НОВОСТИ
Главный судмедэксперт Оренбургской области задержан за незаконный бизнес
sovsekretnoru

Красный PR как средство для промывания мозгов

01.09.2001

 
Алексей ГОРЕСЛАВСКИЙ

В сентябре в Ростовской области состоятся выборы губернатора. Донской регион – один из последних бастионов демократии на юге России. Компартия перешла к активному продвижению в регионы, осознав, что бороться за пост президента бесполезно. И результат налицо: на недавних выборах в Нижнем Новгороде, Туле, Краснодаре, Курске коммунисты победили, сделав ставку на так называемый «красный пиар».

За последние пять лет российские граждане убедились в том, что выборов обычных не бывает. Прошли времена, когда простая трансляция заседаний Съезда народных депутатов СССР способна была раскрутить того или иного политика только благодаря его речам с трибуны. Теперь на выборах практически любого уровня все решают имиджмейкеры, политконсультанты и специалисты по связям с общественностью. Проще говоря, пиарщики.

Универсальной «страшилкой» для россиян стал «черный PR». Он имеет еще одно название – «грязные технологии», так как «черный PR» – не идеология, а набор технологических приемов, вспомогательное средство в борьбе за власть. Главный вред от него – рост недоверия к институтам власти, снижение явки на выборах и дезориентация избирателей. Как известно, «ловит рыбку в мутной воде» отнюдь не самый достойный кандидат. И успех зависит не от политической ориентации – были бы деньги.

У нынешних коммунистов денег никогда особенно больших не было. Партвзносы и пожертвования сочувствующих нефтяных компаний и банков не оставляли их бонз без бутерброда с икрой, но и не позволяли финансировать серьезные политические кампании с наймом дорогостоящих пиарщиков. Тогда-то коммунисты и решили использовать самый идеологически насыщенный и политизированный из всех видов пиара – коммунистическую пропаганду, «красный пиар».

Собственно коммунистическая идеология уступила место политической конъюнктуре, так как цель осталась прежней – сохранение и приумножение собственного присутствия во власти.

От протеста к соглашательству

Владимир Чуб

Парадокс в том, что высшая власть в России, а именно – пост президента, коммунистам оказалась, в общем-то, не очень нужна. Это огромная ответственность – нужно выполнять обещанное. И лидеры КПРФ, в силу своего прагматизма, трезво оценили перспективу «президентства» Геннадия Зюганова. Уже во втором туре президентских выборов 1996 года Зюганов резко сбавил обороты своей агитационной кампании, тогда как контрпропаганда его соперника, наоборот, достигла апогея.

Последние выборы в парламент и президентская кампания наглядно продемонстрировали, что электоральная поддержка коммунистов претерпела существенную «усушку». Руководство компартии взяло курс на диалог с «режимом», оставив в прошлом непримиримость и радикальный запал.

Власть также заметно «потеплела» к оппозиции, отдавая предпочтение диалогу, а не конфронтации. Свидетельство тому – знаменитое «пакетное» соглашение в Государственной думе, когда КПРФ и пропрезидентские фракции «Единство» и «Народный депутат» поделили фактически на троих почти все думские комитеты.

Однако на региональном уровне борьба коммунистов за власть идет с неослабевающим напором. Они участвуют во всех возможных выборах, которые в последнее время приносят им неплохие дивиденды. Самые громкие примеры – победы на выборах в Нижнем Новгороде и Курске.

Однако не всегда пиар приносит должный эффект, ведь капризную волну протестных настроений еще нужно умело оседлать. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать в «тонусе» устойчивый электорат, в частности, наиболее дисциплинированную его часть – пенсионеров и ветеранов. Молодежь в массе своей не ностальгирует по Советской власти (просто не знакома с ней лично), а радикально настроенная часть скорее примкнет к лимоновцам или баркашовцам.

Каков же «химический состав» «красной пропаганды»? На первый взгляд, он прост: в первую очередь это критика «антинародного режима» и его «ставленников» на местах. (Вспомните хотя бы лозунг «Банду Ельцина под суд».) Во-вторых, коммунисты беспрестанно повторяют заклинания о «потерянном светлом Рае». Сюда можно отнести и грезы о «колбасе по 2.20», и о том, что «все были равны». Есть и еще одна составляющая – это бесконечные обещания немедленного и всеобщего блага после реставрации Советской власти. Вот на этих «трех китах» и базируется современный «красный пиар». Главный же принцип коммунистической пропаганды – сделать белое черным. Назвать достижения провалом, рост – спадом, успех – случайным везением

Геннадий Ходырев

Выборные технологии в их классическом понимании коммунистами ранее практически не использовались. Во многом это снижало эффективность организации агитационной работы. После 1996 года КПРФ стала уделять гораздо больше внимания и средств на подготовку собственных политконсультантов и пропагандистов. Существенно улучшили финансирование региональных организаций и ячеек. Заметно возросло качество агитматериалов.

Любопытно, что кампанию бывшего члена ГКЧП Стародубцева официально вел мастер «черного пиара» из Петербурга Алексей Кошмаров, сделавший себе имя на раскрутке Владимира Яковлева. Ходят слухи, что этого специалиста хотел привлечь и ростовский коммунист Иванченко. Вот такая принципиальность!

Старикам – дорогу, молодым – почет

Возникает главный вопрос: что ждать населению регионов, проголосовавших за кандидатов от КПРФ, после их победы?

Как минимум первые полгода, а то и год будет идти кадровая ротация. То есть работа администраций будет парализована. К середине срока избиратели наверняка задумаются: а где же обещанный социально-экономический «парадиз»? Ответ вчерашних оппозиционеров не трудно предугадать: «До сих пор разгребаем завалы, оставшиеся от прежней власти, да и вообще – во всем виноват федеральный центр!» Проблема в том, что такой ответ уместен в первые полгода после победы, коммунисты же цепляются за эту спасительную формулу в течение всего срока правления красного губернатора.

Один из главных секретов «красного пиара» – умелая маскировка того, что к власти в регионах зачастую стремятся вчерашние номенклатурщики «советского разлива», имеющие мало общего с образом настоящего коммуниста. Они и сегодня пользуются немалыми депутатскими привилегиями, как правило, тесно связаны с большим бизнесом. На словах коммунисты готовы свернуть горы, но как дело доходит до реального раздела власти, имущества, средств и полномочий, ни о каких принципах нет речи и в помине. Буквально десять лет назад никто бы не поверил, что руководство компартии будет цитировать Библию и Новый Завет и объявлять Христа первым коммунистом, а видные функционеры, как Иванченко, будут позировать чуть ли не в обнимку с Патриархом.

Что же касается стойкости убеждений функционеров из ближайшего окружения Зюганова, то их хорошо продемонстрировал тот же Геннадий Ходырев, который сразу после победы на выборах заявил о приостановлении своего членства в партии. А ведь многие голосовали за него, как за коммуниста. Сам Ходырев никак не прокомментировал заявление Бориса Немцова, что его выход из партии был согласован с «Союзом правых сил», то есть с главными политическими оппонентами коммунистов.

И вот выборы в Ростовской области. Там с действующим губернатором Чубом должен был бороться партийный ветеран Леонид Иванченко. Однако коммуниста с дистанции решением местной избирательной комиссии попросту сняли. Происки конкурентов? Нет, все гораздо проще: мало того, что коммунисты сдали в комиссию неправильно оформленные подписные листы, еще и многие подписи избирателей оказались фальшивыми. Почему опытные «красные пиарщики», рекрутированные на помощь Леониду Иванченко из ЦК КПРФ, так опростоволосились? Есть три версии случившегося, и каждая имеет право на существование.

Александр Михайлов

Первая – избирательный штаб Иванченко напортачил сам. То есть сторонники коммуниста забыли должным образом оформить избирательные листы, забыли сверить данные подписавшихся в пользу Иванченко, забыли попросить самого конкурента расписаться в листах... Странно, хотя вполне возможно.

По второй версии, причиной провала стали внутрипартийные разборки. Говорят, между старшим и младшим поколениями в партии произошел раскол, в результате которого Иванченко остался без поддержки молодой, но более активной части. Видимо, молодые коммунисты, получив по разнарядке задание собирать подписи за Иванченко, отнеслись к этому крайне халатно. Сам Иванченко, выдвинувшись в кандидаты, отбыл на отдых в Сочи, оставив на хозяйстве своего верного соратника – второго секретаря обкома Алексея Морщинера, имеющего, как отмечают эксперты, богатый опыт подготовки и проведения выборов, особенно по части сбора подписей. Трудно поверить, что ему до решающего заседания избиркома не было известно, например, о проверках паспортных данных через паспортно-визовые службы. Однако когда Иванченко было отказано в регистрации, коммунисты сильно возмущались этими проверками, будто не ими же были придуманы внутренние паспорта, паспортные столы, прописка и прочее

Согласно третьей версии, Иванченко, поняв, что он все равно проиграет, решил сделать этот хитрый ход, возможно, по совету своих пиарщиков: да, на выборы не пустили, но ведь зато и не проиграл! Теперь коммунисты смело могут говорить о произволе и т.п., создавая предвыборные проблемы губернатору Чубу. И записывать область в «красный пояс» КПРФ на радость Зюганову. И оставаться в партийных верхах. Более того, чтобы сохранить лицо, коммунисты обязаны будут бороться за пересмотр решения комиссии. Борьба заведомо малоперспективна – судиться с Ростовским областным избиркомом коммунисты уже пробовали и знают, что с ним сладить тяжело. Члены комиссии сознают всю полноту ответственности и приняли решение отказать Иванченко в регистрации, руководствуясь поистине железными аргументами. А если коммунисты ненароком выиграют? Тоже неплохо: борцу с режимом Иванченко бороться с Чубом куда проще. Да и проигрыш в этом случае не так страшен – объяснение уже готово: мол, сами видите, какие они (ростовские власти) «наглые фальсификаторы»!..

Был у ростовских коммунистов еще один вариант, как спасти ситуацию: заменить непроходного, но высокопоставленного Иванченко на кандидата помоложе и поинтереснее. И подходящий кандидат на примете имелся.

В 1997 году в Ростове проходили дополнительные выборы в Госдуму – на место Сергея Шахрая. Вопреки усилиям федеральных властей, радевших за экс-министра Геннадия Меликьяна, победил коммунист Николай Коломейцев. Через два года он подтвердил свою победу, переизбравшись на новый срок, а в декабре 2000 года составил достойную конкуренцию популярному мэру Ростова-на-Дону Михаилу Чернышеву.

По сравнению с Иванченко Коломейцев выигрывал бы почти во всем. Моложе (44 года против 59), активнее (и в Ростове, и в думской фракции КПРФ), эффективнее на выборах: три кампании за четыре года, из них две победные. В то время как Иванченко после провала на выборах 1996 года никуда не баллотировался, а в Думу проходил только по партийному списку. Единственное преимущество Иванченко – аппаратный опыт и опора на старые номенклатурные кадры. И опытный аппаратный игрок Иванченко меньше всего хотел уступать дорогу молодому сопернику, который и так частенько мелькает рядом с Зюгановым.

Коммунисты за Березовского?

Кандидат от коммунистов на ростовских выборах не стал прилагать особых усилий для своей победы. Как уже говорилось, вместо раскрутки своей кампании Иванченко загорал в Сочи, поручив работу на местности своему избирательному штабу. Правда, злые языки утверждают, что он в Сочи собирал средства на предвыборную борьбу. Ходят слухи, что именно на Черноморском побережье и произошла встреча Иванченко с эмиссарами Бориса Березовского.

Александр Ткачев

Что общего у ростовского функционера КПРФ и Бориса Березовского? Ответ можно найти, прочитав, к примеру, опубликованную в «Независимой газете», подконтрольной Березовскому, статью Иванченко, в которой он клеймит федеральные власти, принимающие скверные, антинародные законы, возмущается произволом губернаторов и полпредов. Такое впору публиковать в «Правде». И дешевле обошлось бы. В «Независимой» такая публикация на три-пять тысяч долларов тянет. Не депутатскую же зарплату тратил на нее претендент на губернаторский пост. Да и какой прок в одиночном выстреле! Поэтому напрашивается другая версия: возможно, Борис Абрамович готов был предоставить амбициозному политику кредит. Дискредитировав нынешнюю власть и став областным главой, тот отблагодарил бы олигарха, которого прежде на Дон не пускали и на пушечный выстрел.

Откуда такой интерес к Ростову? Скорее всего, у Бориса Абрамыча к Чубу есть собственный счет. Начиная с тех времен, когда администрация Ростовской области поддержала реализацию проекта строительства в Таганроге автомобильного завода. Владельцу «ЛогоВАЗа» появление крупного конкурента – производителя легковых автомобилей – было вовсе ни к чему. Были и другие бизнес-проекты Березовского, которые могли подтолкнуть Иванченко к нему в объятия. Еще в 2000 году подконтрольные олигарху СМИ начали наращивать наступление на ростовскую власть, называя область жутко коррумпированной, ее администрацию – неэффективной, дотла разорившей благодатный регион. На выборах союз Березовского и Иванченко мог бы иметь для Чуба самые фатальные последствия – если бы Березовский в 2001 году сохранил хоть половину того влияния, которым пользовался в 2000-м. Но сейчас ему не до Ростова. Да и в принципе ставка на союз с одиозным олигархом стала стратегической ошибкой для КПРФ.

Чему научит ростовский опыт коммунистических политтехнологов, можно только гадать. Можно только предполагать, что в будущем коммунисты, учтя ростовский опыт, изменят тактику. Однако ждать каких-то позитивных изменений в социально-экономическом положении той или иной губернии после «воцарения» очередного соратника Зюганова не стоит. Сейчас ясно одно – в Ростове «красный пиар» не поможет, а значит, красный пояс вокруг Москвы не затянется.



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля

 

Возврат к списку