Месяц / История

Автор: Леонид ВЕЛЕХОВ
01.12.2010
 
   

13 ноября 1805
33-летний венский мясник Иоганн Ланер изобрел сосиски. Спор о том, кто и где именно изобрел сосиски, ведется между Франкфуртом и Веной очень давно. Во Франкфурте сосиски изготавливались со средних веков, но в венских сосисках впервые использовали смесь говядины и свинины – рецептура, по которой производятся современные сосиски. Собственно, в этом и состояло открытие Ланера. Борьба за сосисочное первенство осложнена еще и тем, что сам Ланер был немцем, жил во Франкфурте, потом переехал в Вену, где и придумал эти самые сосиски, получившие название «венских».


   


3 ноября 1895
родился Эдуард Багрицкий – замечательно талантливый, немного успевший написать из-за ранней смерти в 38 лет поэт.

Но то, как он писал, было не похоже ни на кого другого, хотя эпоха была богата великими поэтами и словно провоцировала на подражание и ученичество. У Багрицкого словно не было периода ученичества, и он никогда никому не подражал. И ему подражать было трудно, слишком самобытен был его стих и сложна, хотя и очень мелодична, его музыка:

По рыбам, по звездам
Проносит шаланду:
Три грека в Одессу
Везут контрабанду.
На правом борту,
Что над пропастью вырос:
Янаки, Ставраки,
Папа Сатырос.
А ветер как гикнет,
Как мимо просвищет,
Как двинет барашком
Под звонкое днище,
Чтоб гвозди звенели,
Чтоб мачта гудела:
«Доброе дело! Хорошее дело!»
Чтоб звезды обрызгали
Груду наживы:
Коньяк, чулки
И презервативы...

Он был физически слабым человеком, всю свою короткую жизнь страдал от мучившей и в конце концов добившей его астмы, почти не выходил из дома, но настоящую свою жизнь жил в стихах, полных динамики, романтики, приключений и любовной страсти. Больше всего он пенял на то, что

От черного хлеба и верной жены
Мы бледною немочью заражены...

Самые лучшие свои строчки он написал перед смертью. Из поэмы «Февраль»:

Будут ливни, будет ветер с юга,
Лебедей влюбленное ячанье…

Он умер в 1934 году – видимо, на свое счастье, потому что не дожил до Большого террора, под каток которого непременно бы угодил. Его вдова, Лидия Густавовна Суок, была арестована в 1937-м и вернулась из заключения только в 1956-м.


 
   

22 ноября 1960
запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец».
Необычная по представлениям советских людей конструкция автомобиля служила поводом для многочисленных шуток и анекдотов. Однако на самом деле в конце 1950-х – начале 1960-х заднемоторная компоновка находилась на пике своей популярности по всему миру, автомобили с двигателем сзади пытались производить даже в США (Chevrolet Corvair), не говоря уже о Европе, где в то время доминировали такие массовые модели, как Фольксваген Жук, Fiat 500 и Fiat 600 или Renault Dauphine и Renault 8. Собственно, с Fiat 500 «Запорожец» и скопировали.
В нищей советской стране «Запорожец» пользовался огромной популярностью за счет относительной дешевизны (на середину 1970-х — около 3-3,5 тысячи советских рублей; в то же время «Москвичи» и разные модели «Жигулей» стоили от 5 до 7,5 тыс. рублей) и наличия целого ряда модификаций с измененными для инвалидов механизмами управления.
И вообще было в его облике что-то такое, что сделало его культовой машиной – ни одна из моделей «Жигулей», кроме, может быть, «копейки», не может похвастаться этим «званием». И уж точно, что все модели «жигулей» вместе взятые не удостоились и десятой доли того количества шуток и анекдотов, которыми «оброс» «Запорожец», он же «ж...порожец», он же «чебурашка», он же «горбатый».
Например: «Почему у «Запорожца» багажник спереди?» — «Потому что на такой скорости за вещичками присматривать надо!»
Или утверждали, что «Запорожцы» не комплектуют радиоприемниками за ненадобностью: у пассажиров все равно уши зажаты между коленями.


 
   

13 ноября 1940
компания Willis Motor Co. провела испытания первого джипа.
Первоначально его сконструировал инженер Карл Пробст на фирме American Bantam в рамках тендера американской армии на полноприводный автомобиль. Эта конструкция была по настоянию армии доработана более крупными фирмами Willys-Overland и Ford Motor Co., которые в результате и получили основные контракты на поставку Jeep Willys MB и Ford GPW для армий США и ее союзников. До конца Второй мировой войны их было выпущено 361,4 и 277,9 тысячи машин соответственно. В рамках программы «Ленд-лиз» 51 тысяча «виллисов» в собранном и разобранном виде была поставлена в СССР.
Свежо предание, но, как ни странно, о происхождении слова «джип» спорят, словно оно теряется в глубине веков. По одной версии, оно возникло от сокращения GPW (аббревиатура компании Ford Motor, расшифровывалась: G – государственный заказ, Р – автомобиль с колесной базой до 80 дюймов, W – тип Willys). По другой, имя машины пошло от персонажа популярных комиксов, юркого зверька Юджина Джипа.


Леонид Велехов

Авторы:  Леонид ВЕЛЕХОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку