НОВОСТИ
Арестованную в Белоруссии россиянку Сапегу могут посадить на 6 лет
sovsekretnoru

Минпечати: игра без правил

Автор: Владимир АБАРИНОВ
01.04.2001

 
Таисия БЕЛОУСОВА,
обозреватель «Совершенно секретно»

Год назад заместитель министра печати В.В. Григорьев обнародовал план своего ведомства по реорганизации 63 государственных издательств. Предполагалось, что твердо стоящих на ногах приватизируют, из остальных – путем «объединения и сращивания» – создадут 10–15 холдингов. Коллективы, вошедшие в холдинг, планировалось поселить под одной крышей, где издатели занимались бы только рукописями, а специальные службы взяли бы на себя организацию бухучета и т.п. Возглавят новые образования «энергичные и амбициозные менеджеры», которые уже показали себя в частном книгоиздательстве. Замминистра пообещал, что если реорганизация пройдет так, как задумано, через пять лет государство на книгоиздании будет зарабатывать.

На словах все выглядело красиво.

Пытаясь выяснить, как идет объединение и сращивание, мы позвонили в несколько крупных госиздательств, возглавляемых старыми опытными директорами. Но... Одни вообще не вступали в разговор: «Без комментариев». Другие признавались: есть что сказать, да боимся чиновников из Минпечати. Третьи соглашались поговорить, но при условии анонимности. Наконец нашелся человек, который выложил правду-матку. А через день попросил не предавать огласке его откровения, поскольку могут быть неприятности...

Поэтому тема реорганизации заинтересовала нас очень.

Министр печати Лесин и его заместитель Григорьев в своих выступлениях объясняли: государственные издательства объединяют, поскольку они работают не с теми оборотами и не с тем размахом, как следовало бы. И у тех, кто мало знаком с издательскими делами, складывалось впечатление, что повинны в этом исключительно сами издательства. А так ли это?

Издательства рады были бы работать с размахом, да где взять оборотные средства! Любое частное издательство приходит в банк и заявляет: у меня есть акции, имущество, я могу гарантировать свои проекты – и получает оборотные средства для осуществления этих проектов. У госиздательств нет ничего, чем они могли бы гарантировать возврат денег. Все, чем они располагают, принадлежит государству.

После падения рубля подскочили цены на бумагу, типографии увеличили стоимость услуг, возросли коммунальные платежи, и издательства оказались в долгах как в шелках, а помощи со стороны государства практически не было. Госкомиздат, руководивший издательствами до лета 1999 года, получал от Министерства финансов жалкие крохи. Что до Минпечати...

Отбор книг, издание которых может профинансировать государство, осуществляет специальная комиссия (возглавляет ее Нина Литвинец, начальник управления издательской деятельностью и книгораспространением). Но, как нам стало известно, утверждение проекта на комиссии не всегда означает, что издательство получит деньги. Говорят, комиссия трижды одобряла проекты «Художественной литературы», но затем издательство исчезало из списка.

Вступая в должность, Нина Сергеевна клятвенно обещала директорам, что финансирование будет прозрачным. На деле список тех, кто получал деньги, Минпечати почему-то держит за семью замками. Что заставляет подозревать чиновников в нечистой игре. Ходят слухи, будто федеральные деньги получали «частники» (к примеру, издательство «Радуга»), что далеко не вся сумма, выделенная на поддержку технических издательств, ушла по назначению...

Директор «Панорамы» В.С. Буянов, человек хваткий и толковый, сделал из своего издательства «конфетку». Денег от государства они практически не получали, но жили безбедно. Когда коллектив захотел акционировать издательство, Григорьев отказал: «Министерство считает приватизацию нецелесообразной». Не потому ли, что были свои виды на «Панораму»?

Издательство располагается в прекрасном многоэтажном здании в Большом Тишинском переулке, доставшемся ему от ЦК КПСС. Руководство Минпечати задумало подселить туда свою Распорядительную дирекцию. А Буянов мешал.

По словам президента Ассоциации книгоиздателей России М.В. Шишигина, директора госиздательств жаловались ему, что замминистра Григорьев тех, кто сопротивляется, пугает проверками и уголовными делами. Чиновники из Минпечати, не стесняясь, обещают и в грязи вывалять, и в тюрьму посадить за то, что вздумал бороться с командой, которая «назначает и снимает президентов», рассказывал один из пострадавших.

Говорят, «постращал» Григорьев и директора «Панорамы», да так, что Буянов попал в больницу. Несмотря на это, провели восемь проверок. Ходили разговоры даже об уголовном деле... Буянов не выдержал, ушел сам.

Нового директора в издательство не назначали. Вероятно, потому, что планировали присоединить «Панораму» к уже объединенным издательствам «Искусство» и «Изобразительное искусство». Разместить их планируют на Сущевском валу. Но до конца эта реорганизация не доведена, не объединены балансы и т.п. Возглавил новый холдинг директор частного издательства «Слово-Slovo» Григорий Ерицян. По мнению многих издателей, Ерицян профессионал, но до Буянова ему далеко: «Их бы взять в паре, им бы цены не было».

Главного редактора газеты «Книжное обозрение» Минпечати уволило одним из первых. Надо сказать, что Григорьев и Яценко – старые знакомые. Будучи директором частного издательства «Вагриус», Григорьев постоянно размещал рекламу в «Книжном обозрении», напористо требуя больших скидок, на что главный редактор не соглашался.

Когда началась эпопея с увольнением директора «Панорамы», опальному Буянову дали возможность высказаться в «Книжном обозрении». Прозвучала критика в адрес замминистра Григорьева. А тут еще в министерстве стало известно, что Яценко, которому не нравилась реорганизация издательств «исподтишка», собирается задать на страницах газеты каверзные вопросы: как проекты реформирования увязаны с интересами развития экономики, науки, культуры страны; просчитаны ли финансово-экономические последствия создания новых структур; в чем их преимущество перед нынешними образованиями; дают ли они гарантии от дальнейших сокращений научно-технических, производственных изданий; не нанесут ли вреда развитию отраслевой науки, потребность в которой будет непременно возрастать, и т.п.

Говорят, увольняли главного редактора в страшной спешке. Пока Яценко находился на больничном, в редакцию прислали два приказа за подписью министра М.Ю. Лесина – об увольнении Яценко (формулировка: «по соглашению сторон») и назначении нового главного, который тут же приступил к своим обязанностям.

Сотрудники «Книжного обозрения» обратились в Большое жюри Союза журналистов России: «...Газета «Книжное обозрение» оказалась в водовороте процесса пересмотра собственности в книгоиздательском деле. Процесс этот... является антигосударственным, деструктивным для благополучной пока книгоиздательской отрасли. В результате реорганизации наиболее благополучные издательства с их имуществом уйдут в конечном итоге в частные руки избранных лиц. Суть реорганизации тщательно скрывается от специалистов отрасли, все планы верстаются за закрытыми дверями Минпечати РФ... Стоило «Книжному обозрению» заинтересоваться этой темой, как тут же без всяких объяснений увольняют его руководителя... Но не только в этом причина увольнения. Газета сама по себе является прекрасным местом для тех, кто хотел найти способы для присвоения государственных денег. Особенно с учетом предстоящих налоговых реформ...»

Яценко судится с Министерством печати и сегодня. Несмотря на угрозы (анонимные «доброжелатели» звонили его сыну, предупреждая, что при обыске у него могут найти наркотики, пришлось писать заявление в ФСБ), он намерен добиваться справедливости. Из «Книжного обозрения» тем временем ушли более двадцати сотрудников.

Из-за разрушения государственной книготорговой сети у издательства «Детская литература» начались большие проблемы со сбытом. Это сказалось на издательской деятельности. Госкомиздат финансировал лишь выпуск «Библиотеки детской мировой литературы». От Минпечати получили 150 тысяч – на книгу С.Михалкова.

Директора Е.А. Норцову уволили с той же формулировкой, что и Яценко, – «по соглашению сторон». Она подала в суд иск. После восстановления на работе уволилась по собственному желанию. Из-за телефонных угроз. Но в покое ее не оставили. Стоит Елене Анатольевне устроиться в какое-нибудь издательство, как туда звонят (якобы из Минпечати) и рекомендуют расстаться с новой сотрудницей.

«Детскую литературу» объединили с «Малышом». Правда, это объединение – чистая видимость. «Малыш» «скончался» еще в 1999 году, в издательстве сидели только директор и бухгалтер, распродававшие «частникам» подготовленные ранее рукописи. Руководить холдингом поставили сотрудника из коммерческого издательства «Эгмонд Россия Ltd», привыкшего работать с западными инвестициями. Сейчас он, как утверждают злые языки, открыто бастует: мол, он не издатель и не полиграфист, а менеджер, умеет распоряжаться деньгами, деньги же ему пообещали, но не дали.

Рассказывают, с приходом нового директора «Детская литература» выиграла тендер по изучению детского читательского спроса и должна получить миллион рублей. Кстати, эту перспективную программу разрабатывали при Норцовой.

По задумке Минпечати были объединены в холдинг научно-технические издательства – «Мир», с поистине мировой известностью, и «Транспорт», «Химия», «Легбытпром» и т.п. Хотя, по мнению профессионалов, отраслевым издательствам место при соответствующих министерствах.

«К директору «Мира» Геннадию Курганову, проработавшему в издательстве 30 лет, чиновники из Минпечати привели человека и говорят, мол, это новый директор, а вы, если хотите, послужите у него советником, – рассказывает президент Ассоциации книгоиздателей России М.В. Шишигин. – А новый руководитель, заместитель директора издательства «Дрофа» Александр Лебедев, насколько мне известно, издательскими делами не занимался, он – специалист по пиару. При этом холдинга на бумаге еще нет, но директора этих издательств считают, что они уже там. Интересуюсь у них: что свидетельствует о вашем вхождении в холдинг? Отвечают: «Ну, иногда приезжает директор «Мира» и спрашивает, как мы поживаем».

Завершается объединение «Современника» и «Молодой гвардии», которые будут жить у «современников» на Хорошевском шоссе. «Художественная литература» в этот холдинг не вошла. О ней – особый рассказ.

К 1995 году «Художественная литература» стала беднее церковной мыши. Коллектив был вынужден обратиться в Госкомиздат и Союз писателей, после чего объявили конкурс на замещение должности директора. Рассказывают, что среди претендентов был и нынешний замминистра Григорьев. Но он чем-то не приглянулся комиссии, возглавляемой известным писателем Борисом Можаевым, и издательство доверили директору тютчевского музея В.А. Петрову.

«Художественная литература» располагается в пятиэтажном здании (3600 кв.м) в Бауманском районе столицы. Первые два этажа – архитектурный памятник ХIХ века, остальные достроены в 50-е годы на средства издательства. Здание требует ремонта. Но Министерству печати оно нравится. Вначале чиновники собирались затеять (выселив предварительно хозяев) реставрацию, года этак на три. Потом пошел слух, что здание будут срочно продавать, так как... стране нужна валюта для возврата долга Парижскому клубу. Когда с продажей не заладилось, чиновники предложили сдать помещения на первом этаже в аренду дружественной им фирме. Но так как издательский склад и магазин переводить было некуда, арендаторы не прошли.

В январе 2001 года Министерство печати задумало прибрать (руками своей Распорядительной дирекции) дачу «Худлита» в Лесном городке, где еще с 30-х годов отдыхали сотрудники. Сама дача ничего собой не представляет, но участок стоит 1,5–2 миллиона долларов (Одинцовский район, 30 км от Москвы, все коммуникации в наличии, место красивое – лес, поле, река, вокруг дачи новых русских). «Изымание» объясняли благовидным предлогом: продадим дачу и на эти деньги расширим полиграфическую базу.

Распорядительная дирекция долго уламывала В.А. Петрова передать дачу на ее баланс. С юридической точки зрения директор не имеет права это делать. Распорядительная дирекция – такое же государственное унитарное предприятие, как и «Худлит». Ни дирекция, ни издательство, ни даже Министерство печати не могут распоряжаться дачей, поскольку она принадлежит Мингосимущества и только оно, как собственник, может передавать ее с одного баланса на другой.

По слухам, уговоры перешли в угрозы: мол, не подпишешь документы о передаче, начнем проверку, после придут «наши» следователи. Уговорить директора, вероятно, не удалось, потому что 5 марта 2001 года министр печати М.Ю. Лесин подписал приказ о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Художественная литература»...

Многие директора государственных издательств полагают, что сама идея объединения здравая. Однако подозревают: чиновники вслух объявляют одно, а в уме держат другое. Недаром Минпечати было отвергнуто предложение «Книжного обозрения» об обсуждении проблемы на страницах газеты. Кое-кто считает, что министерство просто задумало выселить госиздательства на окраины, чтобы получить в свое распоряжение громадные площади в центре столицы.Но не исключено, что реорганизация преследует далеко идущие цели. По версии бывшего главного редактора «Книжного обозрения» С.В. Яценко, «целью «реорганизаторов» является создание крупнейшей в стране издательско-полиграфической империи с контрольным пакетом акций в руках небольшой группы издателей... Они-то и будут диктовать условия игры в книжном деле всем, в том числе и государству. Не говоря уже о том, что внутри холдингов, объединяющих полиграфию, издательское дело и книготорговлю, открываются невероятные возможности укрытия налогов, «черных» тиражей, регулирования финансовых потоков»

При гробовом «молчании ягнят» (то бишь директоров госиздательств) подобный исход реорганизации вполне возможен.

Еще 4 января 2001 года в адрес президента В.В. Путина было отправлено письмо за подписью генерального секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко, президента Ассоциации книгоиздателей России Марата Шишигина и председателя исполкома Совета Международного союза общества любителей книги Сергея Шувалова. В нем оценивалась деятельность Министерства по делам печати.

«Уважаемый Владимир Владимирович!

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что деятельность Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций не обеспечивает необходимые условия для создания в стране свободы слова и прессы, а стиль и методы его руководства сферой печати и телевидения вызывают в журналистских и издательских кругах все возрастающее неудовлетворение.

Декларируя на словах свою приверженность провозглашенному президентом страны курсу на укрепление порядка и законности в стране, руководители Минпечати встали на путь преследования журналистских, издательских и полиграфических работников, выдавая свою противоправную деятельность за реорганизацию отрасли, обновление и омолаживание кадров. В этой работе они не гнушаются такими методами, как угрозы, шантаж, заводят компрометирующие досье. Руководители Минпечати не считаются с нормами Конституции России, Кодекса законов о труде, Закона «Об общественных организациях», Закона «О средствах массовой информации», беззастенчиво попирая их в своей повседневной практике.

Четырежды межрайонный суд и суд второй инстанции, рассматривая дело об увольнении министерством главного редактора газеты «Книжное обозрение» С.В. Яценко, признавали в своих решениях увольнение незаконным и требовали незамедлительного восстановления его в должности. По одной лишь прихоти, игнорируя судебные решения, заместитель министра В.В. Григорьев до сих пор так и не восстановил Яценко в должности. Дело дошло до прямого надругательства над честью и достоинством человека. Яценко после одного из решений суда пригласили в министерство для получения приказа о его восстановлении, вручили ему этот приказ и тут же, в этом же кабинете, вручили другой приказ о новом увольнении... Так в результате игнорирования министерством судебных решений Яценко с 27 июня 2000 года по сей день находится без работы. Одновременно Минпечати информирует генерального прокурора РФ о том, что Яценко восстановлен на работе. <...>

Все эти действия нельзя оценивать иначе, как злоупотребления служебным положением, как осознанное невыполнение решений судебных органов.

Также беззаконной следует признать ситуацию, когда в течение полутора лет десятки директоров издательств, предприятий полиграфии и книжной торговли не имеют контрактов с министерством, находясь в подвешенном состоянии, т.е. в бесправном, униженном положении, руководителей без контрактов называют «подвешенными».

Не имел контракта с министерством и высокопрофессиональный руководитель, авторитетнейший в издательской и педагогической сфере директор издательства «Просвещение» А.П. Судаков. Под давлением со стороны заместителя министра В.В. Григорьева 20 декабря 2000 года Судаков был освобожден от занимаемой должности без предъявления конкретных претензий к его деятельности. <...>

Беда состоит не в том, что, управляя такими методами, Министерство печати, Лесин и Григорьев дискредитируют себя в журналистской, издательской среде, а главным образом в том, что они объективно подрывают авторитет высших органов власти, новый курс на оздоровление общества, укрепление его единства на основе строгой законности, заботы о людях, их чести и достоинстве...

У нас сложилось твердое мнение, что при формировании правительства была допущена ошибка в назначении М.Ю. Лесина и В.В. Григорьева руководителями такого ключевого ведомства, каким является Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Полтора года их деятельности окончательно убедили нас в этом <...>»

Никакой реакции на это обращение пока не последовало.


Авторы:  Владимир АБАРИНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку