НОВОСТИ
Банкет в день траура. Мэр шахтерского Прокопьевска продержался в своем кресле несколько часов (ВИДЕО)
sovsekretnoru

На пиратов –  только сообща

Автор: Владимир ВОРОНОВ
15.01.2009

   

Для борьбы с пиратами в Аденский залив были посланы военные корабли, в том числе американский Howard (слева) и российский «Неустрашимый»

 
   
   

Пока ведущие страны мира не договорятся о совместной операции против сомалийских пиратов, бесчинства в Аденском заливе будут продолжаться, считает морской эксперт Михаил ВОЙТЕНКО

– Современные пираты орудуют не только в Аденском заливе, но и у берегов других африканских стран, а также в Южно-Китайском море, у берегов Малайзии, Индонезии, в Карибском бассейне, и даже в Средиземном море. Почему именно о сомалийских пиратах так много говорят?
– В Аденском заливе пиратство вышло на совершенно новый уровень, превратилось в стихийное бедствие. Оно начало играть большую роль в экономике Сомали, принося баснословные по тамошним меркам доходы – до 20 миллионов долларов в год.

– Какие суда чаще всего привлекают пиратов?
– Обычно контейнеровозы. В Индонезии, если захватить судно с ценным грузом, скажем, с медью, можно отвести его в укромное место и разгрузить, а потом продать товар. В Сомали ведут разбой, как сотни лет назад. Пираты с грузов, как правило, ничего не имеют, хотя часто грузы бывают дороже судна. Вот взяли танкер с пальмовым маслом – что они теперь будут с ним делать? Ничего. В случае с «Фаиной» пираты впервые хоть что-то получат за груз. «Фаину» они взяли из-за груза, думая им воспользоваться, но американцы им выгрузить ничего не дали. Контейнеровозы – самый лакомый кус, особенно с азиатскими товарами. Выгрузить контейнеры они, конечно, не могут, зато, вскрыв их, могут растащить, что там есть. Груза в контейнерах может быть на сотни миллионов долларов – от стирального порошка до товаров, предназначенных для лучших бутиков Европы. А представьте, что будет, если они «тяпнут» океанский контейнеровоз – там пять тысяч контейнеров на борту. Это несколько десятков миллионов долларов!
В последнее время начали прицеливаться и на круизные лайнеры. Если пираты захватят круизный лайнер, то, даже не беря выкуп за пассажиров, «наварят» миллион-другой на грабеже.

– В XIX веке США решили проблему берберских пиратов: огнем с кораблей разрушили их опорные пункты, а затем дело довершил десант морской пехоты. А сегодня что можно сделать?
– Формально пиратов можно захватить, привезти – хоть в Россию – и осудить. Законы это позволяют. Но какой стране захочется это делать: что, мало своих преступников? Сейчас проводится морская операция, но при этом отсутствуют две главные составляющие: международные договоренности и единое командование. Уровень подготовки военных моряков в разных странах неодинаков, что показал пример с индийским фрегатом, вместо пиратского судна-базы обстрелявшим рыбаков. Взяли и шарахнули из артиллерийских орудий. Да, отличить судно-базу от обычных рыбаков действительно трудно. Что делать в таком случае? Рисковать! Англичане, например, выслали группу захвата на «зодиаках» и приказали остановить судно. По англичанам открыли огонь, они открыли ответный, двоих пиратов убили, остальные сдались – вот это профессионально. Единое командование нужно, чтобы «курировать» тех военных моряков, которые недостаточно хорошо подготовлены. А сейчас – кого только нет в заливе: военные корабли Европейского союза, Coalition Task Force, 5-й флот США... А еще там Россия, Индонезия, Малайзия, Франция, Турция, Украина, Швеция… Япония собирается послать корабли, Китай, Корея...

– Сильно ли разнятся подходы к решению проблемы, скажем, у военных и судовладельцев?
– Очень сильно. Судовладельцы жалуются, что военные совсем не учитывают интересы мирового судоходства. Их возмущает деление по национальной принадлежности: мы, мол, будем конвоировать суда только под этим флагом… Но торговый флот давно космополитичен. Владелец судна может быть гражданином одной страны, само судно зарегистрировано в другой, экипаж – вообще сборная команда, а груз он везет через весь мир.
Позиция судовладельцев проста: обеспечьте безопасность, а как – ваше дело. Военные предлагают судовладельцам, например, вооружить суда. Ладно, будет на судне оружейная комната, будет ответственный, но ведь все это требует сертификатов, соответствующей документации, международных договоренностей, наконец, о том, чтобы допускать вооруженные суда в порты. А главное, почему я, гражданский моряк, должен с оружием в руках лезть под пули?

Хорошо, говорят военные, тогда почему бы вам не нанимать охрану? Но и это не выход. От 50 до 100 судов ежедневно проходит Аденский залив – и на каждое охрану? Невооруженная охрана неэффективна. Захватили танкер, там было трое британских охранников, так они попрыгали за борт. А если вооружать их, может случиться эскалация насилия. И потом кто будет нести ответственность в случае порчи судна, порчи груза, ранения и гибели людей? Платить будут судовладелец, страховщики, грузовладелец, а охранная компания останется в стороне: она материальной ответственности не несет.
Судовладельцы возмущены бездействием мирового сообщества: они, хозяева судов и моряки, платят, рискуют, а мир только изобретает способы, как бы остаться в стороне. Мы на вас работаем – будьте добры, обеспечьте безопасность. Все, что для этого надо сделать, – отбросить государственные амбиции, договориться и разработать единую операцию под эгидой ООН.


 

  Владимир Воронов

Авторы:  Владимир ВОРОНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку