НОВОСТИ
Главный судмедэксперт Оренбургской области задержан за незаконный бизнес
sovsekretnoru

КТО БОИТСЯ ИПОТЕКИ?

Автор: Татьяна КОМЕНДАНТ
28.06.2008

Миф о том, что ипотечный кредит – страшная кабала и огромный риск, не выдерживает серьезной критики

В банке тоже работают люди, готовые подойти с пониманием к проблемам, возникшим у заемщика.
В жизни трудно все предусмотреть, и в «ЮНИАСТРУМ БАНКЕ» с пониманием относятся к тому, что иногда у их заемщиков возникают трудности с выплатой ипотечных кредитов.
– Бывает, что человек сменил место работы, – рассказывает Любовь Тимофеева, начальник управления взыскания департамента ипотечного кредитования банка. – В таком случае часто возникает какой-то финансовый перебой, но буквально сразу же ситуация восстанавливается, и это видно. Бывает, что причина связана со смертью близких родственников или их болезнью, когда появляются значительные финансовые расходы. Но и эту ситуацию банк может отследить по свидетельствам, справкам и больничным и увидеть, что вскоре ситуация исправилась. В банке тоже работают люди, готовые подойти с пониманием к проблемам, возникшим у заемщика. К тому же банк совершенно не заинтересован в том, чтобы терять клиента. Выгода здесь взаимная, ведь и человек не заинтересован в том, чтобы потерять квартиру, в которой он нуждается.
– Но в любой сложной жизненной ситуации человек должен сразу же обратиться в банк, – добавила моя собеседница. – Тогда и нам будет проще ему помочь, может быть, дать дельный совет или изменить график платежей. В любом случае контакт с банком необходим.
Заемщица Ольга Чижова (фамилия изменена) в своих отношениях с Новосибирским филиалом «ЮНИАСТРУМ БАНКА» повела себя с точностью до наоборот. Молодая женщина работала в строительной организации, получала хорошую зарплату и по всем статьям удовлетворяла требованиям банка. К сожалению, анкета не учитывает чисто человеческие качества заемщика, его характер, ответственность и так далее.
– Ольга Федоровна взяла у нас 19 сентября 2006 года ипотечный кредит в 1350000 рублей для приобретения двухкомнатной квартиры по улице Ударной за полтора миллиона рублей, – вспоминает начальник отдела ипотечного кредитования филиала «ЮНИАСТРУМ БАНКА». – Почти год она исправно вносила ежемесячные платежи, а в июле 2007 года у нее случилась первая просрочка на 29 дней. Через месяц – вторая просрочка, пошло отставание уже в 30 дней. Кредит приобрел признаки дефолтности, предусмотренный пунктом 4.4.1 кредитного договора. И всего у нее до конца года было допущено семь просрочек.
Все это время заемщица вела себя очень странно, не хотела идти на контакт с банком. На письма, которые банк присылал на адрес ее новой квартиры, не отвечала – нераспечатанные конверты возвращались обратно. Не отвечала и на телефонные звонки по номеру, который указывала в договоре в качестве контактного. Приходила только в кассу, вносила сумму, которая уходила в счет предыдущей просрочки. А очередной платеж вновь оказывался просроченным: ведь проценты и долг списываются в последнюю очередь, чего, видимо, она недопонимала. Обсудить ситуацию с сотрудниками банка не хотела. Так маленькие дети, закрывая лицо руками, думают, что их никто не увидит и неприятностей удастся избежать.
В ноябре Ольга Чижова наконец объявилась в отделе ипотечного кредитования, и ей сообщили о критичности ситуации и предложили немедленно искать деньги для погашения всех долгов или продавать квартиру. Свой номер телефона, по которому она была бы реально доступна, заемщица отказалась сообщить, сказала, что потеряла мобильный телефон. Оставила для проформы номер свекрови.
– Она говорила, что были задержки зарплаты, – рассказывает начальник отдела кредитования. – Но ведь это обстоятельство можно подтвердить справками с работы, а справок мы так и не увидели. Между тем, даже одна просрочка от тридцати дней и больше дает основание для требования досрочного исполнения обязательств по кредитному договору. Или три небольшие просрочки в течение года. То есть банк уже имел все основания потребовать от заемщицы продать квартиру и полностью погасить долг по кредиту. Мы же только в декабре обратились в суд с требованием о взыскании с Чижовой задолженности по кредиту. А в январе получили заочное решение суда – судью убедили предоставленные нами документы, она посчитала требования законными и удовлетворила исковое заявление.
Решение получила и заемщица, подала встречный иск, однако в суде от него отказалась. В феврале 2008 года на счет банка поступили деньги – агентство по недвижимости, занимавшееся квартирными делами Чижовой по генеральной доверенности, написанной ею в ноябре, продало квартиру и погасило ее задолженность.
Но история на этом не закончилась. К удивлению сотрудников банка, заемщица появилась у них в марте и заявила, что доверенность она в ноябре аннулировала, поэтому, дескать, ее квартира была продана незаконно. Но, опять же, кроме копии самого заявления женщина ничего представить не смогла. К тому же обо всех своих действиях в отношении квартиры, находящейся в залоге, заемщица должна была сообщать банку, чего она не сделала.
Новая неуклюжая уловка Ольги Чижовой опять отдавала наивным «авось» – авось поверят, авось все чудесным образом повернется вспять и квартира снова будет принадлежать ей! Но чудес не бывает, и в банке ей сказали, что кредитная история закрыта. Бывшая заемщица ушла разочарованная. Так же быстро, как появилось в суде заявление Ольги Чижовой об отмене решения, так же быстро было написано письмо об отзыве заявления. Но и это был, что называется, ложный финал.
В апреле в банк обратилась за разъяснениями корреспондент областного телевидения, готовившая передачу о «пострадавшей от действий банка заемщице». Оказывается, по версии госпожи Чижовой, в ноябре прошлого года к ней ворвались сотрудники службы безопасности банка, заставили ее подписать генеральную доверенность на любые действия с приобретенной по ипотечному кредиту квартирой, и квартира была продана против ее воли. Понятно, что ни документами, ни свидетельскими показаниями подтвердить свою версию Чижова не могла, а вот корреспондент благодаря документам банка смогла убедиться в том, что квартиру заемщица потеряла исключительно по причине того, что не выполняла свои обязательства перед банком.
В «ЮНИАСТРУМ БАНКЕ» теперь гадают, куда еще пойдет их бывшая заемщица и какую новую «страшную историю» про банк придумает. Случай этот в практике банка исключительный, но поучительный для потенциальных заемщиков.
– Люди должны четко себе представлять, что долгосрочный кредит – это прежде всего абсолютная дисциплина, – говорит начальник отдела ипотечного кредитования филиала «ЮНИАСТРУМ БАНКА». – Даже если что-то случилось, надо контактировать с банком, у нас есть механизмы, с помощью которых можно спасти заемщика от потери квартиры.
Заместитель председателя правления «ЮНИАСТРУМ БАНКА» Сергей Бессонов рассказал автору этих строк, что в истории банка были даже такие случаи, когда в силу обстоятельств приходилось прощаться с заемщиком, но у человека финансовая ситуация снова менялась к лучшему, и ему выдавали новый кредит. Но именно потому, что заемщик честно информировал о своих трудностях.
С моими словами о том, что брать ипотечный кредит – большой риск, Сергей Васильевич категорически не согласился.
– При росте стоимости на недвижимость о каком риске может идти речь! – сказал он. – Заемщик в деньгах, как правило, не теряет, даже если приходится продавать квартиру для погашения долга по ипотечному кредиту. Не стоит бояться ипотеки еще и потому, что инфляция тоже активно «играет» в пользу заемщика. Те деньги, которые он взял сейчас, через несколько лет могут оказаться просто смешной суммой. Кроме того, если у семьи нет квартиры, она вынуждена арендовать ее и платить ежемесячно немалую сумму. Правда, если говорить о московском рынке жилья, то он уже дорог до такой степени, что аренда стала стоить дешевле, чем аннуитет за такую же квартиру. Но что касается регионов, то там, на мой взгляд, ситуация до сих пор лояльна к ипотечным заемщикам – если вы берете ипотеку, то платите практически те же деньги, что и за аренду. Но зато у вас будет собственное жилье.
– Тем не менее, насколько мне известно, россияне стараются выплатить свои долги досрочно, – возражаю я. – Может, это менталитет такой у наших сограждан? Ну никак не можем мы привыкнуть жить в долг, как американцы. Стремимся сбросить этот гнет с души и жить спокойно без долгов…
– Действительно, есть официальная статистика, что средняя продолжительность ипотечного кредита в России составляет семь лет. То есть берут кредит на 20-25 лет, а возвращают досрочно. Думаю, дело не только в менталитете, хотя и это, наверное, важно. У кого-то повысилась зарплата – он может больше платить, на кого-то свалилось наследство – он может вообще полностью погасить кредит. Но я думаю, что дело еще и вот в чем. Когда более стабильной будет ситуация в бизнесе, когда малый и средний бизнес станет более защищенным, люди станут вкладывать деньги туда, потому что сегодняшние примеры говорят о том, что бизнесмены не торопятся погашать ипотечный кредит, так как ставка по нему 11–14 процентов годовых, а деньги, работающие в бизнесе, приносят доход зачастую в два-три раза выше. Эта ситуация должна измениться, так как курс государства направлен на развитие малого и среднего бизнеса и, как следствие, формирование полноценного среднего класса. Мы будем жить с кредитами, как весь цивилизованный мир. Уверен я и в том, что ипотека в России будет развиваться еще не один десяток лет. Потребности граждан огромны, экономика страны активно развивается, необходимо только решить проблему с доступностью жилья для широких масс граждан, а также увеличивать количество и улучшать качество вновь возводимого жилья, в том числе с использованием инновационных технологий, например, малоэтажного каркасного строительства.


Татьяна Комендант

Авторы:  Татьяна КОМЕНДАНТ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку