НОВОСТИ
Бывшего схиигумена Сергия посадили в колонию на три с половиной года
sovsekretnoru

«Все упирается не в деньги, а в уважение к людям», – считает Марина ЛЕВИНА, генеральный директор благотворительного фонда «Родит

Автор: Сергей МАКЕЕВ
01.06.2006

 
Беседовал Денис ТЕРЕНТЬЕВ
 

– Какая альтернатива детдому и улице есть у ребенка, оставшегося без родителей?

– Существуют три формы размещения ребенка: приемная семья, опекунство и усыновление. В России наиболее распространено опекунство, хотя государственной политики по поддержке этого института нет, и в каждом регионе эти вопросы решаются по-своему. В Питере, например, пособие составляет 2800 рублей в месяц, в некоторых субъектах – 4 тысячи плюс дотации на лечение. Хотя размер пособия должен быть не меньше стоимости потребительской корзины. Опекуны должны проходить отбор, их нужно контролировать и обучать. У нас же родственникам, например, бабушкам и дедушкам, детей отдают, практически не глядя на их возраст, возможности, психологические особенности. А желающим со стороны ставят барьеры.

– Чем отличается усыновление?

– Только при усыновлении ребенок получает семью в полном объеме, когда он носит фамилию своих новых родителей. Это особенно важно, если речь идет о нездоровом ребенке. Но в Петербурге усыновителей как минимум не поддерживают, даже положенного опекуну пособия не сохраняют. Поэтому опекунов в городе 8 тысяч, а усыновителей – намного меньше. На сайте губернатора есть информация, что в 2005 году петербуржцы усыновили 150 детей.

Существует еще приемная семья. Это может быть форма размещения ребенка на время, если, например, его родители больны или находятся в тюрьме и не могут заниматься воспитанием. Институт опеки и усыновления ориентирован в большей мере на семейное воспитание ребенка, а приемная семья – на его реабилитацию и дальнейшее возвращение в семью кровную. Есть еще патронатное воспитание, которое развивают государственные институты, и семейная воспитательная группа, получившая распространение в общественных организациях и приютах. В обоих случаях работа с ребенком ведется по договору с учреждениями и подразумевает в дальнейшем либо оформление опеки или усыновления, либо, если, например, ребенку уже 16 лет, помощь по его вхождению во взрослый мир.

– Чего не хватает государственной политике в этой области?

– Необходимо поддерживать службы лицензирования, вести социальную рекламу помощи неблагополучным детям. Нужна программа профилактики сиротства. Такая программа четыре года успешно работает, например, в Перми, но подражателей в других регионах не находит. Необходимо грамотное финансирование. Сегодня детдома финансируют исходя из числа койко-мест, поэтому руководству детдома невыгодно размещать своих воспитанников в семьях. На все «детские» нужды деньги выделяются из разных карманов: отдельно оплачивается содержание детдомов, отдельно услуги специалистов, что-то напрямую идет из бюджета, что-то в форме грантов. Финансирование должно быть связано с качеством услуг и конечным результатом. Например, организация хорошо «отработала» с отказами от новорожденных детей – то есть переубедила тех, кто собирался отказаться, – и благодаря ее усилиям, например, 150 детей остались в кровных семьях. Эта организация сэкономила для социального бюджета огромные деньги. Во всем мире профилактика сиротства считается очень прибыльной деятельностью.

– Все упирается в деньги?

– Ни в коем случае. Опыт многих стран показывает, что нельзя быть мамой за деньги. В Великобритании, например, не хватает 70 тысяч родителей. Недавно размер пособия для приемных родителей был увеличен, но это не дало никакого результата.

– Что нужно изменить в законодательстве?

– С нашим действующим законодательством в целом можно успешно работать. Хотя, конечно, нужен дополнительный закон об органах опеки и попечительства муниципальных служб, который расписывал бы их права, обязанности и источники финансирования. Такой закон принят в Москве, в Питере нет даже проекта. Также необходим закон об участии негосударственных организаций с определением их статуса, порядка лицензирования, аккредитации, финансирования, взаимодействия с госструктурами. Мы были недавно в Манчестере, там вся социальная работа отдана на откуп 200 некоммерческим организациям, действующим по поручению органов опеки, у них доверительные партнерские отношения. Очень помогло бы законодательство о поддержке приемных семей. Оно должно быть гибким, чтобы органы опеки могли применять его в любой специфической ситуации. Например, определить пособие на время, потом отменить.

В обществе должны уважаться не только сотрудники социальных служб, но опекуны, приемные родители, усыновители. Нужно давать шансы и кровным родителям. А у нас обычно все долго наблюдают, как человек падает, а затем лишают его родительских прав, не вникая в причины. Я часто бываю в семьях, где родители злоупотребляли алкоголем и вели асоциальный образ жизни. Я смотрю их фотоальбомы и вижу, что до определенного момента это была нормальная семья. Эти родители виноваты не во всем, что с ними случилось, есть доля вины государства и общества.


Авторы:  Сергей МАКЕЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку