Лохотрон по-русски

Лохотрон по-русски
Автор: Лука НЕСТЕРОВ
26.05.2019

Мошенничество стремительно становится лидирующей теневой индустрией, с оборотами, превосходящими рынок наркотиков. По оценкам ведомственной аналитики правоохранительных органов, более 175 направлений деятельности, связанной с обманом людей, обеспечивают «работой» почти полтора миллиона человек. Россия становится одной из лидирующих стран по вовлечению кадрового потенциала в обман.

Одна из причин такой ситуации – серьезные перекосы на рынке труда в пользу гуманитарных профессий. На фоне сокращения занятости в этих сферах, невостребованные кадры перетекают не только в поденную работу и продажи, но и в индустрии теневого рынка. С подробностями обозреватель «Совершенно секретно».

«ВЫБРОСЬ СИМКУ, РАЗ ЗАСВЕТИЛ…»

«Первые свои деньги на лохотроне в Москве я заработал так: все знают, что нельзя откликаться на объявления, которые висят по остановкам. Но в глаза бросилось одно, в котором предлагалась курьерская работа за таксу от двух до трех тысяч рублей, нужно было перевозить документы. К тому времени я уже подрабатывал курьером, эта работа поможет заработать на кусок хлеба, но не более. Бывают издержки. Вез как-то в Рязань игрушку – огромного медведя. Упал он у меня на станции, пришлось еще и выплатить его стоимость. Так вот, две или тем более три тысячи – это очень хорошие деньги за несколько часов работы. Позвонил. Договорились встретиться. Приехал, сфоткали мой паспорт, дали задание. Нужно было забрать запечатанный пакет у клиента и отдать его работодателю. Делов-то съездить между двумя ветками метро. Забрал, отдал. Валера, работодатель, вскрывает пакет. Вытаскивает деньги, там похоже было пять тысяч. Две отдает мне, говорит «спасибо» и обещает позвонить. Прекрасно. Но проходит какое-то время. И клиент звонит мне, так как я оставлял свой номер. И спрашивает: ну что с правами? Мне как-то резко стало все понятно. Набираю Валере, задаю сложный вопрос. Он отвечает: дурак что ли? Тебе дали возможность заработать? Раз засветил симку, меняй. Мой номер забудь», – рассказывает Андрей Дорохов, ему 26 лет, два последних года живет в Москве. В столицу перебрался, закончив ВУЗ в Смоленске, но по профессии найти работу не удалось. Сейчас в его активе опыт работы во многих конторах, доход которых зависит от количества обманутых людей. По словам Андрея, в лохотроне трудится едва ли не каждый десятый из тех, кто в последние годы переехал в столицу. В этой среде совершенно нормально, когда выпускник юридического или экономического факультета работает в колл-центре, где обзванивают клиентов банков, чьи данные украдены коррумпированными сотрудниками этих финансовых учреждений.

Суть лохотрона, который мы описали выше, состоит в том, чтобы разводить на деньги случайных людей. Такие конторы или частные лица занимаются тем, что размещают, где только возможно, от столбов до площадок объявлений в Интернете, информацию обо всем на свете. Обмен прав, продажа страховок, передача курьерских поручений, документов, паспортов и т.д. Главное, это размер оплаты и передаваемых средств. Мошенники хорошо знают, что люди готовы рискнуть передать довольно ценные документы и небольшие деньги, если речь идет о суммах до 7-10 тыс. рублей. Этим и пользуются. Что-то ценное, например, паспорт или какой-то иной важный документ, позже могут подкинуть пострадавшим. Главное, охват. Заработать можно только если в день набегает по объявлениям хотя бы несколько доверчивых обывателей. Себя мошенники не светят. Берут на «аутсорсинг» курьеров с улицы за комиссию до 50% от общей суммы «сделки».

МОШЕННИК – ЭТО ИНТЕЛЛЕКТ И ХАРИЗМА

Андрей Дорохов говорит о том, что его родители и девушка не знают, чем он занимается. Но сейчас уже он вырос в этой иерархии мошенников. Самыми доходными сферами в индустрии мошенничества являются те, где требуется визуальный контакт мошенника с жертвой. Для этого нужен опыт, харизма, интеллект, нахрапистость, умение презентовать себя – если ты бедолага, обмануть кого-нибудь очень сложно.

Сейчас он вовлечен в работу группы людей, которые занимаются автолохотроном. Это сложная тема, требует коллективной работы, стартового капитала. Но удачные сделки приносят неплохие деньги. Есть две крупнейшие в России доски объявлений по продаже автомобилей. Мошенники находят информацию о продаже автомобилей в ценовой категории от 300 до 500 тыс. рублей. Это обычно поддержанные иномарки в возрасте от 3 до 10 лет. Достаточно неплохие машины, но часто не раз перепродававшиеся. Работа построена следующим образом. Сначала едет «механик», в группе разводил этот парень действительно самый подкованный по технической части. Осматривая машину, он обнаруживает некий принципиальный «косяк». Например, якобы заново переваренное днище или удар на крыше, это бывает, если машина выпала при перевозке из тягача. Мошенник сообщает об этом ничего не подозревающему хозяину. Указывает на якобы характерные признаки конструктивных поломок, которые принципиально влияют на цену машины. Предлагает, соответственно, продать с большим дисконтом. Последним разводом была «работа» с хозяином Ауди А3 2011 года выпуска. За машину просили 550 тыс. рублей, «механик» предложил 320 тыс. и ни копейки больше. Взволнованный хозяин отказал.

На следующий день заходит в работу вторая группа. В ней мужчина и женщина, якобы перепродавцы. Презентуют себя хозяину как опытные игроки авторынка. Они «обнаруживают» тот же косяк. Но предлагают от силы 300. Хозяин уже действительно начинает верить в то, что ему в свое время продали автомобиль, упавший с тягача, с поврежденной крышей. И в этот момент в работу заходит третья группа. Она естественно, «обнаруживает» тот же косяк, но предлагает самую большую сумму – 360 тыс. рублей. Обычно для хозяина это становится последним аргументом. Он уже убежден, что у него автомобиль с конструктивным недостатком, другие покупатели предлагали меньшие суммы, поэтому раз попался тот, кто готов дать больше – не нужно мешкать, надо быстро продавать. В истории с «ауди» не получилось, автомобиль хоть и не новый, но приобретался в салоне. Хозяин поехал туда, естественно, никаких поломок не обнаружили, вариант, что называется, «слился». Но чаще, особенно при продаже автомобилей более низких ценовых категорий, этот развод срабатывает. Машина покупается с большой скидкой и тут же выставляется по среднерыночной цене.

«В автолохотроне, где способов обмана очень много, работает, в основном, более толковая публика. Много бывших риэлторов, их рынок схлопнулся. Много людей из турбизнеса, там дела тоже плохи. Это всегда имеющие хороший опыт общения, коммуникабельные, открытые люди. Ориентированные на продуктивную, не краткосрочную работу, умеющие дожимать дело до результата», – рассказывает наш герой Андрей Дорохов.

Андрей рассказывает, что есть десятки видов мошенничества, по которым правоохранительные органы почти не работают. Обманывать людей не просто, но почти безопасно. Опытные мошенники специально выбирают те ниши, где доход зависит от дара убеждения, где жертва сама принимает решение под давлением мошенника. Но, рассказывает он, не видел еще кидалы, который был бы доволен жизнью, доходами. Большая часть людей идут работать от безысходности. Но не только. Идея урвать миллион стара как мир, но и сегодня привлекает многих.

«Я, без ложной скромности, отличный мастер на все руки. Отец всему научил. Хотя учился на менеджера по туризму. В этой профессии разочаровался, как только вышел на практику. Стоял на ресепшене гостиницы, оформлял брони китайцам и литовцам. Но сейчас понимаю, что вполне мог бы зарабатывать ремонтами и стройкой. Но хотелось быстрых и больших денег. А еще очень сильно обломался в желании нормально работать, когда увидел, как работает друг в Москве. Он уже лет семь в охране. Сидит на проходной детского дома, жизни не видит. Никаких желаний у него нет», – сейчас Андрей Дорохов снимает комнату у пожилой хозяйки неподалеку от Кунцево в доме, который в списках на реновацию. Поэтому основной личный проект Андрея в текущее время заключается в том, чтобы уговорить хозяйку оформить договор пожизненного содержания. Женщина одинока, но есть двоюродные племянники. Москву, как и прежде, штурмуют миллионы.

КУРАТОРЫ МОСКОВСКИХ МОШЕННИКОВ

По статистике, 80% россиян хоть раз, но оказывались жертвами мошенников. Сейчас все делается по уму. Людей будоражат конторы, работающие на системной основе, имеющие доступ к базам данных, банковским, пенсионным, социальным. Поэтому жертвами мошенников часто оказываются люди пожилого возраста. Много тех, кто не разбирается в деталях бытовой жизни. Для них любая техническая проблема дома, например, поломка сантехники, может обернуться большими потерями.

На грани проблем с уголовным кодексом работают тысячи разводил, путешествующих по домам в поисках жертв. Самые милые люди из них, это лже-сантехники, электрики и прочие технари. В иерархии мошенников, по словам нашего героя, они находятся на одном из нижних уровней. Ниже только бедолаги, пытающиеся по звонку получить доступ к банковским картам клиентов. Дело это почти безнадежное, платят им по результату, в день надо совершить сотни звонков, чтобы «поймать лоха».

Андрей Дорохов: «Ремонтные домашние работы, всякого рода бытовуха, это отдельное направление нашего рынка. Но мошенники на нем почти все. Включая тех, кто работает в реальных управляющих компаниях. Более того, мошенничество в них всячески поощряется.

СЕРГЕЙ ЁЛКИН/«РИА НОВОСТИ»

Самое простое, это обман людей, которые вызвали техническую помощь на дом. Мастер на месте ориентируется по ситуации. Часто просто вырубают в квартире свет, а потом его включают за деньги. Мало кто понимает, как это работает. Устранение засоров на кухне, в ванной так же приносит постоянный доход. Наиболее выгодная статья доходов, это взимание очень высокой платы за элементарные бытовые работы. Например, установка стиральной машины. Если она уже стояла, то достаточно пяти минут времени, соединить один провод с другим, и стоит это даже в Москве не более чем тысячу рублей. У меня есть знакомый, который не стесняется брать за эту работу 5-7, до десяти тысяч рублей, ориентируясь сугубо по внешнему виду клиента. Есть специальный бриф, в котором все расшифровывается, как должен выглядеть клиент, чтобы понимать, сколько с него нужно содрать. Там же модель разговора. От нее нельзя отходить. Например, я могу и стиралку установить, и тут же какие-то поломки в мебели поправить и так далее. У меня инструкция, я ее знаю, какие типы клиентов могут быть и как с ними строить разговор так, чтобы выйти из квартиры с 20, 30 тысячами рублей. Я работал одно время в такой конторе. Они редко бывают большими. Создаются в Москве в спальных районах, действуют на территории буквально нескольких кварталов. Создают ее либо участковые, либо сотрудники УК, бывают даже муниципальные депутаты. Это сложная и тонкая работа. У них есть аналитика, они знают многое о старожилах, а именно они являются нашей клиентурой. Бабушки-пенсионерки, которые нуждаются во внимании, готовы платить десятки тысяч за сущую мелочь. Таким образом есть «кураторы» услуг и сервисов по обману населения. Есть графики обхода пенсионеров. Кто, когда, зачем зашел и сколько денег вынес. То есть, если сегодня к вам зашел сантехник, который выведал, что вам не нравится качество воды в кране, то через два дня к вам придет продавец фильтра для воды. Они продают китайскую подделку стоимостью две тысячи рублей за двенадцать тысяч. В брифе, который выдали мне, давались и другие советы. Мошенники, работающие в сфере ЖКХ, тесно дружат с владельцами небольших торговых точек ближайших торговых центров. Там продается откровенный мусор, одежда висит годами. В инструкции указано как выведать, какие еще бытовые потребности есть у человека. Возможно, он собирается приобрести обновки. Значит завтра к нему придут «работники социальной службы», просто поинтересоваться самочувствием. А послезавтра одна из моих клиенток, пошла в тот магазин и купила там уже потерявший расцветку полушубок за 37 тысяч рублей».

ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ ПО МЕЛОЧИ

Большинство частных разводил стремятся оседлать как можно больше бюджетных направлений поиска доходов. Отчаянных авантюристов на рынке уже почти нет. Мошенники быстрее, чем предприниматели освоили программную базу обработки данных, умеют анализировать, готовы обрабатывать информацию. Например, перспективным считается шантаж пользователей социальных сетей, в основном участниц многочисленных групп, где обсуждаются события местной жизни. Девушкам рассылают сообщения о том, что их «заказал» анонимный оппонент, готовящийся выкинуть в сеть некую нелицеприятную историю из жизни жертвы. Если у девушки есть что скрывать, она «поведется» на развод, выплатит шантажисту небольшую сумму, от 500 до 1000 рублей. Работа делается сугубо вручную. Боты, анонимные рассылки здесь не сработают.

Другая распространенная практика – создаются десятки левых лендингов – страничек-однодневок в Интернете, где торгуют чем угодно, от запчастей до одежды. Банально собирают деньги, кидают на заказы, когда собирается критическая масса негативных отзывов, создают новые страницы.

«Люди не представляют, какое количество народа вовлечено в мошенничество. Но обычно это либо молодежь, либо склонные к авантюризму люди, искатели больших денег. Только один круг «отвязных» парней за все это время я встретил в этой работе. Приглашали меня в такую тему. В квартиру всеми правдами и неправдами попадает молодая девушка. Обычно говорит, что соседка, что-то случилось, прорвало трубы, например. Попадая в квартиру, по ситуации организовывает подставу. Все, что угодно, иногда даже оставляет какой-нибудь коробок с травой. Не успевает она выйти, в квартиру вламывается несколько мужиков бандитского вида, часто для этой работы используют выходцев из Северного Кавказа. Они могут кричать все, что угодно, но быстро обнаруживают оставленную «закладку с наркотиками», или, бывает, кошелек с деньгами. Начинают ломать хозяина. «Вызовем ментов» или сами представляются сотрудниками, начинают вымогать деньги. Очень опасная работа, за гранью УК, при этом копеечные доходы – получают то, что хозяин налом вынесет тебе из дома. А дома чаще всего наличностью десять тысяч, например, редко больше. Мне кажется, в этом направлении работают бывшие коллекторы. Отвязная и бессмысленная публика – им все равно за какой суммой вламываться в дом, пугать детей», – рассказывает Андрей Дорохов.

Бороться с мошенничеством очень сложно. Большая часть разводил и лохотронщиков вынуждают своих жертв добровольно отдавать деньги. При этом количество людей, у которых нет возможности найти нормальную работу, будет расти. А значит у рынка неограниченный кадровый потенциал


Авторы:  Лука НЕСТЕРОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку