вашей машины. А цвет какой? А сиденья? А левая фара была разбита или правая? От этих вопросов «плывут» сами инспекторы, не говоря уже про понятых.
Мы узнали про многие гаишные «наработки». Например, инспектор тормозит вас рядом с «кирпичом» и показывает жезлом место остановки под знаком – вот вы и совершили серьезное нарушение. Или еще круче: милиционер предлагает вам проследовать за ним для дальнейшего разбирательства в отдел ГИБДД и… разворачивается через двойную сплошную. Вам, естественно, сразу не приходит в голову, что, следуя за ним, вы зарабатываете себе лишение. И только совсем беспринципный гаишник придумает поставить на двухполосной дороге строительных рабочих с дорожным знаком, предлагающим объезд по встречной полосе, а самому встать в пятидесяти метрах по ходу.
Услуга «возврат водительских прав» одинаково часто встречается как у солидных консалтинговых агентств, так и у сомнительных фирм-однодневок. В одном из таких объявлений значатся «экзамен в ГИБДД с гарантией» и «водительские права без хлопот». Звоним по одному из телефонов.
– Какой район? – была первая реакция на вопрос о возврате прав.
– Красногвардейский, – наобум ответил я.
– Можем решить, – уверенно сказал собеседник. – Лишение свежее? На Боровую ездили? Как фамилия инспектора?
Оказалось, что если вы уже прошли диагностику (в городском центре на улице Бо-
ровой), то цена вопроса возрастает вдвое и составляет 100 тысяч рублей. Причем права обещают вернуть в течение суток с момента получения первой половины денег.
– А откуда я знаю, что вы с этими деньгами не испаритесь?
– Если хотите, можем поехать вместе на моей машине, – собеседник готов к вопросу.
– А друга можно с собой взять?
– Можно.
Потом я сообщил, что колеблюсь, потому что законным путем права можно вернуть вдвое дешевле – за 50 тысяч.
– А сколько времени пройдет? – услышал я в ответ. – Я тоже могу с судьей договориться, только это когда будет? Вы знаете, за сколько можно постановление мирового суда купить? За пять тысяч рублей и даже дешевле! У этих юристов вся работа строится на том, есть ли «подвязки» в конкретном суде. Если есть, они с вас всю сумму получают, если нет, то половину забирают и вообще не парятся.
Очень часто решения по «автомобильным» делам выносит мировой судья-женщина, которая сама за рулем не ездит и даже правила дорожного движения не знает. Скорее всего, она встанет на сторону ГИБДД. На сайте консалтинговой компании «Кристалл» вывешено несколько судебных решений городского и районных судов Петербурга, которые отменяют решения нижестоящей инстанции по лишению водительских прав. По идее, это должно свидетельствовать о качественно проделанной юристами работе. Но есть и другая сторона.
Несмотря на кризис, цена, за которую инспектор готов отпустить нарушителя без протокола, выросла. Возврат прав через фирму стоит не меньше 40 тысяч рублей – так что у инспекторов цена за «нетрезвый вид» начинается с 50-60 тысяч и доходит до 120. И было бы странно, если бы гаишники не имели отношения к услугам по возврату.

Юридическое лицо анфас и в профиль
О том, как ведется борьба с коррупцией в ГИБДД, знает любой, кто сдавал экзамен на водительские права, скажем, на шоссе Революции. Перед началом испытания по теории вождения сотрудник произносит суровую речь: мол, мы знаем, что в некоторых автошколах проводится сбор денег на гарантию положительного результата. Не верьте, все это обман и провокация. Повлиять на результат экзамена при помощи денег невозможно. Экзамен можно сдать, только продемонстрировав знания и навыки, достаточные для управления транспортным средством. И если с вами велись подобные разговоры, то лучше прямо сейчас, до начала тестирования, заявить об этом.
– Честно говоря, у меня внутри все сжалось от этих слов, – рассказывает 23-летний Михаил. – Думал, пропали мои деньги, обманул меня инструктор из автошколы. А потом начались чудеса. В начале я теорию сдал, хотя ошибся не менее трех раз, как выяснил при последующем анализе. А потом вождение. Я дважды заглох при попытке тронуться с места. «Спокойнее, – говорил мне инспектор, – спокойнее». Я проехал двести метров с одним простеньким поворотом. «Спасибо, – говорит, – вы сдали экзамен».
Впрочем, и в жизни, и на сайтах автомобилистов полно людей, которые рассказывают, что денег в ГИБДД не платили, а сдали с первого раза. Но почти все признают, что получали предложения, кто от инструктора в автошколе, кто от темных личностей, что постоянно крутятся у здания инспекции.
– Я долго не хотел платить за экзамен, поэтому и сдал с четвертого раза, – говорит 32-летний Геннадий. – Похоже, «гайцы» не брали в толк, почему взрослый обеспеченный мужчина не хочет заплатить за свои нервы небольшую сумму. Потом мне объяснили, что инспекторы стараются ставить «зачет» 50-75 процентам потока. Соответственно, если большая часть группы решила дать взятку, остальных начинают «валить». После очередного завала я приходил в свою автошколу, чтобы заплатить за новый экзамен, а ее сотрудница ласково интересовалась у меня, долго ли я еще собираюсь мучиться. И, в конце концов, я не выдержал: нервы дороже.
В Петербурге можно купить права, например, для своего сына и подарить ему на совершеннолетие. Во всяком случае, так утверждают всевозможные посредники, скрывающиеся за газетными объявлениями «Права». Звоню по одному из них.
– Вы не волнуйтесь, мы юридическое лицо, – уверил меня молодой человек на другом конце провода. – У нас фирма, занимающаяся защитой прав автовладельцев.
– ???
– Мы не хотим, чтобы людей обманывали, поэтому цены у нас гуманные.
– А сколько стоят права?
– Ну, официально вы заплатите за обучение в автошколе 8 тысяч рублей. Сдача экзамена в ГИБДД обойдется вам еще в 18 тысяч.
– Это теория и вождение?
– Да, полный пакет. Отдельно вождение будет стоить 12 тысяч. Шесть – площадка, шесть – город, так что у нас все по справедливости.
– А если я хочу без автошколы?
– Оформляйте себе экстерн, а лучше договоритесь в автошколе, что обучение уже прошли. Мы таких услуг не оказываем.
– А можно вообще без обучения? – настаивал я. – В подарок девушке, например. За ценой не постою.
Пауза.
– Это будет стоить хороших денег, – собеседник почувствовал запах жареного. – Очень хороших. Вы же понимаете, я вам сразу цену не назову, я должен посоветоваться.
Он записал мой телефон и перезвонил минут через сорок.
– Я пообщался с товарищами, – смущенно тянул он. – Конечно, недешево получается. 60 тысяч за все. Присылаете ее фамилию и фотографию, дня через три я привезу вам документ куда скажете.
– Любую фотографию?
– Любую да, цветную в фас. Остальное – наша проблема. Должен предупредить – у нас 100-процентная предоплата.
– А как я узнаю, что вы меня не обманете?
– У нас же юридическое лицо! – искренне удивился он. – И потом в этой сфере обманывать не принято. Проще сделать по-настоящему.

Гаишник в засаде
Власти давно думают о том, что противопоставить отлаженной системе торговли правами. А думать надо быстрее. За последний год 234 петербуржца пострадали на пешеходных переходах, есть и погибшие. Это сумасшедшая цифра: в Мадриде или Барселоне таких случаев меньше десятка. Некоторые специалисты объясняют высокий уровень аварийности в Петербурге пьянством водителей и чисто русской манерой лихачить.
– На самом деле национальный характер здесь ни при чем, – говорит социолог Сергей Прозоров. – Отсутствие привычки пропускать пешеходов – это просто дурная манера. В Европе культуру вождения прививают с самого начала. Курсы рассчитаны на несколько месяцев, поэтому есть время на подготовку квалифицированного водителя. А у нас положено накатывать около 30 часовых занятий. Во многих автошколах реально проводится 18 занятий по 40 минут. После этого человек платит за экзамен и выезжает практиковаться на улицы. Неудивительно, что каждый десятый петербуржец, получивший водительские права, в течение 1-2 месяцев попадает в ДТП. И хорошо если просто стукнется фарами в пробке.
В России уже несколько лет собираются подвести подготовку водителей под западные стандарты. В Нидерландах, например, обучение длится четыре месяца почти каждый день, и работодатель обязан учитывать график своего сотрудника. Экзамен длится до четырех часов, состоит из нескольких этапов, принимают его разные инструкторы.
Сложно сказать, как эта система выглядела бы в России. Например, ужесточение правил проведения техосмотра с 1 мая 2008 года реальных изменений не принесло. Раньше водителю за деньги приносили готовый техталон, а сейчас ему приходится лично приезжать за ним на станцию: правила обязывают сфотографировать машину.
Сегодня в Петербурге редко встретишь сотрудников ГИБДД, штрафующих за превышение скорости. 300-500 рублей – им это уже неинтересно. Зато целые засады организуются, чтобы подвести водителя «под лишение». С середины Бумажной улицы начинается одностороннее движение, замечают это не все. Соответственно, машина с сотрудниками стоит здесь днем и ночью. Недалеко от пересечения Счастливой улицы и бульвара Новаторов практически живут гаишники: здесь есть хитрый разворот, который при желании можно толковать как «встречку». На улице Декабристов стоит строительный забор второй сцены Мариинского театра, который невозможно объехать, не зацепив колесом двойную сплошную.
О мздоимстве гаишников знает каждый школьник, однако власти почему-то не хотят с этим бороться.
– Любая местная власть зависит от ГИБДД, – рассуждает источник в одном из петербургских главков. – Завтра в Петербург приедут первые лица страны или иностранные гости. Кто обеспечит им беспрепятственный проезд по городу? Для любого губернатора от ответа на этот вопрос часто зависит карьера.

Санкт-Петербург


 Денис ТЕРЕНТЬЕВ

Авторы:  Денис ТЕРЕНТЬЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку