НОВОСТИ
Банкет в день траура. Мэр шахтерского Прокопьевска продержался в своем кресле несколько часов (ВИДЕО)
sovsekretnoru

Кто остановит пилигрима

Автор: Лариса КИСЛИНСКАЯ
01.12.2001

 
Виктор НОСАТОВ

Три миллиона нелегальных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые, по экспертным оценкам, осваивают сегодня просторы России с небольшой вероятностью быть отправленными либо вперед на Запад, либо назад – на Восток, это уже не курьез. Это проблема национальной безопасности страны.
Откуда и куда

Как правило, в процессе незаконной миграции задействованы три группы стран: страны исхода, страны транзита и страны назначения.

Исход осуществляется из стран Азии и Африки, а также ряда южных государств СНГ и Закавказья.

Транзит – через страны СНГ, Центральную и Восточную Европу.

Пункты назначения – страны Западной Европы, Скандинавии, США и Канада.

Из достоверных источников известно, что на территории стран транзита задерживаются и депортируются на родину порядка 30 процентов незаконных мигрантов, направляющихся на Запад. Заветной цели достигают 30 процентов. На Западе, как правило, процентов восемнадцать из этого количества задерживаются и отправляются назад в страны транзита, и лишь 8 процентов депортируются на родину.

Страны исхода заинтересованы, чтобы их граждане оседали на Западе. Это дает им возможность частично решить свои социально-экономические проблемы за счет более развитых государств, создавать там места с компактным проживанием своих граждан и, таким образом, влиять на местную политику.

К сожалению, страны назначения и транзита, кроме включения в состав загранучреждений представителей иммиграционного контроля, другой профилактической работы в странах исхода не проводят.

Страны транзита (к ним относятся Россия, Украина и Республика Беларусь), разумеется, принимают меры, препятствующие незаконному въезду на свою территорию. Но при современном развитии технических средств одностороннее закрытие границы неэффективно. Борьба с теми, кто незаконно из страны выезжает, тоже требует значительных затрат. И главное – если жестко пресекать выезд незаконных мигрантов из страны, то она превращается в своего рода отстойник, ухудшается криминогенная обстановка, возникают целые кварталы с компактным проживанием выходцев из стран Азии и Африки, очаги болезней, наркомании и проституции. Поэтому страны транзита стараются сотрудничать с государствами исхода, оказывать им определенную помощь.

Страны назначения предпочитают бороться с незаконной миграцией на дальних подступах, а также используя соглашения о реадмиссии и соответствующие европейские программы: выделяют средства на обустройство в странах транзита специализированных лагерей и карантинных зон.

Хотят ли «нелегалы» оставаться в России? Статистика свидетельствует, что нет. Тогда у рядового россиянина возникает резонный вопрос: зачем пограничники, органы внутренних дел тратят бюджетные деньги на защиту рубежей и интересов других стран? Это можно оправдать только одним: россияне, так же как и граждане Украины и Белоруссии или, скажем, Франции, – единая европейская семья. А в семье решение общих проблем должно быть разумным, взвешенным и совместным. И прежде всего это относится к борьбе с теми, кто в международном масштабе наживается на незаконной миграции.

Семь миллиардов на переправке

С незаконными переправами на Запад можно бороться двумя способами: либо задерживать организаторов и их пособников, либо целенаправленно работать по пресечению этой деятельности в интересах стран назначения.

Первый вариант практически ничего России не стоит, кроме судебных издержек. Второй, учитывая добывание информации в рамках оперативно-розыскной деятельности, ее сбор, обработку, анализ и учет, требует значительных финансовых и материальных затрат. Даже в рамках информационного обмена (без учета статистики) Россия больше отдает, чем получает. А должно быть так: значимая информация за значимую информацию либо значимая информация за помощь по ее добыванию.

Соответствующие российские службы в первую очередь интересует, как незаконные мигранты попадают на территорию России, кто из российских граждан оказывает им помощь.

Заранее предвидя негативное развитие миграционной ситуации, иммиграционные службы США, Западной Европы и Скандинавии постоянно ужесточают порядок въезда и пребывания граждан Азии и Африки. В России же до подобных ограничений руки не доходили

Между тем переправка незаконных мигрантов с каждым годом приобретает все более организованный характер, причем не только в странах исхода.

По данным Госдепартамента США, ежегодный доход всех преступных структур, специализирующихся на мигрантском бизнесе, составляет 7 миллиардов долларов, из которых только на долю европейских переправщиков приходится более 1,1 миллиарда.

Миграционная ситуация в Российской Федерации в последние годы приобрела особенно острый характер, что не только негативно влияет на международный авторитет России, но и наносит ущерб ее национальной безопасности.

В конце восьмидесятых годов первую, достаточно мощную волну иммигрантов составляли афганцы. Вторая волна захлестнула Россию в начале девяностых, когда было принято решение о безвизовом въезде на российскую территорию граждан КНР. Дальний Восток, да и Центральную часть России заполонили толпы торговцев низкопробным товаром, контрабандисты и – нелегальные мигранты. В некоторых районах Хабаровского края китайских граждан стало больше, чем местных жителей. Возникли даже своеобразные чайнатауны с собственными законами и порядками.

Чем же обусловлены неконтролируемые миграционные процессы?

Во-первых, поспешными, а зачастую и не всегда обоснованными решениями, принятыми Россией, – подобно договору с Китаем, а также устаревшим законодательством. Во-вторых, «прозрачностью границ». В основном это относится к российско-казахстанской и российско-украинской границам, где в связи с недостаточным финансированием Федеральной пограничной службы России просто нет возможности усилить охрану. И в-третьих, организационной разобщенностью усилий федеральных органов исполнительной власти.

За последние пять лет количество задержанных пограничниками нарушителей возросло почти в десять раз. В их числе граждане более тридцати государств, с которыми Россия даже не имеет общих границ.

Только в 1999 году ФПС России совместно с правоохранительными органами пресекла деятельность 398 организованных преступных группировок, специализирующихся на переправке мигрантов, выявила 85 каналов незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сегодня основные ее потоки идут из Афганистана, Анголы, Эфиопии, Сомали, Турции, Китая, Пакистана и Шри-Ланки. Направления их движения – российско-китайский, российско-казахстанский, российско-украинский участки границы и международные аэропорты Московской воздушной зоны. Причем до 90 процентов незаконной миграции идет через границу с Республикой Казахстан. Этому во многом способствует ее протяженность (около 7,6 тыс. км) и открытость.

Увеличивается поток и на российско-украинском участке границы. Организаторы переправ пользуются услугами жителей приграничных областей.

Случаются в «переправочном деле» и курьезы.

Как попасть на Запад?

Жил-был на свете Гапур – молодой человек лет двадцати пяти, гражданин Шри-Ланки. Несмотря на молодой возраст, он успел побороздить океанские просторы в качестве матроса, многое повидать, и сравнение было, конечно же, не в пользу его бедной родины. И однажды, взвесив все «за» и «против», попытался Гапур сменить свое гражданство. Дождавшись, пока корабль зайдет в первый же европейский порт, он сошел на берег. Однако чиновник французской миграционной службы, к которому Гапур обратился, не вступая в долгие переговоры, отправил беглеца ближайшим самолетом в Коломбо.

Первая неудача лишь раззадорила Гапура. О реальной возможности осуществить задумку он узнал от другого морского бродяги, даже разжился заветным адресочком. За несколько лет службы на кораблях он скопил небольшой капитал. И теперь решил пустить его в дело.

На одной из узеньких и грязных улочек под вывеской солидной туристической фирмы проводился набор жаждущих перебраться на изобильный Запад. Для придания значимости предстоящей акции переправщики требовали от сограждан не только больших денег, но и строжайшей конспирации.

После того как клиенты подготовились к путешествию – то есть полностью оплатили стоимость дороги и предоставленных услуг, вызубрили наизусть с десяток обиходных иностранных фраз, а также дали устные заверения в том, что готовы ко всем трудностям и лишениям во время предстоящего вояжа, – назначили дату операции.

Весь путь был разбит на несколько этапов. Сначала «туристы» вылетели в Турцию. Оттуда их, снабдив соответствующими заграничными паспортами, авиарейсом отправили в Астану (между Турцией и Казахстаном заключен договор о безвизовом передвижении их граждан через границу).

На втором этапе незаконные мигранты должны были небольшими группами самостоятельно добираться до Москвы. Посоветовав в случае проверки документов «косить» под полуграмотных жителей Средней Азии, переправщики посадили их в поезд и пожелали удачи.

Опасность нависла над каждым из горе-путешественников, как только поезд прибыл на приграничную станцию. Пятерых сограждан Гапура высадили из вагона: при проверке документов они так и не смогли вспомнить ни одной из обиходных фраз.

Оставшиеся радовались недолго, потому что на этом рейды по проверке документов не закончились. До российской столицы добралась едва ли не половина группы граждан Шри-Ланки.

Местом встречи незаконных мигрантов в Москве была определена гостиница «Севастопольская». После обмена соответствующими «верительными грамотами» пилигримов под свою опеку взяли российские переправщики. Расселили где придется и занялись «подготовкой к окончательному этапу путешествия».

Основательно выпотрошив кошельки клиентов, представители «туристической» фирмы направили их дальше – в Минск, а оттуда на трех микроавтобусах повезли к польской границе.

На опушку леса, к которой почти вплотную примыкал забор из колючей проволоки, путешественников вывели в сумерках. Сопровождавшие их от Минска переправщики показали, где и как можно преодолеть сигнализационную систему и в каком направлении двигаться к польской территории.

Получив с клиентов окончательный расчет, переправщики умчались в микроавтобусах – дальше путешественникам предстояло действовать на свой страх и риск.

Дождавшись ночи, «туристы» вышли к забору. Двое, самые крепкие, растянули нити колючей проволоки, и через образовавшуюся дыру все преодолели препятствие. Замаскировав, как учили, пролаз и вереницу следов, оставленную на контрольно-следовой полосе, кинулись к заветной границе.

Долго плутали по лесу, прежде чем вышли к садам и огородам большого и богатого села. Они как дети радовались каждому встречному и, вспомнив несколько специально вызубренных польских слов, радушно их приветствовали и искренне удивлялись, почему местные жители шарахаются от них как от прокаженных.

Впрочем, долго удивляться не пришлось. Через полчаса к ошарашенным иностранцам на бешеной скорости подлетела военная машина. С десяток вооруженных пограничников оцепили нарушителей и под конвоем вывели из села.

Только прибыв в пограничный отряд, к своему великому отчаянию, граждане далекой Шри-Ланки из уст переводчика наконец-то узнали, что переправщики высадили их напротив участка учебной границы, где тренируются будущие белорусские «карацупы»...


Авторы:  Лариса КИСЛИНСКАЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку